Размер
шрифта

Цвет
сайта

Показывать
картинки

Шрифт
Кернинг
Толщина шрифта

Цвет сайта

Кафедра анатомии и физиологии

О руководителе

Картышева Светлана Ивановна
Заведующий кафедрой
+7(473)255-45-40
radalana@mail.ru

Местонахождение

394043, Центральный федеральный округ, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86, главный учебный корпус, ком.133-135

radalana@mail.ru

Историческая справка

Кафедра анатомии и физиологии человека и животных была  создана в качестве самостоятельного подразделения в сентябре 1949 года. Её первым заведующим был доцент Филипп Дмитриевич Василенко, работавший ранее на кафедре зоологии. На должности доцентов были приглашены кандидаты наук М.Ф. Багрянская и Н.А. Аринчин, который в последующем стал член-корреспондентом АН БССР.  До создания кафедры курсы анатомии и физиологии на факультете естествознания, а с  1948 года и на созданном факультете физического воспитания, читали профессор П.М. Никифоровский (1931 – 1938 гг.) и доцент Г.М. Марголин.

С 1950 по 1955 год кафедру возглавлял кандидат медицинских наук, доцент Григорий Маркович Марголин,выпускник ВГУ. Под его руководством работали: Анна Федоровна Гончарова, Маргарита Фёдоровна  Багрянская, Шева Исааковна  Глушко,  Вера Ивановна Федосеева‒ все они внесли  большой вклад в развитие научно-исследовательской деятельности кафедры. Марголин Г.М. на высоком уровне организовал научную работу студентов. Был награжден знаком «Отличник просвещения».

В октябре 1955 года приказом по Министерству  высшего образования СССР кафедра зоологии и кафедра анатомии и физиологии были объединены в одну кафедру зоологии, которой заведовала Правдина Ольга Леонидовна. Через несколько лет, в феврале 1962 года, в структуре института вновь была создана кафедра анатомии и физиологии человека и животных, которую до 1978 года  возглавляла  Анна Федоровна Гончарова. В этот период на кафедре интенсивно изучались различные кортико-висцеральные и висцеро-висцеральные взаимоотношения в условиях адаптации организма к различным факторам окружающей среды, в том числе и к физическим нагрузкам. Этой проблемой под руководством доктора медицинских наук, профессора А.Ф. Гончаровой занимались:  М.Ф. Багрянская, Ш.И.Глушко, В.И. Федосеева,  В.И. Ковылова, В.М. Деев, А.Д. Боголепова,  Н.Т. Орехов, Ю.С. Водолазов,  Л.В. Пахунова, В.А. Киселёв, Н.М. Преснякова, С.М. Колесниченко, А.Е. Шаповалов, С.Н.Пономарева, И.А. Кармаева и другие. При кафедре была открыта аспирантура, позволяющая готовить специалистов высшей квалификации.

Кафедра для того времени была хорошо оснащена экспериментальной аппаратурой,  приборами и материалами. Лекционные и лабораторные занятия иллюстрировались острыми опытами на животных. Студенты, малыми группами, имели возможность проводить физиологические исследования на регистрационных установках. На кафедре активно велась работа научного кружка для студентов и школьников.

С 1969 года кафедрой была организована лаборатория физиологии движений, оснащенная такими уникальными для того времени приборами, как: электроэнцелфалограф, многофункциональный дистанционный балистоэлетрокардиограф, велоэргометр и др.Ее организатором и руководителем был выпускник факультета физической культуры, доцент,  кандидат биологических наук, мастер спорта СССР Василий Афанасьевич Киселев, который в дальнейшем (с 1979 по 1987 гг.) возглавил кафедру.

При заведовании В.А.Киселева кафедра продолжала изучение закономерностей адаптации детей и подростков к учебным и физическим нагрузкам, разрабатывала проблемы функциональной асимметрии. Проводились хоздоговорные исследования на предприятиях г. Воронежа, основной аспект которых был направлен на укрепление здоровья и повышение работоспособности человека. Активно изучались механизмы утомления и восстановления работоспособности спортсменов   разной квалификации. Результаты исследований использовались в практической деятельности по подготовке специалистов для органов народного  образования.

С 1988-го по 2000 год кафедрой заведовала кандидат биологических наук, доцент Ковылова Валентина Ивановна – выпускница ВГПИ. Во время заведования кафедрой она продолжала сохранять традиции предшественников. Преподавание профессорско-преподавательским составом кафедры осуществлялось на высоком профессиональном уровне. Ковылова В.И. с 1980 по 1993 гг. являлась деканом естественно-географического факультета. Валентина Ивановна была награждена медалью «Ветеран труда» (1985г), отмечена знаком «Отличник народного просвещения РСФСР» в 1986 году, в 2009- «За заслуги перед ВГПУ». В 20011 году ей присвоено звание «Почетный профессор ВГПУ», а в 2012-   «Почетный работник высшего профессионального образования РФ».

С 2000 по 2009 год возглавлял кафедру доктор медицинских наук, профессор Анатолий Николаевич Корденко. Профессорско-преподавательский состав кафедры данного периода был таковым: А.Н.Корденко, В.И.Ковылова, Н.М.Преснякова, С.М.Колесниченко, Л.В.Пахунова, А.Е.Шаповалов, И.А.Кармаева, Н.В.Соколова и  С.И.Картышева. На кафедре началась активная научная работа в области исследования действия экстремальных факторов на организм человека.

С 1997 года под руководством профессора Корденко А.Н. возобновилась научная работа аспирантов. Они начали осваивать новое научное направление- изучение проблем качества жизни школьников и студентов. Проводимые исследования были поддержаны грантом Минобразования и науки РФ. За время работы аспирантуры успешно защитились 7 аспирантов, получивших звание кандидата наук: Соколова Н.В.(проректор по учебной работе ВГПУ), Анохина Ж.А. (старший преподаватель кафедры нормальной анатомии ВГМУ им. Бурденко), Либина И.И. (ассистент кафедры общей гигиены ВГМУ им. Бурденко); Картышева С.И. (зав.кафедрой анатомии и физиологии ВГПУ), Новикова С.Н. (мед.работник Воронежской детской клинической больницы ВГМА им. Н.Н. Бурденко Минздрава России),  Баранович Н.А.(врач-педиатр высшей категории Московской частной клиники «Семейный доктор») и Мухина Н.В. (доцент кафедры биологии и физической культуры и спорта  Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»).

Кафедра активно сотрудничала с Институтом возрастной физиологии РАО, ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н.Сысина РАМН, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, НИИ военной медицины МО РФ, Институтом медико-биологических проблем РАН, Воронежским государственным университетом и Воронежской государственной медицинской академией им. Н.Н. Бурденко, с родственными кафедрами Ярославского, Липецкого, Московского и Санкт-Петербургского педагогических университетов.

В 2002 году доцент Соколова Н.В. с соавторами (Ушаков И.Б.,  Корденко А.Н., Ушаков Б.Н., Есауленко И.Э., Попов В.И.) опубликовала монографию «Провинция: качество жизни и здоровье студентов»,  основные положения которой использовались в научно-исследовательской работе кафедры.

В 2007 году, под руководством доцента Картышевой С.И., было создано студенческое благотворительное движение естественно-географического факультета «Добрый ангел», которое  активно участвовало в продвижении донорского движения среди учащейся молодежи ВГПУ. В 2011 году  оно переросло в студенческую благотворительную организацию «Добрый ангел», направлением работы которой стало не только донорское движение, но и волонтерское- студенты естественно-географического факультета, под руководством ст.преподавателя Гончаровой И.Г., курировали пациентов детского хосписа. Данная организация активно работает и сейчас.

С 2009 по 2013 год заведовала кафедрой доктор биологических наук, доцент Наталья Валерьевна Соколова- выпускница факультета (1996г), которая прошла путь от ассистента до профессора кафедры. В настоящее время является проректором по учебной работе ВГПУ. Используя опыт своих учителей, а также новые направления в педагогике, Соколова Н.В. выстраивала работу кафедры с учётом современных тенденций образования. С 2012 года под руководством Натальи Валерьевны профессорско-преподавательский состав в лице профессора Корденко А.Н., доцента Ковыловой В.И., доцента Пахуновой Л.В.,  доцента Картышевой С.И., ст. преподавателя Гончаровой И.Г. начал освоение нового научного направления, посвященного оценке влияния факторов среды на развитие детей различного возраста. 

