Размер
шрифта

Цвет
сайта

Показывать
картинки

Шрифт
Кернинг
Толщина шрифта

Цвет сайта

"Система оценки качества образования и потребители образовательных услуг"

9/12/2013 943

   4 декабря 2013 года Воронежское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание», Воронежский государственный педагогический университет, Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Центр развития образования и мониторинга образовательной деятельности Воронежской области при поддержке департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области в условиях реализации Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и ФГОС нового поколения» провели научно-практическую конференцию «Система оценки качества образования и потребители образовательных услуг», которая состоялась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей «Многоуровневый образовательный комплекс №2» (МБОУ лицей «МОК №2»).
    В работе конференции принимали участие: руководители органов управления образованием и учреждений общего, профессионального образования, ВОИПКиПРО и методических служб, управляющих советов, члены Общественной палаты и Всероссийского педагогического собрания, представители профсоюзных организаций, социальные партнеры в системе образования, педагоги, члены регионального Координационного совета молодых учителей, средств массовой информации:
-    председатель Воронежского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания, член комиссии по науке и образованию Общественной палаты Воронежской области, заведующая лабораторией государственно-общественного управления в образовании ВОИПКиПРО – Картавцева Ольга Анатольевна;
-    заместитель руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области – Чуев Сергей Алексеевич;
-    руководитель управления образования администрации городского округа город Воронеж – Викторов Константин Георгиевич;
-    декан физико-математического факультета Воронежский государственный педагогический университета – Малев Василий Владимирович;
-    первый проректор – проректор по учебной работе Воронежского государственного университета – Чупандина Елена Евгеньевна;
-    начальник отдела сопровождения и координации процедуры аттестации педагогических работников Центра развития образования и мониторинга образовательной деятельности Воронежской области – Шпыг Юлия Валентиновна;
-    директор МБОУ лицей «МОК №2» г. Воронеж – Свердлов Владимир Яковлевич;
-    председатель Координационного совета молодых учителей Воронежской области, учитель географии Бобровской СОШ №2 – Минаков Роман Николаевич.
          
