Размер
шрифта

Цвет
сайта

Показывать
картинки

Шрифт
Кернинг
Толщина шрифта

Цвет сайта

ПОЛОЖЕНИЕ о производственной (педагогической) практике

Настоящее Положение разработано в соответствии с:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ;

  • Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ;

  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования»;

  • Трудовым Кодексом Российской Федерации, действующим с 1 февраля 2002 г. ;

  • Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации;

  • Положением Министерства образования Российской Федерации о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденным 25 марта 2003 г., № 1154;

  • Уставом педуниверситета.


  1. Общие положения

Практика студентов образовательных учреждений высшего профессионального педагогического образования является составной частью основной образовательной программы высшего педагогического образования. Объемы, цель и задачи практики определены государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки и специальностям высшего профессионального образования.

В условиях личностной ориентации образования цель педагогической практики – профессионально-личностное развитие будущего учителя, владеющего навыками творческого подхода к профессиональной деятельности и профессионального поведения.

Педагогическая практика студентов педвуза проводится в образовательных учреждениях разного типа.

Образовательные учреждения закрепляются за педуниверситетом в качестве баз педагогической практики в установленном порядке.


2. Структура профессиональной практической подготовки включает в себя летнюю педагогическую практику по методике воспитательной работы в загородных учреждениях отдыха и оздоровления детей (ЗУО и ОД), в учреждениях дополнительного образования (УДО), в профильных детских лагерях (ПДЛ) и педагогическую практику, проводимую на старших курсах и являющуюся основным видом профессиональной подготовки.

Производственная (педагогическая) практика проводится в образовательных учреждениях разного типа.

Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики составляет 36-40 часов в неделю.


3. Основными задачами педагогической практики являются:

  • обеспечение наиболее полного вовлечения студентов в организацию целостного образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении;

  • создание условий для творческого применения знаний и развития профессиональных умений;

  • оказание помощи в формировании собственных взглядов на различные концепции воспитания и обучения в современной школе и других детских учреждениях;

  • активизация потребностей будущего учителя в профессионально-личностном саморазвитии и самосовершенствовании;

  • формирование готовности принимать решения в интересах развития и саморазвития личности ученика и готовности к инновационной деятельности в сфере образования, к овладению ее средствами;

  • развитие умений и навыков для успешного осуществления образовательно-воспитательного процесса.


  1. Принципы организации педпрактики:

  • единство теоретической и практической подготовки на всех этапах обучения;

  • единство общепедагогической, психологической и специальной подготовки;

  • профессионально-личностный подход, предполагающий дифференцированное развитие индивидуальных возможностей студента в творческом овладении педагогическими умениями для становления стиля деятельности;

  • системный подход к формированию содержания педагогической практики.


5. Нормы расчета учебных поручений

5.1. Оплата летней педагогической практики производится из расчета 6 часов на подгруппу в день.

5.2. Норма расчета учебных поручений преподавателей вуза за руководство педагогической практикой студентов старших курсов дневной формы обучения производится в часах из расчета на одного студента в соответствии с таблицами № 1 и №2.

Таблица № 1.




РУКОВОДИТЕЛИ

3 курс

по осн.

спец-ти

4 курс

по осн.

спец-ти

4 курс

по осн. и доп.

сец-ти

5 курс

по осн.

спец-ти

5 курс

по осн. и доп.

спец-ти


Продолжительность педпрактики

3 недели

6 недель

6 недель

8 недель

8 недель

Факультетский руководитель

1,5

1,5

2,5

1,5

2,5

Групповой руководитель

5

9

15

9

16

Преподаватель педагогики

1

2

2

1,5

1,5

Преподаватель психологии

-

2

2

1,5

1,5

ИТОГО:

6,5

14,5

21,5

13,5

21,5

Таблица № 2.



РУКОВОДИТЕЛИ

4 курс

по осн.

спец-ти

4 курс

по осн.

сец-ти

4 курс

по осн. и доп. спец-ти


5 курс

по осн.

спец-ти

5 курс

по осн. и доп.