Преподаватели активно участвовали в организации и проведении различных научно-практических конференций регионального и всероссийского значения. Высокую оценку специалистов получила инициатива кафедры по проведению Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Новой школе – здоровые дети», которая освещала важнейшие направления современности проблемы формирования здоровья современных школьников; здоровьесберегающие образовательные технологии в работе школы и учителя; проблемы обучения педагогов технологиям оздоровления детей; современные аспекты управления формированием здоровья учащихся в процессе школьного обучения и т.д.  В те же годы Соколова Н.В. получила грант на проведение  региональной научно-практической конференции школьников г. Воронежа и Воронежской области «От любви к природе- к культуре природопользования».

В этот период на факультете открывается новая ступень высшего профессионального образования- магистратура по направлению «Биологическое образование». Под руководством авторитетных преподавателей кафедры, магистранты занимались серьезной научно-исследовательской работой, результаты которой периодически докладывались на различных научно-практических конференциях. Данная работа активно проводится и в настоящее время.

С апреля 2013 года по настоящее время кафедрой заведует кандидат биологических наук, доцент Светлана Ивановна Картышева, которая также является выпускницей факультета (1997 г.) и прошла путь от старшего лаборанта до заведующего кафедрой. Ориентиром в ее работе и работе преподавателей, является повышение качества высшего профессионального образования. В учебный процесс  активно внедряются различные инновационные методы обучения: дистанционное обучение, обучение студентов с элементами включения иностранного языка, проектные технологии, методы индивидуализации обучения, исследовательский характер обучения  и т.д.

Профессорско-преподавательский состав кафедры- Картышева С.И, Корденко А.Н., Соколова Н.В., Попова О.А., Грошева Е.С., Гончарова И.Г. продолжает научные исследования в области изучения влияния факторов среды на развитие детей различного возраста, тесно контактируя со школами города Воронежа и Воронежской области. В этих исследованиях принимают участие и аспиранты кафедры. Благодаря хорошему оснащению программно-аппаратными комплексами и дополнительным исследовательским оборудованием, стала возможным всесторонняя оценка состояние здоровья детей и подростков.

Под руководством профессора А.Н. Корденко и ст. преподавателя И.Г.Гончаровой  на кафедре работает студенческое научное общество, членами которого являются студенты-биологи.

Профессорско-преподавательский состав кафедры принимает активное участие в организации и проведении научно-практических конференций различных уровней. Имеют высокую публикационную активность. 

 



Сотрудники

Картышева Светлана Ивановна
Заведующий кафедрой
+7(473)255-45-40
radalana@mail.ru

В 1997 г. закончила естественно-географический факультет ВГПУ специальности «Биология» с дополнительной специальностью «Труд».
С 1997 г. работала на кафедре анатомии и физиологии старшим лаборантом. В 1999 г. переведена на должность ассистента. В период с 2000 г. по 2003 г. проходила обучение в очной аспирантуре ВГПУ по специальности «Экология».
В 2005 г. защитила кандидатскую диссертацию в НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина РАМН (г. Москва) по специальности 14.00.07 – «Гигиена», на тему «Основные характеристики процесса формирования качества жизни студентов различного профиля обучения».
С 2005 г. по 2013 г. работала доцентом кафедры. С 2013 г. и по н.в. работает в должности заведующего кафедрой.
Ученая степень – кандидат биологических наук, ученое звание – доцент.
Общий стаж работы 21 год, стаж работы по специальности 19 лет.
Преподаваемые курсы: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Физиология человека», «Физиология физических упражнений», «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе», «Возрастная физиология и психофизиология», «Морфология нервной системы», «Поведенческие факторы риска», «Актуальные проблемы биологии человека» , «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения».
Проходила повышение квалификации по программам: «Физиологические основы физического воспитания», ФГБОУ ВГИФК, Воронеж, 2009; «Проектирование образовательного процесса в вузе в контексте изменений законодательства и специфика внедрения ФГОС нового поколения (Современные достижения и технологии в преподавании школьной гигиены»», ВГПУ, Воронеж 2015; «Противодействие коррупции», ВГПУ, Воронеж 2015; "Дистанционные образовательные технологии и пользовательские аспекты системы дистанционного обучения eLearning Server 4G" , ВГПУ, Воронеж 2016; «Гражданское население в противодействии распространению идеологического терроризма», ВГПУ, Воронеж,2016; «Оказание первой доврачебной помощи», ВГПУ, Воронеж 2016; «Специфика внедрения ФГОС ВО в контексте изменений законодательства и организация инклюзивного образовательного процесса (анатомо-физиологические и возрастные особенности человека)» , ВГПУ, Воронеж 2016; «Основы информационной безопасности» ВГПУ, Воронеж 2017; «Обеспечение образовательного процесса с учетом требований законодательства РФ и профессиональных стандартов, в том числе для лиц с ОВЗ (Основы медицинских знаний и педиатрии в рамках реализации концепции здоровьесбережения)», ВГПУ, Воронеж, 2017; «Актуальные вопросы современной физиологии», ВГМУ им. Н.Н.Бурденко, Воронеж 2017; «Фонд оценочных средств как средство независимой оценки качества образования. Использование редактора ФОС для управления оценочными средствами в электронной информационно-образовательной среде вуза», ВГПУ, Воронеж 2018; «Электронно-информационная среда вуза. Информационная безопасность. Дистанционные образовательные технологии», ВГПУ, Воронеж 2018; «Противодействие коррупции», ВГПУ, Воронеж 2018.
Публикационная активность: автор более 116 научных публикаций, из которых 11 в изданиях, индексируемых ВАК, 3- Scopus. Имеет 10 учебно-методических и учебных пособий.
Область научных интересов: влияние факторов среды на здоровье обучающихся.
Доп. информация: с мая 2016 года является членом Редакционного совета журнала «Культура физическая и здоровья»; с мая 2017 года является членом Воронежского физиологического общества ВГМУ им. Н.Н. Бурденко.
Имеет благодарность от Управы Центрального района городского округа г.Воронежа за многолетний плодотворный труд по подготовке педагогических кадров для отечественного образования.
Корденко Анатолий Николаевич
Профессор кафедры
+7(473)255-45-40
anatomy55@mail.ru

В 1970 г. окончил лечебный факультет ВГМИ по специальности «Лечебное дело».
В 1986 г. защитил кандидатскую диссертацию по специальности Радиобиология» в институте биофизики МЗСССР (г. Москва).
С 1988 г. работает в ВГПУ на кафедре анатомии и физиологии, с 1994 г. по н.в. в должности профессора. В период с 2000 г. по 2009 г. возглавлял кафедру.
Ученая степень –доктор медицинских наук, ученое звание – профессор.
Общий стаж работы и стаж по специальности- 49 лет.
Преподаваемые дисциплины: «Анатомия человека», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Основы педиатрии и гигиены».
Профессиональная переподготовка: «Преподаватель высшей школы», ВГПУ, Воронеж 2018.
Проходил повышение квалификации по программам: «Нанотехнологии и наноматериалы», ВГУ, Воронеж 2012; «Проектирование образовательного процесса в вузе в контексте изменений законодательства и специфика внедрения ФГОС нового поколения (современные достижения и технологии в преподавании школьной гигиены)», ВГПУ, Воронеж 2015; «Дистанционные образовательные технологии и пользовательские аспекты системы дистанционного обучения eLearning Server 4G», ВГПУ, Воронеж 2016; «Обеспечение образовательного процесса с учетом требований законодательства РФ и профессиональных стандартов, в том числе для лиц с ОВЗ (Основы медицинских знаний и педиатрии в рамках реализации концепции здоровьесбережения)», ВГПУ, Воронеж 2017; «Фонд оценочных средств как средство независимой оценки качества образования. Использование редактора ФОС для управления оценочными средствами в электронной информационно-образовательной среде вуза», ВГПУ, Воронеж 2018; «Электронно-информационная среда вуза. Информационная безопасность. Дистанционные образовательные технологии», ВГПУ, Воронеж 2018.
Публикационная активность: имеет более 118 научных и учебно-методических публикаций. Под его руководством успешно защитились 8 кандидатов наук.
Область научных интересов: исследования действия экстремальных факторов на организм человека. Более 7 лет является руководителем студенческого научного общества кафедры.
Доп. информация: в 2008 г. награжден почетной грамотой Министерства образования РФ.
Соколова Наталья Валерьевна
Профессор кафедры
+7(473)255-45-40
anatomy55@mail.ru

