Размер
шрифта

Цвет
сайта

Показывать
картинки

Шрифт
Кернинг
Толщина шрифта

Цвет сайта

Преподаватели ВГПУ приняли участие в Педагогическом образовательном форуме «Педагогическое образование в условиях системной трансформации современного общества»

22/06/2020 153

19-20 июня 2020 года состоялся Педагогический образовательный форум «Педагогическое образование в условиях системной трансформации современного общества», организованный Министерством просвещения Российской Федерации, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Ассоциацией развития педагогических университетов и институтов, Евразийской ассоциацией педагогических университетов. Цель форума: обсуждение основных стратегических направлений развития системы непрерывного педагогического образования и способов решения актуальных задач подготовки педагогических кадров в условиях системной трансформации современного общества.

Насыщенная пленарная сессия, которая состоялась 19 июня, объединила приветствия и установочные доклады заместителя Министра просвещения В.С. Басюка, заместителя Министра науки и высшего образования Д.В. Афанасьева, первого заместителя председателя Комитета ГД РФ по образованию и науке О.Н. Смолина, ответственного секретаря Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, посла по особым поручениям МИР России Г.Э. Орджоникидзе, председателя ФУМО в сфере высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», директора Института педагогики СПбГУ Е.И. Казаковой, ректора Московского педагогического государственного университета А.В. Лубкова. К площадкам Форума присоединились коллеги из ближнего зарубежья – ректор Казахского национального педагогического университета имени Абая Т.О. Балыкбаев (г. Алматы, Казахстан), ректор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка А.И. Жук (г. Минск, Беларусь), ректор Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами А.Ю. Умаров (г. Ташкент, Узбекистан). С содержательными установочными докладами выступили руководители площадок Форума. Многообразие тактических решений в рамках педагогического образования при сохранении единой стратегии, как отмечалось большинством выступавших, нуждается в осмыслении, оценке и грамотном внедрении в деятельность педагогических вузов.

Работа восьми площадок Форума была посвящена анализу комплекса вопросов, в числе которых участие педагогических вузов в реализации национального проекта «Образование»; вариативные траектории подготовки педагогических кадров; интеграция высшего и среднего профессионального педагогического образования, единство требований к качеству подготовки; педагогические университеты как опорные центры научно-методического обеспечения подготовки и сопровождения педагогических кадров; взаимодействие с региональными властями, социумом, бизнесом по преодолению дефицита педагогических кадров, развитию регионов; обновление содержания и технологий педагогического образования; формирование воспитательного пространства педагогического вуза; возможности цифровых технологий в непрерывном профессиональном развитии современного педагога.

Воронежский государственный педагогический университет был представлен выступлениями зав. кафедрой общей и социальной педагогики М.В. Шакуровой (площадка «Развитие воспитательного потенциала современного образования») и доцента кафедры общей и социальной педагогики Ю.В. Кудиновой (площадка «Эффективные модели и практики допрофессиональной педагогической подготовки»).


В выступлении Марины Викторовны Шакуровой было акцентировано внимание слушателей Форума на проблеме обновления программ и практик воспитания в педагогических вузах, которые концептуально и отчасти технологически должны быть согласованы с Примерной программой воспитания, утвержденной ФУМО 2 июня 2020 года и рекомендованной к внедрению в школы с нового учебного года, не дожидаясь вступления в силу ФГОС-4, частью которого данная Программа является. Показана роль преподавателей ВГПУ в процедурах апробации этой Программы, внесены предложения по разработке и внедрению аналогичной программы для педагогических вузов страны.

Юлия Валерьевна Кудинова представила опыт работы кафедры общей и социальной педагогики с педагогическими классами, выступив с докладом «Педагогическая группа как форма профессиональной ориентации в школе». На современном этапе развития педагогического образования особую значимость приобретает процесс профессиональной ориентации старшеклассников. Система ЕГЭ дает возможность выпускникам подавать документы на многие факультеты и специальности, но при этом не всегда у абитуриентов имеется  четкое представление о будущей профессии. Особую важность это имеет при поступлении в педагогический вуз. В связи с этим возникает  необходимость в создании педагогических классов как эффективной формы педагогической профориентации и важного звена непрерывного педагогического образования. Поскольку традиционная модель педагогических классов не всегда удобна для школ из малых городов и сельских школ, альтернативным вариантом может стать педагогическая группа. Совместный  с МБОУ Бобровская СОШ №1 опыт  организации педагогической группы был представлен на секции «Эффективные модели и практики допрофессиональной педагогической подготовки».

 

 После продуктивной работы секций состоялось подведение итогов Форума. Организаторы и руководители секций отметили,  что педагогические вузы под эгидой Министерства просвещения Российской Федерации  выстраивают тесное взаимодействие, запускают сетевые площадки по основным проблемам и актуальным вопросам педагогического образования, совместно планируют отрабатывать концептуальные и технологические основы деятельности в сложных современных условиях. По итогам Форума была принята Резолюция, с которой можно будет ознакомиться на официальном сайте МПГУ, также как и с другими материалами, в том числе с тезисами докладов и презентациями.

М.В. Шакурова, д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики ВГПУ, Ю.В. Кудинова, к.и.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики  ВГПУ