спец-ти


4 недели

7 недель

7 недель

7 недель

7 недель

Факультетский руководитель

1,5

1,5

2,5

1,5

2,5

Групповой руководитель

6

10

17

8

14

Преподаватель педагогики

1,5

2

2

1,5

1,5

Преподаватель психологии

1,5

2

2

1,5

1,5

ИТОГО:

11,5

15,5

23,5

12,5

19,5


Примечание: 1. Если студент проходит педпрактику по двум специальностям, то назначается групповой руководитель и методист по второй специальности, тогда норма времени, установленная для группового руководителя, делится пропорционально времени, затраченному каждым из них в соответствии с количеством уроков, данных под их руководством.

2. На 5 курсе отделения педагогики и методики начального образования в связи с многопредметностью и большой недельной нагрузкой планировать для оплаты методистов 12 (двенадцать) часов.

3. Преподавателю кафедры анатомии и физиологии человека, курирующему работу студента по разделу «Возрастная физиология», планировать 0,25 часа на студента.

4. Если студент проходит практику в индивидуальном порядке, методисту планировать 1 (один) час за проверку документации; преподавателям педагогики и психологии – по 0,25 часа.

5. На факультете физической культуры факультетскому руководителю планировать на 5 курсе 1,5 час.


  1. Оплата труда работников образовательно-воспитательного учреждения за руководство педагогической практикой студентов дневной формы обучения (из расчета на одного студента), производится за счет сметы вуза сверх заработной платы по их основной работе в соответствии с таблицами № 3 и №4.


Таблица № 3.


3 курс

по осн.

спец-ти

4 курс

по осн.

спец-ти

4 курс

по осн. и доп. спец-ти

5 курс

по осн.

спец-ти

5 курс

по осн. и доп. спец-ти


Продолжительность педпрактики

3 недели

6 недель

6 недель

8 недель

8 недель

Директор

1

1

1

1

1

Преподаватель (учитель)

4

8

13

8

14

Классный руководитель

1

2

2

2

2

Ответственный за организацию педпрактики

1

1

1

1

1

ИТОГО:

7

12

17

12

18


Таблица № 4.


4 курс

по осн.

спец-ти

4 курс

по осн.

спец-ти

4 курс

по осн. и доп. спец-ти

5 курс

по осн.

спец-ти

5 курс

по осн. и доп. спец-ти


Продолжительность педпрактики

4 недели

7 недель

7 недель

7 недель

7 недель

Директор

1

1

1

1

1

Преподаватель (учитель)

5

9

15

7

12

Классный руководитель

2

2

2

2

2

Ответственный за организацию педпрактики

1

1

1

1

1

ИТОГО:

9

13

19

11

16


Примечание: 1.Оплата труда преподавателей (учителей) образовательного учреждения, привлеченных в качестве групповых руководителей (методистов), производится дополнительно к их зарплате по основному месту работы из почасового фонда вуза.

2. На 5 курсе отделения ПиМНО планировать для оплаты учителей 11 часов на студента.

3. Оплата учителей за проведение уроков и внеурочных занятий, организуемых в связи с практическими (лабораторными) занятиями по педагогике, психологии и методике, производится из почасового фонда вуза по фактически затраченному времени, но не более 12 часов на подгруппу в год.


7. Содержание педагогической практики

Содержание педагогической практики составляет образовательно-воспитательная, образовательно-познавательная, практическая исследовательская деятельность студентов, предполагающая системное видение педагогических процессов и роли учителя в них.


7.1. Общие вопросы организации педпрактики

Педагогическая практика организуется деканатами факультетов совместно со специальными кафедрами и кафедрами психолого-педагогического направления.

Перед началом каждого вида педагогической практики деканат совместно с указанными кафедрами проводит установочную конференцию, на которой студенты знакомятся с задачами, содержанием и порядком прохождения практики.

Установочные и итоговые конференции проводятся также групповыми руководителями в образовательных учреждениях, на базе которых организуется педпрактика, в начале и конце ее.

В первые 3-6 дней практики студенты составляют индивидуальные планы работы, которые утверждаются групповыми руководителями и преподавателем педагогики. В период практики студенты ведут индивидуальный дневник педагогических наблюдений.