В 1996 г. окончила естественно-географический факультет ВГПУ по специальности «География и биология».
В 1997 г. поступила в очную аспирантуру по специальности «Экология».
В 2001 г. на заседании диссертационного Совета НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина РАМН (г. Москва) защитила кандидатскую диссертацию по специальности 14.00.07 – «Гигиена» по теме «Роль гигиенических факторов в формировании основных показателей качества жизни студенток педагогического профиля».
С 2001 г. начала работу на кафедре анатомии и физиологии.
В 2005 г. получила ученое звание доцента.
В 2008 г. успешно защитила докторскую диссертацию по теме «Научное обоснование комплексного подхода к гигиенической оценке качества жизни учащейся молодежи» на заседании диссертационного Совета НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина РАМН (г. Москва).
В период с 2009 г. по 2013 г. являлась заведующим кафедрой; с 2013 года является проректором по учебной работе ВГПУ и профессором кафедры по совместительству.
В 2016 г. прошла профессиональную переподготовку по программе «Менеджмент в образовании», ВИВТ, Воронеж.
Ученая степень – доктор биологических наук, ученое звание – доцент.
Общий стаж работы и по специальности 19 лет.
Преподаваемые дисциплины: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Анатомия человека».
Проходила повышение квалификации по программам: «Повышение квалификации педиатров по вопросам организации здравоохранения», ГОУ ВПО ММА им. И.И.Сеченова, Москва 2009; «Современное управление вузом», ФГОУ ВПО НИТУ «МИС и С», 2010; «Технология внедрения ФГОС ВПО по ООП реализуемый в вузе», ВГПУ, Воронеж 2013; «Противодействие коррупции», ВГПУ, Воронеж 2015; «Гражданское население в противодействии распространению идеологического терроризма», ВГПУ, Воронеж 2016; «Специфика внедрения ФГОС ВО в контексте изменений законодательства и организация инклюзивного образовательного процесса (анатомо-физиологические и возрастные особенности человека)» ВГПУ, Воронеж 2016; «Оказание первой доврачебной помощи» ВГПУ, Воронеж 2016; «Основы информационной безопасности» ВГПУ, Воронеж 2017; «Дистанционные образовательные технологии и пользовательские аспекты системы дистанционного обучения eLearning Server 4G», ВГПУ, Воронеж 2017; «Управление персоналом», ВГУИТ, Воронеж 2017; «Управление проектами», ВГУИТ, Воронеж 2017; «Государственное и муниципальное управление», ВГУИТ, Воронеж 2017; «Менеджмент и экономика в секторе государственного (муниципального) управления (органах власти) и государственных (муниципальных) учреждениях», АНО ДПО «Межрегиональная академия повышения квалификации», 2017; «Электронно-информационная среда вуза. Информационная безопасность. Дистанционные образовательные технологии», ВГПУ, Воронеж 2018.
Публикационная активность: имеет более 150 научных и учебно-методических публикаций. Опубликована монография «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков).
Область научных интересов: качество жизни учащейся молодёжи, состояние здоровья населения отдельных возрастных групп и факторы его формирующие, экология человека, гигиена.
Доп. информация: за успешную преподавательскую деятельность в 2008 г. награждена грамотой ВГПУ.
Лапшина (Попова) Олеся Александровна
Доцент кафедры
+7(473)255-45-40
anatomy55@mail.ru

В 2005г. закончила естественно-географический факультет ВГПУ по специальности «Биология» и дополнительной специальности «Химия».
С 2006 г. работала на кафедре гистологии ВГМА им. Н.Н. Бурденко в должности ассистента.
С 2006 по 2009 гг. проходила обучение в заочной аспирантуре ВГМА им. Н.Н. Бурденко. В 2009 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию в диссертационном совете при ГОУ ВПО «Тульский государственный университет» по специальности 05.13.01 – «Системный анализ, управление и обработка информации (биологические науки)». Тема диссертации: «Моделирование и алгоритмизация морфофункционального состояния слизистой оболочки тощей кишки в условиях длительного воздействия импульсов электромагнитных полей».
С 2014 г. работает на кафедре анатомии и физиологии ВГПУ в должности доцента, а также внешним совместителем кафедры микробиологии ВГМА в должности ассистента.
Ученая степень– кандидат биологических наук, ученое звание – доцент.
Общий стаж работы и стаж по специальности- 14 лет.
Преподаваемые дисциплины: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Возрастная физиология и психофизиология», «Физиология физических упражнений», «Анатомия, возрастная физиология (с основами ВНД и сенсорных систем)», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения».
Проходила повышение квалификации по программам: «Педагогика и психология», ИПМО ГОУ ВПО ВГМА им. Н.Н.Бурденко, Воронеж 2009; «Проектирование образовательного процесса в вузе в контексте изменений законодательства и специфика внедрения ФГОС нового поколения (Современные достижения и технологии в преподавании школьной гигиены), ВГПУ, Воронеж 2015; «Дистанционные образовательные технологии и пользовательские аспекты системы дистанционного обучения eLearning Server 4G», ВГПУ, Воронеж 2016; «Методологические основы разработки электронного УМК на платформе "Moodle", ИДПО ГБОУ ВПО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, Воронеж 2016; «Специфика внедрения ФГОС ВО в контексте изменений законодательства и организация инклюзивного образовательного процесса (Анатомо-физиологические и возрастные особенности развития человека)», ВГПУ, Воронеж 2016; «Обеспечение образовательного процесса с учетом требований законодательства РФ и профессиональных стандартов, в том числе для лиц с ОВЗ (Основы медицинских знаний и педиатрии в рамках реализации концепции здоровьесбережения)», ВГПУ, Воронеж 2017; «Актуальные вопросы организации педагогического процесса в высшей медицинской школе», ИДПО ГБОУ ВПО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, Воронеж 2017; «Фонд оценочных средств как средство независимой оценки качества образования. Использование редактора ФОС для управления оценочными средствами в электронной информационно-образовательной среде вуза», ВГПУ, Воронеж 2018; «Электронно-информационная среда вуза. Информационная безопасность. Дистанционные образовательные технологии», ВГПУ, Воронеж 2018.
Публикационная активность: имеет более 110 научных публикаций, в том числе учебные и учебно-методические пособия.
Область научных интересов: состояние здоровья населения отдельных возрастных групп и факторы его формирующие, мониторинг физического развития и состояния здоровья школьников и студентов, особенности адаптации функциональных систем организма человека к действию факторов окружающей среды.
Доп. информация: с 2014 г. является соруководителем студенческого научного общества кафедры.
С 2017 года является членом Воронежского физиологического общества ВГМУ им. Н.Н. Бурденко.
Грошева Екатерина Сергеевна
Доцент кафедры
+7(473)255-45-40
anatomy55@mail.ru

