Размер
шрифта

Цвет
сайта

Показывать
картинки

Шрифт
Кернинг
Толщина шрифта

Цвет сайта

Кафедра анатомии и физиологии

О руководителе

Картышева Светлана Ивановна
Заведующий кафедрой
+7(473)255-45-40
radalana@mail.ru

Местонахождение

394043, Центральный федеральный округ, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86, главный учебный корпус, ком.133-135

radalana@mail.ru

Историческая справка

Кафедра анатомии и физиологии человека и животных была  создана в качестве самостоятельного подразделения в сентябре 1949 года. Её первым заведующим был доцент Филипп Дмитриевич Василенко, работавший ранее на кафедре зоологии. На должности доцентов были приглашены кандидаты наук М.Ф. Багрянская и Н.А. Аринчин, который в последующем стал член-корреспондентом АН БССР.  До создания кафедры курсы анатомии и физиологии на факультете естествознания, а с  1948 года и на созданном факультете физического воспитания, читали профессор П.М. Никифоровский (1931 – 1938 гг.) и доцент Г.М. Марголин.

С 1950 по 1955 год кафедру возглавлял кандидат медицинских наук, доцент Григорий Маркович Марголин,выпускник ВГУ. Под его руководством работали: Анна Федоровна Гончарова, Маргарита Фёдоровна  Багрянская, Шева Исааковна  Глушко,  Вера Ивановна Федосеева‒ все они внесли  большой вклад в развитие научно-исследовательской деятельности кафедры. Марголин Г.М. на высоком уровне организовал научную работу студентов. Был награжден знаком «Отличник просвещения».

В октябре 1955 года приказом по Министерству  высшего образования СССР кафедра зоологии и кафедра анатомии и физиологии были объединены в одну кафедру зоологии, которой заведовала Правдина Ольга Леонидовна. Через несколько лет, в феврале 1962 года, в структуре института вновь была создана кафедра анатомии и физиологии человека и животных, которую до 1978 года  возглавляла  Анна Федоровна Гончарова. В этот период на кафедре интенсивно изучались различные кортико-висцеральные и висцеро-висцеральные взаимоотношения в условиях адаптации организма к различным факторам окружающей среды, в том числе и к физическим нагрузкам. Этой проблемой под руководством доктора медицинских наук, профессора А.Ф. Гончаровой занимались:  М.Ф. Багрянская, Ш.И.Глушко, В.И. Федосеева,  В.И. Ковылова, В.М. Деев, А.Д. Боголепова,  Н.Т. Орехов, Ю.С. Водолазов,  Л.В. Пахунова, В.А. Киселёв, Н.М. Преснякова, С.М. Колесниченко, А.Е. Шаповалов, С.Н.Пономарева, И.А. Кармаева и другие. При кафедре была открыта аспирантура, позволяющая готовить специалистов высшей квалификации.

Кафедра для того времени была хорошо оснащена экспериментальной аппаратурой,  приборами и материалами. Лекционные и лабораторные занятия иллюстрировались острыми опытами на животных. Студенты, малыми группами, имели возможность проводить физиологические исследования на регистрационных установках. На кафедре активно велась работа научного кружка для студентов и школьников.

С 1969 года кафедрой была организована лаборатория физиологии движений, оснащенная такими уникальными для того времени приборами, как: электроэнцелфалограф, многофункциональный дистанционный балистоэлетрокардиограф, велоэргометр и др.Ее организатором и руководителем был выпускник факультета физической культуры, доцент,  кандидат биологических наук, мастер спорта СССР Василий Афанасьевич Киселев, который в дальнейшем (с 1979 по 1987 гг.) возглавил кафедру.

При заведовании В.А.Киселева кафедра продолжала изучение закономерностей адаптации детей и подростков к учебным и физическим нагрузкам, разрабатывала проблемы функциональной асимметрии. Проводились хоздоговорные исследования на предприятиях г. Воронежа, основной аспект которых был направлен на укрепление здоровья и повышение работоспособности человека. Активно изучались механизмы утомления и восстановления работоспособности спортсменов   разной квалификации. Результаты исследований использовались в практической деятельности по подготовке специалистов для органов народного  образования.

С 1988-го по 2000 год кафедрой заведовала кандидат биологических наук, доцент Ковылова Валентина Ивановна – выпускница ВГПИ. Во время заведования кафедрой она продолжала сохранять традиции предшественников. Преподавание профессорско-преподавательским составом кафедры осуществлялось на высоком профессиональном уровне. Ковылова В.И. с 1980 по 1993 гг. являлась деканом естественно-географического факультета. Валентина Ивановна была награждена медалью «Ветеран труда» (1985г), отмечена знаком «Отличник народного просвещения РСФСР» в 1986 году, в 2009- «За заслуги перед ВГПУ». В 20011 году ей присвоено звание «Почетный профессор ВГПУ», а в 2012-   «Почетный работник высшего профессионального образования РФ».

