Размер
шрифта

Цвет
сайта

Показывать
картинки

Шрифт
Кернинг
Толщина шрифта

Цвет сайта

Преподаватели ВГПУ – участники Международного педагогического форума «Стратегические ориентиры современного образования»

9/11/2020 342

5-6 ноября 2020 года в Екатеринбурге состоялся Международный педагогический форум «Стратегические ориентиры современного образования», организованный по инициативе Министерства просвещения РФ. Форум собрал более 400 участников из различных регионов Российской Федерации, а также представителей других государств.

Пленарное заседание открыл директор Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Министерства просвещения Российской Федерации А.В. Милехин, обозначивший актуальность обсуждаемых в рамках форума проблем, необходимость обмена опытом работы в условиях дистанционного формата обучения, совершенствования педагогического процесса в новых цифровых условиях организации образования.

 

В работе трека  «Воспитательный потенциал обучения в дошкольном, дополнительном и профессиональном образовании» приняло участие 92 человека, в том числе наши коллеги – доцент кафедры социальной педагогики Е.В. Алехина, доцент кафедры социальной педагогики Ю.В. Кудинова, старший преподаватель кафедры социальной педагогики А.А. Пенькова. Основная линия докладов – воспитательный подход на современном этапе и реализация приоритетного федерального проекта по патриотическому воспитанию. Выступающие были из различных сфер: представители вузов, силовых структур, музеев, театров, дополнительного образования, школ. Многие докладчики касались вопросов цифровизации образования. А.А. Пенькова отмечает: «Закончили работу трека такой притчей: «Профессор просит распечатать секретаря экзаменационные билеты. Секретарь: «Так там же такие же вопросы, что и в прошлом году!» Профессор: «Вопросы те же... Только ответы на них другие!». Так и в воспитательном процессе: из года в года мы ставим и решаем одни и те же вопросы, но ответы на них (пути решения) на современном этапе – другие!». Преподаватели кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования старший преподаватель А.В. Коломеец, доцент О.И. Лавлинская, зав. кафедрой М.В.  Дюжакова также участвовали в работе, ознакомились с докладами, среди которых выделили интересные выступления О.В. Деникаевой «Федеральный проект: патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: смыслы, задачи, инструменты», Е.Л. Умниковой «Театр как инструмент социально-гуманитарного воспитания личности обучающегося» и некоторые другие.


В работе трека «Цифровизация образования» обсуждались проблемы и перспективы дистанционного обучения, его достоинства и недостатки, рассматривались различные варианты построения образовательного процесса в условиях цифровизации образовательной среды, возможности использования дистанционных технологий для обучения лиц с ОВЗ и т. п.  В работе трека приняла участие доцент кафедры социальной педагогики С.А. Солодовченко.



В работе трека «Человеческое измерение истории. Образование: траектории развития» приняли участие зав. кафедрой истории России А.В. Перепелицын, ассистент кафедры социальной педагогики Л.С. Гунькина, доцент кафедры зарубежной истории Г.И. Лепехина. Наряду с программными докладами обсуждалась проблема совершенствования преподавания истории в школе и вузе, влияние на формирование исторической памяти молодого поколения, в том числе затрагивался вопрос о целесообразности формулирования национальной идеи. В формате обмена мнениями обсуждалась специфика преподавания исторических дисциплин с использованием дистанционных образовательных технологий, организатор - ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» - делился опытом организации производственной педагогической практики в дистанционном режиме.


В работе секции «Межкультурная коммуникация и продвижение русского языка и культуры» приняли участие преподаватели кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования Т.И. Мальцева, Н.И. Кривова. Они отметили содержательное выступление Е.В. Дзюба «Имя собственное как феномен кросс-культурной коммуникации» и некоторые другие.

Доцент кафедры истории России Е.Н. Бунеева приняла участие в работе трека «Проблемы воспитания культуры творчества в учреждениях образования России». Старший преподаватель кафедры теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы Э.В. Щербакова приняла участие в работе трека «Исследование субъект-субъектной парадигмы в педагогической теории и практике».