В 2006 г. окончила лечебный факультет ВГМА им. Н.Н. Бурденко по специальности «Лечебное дело».
С 2007 г. проходила обучение в очной аспирантуре ВГМА им. Н.Н. Бурденко. В 2009 г. защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата медицинских наук на тему «Эффективность сочетанного применения КВЧ-пунктуры и низкоинтенсивной лазерной терапии в комплексном лечении больных бронхиальной астмой» по специальности 14.00.43 – пульмонология.
С 2009 г. работала ассистентом кафедры организации сестринского дела ВГМА им. Н.Н.Бурденко.
С 2014 г. занимает должность доцента кафедры анатомии и физиологии ВГПУ.
В 2018 году получила диплом магистра по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, ВГПУ.
Ученая степень – кандидат медицинских наук.
Общий стаж работы и стаж работы по специальности 9 лет.
Преподаваемые дисциплины: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Основы педиатрии и гигиены».
Проходила повышение квалификации по программам: «Организация здравоохранения и общественное здоровье», ИПМО ВГОУ ВПО ВГМА Н.Н.Бурденко Росздрава, Воронеж 2010; «Педагогика и психология» ИПМО ВГОУ ВПО ВГМА Н.Н.Бурденко, Воронеж, 2010; переподготовка по программе ИДПО ГОУ ВПО «Терапия» Минздравсоцразвития России, Воронеж 2012; «Современные аспекты деятельности медицинских организаций в новых экономических условиях», ВГМА Н.Н.Бурденко, Воронеж 2015; сертификат о допуске к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», Воронеж 2015; «Проектирование образовательного процесса и специфика внедрения ФГОС нового поколения (Современные достижения и технологии в преподавании школьной гигиены)», ВГПУ, Воронеж 2015; «Дистанционные образовательные технологии и пользовательские аспекты системы дистанционного обучения eLearning Server 4G», ВГПУ, Воронеж 2016; «Обеспечение образовательного процесса с учетом требований законодательства РФ и профессиональных стандартов, в том числе для лиц с ОВЗ (Основы медицинских знаний и педиатрии в рамках реализации концепции здоровьесбережения)», ВГПУ, Воронеж 2017; «Терапия», ВГМУ, Воронеж 2017; сертификат о допуске к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности «Терапия», Воронеж 2017; «Фонд оценочных средств как средство независимой оценки качества образования. Использование редактора ФОС для управления оценочными средствами в электронной информационно-образовательной среде вуза», ВГПУ, Воронеж 2018; «Электронно-информационная среда вуза. Информационная безопасность. Дистанционные образовательные технологии», ВГПУ, Воронеж 2018.
Публикационная активность: является автором 6 учебно-методических изданий и более 116 научных трудов.
Область научных интересов: здоровый образ жизни детей и учащейся молодежи, факторы формирующие здоровье.
Доп. информация: является одним из организаторов и участников ежегодных акций, пропагандирующих здоровый образ жизни в детских дошкольных учреждениях «Здоровый ребенок – счастливый ребенок».
Дубова Светлана Михайловна
Доцент
+7(473)55-45-40
anatomy55@mail.ru

В 2005 г. закончила бакалавриат биолого-почвенного факультета ВГУ по направлению «Биология».
В 2007 году закончила магистратуру биолого-почвенного факультета ВГУ по специальности «Биология».
С 2010 г. работала на кафедре безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний ВГУ в должности старшего лаборанта, с 2012 г.- в должности преподавателя.
В период с 2007 по 2010 гг. проходила обучение в очной аспирантуре ВГУ по специальности «Биофизика».
В 2010г. защитила кандидатскую диссертация в Воронежском государственном университете по специальности 03.01.02 «Биофизика» на тему «Анализ действия УФ-излучения и некоторых индукторов синтеза интерферона на состояние Т-лимфоцитов крови человека».
С 2012-2018г. работала преподавателем кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний ВГУ.
С 2018 г. по н.в. работает в должности преподавателя кафедры медицинских дисциплин ВГУ и по совместительству на кафедре анатомии и физиологии ВГПУ в должности доцента.
Ученая степень – кандидат биологических наук
Общий стаж работы 9 лет, стаж работы по специальности 7 лет.
Преподаваемые дисциплины: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Механизмы адаптации человека к факторам внешней среды».
Проходила повышение квалификации по программам: «Эффективная работа преподавателя», НОУ «ИНТУИТ», Москва, 2014, «Безопасность жизнедеятельности», НОУ «ИНТУИТ», Москва, 2017, «Использование электронного обучения и дистанционных технологий в образовательной практике учебного заведения», ВГУ, Воронеж 2018; «Оказание первой помощи», ВГУ, 2018; «Проектирование образовательного процесса в вузе в контексте изменений законодательства, организация инклюзивного образовательного процесса и специфика внедрения ФГОС ВО 3++ (профиль - Анатомо-физиологические и возрастные особенности человека)», ВГПУ, Воронеж 2018.
Публикационная активность: имеет более 42 научных публикаций,из которых 5 в изданиях, индексируемых ВАК. Является соавтором 7 учебных и учебно-методических пособий.
Область научных интересов: влияние негативных факторов техносферы на состояние здоровья человека; биофизика клетки.
Гончарова Инна Георгиевна
Старший преподаватель
+7(473)255-45-40
anatomy55@mail.ru

В 2001 г. закончила естественно-географический факультет ВГПУ по специальности «Биология» с дополнительной специальностью «Декоративно-прикладное искусство».
С 2001 г. работала на кафедре анатомии и физиологии в должности старшего лаборанта, с 2005 г. в должности ассистента, а с 2011 г. и по н.в. старшим преподавателем.
В период с 2002 по 2006 гг. проходила обучение в заочной аспирантуре ВГПУ по специальности «Экология», принимала участие в научном исследовании по проблеме радиационного воздействия на организм, на базе НИИ авиационной и космической медицины (г. Москва).
Общий стаж работы 18 лет, стаж работы по специальности 14 лет.
Преподаваемые дисциплины: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Анатомия человека», «Физиология человека и животных», «Анатомия, возрастная физиология (с физиологией ВНД и сенсорных систем)».
Проходила повышение квалификации по программам: «Технология внедрения ФГОС ВПО по ООП реализуемый в вузе», ВГПУ, Воронеж 2013; «Специфика внедрения ФГОС ВО в контексте изменений законодательства и организация инклюзивного образовательного процесса (анатомо-физиологические и возрастные особенности человека)», ВГПУ, Воронеж 2016; «Обеспечение образовательного процесса с учетом требований законодательства РФ и профессиональных стандартов, в том числе для лиц с ОВЗ (Основы медицинских знаний и педиатрии в рамках реализации концепции здоровьесбережения)», ВГПУ, Воронеж 2017; «Фонд оценочных средств как средство независимой оценки качества образования. Использование редактора ФОС для управления оценочными средствами в электронной информационно-образовательной среде вуза», ВГПУ, Воронеж .2018; «Электронно-информационная среда вуза. Информационная безопасность. Дистанционные образовательные технологии», ВГПУ, Воронеж 2018.
Публикационная активность: имеет более 60 научных публикаций и является соавтором учебно-методических пособий.
Область научных интересов: здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. В течение 7 лет является соруководителем студенческого научного общества кафедры. Более 8 лет является организатором донорского движения естественно-географического факультета ВГПУ.
Доп. информация: в 2009 г. руководством ВГПУ награждена почетной грамотой за профессиональные достижения в педагогической деятельности.
Пешкова Ирина Александровна
Ассистент
+7(473)55-45-40
anatomy55@mail.ru

В 2010г. с отличием окончила Воронежский базовый медицинский колледж по специальности «Лечебное дело».
В 2015г. окончила Воронежский государственный педагогический университет с присвоением квалификации «Магистр. 44.04.01 Педагогическое образование» профиль образовательной программы – «Биологическое образование».
В настоящее время обучается в заочной аспирантуре Воронежского государственного университета по специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования».
С 2015г. работает в МБОУ СОШ№ 52, г. Воронежа преподавателем-организатором ОБЖ 1 КК, учителем биологии.
В 2017 г. работала почасовиком на кафедре анатомии и физиологии ВГПУ.
С 2018г. работает внешним совместителем на кафедре анатомии и физиологии ВГПУ в должности ассистента.
Общий стаж работы и стаж по специальности- 3 года.
Преподаваемые дисциплины: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни».
Проходила повышение квалификации по программам: «Практика введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (образовательная область: основы безопасности жизнедеятельности)», ВИРО, Воронеж 2015; «Правила оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях и ЧС», КУЗ ВО «Воронежский областной клинический центр медицины катастроф», Воронеж 2016; «Педагогическое проектирование: от идеи до оценивания результата», ВИРО, Воронеж 2017; «Социальная медицина. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи», Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования «Институт социального образования», Воронеж .2017; «Проектирование образовательного процесса в вузе в контексте изменения законодательства, организация инклюзивного образовательного процесса и специфика внедрения ФГОС ВО 3++ (профиль – Анатомо-физиологические возрастные особенности человека)», ВГПУ, Воронеж 2018.
Публикационная активность: имеет более 11 научных публикаций.
Область научных интересов: технология проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе; здоровьесберегающая среда образовательного учреждения; формирование здоровьесберегающей компетенции у старшеклассников.
Кособуцкая Светлана Александровна
Доцент
+7(473)255-45-40
anatomy55@mail.ru