По итогам всех видов педагогической практики, не позднее чем через две недели после окончания, на факультетах проводятся итоговые конференции и выставки работ, выполненных студентами и учащимися в период практики.

Формой контроля по всем видам педагогической практики является дифференцированный зачет, который выставляется в ведомость и зачетную книжку.

Вопросы организации, ход и итоги педагогической практики периодически рассматриваются на заседаниях кафедр, советах факультетов, ректорате, Совете вуза.

Оплата командировок преподавателей и других работников вуза за пределы педуниверситета для руководства всеми видами педпрактики производится в порядке, предусмотренном в инструкции о служебных командировках.


7.2. Летняя педагогическая практика по методике воспитательной работы проводится на базе загородных, городских, сельских учреждений отдыха и оздоровления детей, спортивно-оздоровительных, трудовых и других объединений школьников*, где студенты проходят практику в качестве воспитателей (помощников воспитателей), методистов (помощников методистов), физруков (помощников физруков), музыкальных руководителей, руководителей самодеятельных творческих объединений, кружков, клубов, спортивных секций, организаторов трудовых объединений школьников (или их помощников).

Для подготовки студентов к данному виду педпрактики в 4-6 семестрах проводится 18 часовой семинар по методике организаторской деятельности, 18 часовой лабораторный практикум и 3-4-дневный инструктивно-методический сбор. В их проведении участвуют работники деканатов, преподаватели кафедр, а также могут быть привлечены специалисты других учреждений (музыканты, туринструкторы и др.) на условиях почасовой оплаты. В программу методических занятий включаются вопросы сохранности жизни и здоровья детей, природоохранительная и экологическая работа в условиях лета. Формой контроля по данным видам занятий является зачет. Вуз направляет студентов на летнюю педагогическую практику по заявкам профсоюзных организаций, предприятий и учреждений на основе двусторонних договоров. По желанию студенты в период летней педагогической практики могут вступать в трудовые отношения с руководителями баз практики, занимать штатные должности и, наряду со стипендией, получать заработную плату.

Руководство и контроль осуществляют групповые руководители из числа преподавателей кафедр социальной педагогики и теории и методики основ физического воспитания.

По итогам летней педагогической практики студенты представляют групповому руководителю в течение трех дней по окончании лагерной смены следующую документацию:

  • индивидуальный дневник педагогических наблюдений с анализом смены и отчетом о проделанной работе;

  • методическую разработку одного коллективно-творческого дела, подготовленного и проведенного совместно с детьми, с психолого-педагогическим обоснованием и анализом;

  • характеристику, выданную студенту руководителями баз практики с рекомендованной оценкой.

Формой контроля является дифференцированный зачет.

Итоговая конференция проводится деканатами и преподавателями, участвовавшими в руководстве практикой, в первой декаде сентября текущего года.

Окончательная оценка выставляется преподавателями вуза после проверки отчетной документации с учетом ее качества и проведения итоговой конференции до 10 сентября.


7.3. Производственная (педагогическая) практика старших курсов проводится на базе общеобразовательных учреждений разного типа.

В ходе данного вида практики студенты выполняют следующие виды работ:

  • анализируют структуру и основные направления педагогической деятельности в образовательном учреждении;

  • посещая уроки в закрепленном классе, наблюдают взаимоотношения учеников друг с другом и с учителями, их социальное окружение, стили общения;

  • на основе полученных данных ставят и обосновывают цель и задачи воспитания и обучения;

  • разрабатывают и обосновывают программу решения поставленных задач;

  • изучают отдельных учеников и моделируют нестандартные методы развития личности ученика по одному из выбранных направлений воспитания;

  • участвуют в организации и подготовке творческих дел совместно с учениками;

  • овладевают методами и приемами ведения уроков, самостоятельно разрабатывают уроки по специальности, реализуют обучающую, воспитывающую и развивающую их функции;

  • знакомятся с новыми технологиями обучения;

  • вводят элементы эксперимента в учебно-воспитательный процесс;

  • на основании изучения медицинских карт выявляют наличие контингента учащихся с дисгармонией развития и хроническими заболеваниями;

  • анализируют, как учитывается состояние здоровья учащихся в повседневной деятельности педагогов.