Преподаватели факультета искусств и художественного образования приняли участие в работе треков «Педагогическое образование в регионах: история и перспективы развития», «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся в образовательной организации», «Проблемы воспитания культуры творчества в учреждениях образования России» и др., услышали много полезной и интересной информации по заявленным проблемам.

В работе таких направлений, как «Субъектный подход в педагогике и психологии» и «Психология образования: актуальные проблемы, научные подходы и эффективные практики» приняли участие преподаватели кафедры практической психологии доцент Л.Н. Гридяева, доцент Ю.В. Клепач, доцент В.Р. Петросянц, зав. кафедрой Т.Л. Худякова. Особенно интересными и содержательными были следующие выступления: С.Н. Костромина (Санкт-Петербург, Россия) «Жизненные модели современной молодежи», Н.Н. Васягина (Екатеринбург, Россия) «Психолого-педагогические проблемы современной семьи», Е.Н. Волкова (Санкт-Петербург, Россия) «Возможности классного коллектива как референтной группы в профилактике подросткового буллинга», В. Бремон (Париж-Москва, Франция-Россия) Н. Пэймал (Ла Паз, Боливия) «Как воспитывать сегодня для завтра: мировой опыт», К. Браун, В. Джексон-Холлис (Ноттингем, Великобритания) «Распространенность детской виктимизации, переживаемой вне семьи: результаты исследования распространенности в Англии». Также были представлены другие формы взаимодействия, включающие активное общение участников: мастер-класс Е.Н. Григорян (Екатеринбург, Россия) «Оптимизация родительского отношения как условие психологического благополучия ребенка», фортсайт-сессия: «Эффективные практики взаимодействия педагога с родителями» Е.О. Мазурчук (Екатеринбург, Россия), семинар «Внедрение медиативных технологий в педагогическую практику» Л.А. Максимова, Р.А. Валиев (Екатеринбург, Россия). Участие в работе таких мероприятий очень полезно для знакомства с опытом организации исследований и практик российских и зарубежных коллег.

В работе трека «Традиционные и инновационные методы филологического образования» приняла участие зав. кафедрой французского языка О.И. Палагина: «В процессе обсуждения доклада о метафоризации  в научном тексте (Ю.Н. Михайлова, О.А. Михайлова) я еще раз  получила подтверждение своим размышлениям о размывании границ  понятий, когда участники Форума обратились к вопросу о деметафоризации, стертости метафоры в научном тексте. Увлекательным был рассказ о видах инноваций в детской речи и методологии ее анализа. Д.ф.н.  Т.В. Гридина использовала  яркие примеры того, как в процессе фонетической инновации Игорь «превращается» в тигра, февраль это «Федя Враль», елка становится «ёжистой»  в результате словообразовательной инновации.

В сегодняшнем мире нельзя без информационных технологий. «Сегодня кибернетика повсюду, вчерашняя фантастика пустяк», - написал еще в прошлом веке Э. Асадов. Очевидно, будущее за компьютерной лингвистикой. О принципах стилометрического сопоставления в компьютерной лингвистике, лексических биграммах (контекстуальные сочетания 2-х лексем)  в доступной форме рассказал д.ф.н. М.Ю. Мухин. А  инновационный метод использования платформы Padlet  на уроках по литературе представила Л.Д. Гутрина, обозначив тем самым возможность использовать данный ресурс на занятиях по интерпретации текста на иностранном языке».

Невозможно здесь описать все представленные доклады, которые вызвали отклик. Большое спасибо коллегам из УрПГУ за предоставленную возможность принять участие в Форуме, яркие впечатления, пищу для дальнейших размышлений и научных изысканий!

 

М.В. Шакурова, зав. кафедрой социальной педагогики, А.В. Перепелицын, зав. кафедрой истории России, М.В. Дюжакова, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования, Т.Л. Худякова, зав. кафедрой практической психологии, О.И. Палагина, зав. кафедрой французского языка, Н.П. Харьковский, декан ФИиХО, С.И. Доброва, зав. кафедрой ТИМПРЯиЛ, Э.В. Щербакова