В 2002 г. окончила педиатрический факультет ВГМА им. Н. Н. Бурденко по специальности «Педиатрия».
С 2002-2003 г. работала врачом-интерном инфекционного отделения на базе ДГКБ № 7 г. Воронежа.
С 2003-2005 гг. проходила обучение в клинической ординатуре ВГМА им. Н. Н. Бурденко, работала врачом-ординатором.
С 2004 г. работала врачом в инфекционного отделения ОДКБ № 2 г. Воронежа.
С 2004 г. проходила обучение в заочной аспирантуре в ФГУН «Центральный НИИ эпидемиологии» г. Москва. В 2006 г. там же защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук на тему: «Микроэкологические нарушения кишечника и состояние иммунитета у детей, реконвалесцентов острых респираторных инфекций, пути их коррекции».
С 2012 г. работала на кафедре гистологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко в должности ассистента.
С 2018 г. работает на кафедре микробиологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко в должности ассистента, а также внешним совместителем кафедры анатомии и физиологии ВГПУ в должности доцента.
Ученая степень – кандидат медицинских наук.
Общий стаж работы и стаж по специальности - 17 лет.
Преподаваемые дисциплины: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Основы педиатрии и гигиены».
Профессиональная переподготовка: «Инфекционные болезни» ИПМО ГОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко, Воронеж 2006; диплом о дополнительном (к высшему) образованию «Преподаватель высшей школы» ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко, Воронеж 2013; «Организация здравоохранения и общественное здоровье» ИДПО ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н. Н. Бурденко, Воронеж 2018.
Повышение квалификации по программам: «Актуальные вопросы организации педагогического процесса в высшей медицинской школе», ИДПО ГБОУ ВПО ВГМУ им. Н.Н.Бурденко, Воронеж 2015; «Вопросы педиатрии», ИДПО ГБОУ ВПО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, Воронеж 2015; «Методологические основы разработки электронного УМК на платформе "Moodle", ИДПО ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, Воронеж 2016; «Электронно-информационная среда вуза. Информационная безопасность. Дистанционные образовательные технологии», ВГПУ, Воронеж 2019.
Публикационная активность: имеет более 90 научных публикаций, в том числе учебные и учебно-методические пособия.
Область научных интересов: состояние здоровья населения отдельных возрастных групп и факторы его формирующие, мониторинг физического развития и состояния здоровья школьников и студентов, особенности адаптации функциональных систем организма человека к действию факторов окружающей среды; здоровый образ жизни детей и учащейся молодежи, факторы формирующие здоровье.
Доп. информация: с 2019 года является членом Воронежского физиологического общества ВГМУ им. Н. Н. Бурденко.

Рекомендуемая тематика курсовых, выпускных квалификационных и контрольных работ.

Рекомендуемая тематика курсовых работ по дисциплине «Физиология человека и животных» для бакалавров, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Биология» 

1. Биоэлектрические мембраны, их роль в процессах возбуждения.
2. Проблемы возникновения потенциалов возбуждения и покоя.
3. Возникновение, развитие и способы передачи возбуждения.
4. Развитие мозга ребенка.
5. Развитие высшей нервной деятельности ребенка.
6. Типы ВНД, учение Павлова о частных типах в свете данных современной электрофизиологии.
7. Торможение условных рефлексов. Его значение в условной рефлекторной деятельности ребенка.
8. Индивидуальные психофизиологические особенности человека.
9. Функциональная асимметрия мозга.
10. Физиологические механизмы обучения.
11. Современные представления о механизмах памяти.
12. Роль мотиваций в регуляции поведения.
13. Роль эмоции в поведении и обучении.
14. Формирование речи и становление мышления в онтогенезе. Расстройство речевой функции ребенка.
15. Рефлекторная деятельность мозга.
16. Гемоглобин и его роль в эволюции животных.
17. Система крови в процессе онтогенеза. Влияние различных условий жизнедеятельности на систему крови у детей и подростков.
18. Регуляция процесса свертывания крови.
19. Иммунитет.
20. Проблема пересадки органов и тканей.
21. Сердце и его возрастные особенности.
22. Кровеносные сосуды, их возрастные особенности.
23. Нервные механизмы регуляции работы сердца.
24. Причины и профилактика патологии сердечно-сосудистой системы
25. Проблемы старения и долголетия.
26. Возрастное развитие систем кислородного обеспечения организма.
27. Внешнее дыхание.
28. Транспорт и обмен кислорода и углекислого газа.
29. Регуляция дыхания.
30. Морфофункциональные особенности системы пищеварения.
31. Особенности пищеварения в ротовой полости. Механизмы регуляции слюноотделения, жевания и глотания.
32. Особенности пищеварения в желудке и механизмы регуляции.
33. Особенности пищеварения в тонком кишечнике, механизмы регуляции.
34. Обмен веществ и энергии как основная функция организма.
35. Белковый обмен, механизмы его регуляции.
36. Обмен липидов, механизмы его регуляции.
37. Роль витаминов в жизнедеятельности организма.
38. Физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие в процессе онтогенеза.
39. Морфофункциональные особенности системы выделения. Почка- как гомеостатический орган.
40. Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса.

 

Рекомендуемая тематика Выпускных квалификационных работ по дисциплине «Физиология человека и животных» для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Биология»

1.      «Факторы риска» в проблеме неоплазии и их распространенность в Воронежской области.

2.              Экологическая обусловленность нарушения функций у детей школьного возраста.

3.              Аллергические болезни детей школьного возраста как результат влияния неадекватных экологических факторов.

4.              Экологически зависимые нарушения деятельности нервной системы и психики ребенка.

5.              Влияние антропогенных факторов среды на здоровье детей и подростков.

6.              Профилактика и оздоровление детей в районах экологического риска Воронежской области.

7.              Оценка состояния окружающей среды г. Воронежа и ее влияния на состояние здоровья детей и подростков.

8.              Состояние здоровья современных школьников.

9.              Качество жизни и здоровье современных подростков.

10.       Генетико-средовые факторы как отражение поведения детей различного возраста.

11.       Закономерности развития головного мозга у детей и подростков. Профилактика нарушений.

12.       Особенности развития высшей нервной деятельности у детей дошкольного возраста.

13.        Роль второй сигнальной системы в обучении и воспитании.

14.       Развитие электрической активности мозга в онтогенезе.

15.       Эмоциональные структуры мозга, особенности их формирования в процессе онтогенеза.

16.       Развитие речи у детей.

17.       Физиологические основы развития памяти у школьников.

18.       Формирование эмоциональной сферы ребенка, роль эмоций в обучении и воспитании.

19.        Физиологические проблемы школьных неврозов и их профилактика.

20.       Адаптация организма школьника к стрессорным ситуациям.

21.       Синдром расстройства обучения: физиологические механизмы и профилактика.

22.       Сущность неадаптивных форм развития организма ребенка.

23.       Генетические и средовые причины дислексии, ее профилактика.

24.       Физиологические проблемы неуспеваемости детей.

25.       Физиологические механизмы адаптации школьника к учебным нагрузкам.

26.       Физиологические аспекты неврозов у детей.

27.       Психофизиология депрессивных состояний у детей.

28.       Психофизиологические механизмы депрессии у школьников и их профилактика.

29.       Психофизиологические основы раздельного обучения в школе.

30.       Биоритмологические особенности детей школьного возраста.

31.       Дезонтогенез детей младшего школьного возраста.

32.       Физиологические механизмы нарушения иммунитета у детей и подростков– проблемы СПИДа.

33.        Проблемы полового воспитания детей и подростков.

34.        Современные проблемы полового воспитания школьников.

35.        Особенности полового созревания подростков и проблемы полового воспитания.

36.       Физиологические механизмы формирования вредных привычек и их профилактика в школе.

37.       Алкоголизм и потомство. Профилактическая работа в школе.

38.       Профилактика пивного алкоголизма у учащихся.

39.       Основные виды наркотических средств и особенности их применения молодежью.

40.       Влияние ионизирующего излучения на организм ребенка.

41.       Влияние электромагнитных факторов на здоровье детей.

42.       Грипп. Пути распространения и методы профилактики в школе.

43.       Профилактика нарушений зрения у детей школьного возраста.