Студенты 4-5 курсов выполняют творческие задания по психолого-педагогическому направлению, которые компонуются по пяти основным блокам: личность ученика, личность учителя, педагогическое общение, педагогический стиль, педагогическое мастерство.

Студенты предвыпускного курса проходят педпрактику в образовательных учреждениях г. Воронежа под руководством преподавателей вуза и распределяются по одному человеку (как исключение по два) в класс. При делении классов на подгруппы по одному человеку в подгруппу.

В период педпрактики они проводят не менее 4 уроков в неделю,* внеурочную работу по предмету и по плану классного руководителя, выполняют задания кафедр педагогики и психологии, задание по разделу «Возрастная физиология».

По итогам практики студенты сдают, не позднее чем через 3 дня после окончания ее, групповому руководителю следующую документацию:

  • индивидуальный план (подшивается в личное дело студента);

  • конспект урока по специальности с дидактическим материалом;

  • конспект внеурочного занятия по предмету;

  • задание по педагогике;

  • психолого-педагогическую характеристику личности ученика;

  • таблицу показателей физического развития и хронических заболеваний школьников;

  • отчет о педпрактике.

Дневник наблюдений просматривается руководителями в ходе практики и остается у студента.

Студенты 5 курса распределяются по одному человеку в класс или подгруппу и выполняют функции учителя-предметника и классного руководителя.

Выпускники целевого набора могут быть направлены в школы на место дальнейшего трудоустройства, по предъявлению соответствующих документов (личное заявление, запрос РОНО и школы с гарантией трудоустройства по окончании вуза), а также студенты, заключившие контракт с будущими работодателями в соответствии с их профессией и специальностью.

При наличии вакантных должностей студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики (предъявляются выписка из приказа, копия трудовой книжки, личное заявление).

Студенты выпускного курса проводят все уроки, предусмотренные учебно-тематическим планом и расписанием (но не менее 6 уроков в неделю), воспитательную работу по плану классного руководителя и им предоставляется большая самостоятельность.

По итогам педпрактики студенты 5 курса сдают групповому руководителю в течение трех дней после окончания ее следующие документы:

  • индивидуальный план (подшивается в личное дело студента);

  • конспект по специальностям;

  • психолого-педагогическую характеристику коллектива класса;

  • конспект внеурочного занятия по предмету;

  • письменное изложение творческих заданий по педагогике;

  • отчет о педпрактике.

Дневник педагогических наблюдений просматривается групповым руководителем в ходе педпрактики и остается у студента.

На основании представленных документов и характеристик комиссия в составе факультетского и группового руководителей, преподавателей психологии и педагогики выставляют на каждом курсе зачет с дифференцированной оценкой. Оценка может быть снижена, если студент в указанные сроки не отчитался по педпрактике.

Оценка по всем видам практики приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Заключительная конференция по организации и итогам педпрактики проводится в вузе в течение двух недель после ее окончания.

Примечание: 1. В соответствии с новым ГОС ВПО психолого-педагогическая практика студентов отделения психология проводится на 3, 4, 5 курсах..

2. Психолого-педагогическая практика по специализации коррекционно-педагогическая деятельность проводится на 5 курсе в учреждениях закрытого типа УВД и коррекционных учреждениях образования.

3. Членам Землячеств разрешено прохождение педагогической практики в своих районах в соответствии с Положением о студенческом Землячестве на выпускном курсе.


8. Права и обязанности студентов-практикантов

8.1. Студент-практикант имеет право:

  • по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики вуза, к администрации и преподавателям образовательно-воспитательного учреждения;

  • вносить предложения по совершенствованию образовательно-воспитательного процесса, организации педпрактики;

  • участвовать в конференциях, совещаниях, педсоветах;

  • пользоваться библиотекой, кабинетами и находящимися в них учебно-методическими пособиями.

8.2. Практикант организует деятельность в соответствии с требованиями Устава образовательно-воспитательного учреждения, подчиняется правилам внутреннего распорядка, выполняет распоряжения администрации и руководителей практики. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики.

