Размер
шрифта

Цвет
сайта

Показывать
картинки

Шрифт
Кернинг
Толщина шрифта

Цвет сайта

Педагогические классы: от уроков психологии – к профессиональному становлению старшеклассника

30/11/2021 407

Личность педагога в условиях современных социально-культурных преобразований преодолевает сложную траекторию развития. Подготовка будущих профессионалов требует интеграции системы общего и высшего образования как с позиции профессиональной ориентации, так и – психологического сопровождения будущих выпускников школ в вопросах дальнейшего личностного развития.

С сентября 2021 года в рамках совместного образовательного проекта «На пути к педагогической профессии» на базе школ Воронежской области сформирован корпус обучающихся 10-11-х классов. Одним из ведущих направлений данного проекта является курс «Основы психологии», реализуемый кафедрой общей и педагогической психологии ВГПУ.

Главная задача данного курса – выявление наличия у школьников склонностей и интереса к педагогической профессии в условиях потенциально устойчивого намерения приобрести старшеклассниками соответствующую профессиональную психолого-педагогическую подготовку и необходимый общеобразовательный уровень соответствия сфере педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Освоение курса «Основы психологии» школьниками направлено не только на получение новых знаний, умений и навыков, но и на возможность использования последних в период сдачи выпускных экзаменов, в ситуациях принятия важных решений, в вопросах регуляции поведения в разнообразных жизненных ситуациях, формирования стрессоустойчивости.

Организация обучения старшеклассников «Основам психологии» - это всегда конструирование интересных учебных ситуаций взаимодействия и общения преподавателя и школьников, способствующих усвоению знаний. Особенностью психологического «освоения» окружающего, стремительно развивающегося мира является взаимосвязь содержания учебного предмета и целей обучения. Так, школьникам предстоит освоить на первом этапе обучения базовые понятия психологии, выявить ее центральные категории, что позволит позже приблизиться к пониманию психологических механизмов развития личности в условиях возрастных изменений, а также определить место психологического знания в профессиональной деятельности педагога.

При проведении уроков психологии в школе выступает необходимость создания на занятии положительной психологической атмосферы, что позволяет использовать уникальные возможности преподаваемой дисциплины и в воспитательных целях, и в вопросах самомопознания – выявления особенностей личности учащегося.

Использование современных дистанционных технологий позволяет охватить вместе со школами г. Воронежа отдаленные районы Воронежской области: Борисоглебский, Новохоперский, Петропавловский, Подгоренский, Петропавловский, Каменский и многие другие.

На занятиях школьники узнают о вызовах современной науки, знакомятся с ключевыми понятиями психологии, с особенностями психологических исследований в практической деятельности педагога, выявляют закономерности взаимодействия личности в социуме.

 


 

 Старшеклассники активно осваивают методы исследования психологической науки, что особенно успешно проходит при очных встречах преподавателей кафедры общей и педагогической психологии ВГПУ со школьниками. Такие занятия особенно продуктивны при выполнении учащимися школ практических работ по психологии. Подобные уроки позволяют использовать результаты психодиагностического исследования не только для стимулирования потребностей учеников к самопознанию и самосовершенствованию, но и для развития их творческих способностей, организаторских умений, позволяющих, в свою очередь, сформировать устойчивую мотивацию на всем пути освоения педагогической профессии.

  

 Занятия с использованием элементов практического психологического исследования вызывают глубокий интерес со стороны школьников – возникает множество самых разнообразных вопросов, появляется искренняя любознательность к новой, в условиях средней школы, факультативной учебной дисциплине – психологии. Старшеклассники и после окончания урока продолжают обмениваться эмоциями, задают вопросы.

Освоение курса «Основы психологии»  позволяет будущим выпускникам школ не только получить новые знания, помогающие разобраться в различных жизненных ситуациях, но и в определенной мере сделать первый шаг к конструктивному пониманию собственной личности и успешно выдержать один из самых перспективных и интересных периодов жизни – этап профессионального становления личности.

 

М.В. Рогов, доцент кафедры общей и педагогической психологии ВГПУ