44.       Физиологические механизмы и нарушения сенсорных функций у детей.

45.       Проблемы гиподинамии и рациональный двигательный режим в школе и дома.

46.       Роль физических упражнений в предупреждении заболеваний и укреплении здоровья у детей.

47.       Физическая культура в здоровом образе жизни школьника.

48.       Нарушения аппарата движения и их профилактика у детей школьного возраста.

49.       Проблемы профилактики детского травматизма.

50.       Двигательная активность ребенка и развитие функций мозга.

51.       Сон. Роль сна в формировании здоровья учащихся.

52.       Гигиенические основы питания, как источник здоровья и нормального физического развития детей.

53.       Организация рационального питания у детей.

54.       Гигиена питания в дошкольных образовательных учреждениях.

55.       Гигиена кожи у детей школьного возраста.

56.       Проблемы формирования здорового образа жизни детей и молодежи.

57.       Работа школы по формированию здорового образа жизни.

58.       Особенности построения процессов здоровьесбережения в образовательных учреждениях.

59.       Особенности организации учебно-воспитательного процесса детей различного возраста.

60.       Особенности организации учебно-воспитательного процесса с гиперактивными детьми.

61.       Физиологическое обоснование особенностей учебно-воспитательного процесса у детей с дефицитом внимания и гиперактивностью.

62.       Внутришкольные физиолого-гигиенические факторы, влияющие на здоровье школьников.

63.       Гигиена учебно-воспитательного процесса.

64.       Методика изготовления микропрепаратов, используемых в школьном курсе биологических дисциплин.

65.       Методическое обеспечение уроков при изучении темы «Нервная система».

66.       Методическое обеспечение уроков при изучении темы «Дыхательная система».

67.       Методическое обеспечение уроков при изучении темы «Мочевыделительная система».


Рекомендуемая тематика контрольных работ по дисциплине «Анатомия человека» для бакалавров, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Биология»:
1. Уровни организации организма человека, как целостной биологической системы. Понятия: клетка, ткань, орган, система органов, аппараты органов.
2. Типы телосложения человека.
3. Понятие «ткань». Основные типы тканей в организме человека.
4. Строения и функции опорно-двигательного аппарата.
5. Строение и химический состав костей. Классификации костей, типы окостенения скелета.
6. Мышечные ткани: классификация и строение. Мышца как орган. Классификация мышц.
7. Структурно-функциональная характеристика скелетных мышц. Основные отделы скелетных мышц.
8. Классификация соединений скелета. Строение суставов.
9. Пищеварительная система: основные отделы и их функции. Филогенез и онтогенез пищеварительной системы.
10. Ротовая полость. Особенности строения и функции языка, зубов.
11. Анатомо-физиологические особенности строения и функции желудка.
12. Особенности строения тонкой и толстой кишки в связи с выполняемой функцией.
13. Структурно-функциональные особенности крупных желёз пищеварительной системы: печень и поджелудочная железа.
14. Дыхательная система: основные отделы, фило- и онтогенез. Строение легких.
15. Анатомо-функциональные особенности строение носовой полости, гортани.
16. Мочевыделительная система – особенности строения и функции почки, мочевыводящих путей. Филогенез и онтогенез.
17. Строение и функции женских половых органов.
18. Строение и функции мужских половых органов.
19. Сердечно-сосудистая система: отделы, филогенез.
20. Онтогенез сердечно-сосудистой системы и пороки развития.
21. Строение камер и стенок сердца, клапанный аппарат.
22. Кровоснабжение и иннервация сердца. Проводящая система сердца.
23. Аорта: ее отделы, общая сонная артерия и ее ветви, подключичная артерия.
24. Ветви грудной и брюшной аорты.
25. Строение венозной системы. Система воротной вены.
26. Строение и функции лимфатической системы.
27. Строение и функции иммунной системы.
28. Эндокринный аппарат: классификация желез внутренней секреции, иерархия эндокринной регуляции.
29. Нервная система. Общий план строения. Классификация нервных клеток.
30. Фило- и онтогенез нервной системы. Пороки развития.
31. Понятие рефлекса. Анализ схемы строения рефлекторной дуги и рефлекторного кольца.
32. Структурно- функциональная организация спинного мозга. Соматическая рефлекторная дуга.
33. Структурно-функциональные особенности строения продолговатого мозга, моста и мозжечка.
34. Структурно-функциональные особенности строения среднего и промежуточного мозга.
35. Строение белого вещества и базальных ядер серого вещества больших полушарий головного мозга.
36. Структурно-функциональная характеристика коры больших полушарий головного мозга.
37. Структурно-функциональные особенности вегетативной нервной системы. Дуга вегетативного рефлекса.
38. Периферическая нервная система. Структурные особенности строения спинномозгового нерва.
39. Классификации головных нервов. Структурные особенности строения блуждающего нерва.
40. Органы чувств. Особенности строения органа зрения.
41. Орган слуха и равновесия. Особенности строения и функции.
42. Структурно-функциональная организация зрительного анализатора.
43. Структурно-функциональная организация слухового анализатора.

Учебно-методическая деятельность


                                                                          Учебные и учебно-методические пособия изданные в 2018 г.:

1. Попова О.А. Анатомия и возрастная физиология (с основами высшей нервной деятельности и сенсорных систем) / О.А. Попова, И.Г. Гончарова, Н.В. Соколова.-1-е изд.- Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2018. - 144 C.

2. Корденко А.Н. Анатомия человека: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению 44.03.05 ”Педагогическое образование” (с двумя профилями подготовки)”, профили ”Физическая культура”, ”Безопасность жизнедеятельности; ”Физическая культура”, ”Дополнительное образование”; а также по направлению 44.03.01 ”Педагогическое образование”, профиль ”Физическая культура”/ А.Н. Корденко, Н.В. Соколова, И.Г. Гончарова.- 1-е изд. - Воронеж: ВГПУ, 2018. - 148 C.

3. Попова О.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), профили «Естествознание», «Физика»; «Информатика и ИКТ»; «Математика», «Информатика», а также по направлению44.03.01 «Педагогическое образование», профили «Информатика и ИКТ», «Технология» / О.А. Попова, С.И. Картышева.- 1-е изд. - Воронеж: ВГПУ, 2018. - 116 C.

4. Картышева С.И. Физиология физических упражнений: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), профили «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности»; а также по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура» / С.И. Картышева.- 1-е изд. - Воронеж : ВГПУ,2018. - 212 C.

 

НИР

По кафедре анатомии и физиологи реализуются 2 научных направления:

1. Для бакалавров по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование»  профиль «Биология» - «Влияние факторов среды на состояние здоровья детей различного возраста».  Руководитель: к.б.н., доцент С.И.Картышева

2. Для магистров по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» профиль «Биологическое образование»- «Социально-гигиенический мониторинг состояния здоровья учащейся молодежи и факторов среды как методологическая основа определения приоритетов профилактики в различных видах образовательных организаций». Руководитель:  д.б.н., доцент Н.В.Соколова

Публикации

ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ  ППС КАФЕДРЫ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ

В 2018 ГОДУ

1. Публикации индексируемые  SCOPUS 

1. Sleptsova M.V. Formalization of students’ individual educational objectives for e-learning / M.V. Sleptsova, N.V. Sokolova // Astra Salvensis. −2018. − Vol. 6. − P. 67-74

2. Попова О.А. Индивидуальная вариабельность адаптации структурных элементов слизистой оболочки тощей кишки при хроническом воздействии импульсов электромагнитных полей / О.А. Попова, В.И. Попов, Л.Е. Механтьева, Н.В. Соколова // Гигиена и санитария.  2018.  Т. 97, № 8. – С. 703-709

3. Ушаков И.Б. Некоторые аспекты экологической безопасности человека в условиях хронического воздействия импульсов электромагнитных полей / И.Б. Ушаков, В.И. Попов, О.А. Попова // Экология человека.  2018.  № 1.  С. 3-7

2. Публикации индексируемые ВАК

1. Картышева С.И. Проблемы организации здоровьесбережения в образовательных учреждениях / С.И. Картышева, А.Н. Корденко, И.Г. Гончарова // Культура физическая и здоровье. –  2018. – Т. 67, № 3.  С. 146-148