8.3. Студент-практикант своевременно выполняет все виды работ, предусмотренных сквозной программой практики. Он должен проявить себя как начинающий специалист, обладающий глубокими знаниями, интересом к педагогической профессии, знающий уровень физического развития школьников и состояние их здоровья, своей деятельностью сохранять и укреплять его.

8.4. Каждый студент ведет дневник по всем видам практики, в котором фиксирует результаты наблюдений и образовательно-воспитательной работы с учащимися, отражает данные, необходимые для выполнения заданий, предусмотренных программой практики, а также тетрадь с планами-конспектами всех проведенных им уроков, воспитательных и внеурочных занятий по предмету.

8.5. Студент допускается к ведению урока и воспитательного занятия с конспектом, заверенным методистом или учителем (классным руководителей).

8.6. Студент, имеющий академическую задолженность по специальным дисциплинам и по методике их преподавания, к прохождению педпрактики не допускается.

8.7. Студент, не явившийся на практику или пропустивший определенный период ее, должен предъявить в течение двух недель по окончании практики оправдательный документ. При отсутствии такового, студенту выставляется неудовлетворительная оценка.

Студент, не выполнивший программы практики по уважительной причине, направляется на практику вторично, в свободное от учебы время.

Студент, не явившийся на практику без уважительной причины, отстраненный от практики в ходе ее или получивший отрицательную оценку, может быть отчислен из вуза как имеющий академическую задолженность.

8.8. На период практики один из студентов назначается старостой группы. В обязанности его входят учет посещаемости, общая организация работы, оповещение студентов о консультациях и семинарах, заполнение расписаний, выполнение поручений руководителей практики.


  1. Руководство педагогической практикой

9.1. Ответственность за организацию и проведение педагогической практики возлагается на проректора по учебно-воспитательной работе. Основанием для проведения педагогической практики является приказ ректора.

9.2. Заведующий производственной (педагогической) практикой выполняет обязанности по организации педагогической практики в соответствии с должностными обязанностями.

9.3. На факультете (отделении) Совет факультета по согласованию с заведующим производственной практикой назначает факультетского руководителя из числа преподавателей, ведущих теоретический и практический курс методики.

Факультетский руководитель совместно с кафедрами педагогики и психологии осуществляет организационное руководство практикой.

9.4. Непосредственное руководство педагогической практикой студентов осуществляется групповым руководителем.

9.5. Факультетскими и групповыми руководителями должны назначаться преподаватели вуза, имеющие опыт педагогической работы в образовательно-воспитательном учреждении и педагогическое образование.

  1. Обязанности руководителей педагогической практики

10.1. Заведующий производственной (педагогической) практикой вуза:

  • согласовывает с органами образования образовательные учреждения в качестве баз для проведения всех видов педпрактики и практикумов;

  • подготавливает договоры по проведению различных видов практики и практикумов;

  • оформляет общевузовский план-график проведения педпрактики и практикума, обеспечивает четкое планирование и учет результатов;

  • участвует в проведении установочных и заключительных конференций на факультетах;

  • контролирует работу факультетских руководителей, принимает меры по устранению недостатков в организации практики;

  • контролирует документы на оплату лиц, привлекаемых к руководству практикой на условиях почасовой оплаты: учителей и администрации образовательных учреждений;

  • участвует в обсуждении вопросов практики и обобщения опыта ее организации на разных факультетах, вносит предложения по ее совершенствованию на заседаниях кафедр и советов факультетов;

  • составляет общий отчет о педагогической практике.

10.2. Факультетский руководитель практики:

  • обеспечивает планирование, организацию и учет результатов педпрактики по факультету, составляет общефакультетский план-график проведения ее;

  • устанавливает связь с базами практики, распределяет студентов по местам практики, обеспечивает своевременное оформление документов к оплате работников образовательно-воспитательных учреждений за участие в практике, предоставляет расписание практик заведующему педпрактикой вуза, проводит установочные конференции, организует выставки по вопросам практики;

  • вносит предложения по совершенствованию практики, участвует в работе кафедр при обсуждении вопросов педагогической практики студентов;

  • контролирует и координирует работу групповых руководителей и учителей (преподавателей) образовательно-воспитательных учреждений по организации практики, - - выборочно посещает уроки и другие занятия, проводимые студентами;

  • принимает меры по устранению недостатков в проведении практики;

  • организует проведение итогов практики по курсам;

  • составляет общефакультетский отчет по итогам педагогической практики и представляет его декану факультета и зав. педпрактикой не позднее чем через три недели после ее окончания.

