Размер
шрифта

Цвет
сайта

Показывать
картинки

Шрифт
Кернинг
Толщина шрифта

Цвет сайта

Об опыте использования дистанционных технологий на кафедре английского языка ВГПУ

25/05/2020 340

Эпидемия коронавируса и связанная с ним самоизоляция создали форс-мажорный переход в онлайн-образование. Эти причины оправдывают скорость, с которой преподаватели и студенты перешли на онлайн-формат работы. Элементы технологий дистанционного обучения давно и активно используются на кафедре английского языка. Удалённое обучение всегда дополняло аудиторное, контактное, требующее личного присутствия каждого участника образовательного процесса. Новый формат обучения раскрывает новые возможности использования информационных технологий для проведения видео-конференций, вебинаров и практических занятий в сфере профессионального образования.

Обратимся к опыту преподавателей и студентов кафедры английского языка, которые повседневно используют дистанционные технологии в обучении. Безусловно, основная часть образовательного процесса проходит на портале дистанционного обучения ВГПУ, который содержит постоянно пополняемую и актуализируемую базу электронных учебных и учебно-методических материалов, разработанных преподавателями в течение многих лет. Студенты осваивают материалы программы, проверяя свое понимание с помощью разнообразных тестовых технологий, таких как технология перекрестного выбора, технология множественного выбора, технологии завершения и подстановки и др. Студенты могут прикреплять файлы с письменными работами, аудио-файлы для проверки продуктивных устных и письменных речевых умений. Личный кабинет образовательного портала ВГПУ тоже позволяет всегда быть нам на связи как с одним студентом, так и с целой группой. Преподаватели кафедры творчески подходят к процессу обучения, находясь в постоянном поиске использования новых технологий на просторах Интернета, чтобы процесс обучения отвечал потребностям современной молодежи, а их познавательный интерес постепенно перерастал в профессиональный к выбранному им предмету. Наша методическая копилка использования разнообразных ресурсов достаточно богата и студенты кафедры английского языка захотели поделиться своими впечатлениями об учебе в период самоизоляции.

«Наши преподаватели пытаются разнообразить дистанционное обучение использованием различных бесплатных образовательных платформ. Мы часто работаем на платформе Canvas, с помощью которой мы можем на занятиях использовать практически все известные источники информации от видеолекций, текстовых документов до викторин, тестов, живых онлайн-дискуссий. Для студентов этот ресурс является практичным, потому что на электронную почту поступают оповещения, а на самом сайте показаны дедлайны (последний срок сдачи) заданий, баллы за их выполнение. Для формирования умений аудирования мы используем сайт bbc.com. Смотря видео и читая статьи, а затем рассказывая о них краткую информацию своим одногруппникам и преподавателю по Skype, мы практикуем язык, а также знакомимся с культурными особенностями англоязычных стран».

 Колесникова Юлия, 5 АН 2

 

«Для осуществления нашего образовательного процесса на дистанционной основе помимо основных средств общения, таких как «Личный кабинет» и «Дистанционное обучение», мы используем Skype. Вместе с преподавателем мы организуем практические занятия всей группой. С помощью функции «демонстрация экрана» мы обмениваемся информацией, показываем презентации, а преподаватель объясняет новый материал наглядно и без траты времени на его отправку. Конечно, иногда могут возникать проблемы со связью из-за перегруженности Интернета, но, как правило, все быстро восстанавливается. Для многих из нас эта программа является удобной не только для реализации учебного процесса, но и для общения с друзьями».

 Демидова Юлия, 5 АН 2

 

«В качестве дополнительного интерактивного средства обучения в нашей группе используется цифровая образовательная платформа “FutureLearn”. Здесь мы можем найти разнообразные темы для изучения, в зависимости от интересов и целей. Выбрав тему, мы изучаем ее определенный период времени, далее осуществляется тематический контроль, который включают в себя проверку знаний в виде теста, эссе или разработки своего собственного проекта. Студенты группы общаются между собой в комментариях, смотрят работы друг друга, осуществляя взаимный контроль. Мы часто реализуем проектную технологию через “Coursera” для получения актуальных навыков по интересующим нас темам.

Акованцева Анастасия, 5АН 2

 

«Несмотря на то, что мы студенты выпускного курса, и казалось, что все навыки и умения уже сформированы, мы продолжаем активно работать над развитием активного лексического словаря. Преподаватель организует нашу самостоятельную работу с помощью сервиса «Quizlet», по средствам которого студенты легко, а главное, с удовольствием запоминают любую информацию, представленную в виде учебных карточек: в приложении присутствуют уже готовые карточки по разным разделам, а также есть возможность создать свои собственные задания. Мы устанавливаем режим тренировки и контроля выученных карточек, тем самым представляя, что находимся на настоящем экзамене, где требуется спонтанная речь и молниеносная реакция на реплику преподавателя.

Еще одним интересным сервисом для самоконтроля изученной лексики является приложение «Kahoot». Благодаря данному сервису преподаватели проверяют наш уровень владения лексикой по новой теме, т.к. в приложении есть возможность создания онлайн-викторин, тестов и опросов. Студенты отвечают на созданные преподавателем тесты с любого устройства, имеющего доступ к Интернету. Преподаватель сам регулирует темп выполнения викторин и тестов путём введения временного предела для каждого вопроса и сам определяет сроки выполнения тестов. По истечению указанного времени, преподаватель присылает нам фото с турнирной таблицей, где каждый видит свою позицию. Это мотивирует нас на изучение языка еще больше!»

 Варнавская Анастасия, 5 АН 2

«Несмотря на дистанционное обучение, мы получаем всегда задания по расписанию, множество незабываемых эмоций, так как формат занятия приобретает практически очный характер. Естественным образом мы обсуждаем различные моменты, связанные с академической жизнью. Преподаватель может показать написание лексики, объяснить грамматический материал, поделившись доступом к экрану ПК или просто написать в общем чате собрания в Skype или Zoom . Также есть возможность отправить фрагмент книги в формате docx или pdf и моментально скачать. Мы всегда на связи с куратором, который передает нам актуальную информацию, собрав группу в общую онлайн-беседу».

 Терин Алексей, 5 АН 2

 

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что сегодняшняя обстановка диктует выбор в пользу онлайн-обучения. Несмотря на «плюсы» у дистанционного обучения есть и ряд «минусов», среди которых: нет возможности учиться «вживую», строить отношения в коллективе; не каждый студент умеет поддерживать у себя мотивацию к самостоятельной работе в связи с отсутствием жесткой самодисциплины; а главное, что не любую профессию можно освоить дистанционно. К ней по праву можно отнести и учительскую профессию, в которой очень важен индивидуальный подход, личностно-ориентированное взаимодействие, использование очных коммуникаций. И преподаватели, и студенты, единогласно приходят к выводу о том, что мы соскучились по очной форме обучения, по «живому» общению, по добрым знакомым лицам. Ведь ничто не может заменить полноценного занятия в аудитории с эмоционально-познавательным откликом, а лишь только его дополнить.

 

М.А. Шевцова, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой английского языка ВГПУ