2. Соколова Н.В. Мониторинг репродуктивного поведения школьников как одно из направлений здоровьесберегающей деятельности учителя /Н.В. Соколова, И.Г. Гончарова, Т.В. Капура // Культура физическая и здоровье.  – Воронеж, 2017.  – С. 109-111

3. Публикации  индексируемые РИНЦ

  1.  Гончарова Д.Г. Особенности распространения психологической неустойчивости в школьной среде / Д.Г. Гончарова, Н.В. Соколова //  Прикладные информационные аспекты медицины: научно-практический журнал.  2018.  Т. 21, № 73.  С. 88-91
  2. Дубов В.М. Аутентификация и авторизация приложений Oracle Application Express / В.М. Дубов, С.М. Дубова // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы: материалы ХII Региональной научно-практической конференции.  Воронеж, 2018.  С. 59-62
  3. Нараева Н.Ю. Нараева Н.Ю. Особенности и значение модульной педагогической технологии в осуществлении педагогического процесса / Н.Ю. Нараева, С.В. Старцева, О.А. Попова, В.А. Земскова, Е.А. Стецула // В сб. науч. тр., посвященному 100-летию ВГМУ им. Н.Н.Бурденко: Морфология – науке и практической медицине.  Воронеж, 2018.  С. 255-258
  4. Соколова Н.В. Проблема тревожности у детей школьного возраста и пути её коррекции / Н.В. Соколова, Ю.Ф. Косых // Прикладные информационные аспекты медицины: научно-практический журнал. 2018. Т. 21, № 3.  С. 84-87
  5. Соколова Н.В. Репродуктивное здоровье и поведение учащихся, как педагогическая проблема современной школы / Н.В. Соколова, Т.В. Капура // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья: научно-практический журнал.– Воронеж: ВГМУ им. Н.Н. Бурденко,2018.  № 73.  С. 75-78
  6. Старцева С.В. Использование ситуационных задач для оценки знаний студентов при изучении морфологических свойств бактерий / С.В. Старцева, Н.Ю. Нараева, О.А. Попова, Н.Г. Афанасьева, З.С. Маркосян // В сб. науч. тр., посвященному 100-летию ВГМУ им. Н.Н. Бурденко: Морфология – науке и практической медицине.  Воронеж, 2018.  – С. 361-364
  7. Кульневич Т.В. Милосердие в сестринском деле как нравственная ценность / Т.В. Кульневич, Е.С. Грошева // Проблемы и перспективы развития сестринского дела: наука, образование, практика: материалы VIII международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию ВГМУ им.Н.Н.Бурденко.  – Воронеж, 2018.  С. 20-23
  8. Нараева Н.Ю. Осведомленность студентов института сестринского образования ВГМУ им.Н.Н.Бурденко об основных принципах ВИЧ-инфекции / Н.Ю. Нараева,С.В. Старцева, И.А. Полетаева, Е.С. Грошева, К.Д. Шихалиева // Проблемы и перспективы развития сестринского дела:  наука,образование,практика: материалы VIII международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию ВГМУ им.Н.Н.Бурденко.  Воронеж, 2018.  С. 58-59
  9. Грошева Е.С. Роль медицинского персонала в профилактике вирусных кишечных инфекций в детских образовательных учреждениях / Е.С. Грошева, И.А. Полетаева, Н.Ю. Нараева, К.Д. Шихалиева // Проблемы и перспективы развития сестринского дела: наука, образование, практика: материалы VIII международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию ВГМУ им.Н.Н.Бурденко.  Воронеж, 2018.  С. 17-19
  10. Шихалиева К.Д. Роль медицинского персонала в профилактике парентеральных вирусных гепатитов среди детей старшего школьного возраста / К.Д. Шихалиева, Е.С. Грошева, Н.Ю. Нараева, И.А. Полетаева // Проблемы и перспективы развития сестринского дела: наука, образование, практика: материалы VIII международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию ВГМУ им.Н.Н.Бурденко.  Воронеж, 2018.  С. 91-92
  11. Гончарова И.Г. Факторы образовательной среды, как условие формирования здорового образа жизни школьников/ И.Г.Гончарова, Н.В.Соколова// Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Новой школе – здоровые дети». – Воронеж, 2018. – С. 33-35
  12. Гончарова И.Г. Мониторинг состояния здоровья современных школьников/ И.Г.Гончарова, С.И.Картышева, О.А.Попова// Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Новой школе – здоровые дети». – Москва, 2018. – С. 35-37
  13. Гончарова И.Г. Первичная профилактика зависимостей у школьников подросткового возраста/ И.Г.Гончарова, А.Н. Корденко, Е.С.Грошева, И.О.Зухбая// Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Новой школе – здоровые дети». – Москва, 2018. – С. 37-39
  14. Гончарова И.Г. Организация обучения в вузе и проблемы адаптации первокурсников/ И.Г.Гончарова, А.Н.Корденко, О.А. Попова// Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Новой школе – здоровые дети». – Москва, 2018. – С. 39-41
  15. Грошева Е.С., Проблема воспитания личностного отношения детей школьного возраста к проблемам милосердия / Т. В. Кульневич, Е. С. Грошева // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Новой школе – здоровые дети».  Москва, 2018.  – С. 45-47
  16. Грошева Е.С. Актуальные вопросы профилактики вирусных кишечных инфекций в школе/ Е.С.Грошева, И.А.Полетаева, Н.Ю. И.А., Нараева, К.Д.Шихалиева// Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Новой школе – здоровые дети».  Москва, 2018.  – С. 47-49
  17. Касьянова С. В. Адаптация обучающихся 5-х классов к обучению в школе/ С.В.Касьянова, О.Н.Бавыкина, С.И.Картышева// Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Новой школе – здоровые дети». – Москва, 2018. – С. 73-75
  18. Кочетова М.И. Особенности реализации здоровьесберегающих педагогических технологий в МБОУ СОШ «Лицей № 15» г.Воронежа/ М.И.Кочетова, С.И.Картышева, О.А.Попова// Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Новой школе – здоровые дети». – Москва, 2018. – С. 86-88
  19. Леденева Н.К. Проблемы «школьной зрелости» у детей г.Воронежа и Воронежской области/ Н.К.Леденёва, С.И.Картышева, И.Г. Гончарова // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Новой школе – здоровые дети». – Москва, 2018. – С. 91-93
  20. Небольсина Е.Д. Проблемы акселерации у детей школьного возраста/ Е.Д.Небольсина, С.И.Картышева С.И., И.Г.Гончарова // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Новой школе – здоровые дети». – Москва, 2018. – С. 106-108
  21. Пешкова И.А. Оптимизация двигательной активности учащихся с помощью инновационных технологий обучения / И.А.Пешкова// Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Новой школе – здоровые дети». – Москва, 2018. – С. 121-123
  22. Полетаева И.А. Адаптации первоклассников к школе/ И.А.Полетаева,  Е.С.Грошева, Ю.В.Кондусова, Н.Ю. Нараева // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Новой школе – здоровые дети». – Москва, 2018. – С. 125-126
  23. Полетаева И.А. Основные принципы здоровьесбережения детей школьного возраста/ И.А.Полетаева, Е.С.Грошева, А.В.Крючкова, К.Д.Шихалиева // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Новой школе – здоровые дети». – Москва, 2018. – С. 126-128
  24. Попова О.А. Проблемы слухового утомления и слуховой адаптации у детей и подростков/ О.А.Попова, С.И.Картышева, И.Г.Гончарова// Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Новой школе – здоровые дети». – Москва, 2018. – С. 130-132
  25. Попова О.А. Профилактика развития заболеваний сердечно-сосудистой системы в пубертатный период и факторы их формирующие/ О.А.Попова, С.И.Картышева, И.Г.Гончарова// Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Новой школе – здоровые дети». – Москва, 2018. – С. 132-134
  26. Попова О.А. Скрининг-анкетирование как донозологическая диагностика здоровья молодежи/ О.А.Попова, С.В.Старцева, Н.Ю.Нараева, Е.С.Грошева// Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Новой школе – здоровые дети». – Москва, 2018. – С. 134-136
  27. Соколова Н.В. Роль отдельных факторов среды в формировании самооценки здоровья подростков/ Н.В.Соколова// Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Новой школе – здоровые дети». – Москва, 2018. – С. 161-163
  28. Сорокина Н.А. Особенности познавательных процессов и диагностика уровня их развития в начальной школе/ Н.А.Сорокина, И.Г.Гончарова// Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Новой школе – здоровые дети». – Москва, 2018. – С. 165-166
  29. Старцева С.В. Специфика учебно-воспитательного процесса при работе с гиперактивными детьми в начальной школе/ С.В.Старцева, Н.Г. Афанасьева, Е.С. Грошева, К.Д. Шихалиева// Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Новой школе – здоровые дети». – Москва, 2018. – С. 166-169
  30. Старцева С. В. К вопросу осведомленности школьников о вакцинации как методе борьбы с инфекционной патологией/ С.В.Старцева, Н.Ю.Нараева, Е.С.Грошева, И.Г. Гончарова// Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Новой школе – здоровые дети». – Москва, 2018. – С. 169-171
  31. Цыганова Т.А. Особенности применения икт в образовательном процессе и их влияние на здоровье обучающихся/ Т.А.Цыганова, В.В.Кореева, С.И.Картышева// Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Новой школе – здоровые дети». – Москва, 2018. – С. 191-192
  32. Шихалиева К.Д. Значение профилактики в школьной среде парентеральных гепатитов/ К.Д.Шихалиева, Е.С.Грошева, Н.Ю.Нараева , И.А.Полетаева// Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Новой школе – здоровые дети». – Москва, 2018. – С. 195-197
  33. Шихалиева К.Д. Роль профориентационной компетентности педагога высшей школы при работе с детьми школьного возраста/ К.Д.Шихалиева, Е.С.Грошева, С.В.Старцева, Е.А. Стецула// Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Новой школе – здоровые дети». – Москва, 2018. – С. 197-198