          
   Более 130 участников конференции – представителей педагогического сообщества из г.Воронежа, г. Нововоронежа, г. Острогожска, муниципальных районов Воронежской области – Аннинского, Бобровского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Верхнемамонского, Калачеевского, Каширского, Нижнедевицкого, Новоусманского, Павловского, Панинского, Поворинского, Подгоренского, Рамонского, Репьевского, Таловского, Хохольского, Эртильского смогли высказать своё мнение и поделиться накопленным опытом в ходе работы 3 секций:
1)    независимая оценка индивидуальных достижений обучающихся в условиях реализации закона «Об  образовании в РФ» и ФГОС нового поколения;
2)    самооценка и независимая оценка качества профессиональной деятельности педагогов в ходе реализации образовательной программы, аттестации;
3)    гармонизация интересов педагогического и местного сообщества, обучающихся и родителей в целях повышения качества образования.
    В программе научно-практической конференции особое место отводилось решению задачи взаимодействия органов государственно-общественного управления в образовании, потребителей образовательных услуг и социума  по вопросам качества реализации ФГОС нового поколения  в свете реализации национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”», ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Руководителями рабочих секций были представители различных организаций:
№ 1: Чудинский Руслан Михайлович – заведующий лабораторией ЦРО и МОД ВО; Стуколова Галина Петровна – доцент ВГПУ; Пушкина Светлана Васильевна –учитель МБОУ гимназия №10, член совета ВРО ООО ВПС; Данилина Елена Валентиновна – заместитель директора  МБОУ лицей «МОК №2»; Малев Василий Владимирович –  декан физико-математического факультета ВГПУ.
№ 2:  Шпыг Юлия Валентиновна – начальник отдела ЦРОиМОД ВО; Сырых Татьяна Васильевна – доцент ВГПУ; Золототрубов Игорь Викторович – директор МКОУ Русскогвоздёвская СОШ Рамонского района, член бюро ВРО ООО ВПС
№ 3:  Картавцева Ольга Анатольевна – председатель ВРО ООО ВПС, заведующая лабораторией ВОИПКиПРО; Бодрова Наталья Фёдоровна – доцент ВГПУ; Кравцова Наталья Геннадьевна – председатель профкома МБОУ гимназия №2,  член  ВРО ООО ВПС.
    Участники секций заполнили анкету с целью выявления проблем по заявленным на конференции вопросам, вокруг которых была построена дискуссия, были высказаны мнения и предложения в ходе работы «открытого микрофона». Всё высказанное было учтено в рекомендациях конференции.
Желающим участвовать в экспертном сообществе было предложено оставить заявку в секретариате ВРО ООО ВПС.
    Председатель ВРО ООО ВПС Картавцева О.А. отметила, что на образовательном пространстве Воронежской области используются  инновационные подходы в консолидации участников образовательных отношений и социальных партнеров по совершенствованию управления образованием, организационно-методической поддержки систем оценки качества образования. В ходе реализации проектов и программ образовательные организации на практике отрабатывают инновационные модели и подходы в регулировании образовательных отношений,  всесторонней объективной оценке качества образования, создают образцы того, как может и должна быть устроена современная школа. Вместе с тем, отметила наличие ряда нерешенных проблем в региональной системе общего образования в условиях реализации Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и ФГОС нового поколения:
-    остается низкой активность  органов государственно-общественного управления в формировании муниципального задания образовательным организациям и контроле по его реализации, организации потребителей по вопросам формирования требований к образовательным программам и результатам, оценки качества;
-    доля образовательных организаций, способных дать объективную оценку качества и эффективности деятельности  по результатам самообследования, незначительна;
-    слабая связь оценки качества профессиональной деятельности педагогов по реализации образовательной программы с финансово-экономической поддержкой в рамках нормативно-бюджетного финансирования, напряженного бюджета отдельных образовательных организаций;
-    региональная система независимой оценки индивидуальных достижений обучающихся, находясь на стадии внедрения, не распространена в образовательных организациях повсеместно;
-    сохраняется «закрытость» при решении руководителями отдельных организаций, муниципальных образований вопросов поощрения педагогических и руководящих кадров, финансового обеспечения, что тормозит внедрение инноваций, переход к эффективному контракту с работниками образования;
-    экспертное сообщество малочисленно и недостаточно подготовлено для объективной оценки инноваций  с целью их дальнейшего продвижения.
Участники конференции отметили актуальность, остроту и разнообразие подходов к обсуждаемым проблемам; акцентировали внимание на необходимость продолжения практики диалога потребителей образовательных услуг, участников образовательных отношений, органов власти. Особая роль при этом, по мнению большинства, отводится органам государственно-общественного управления в образовании.
Рекомендации по итогам научно-практической конференции следующие:
•    органам государственно-общественного управления в образовании (советам по образованию Воронежской области, муниципальных образований, образовательных организаций региона), ВРО ООО ВПС, центру развития и мониторинга образовательной деятельности:
1)    обсудить вопросы
-    совершенствования механизмов и процедур государственно-общественной экспертизы качества образовательных услуг, в т.ч. педагогического опыта, педагогических инноваций;
-    применения целевого и эффективного материального и морального стимулирования педагогов и руководителей образовательных организаций;
-    эффективности функционирования сети организационно-методической, информационной поддержки по вопросам нормативного обеспечения мониторинга качества предоставления образовательных услуг, внедрения эффективного контракта как инструмента управления качеством, консолидации участников образовательных отношений, социальных партнеров по совершенствованию управления образованием;
-    содействия обеспечения наполнению, обновлению, функционированию сайтов (особенно в организациях, испытывающих кадровый дефицит) и инновационной деятельности образовательных организаций.
2)    использовать переговорные и дискуссионные площадки, круглые столы, встречи для учета мнения  потребителей образовательных услуг и социума по проблемам качества образования.
3)    сформировать банк данных экспертов в сфере образования, общественных наблюдателей для проведения независимой оценки индивидуальных учебных достижений обучающихся, провести их сертификацию.
•    ВГПУ, ВОИПКиПРО, ВГУ, ВИВТ:
-    в целях совершенствования профессиональной подготовки работников образования  ввести в учебный процесс  элективные курсы,  занятия, направленные на формирование компетенций, связанных с обеспечением взаимодействия участников образовательных отношений и социальных партнеров; привлекать к их проведению педагогов-практиков, реализующих стандарты нового поколения.
•    образовательным организациям:  
-    активнее применять практику самообследования с целью определения степени выполнения показателей установленного качества образовательных услуг, запросов их потребителей;
-    подготовку отчетов об обеспечении организацией соответствующего уровня качества подготовки обучающихся и выпускников по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам в соответствии с ФГОС (государственными образовательными стандартами - до завершения их реализации в образовательной организации).
                    Организаторы выражают благодарность заслуженному учителю России Свердлову Владимиру Яковлевичу - директору муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей «Многоуровневый образовательный комплекс №2», коллективу лицея (победителю регионального профессионального конкурса «Школа-Лидер образования Воронежской области», участнику Национального реестра лучших учебных заведений России), ансамблю «Калинка» (руководитель Тертичная Наталья Аркадьевна) за создание условий и участие в проведении научно-практической конференции.