10.3. Групповой руководитель практики назначается:*

  • в период летней педагогической практики из числа преподавателей кафедр социальной педагогики, теории и методики основ физического воспитания;

  • на предвыпускном и выпускном курсах из числа методистов по специальности, преподавателей специальных дисциплин или наиболее квалифицированных и опытных учителей (преподавателей) образовательно-воспитательных учреждений.

Групповой руководитель:

  • устанавливает связь с образовательно-воспитательным учреждением, проводит инструктивно-методическую работу с педагогами данного учреждения;

  • организует и проводит совместно с преподавателями кафедр психолого-педагогических дисциплин установочную и итоговую конференции в образовательно-воспитательном учреждении;

  • распределяет совместно с руководителем образовательно-воспитательного учреждения студентов по классам (группам), а с учителями-предметниками определяет темы уроков и внеурочных занятий для практикантов;

  • помогает студентам совместно с преподавателями кафедры педагогики составить индивидуальный план на весь период практики в соответствии с ее программой;

  • обеспечивает проведение студентами уроков и внеурочных занятий, консультирует их, проводит и утверждает планы-конспекты;

  • присутствует на 3-4 уроках и 1 внеурочном занятии у каждого студента, анализирует и оценивает их;

  • совместно с преподавателями педагогики контролирует выполнение индивидуальных планов по всем разделам практики, проверяет дневники;

  • собирает и анализирует документацию, представленную студентами, составляет отчет по итогам практики и представляет их факультетскому руководителю в течение двух недель по окончании практики;

  • принимает участие в установочной конференции в вузе и образовательно-воспитательном учреждении;

  • совместно с преподавателями кафедр психолого-педагогических дисциплин проводит зачет и выставляет общую оценку;

  • оформляет документы на оплату работников образовательно-воспитательного учреждения.

10.4. Методист по второй специальности.*

Назначается из числа наиболее опытных преподавателей вуза, а также лучших учителей (преподавателей) образовательно-воспитательных учреждений.

Методист по специальности:

  • принимает участие в установочной и итоговой конференциях в вузе, в образовательно-воспитательном учреждении;

  • организует посещение практикантами уроков по специальности, внеурочных занятий и проводит их анализ;

  • проводит консультации (групповые и индивидуальные) со студентами по вопросам содержания и организации учебно-воспитательной работы по предмету;

  • организует проведение студентами уроков различного типа с применением новых технологий обучения;

  • выборочно присутствует на 3-4 уроках и 1 внеурочном занятии по предмету, проводит их анализ;

  • принимает участие в оценке результатов педагогической практики студентов;

  • оказывает научно-методическую помощь учителям образовательно-воспитательного учреждения в проведении работы со студентами-практикантами;

  • представляет сведения по итогам педпрактики групповому руководителю в течение двух недель по окончании ее.

10.5. Методисты по педагогике и психологии.**

Методист по педагогике и психологии назначается из числа преподавателей кафедр или работников образовательных учреждений и выполняет следующие функции:

преподаватель педагогики

  • устанавливает связь с классным руководителем и зам. директора по учебно-воспитательной работе;

  • дает установку на педагогическую практику и участвует в подведении ее итогов и оценке;

  • разрабатывает творческие задания (в дифференцированных вариантах);

  • проводит консультации (групповые и индивидуальные) со студентами по вопросам содержания и организации образовательно-воспитательной деятельности, реализации воспитывающей и развивающей функций урока;

  • выборочно присутствует на уроках и воспитательных занятиях, участвует в их анализе и оценке;

  • оказывает помощь в выборе приоритетов и программ индивидуально-творческого развития будущего учителя;