                                                                                                                                                                                        4. Неиндексируемые публикации

  1. Старцева С.В. Самооценка общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций учащихся в учебно-воспитательном процессе кафедры микробиологии / С.В. Старцева, Н.Г. Афанасьева, Н.Ю. Нараева, О.А. Попова // В сб. ст.: Территориальная организация общества и управление в регионах Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.  Воронеж, 2018.  С. 177-179
  2. Старцева С.В. Аутодиагностика как один из факторов процесса самоактуализующейся личности студентов медицинских Вузов / С.В. Старцева, Н.Г. Афанасьева, О.А. Попова, Н.Ю. Нараева, З.С. Маркосян // В сб. ст.: Территориальная организация общества и управление в регионах Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. –  Воронеж, 2018. –  С. 179-181
  3. Полетаева И.А. Современный подход к комплексному лечению гнойно-септической патологии / И.А. Полетаева, С.В. Старцева, Е.С. Грошева, Н.Ю. Нараева// Современные тенденции в науке, технике, образоании: материалы III Международной научно-практической конференции. –  Смоленск, 2018.  – С. 54-56
  4. Старцева С.В. Обзор вакцинопрофилактики как одного из методов борьбы с инфекционной патологией в педиатрии на примере пневмококковой инфекции / С.В. Старцева, Н.Ю. Нараева, В.А. Земскова, О.А. Попова, Е.И. Харьковская // В сб. науч. тр. по материалам III Международной научно-практической конференции: Современные тенденции в науке, технике, образовании.  – Смоленск, 2018.  – С. 56-60
  5. Старцева С.В. Вакцинопрофилактика вирусных инфекций на примере гепатита В / С.В. Старцева, Н.Ю. Нараева, В.А. Земскова, Е.С. Грошева, Т.А. Шапкина// Современные тенденции в науке, технике, образовании: Материалы III Международной научно-практической конференции.  – Смоленск, 2018. –  С. 60-63
  6. Старцева С.В. Применение мультимедийных технологий в процессе изучения дисциплины «Клиническая иммунология» / С.В. Старцева, Н.Г. Афанасьева, Н.Ю. Нараева, О.А. Попова // В сб. науч. тр. по материалам I международной научно-практической конференции «Инновационные исследования в науке и образовании».  Смоленск, 2018.  – С. 93-96
  7. Старцева С.В. Анализ отношения студентов ВГМУ им. Н.Н. Бурденко к программе формирования здорового образа жизни / С.В. Старцева, Н.Ю. Нараева,Н.Г. Афанасьева, О.А. Попова, И.А. Полетаева, Е.С. Грошева // В сб. науч. тр. По материалам III Международной научно-практической конференции: Современные тенденции в науке, технике, образовании.   – Смоленск, 2018.  – С. 131-135
  8. Старцева С.В. Индивидуальный подход в преподавании клинической иммунологии / С.В. Старцева, Н.Г. Афанасьева, Н.Ю. Нараева, О.А. Попова // В сб. науч. тр. по материалам III Международной научно-практической конференции: Современные тенденции в науке, технике, образовании.  Смоленск, 2018.  С. 137-140
  9. Пешкова И.А. Готовность среднеобразовательной школы к проектно-исследовательской деятельности (анализ опыта работы) / И.А. Пешкова // Педагогическое образование: вызовы XXI века.  Самара, 2018.  С. 64-66
  10. Гончарова И.Г. Особенности адаптации первокурсников к обучению в вузе / И.Г. Гончарова, С.И. Картышева, О.А. Попова // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Евразийская педагогическая конференция».  – Пенза, 2018.  – С. 167-169
  11. Кочетова М.И. Особенности реализации здоровьесберегающих педагогических технологий в общеобразовательных учреждениях г. Воронежа / М.И. Кочетова, С.И. Картышева // Тезисы докладов студенческой научной конференции по итогам работы за 2017 год.  Воронеж: ВГПУ, 2018.  С. 103-104

 



                                                                                                                                                 

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса.

Кафедра анатомии и физиологии располагает учебными аудиториями и специализированными лабораториями, необходимыми для учебного процесса и научно-исследовательской работы по направлениям 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Биология» и 44.04.01 "Педагогическое образование", "Биологическое образование".

Лекционная аудитория (128 аудитория, главный корпус) оснащена мультимедийным оборудованием, позволяющим использовать в учебном процессе интерактивные технологии.

Научно-исследовательская лаборатория кафедры (130 аудитория, главный корпус) оборудована криостатом, термостатом суховоздушным, вытяжным шкафом, препаровальным столиком; микроскопом, лабораторной посудой, химическими реактивами. Лаборатория предназначена для проведения научно-исследовательской работы бакалавров, магистров, аспирантов, сотрудников кафедры, а также бакалавров, являющихся членами научного студенческого общества кафедры.

Специализированная физиологическая лаборатория (131 аудитория, главный корпус) оснащена физиологической установкой для проведения острых опытов над лабораторными животными; электрокардиографом, велоэргометром, тонометрами, спирометрами, гигрометрами шумометрами люксметрами, динамометрами, весами, ростометром; программно-аппаратный комплексом «Здоровье-экспресс»; лабораторно-диагностическим учебным комплексом «Центральная нервная система»Лаборатория оснащена  мультимедийным оборудованием, позволяющим использовать в учебном процессе интерактивные технологии.

Специализированная анатомическая лаборатория (132 аудитория, главный корпус) оснащена наглядным материалом в виде натурных препаратов (скелет человека, муляжи внутренних органов человека, макеты, барельефы и т.д.), микропрепаратов, влажных макропрепаратов внутренних органов человека и животных. Также имеются: микроскоп, электрокардиограф, тонометры, спирометры, гигрометр, шумометр, люксметр, динамометры, весы, ростометр;  программно-аппаратный комплекс «Омега-Медицина» и интерактивный светодинамический стенд «Кровеносная система» с дополнительным интерактивным стендом «Оказание первой медицинской помощи».  Лаборатория оснащена  мультимедийным оборудованием, позволяющим использовать в учебном процессе интерактивные технологии.

Лекционная аудитория (208 аудитория, корпус № 1) оснащена манекеном-тренажером «Максим II-01»  для проведения сердечно-легочной и мозговой реанимации, тренажером для постановки клизм и внутримышечных инъекций, а также раздаточным медицинским материалом. В аудитории имеется  мультимедийное оборудование, позволяющее использовать в учебном процессе интерактивные технологии.

Аудитория основ медицинских знаний и здорового образа жизни (210 аудитория, корпус № 1) располагает наглядным материалом в виде макетов и таблиц, а также  раздаточным медицинским материалом.