С 2000 по 2009 год возглавлял кафедру доктор медицинских наук, профессор Анатолий Николаевич Корденко. Профессорско-преподавательский состав кафедры данного периода был таковым: А.Н.Корденко, В.И.Ковылова, Н.М.Преснякова, С.М.Колесниченко, Л.В.Пахунова, А.Е.Шаповалов, И.А.Кармаева, Н.В.Соколова и  С.И.Картышева. На кафедре началась активная научная работа в области исследования действия экстремальных факторов на организм человека.

С 1997 года под руководством профессора Корденко А.Н. возобновилась научная работа аспирантов. Они начали осваивать новое научное направление- изучение проблем качества жизни школьников и студентов. Проводимые исследования были поддержаны грантом Минобразования и науки РФ. За время работы аспирантуры успешно защитились 7 аспирантов, получивших звание кандидата наук: Соколова Н.В.(проректор по учебной работе ВГПУ), Анохина Ж.А. (старший преподаватель кафедры нормальной анатомии ВГМУ им. Бурденко), Либина И.И. (ассистент кафедры общей гигиены ВГМУ им. Бурденко); Картышева С.И. (зав.кафедрой анатомии и физиологии ВГПУ), Новикова С.Н. (мед.работник Воронежской детской клинической больницы ВГМА им. Н.Н. Бурденко Минздрава России),  Баранович Н.А.(врач-педиатр высшей категории Московской частной клиники «Семейный доктор») и Мухина Н.В. (доцент кафедры биологии и физической культуры и спорта  Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»).

Кафедра активно сотрудничала с Институтом возрастной физиологии РАО, ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н.Сысина РАМН, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, НИИ военной медицины МО РФ, Институтом медико-биологических проблем РАН, Воронежским государственным университетом и Воронежской государственной медицинской академией им. Н.Н. Бурденко, с родственными кафедрами Ярославского, Липецкого, Московского и Санкт-Петербургского педагогических университетов.

В 2002 году доцент Соколова Н.В. с соавторами (Ушаков И.Б.,  Корденко А.Н., Ушаков Б.Н., Есауленко И.Э., Попов В.И.) опубликовала монографию «Провинция: качество жизни и здоровье студентов»,  основные положения которой использовались в научно-исследовательской работе кафедры.

В 2007 году, под руководством доцента Картышевой С.И., было создано студенческое благотворительное движение естественно-географического факультета «Добрый ангел», которое  активно участвовало в продвижении донорского движения среди учащейся молодежи ВГПУ. В 2011 году  оно переросло в студенческую благотворительную организацию «Добрый ангел», направлением работы которой стало не только донорское движение, но и волонтерское- студенты естественно-географического факультета, под руководством ст.преподавателя Гончаровой И.Г., курировали пациентов детского хосписа. Данная организация активно работает и сейчас.

С 2009 по 2013 год заведовала кафедрой доктор биологических наук, доцент Наталья Валерьевна Соколова- выпускница факультета (1996г), которая прошла путь от ассистента до профессора кафедры. В настоящее время является проректором по учебной работе ВГПУ. Используя опыт своих учителей, а также новые направления в педагогике, Соколова Н.В. выстраивала работу кафедры с учётом современных тенденций образования. С 2012 года под руководством Натальи Валерьевны профессорско-преподавательский состав в лице профессора Корденко А.Н., доцента Ковыловой В.И., доцента Пахуновой Л.В.,  доцента Картышевой С.И., ст. преподавателя Гончаровой И.Г. начал освоение нового научного направления, посвященного оценке влияния факторов среды на развитие детей различного возраста. 

Преподаватели активно участвовали в организации и проведении различных научно-практических конференций регионального и всероссийского значения. Высокую оценку специалистов получила инициатива кафедры по проведению Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Новой школе – здоровые дети», которая освещала важнейшие направления современности проблемы формирования здоровья современных школьников; здоровьесберегающие образовательные технологии в работе школы и учителя; проблемы обучения педагогов технологиям оздоровления детей; современные аспекты управления формированием здоровья учащихся в процессе школьного обучения и т.д.  В те же годы Соколова Н.В. получила грант на проведение  региональной научно-практической конференции школьников г. Воронежа и Воронежской области «От любви к природе- к культуре природопользования».

В этот период на факультете открывается новая ступень высшего профессионального образования- магистратура по направлению «Биологическое образование». Под руководством авторитетных преподавателей кафедры, магистранты занимались серьезной научно-исследовательской работой, результаты которой периодически докладывались на различных научно-практических конференциях. Данная работа активно проводится и в настоящее время.

С апреля 2013 года по настоящее время кафедрой заведует кандидат биологических наук, доцент Светлана Ивановна Картышева, которая также является выпускницей факультета (1997 г.) и прошла путь от старшего лаборанта до заведующего кафедрой. Ориентиром в ее работе и работе преподавателей, является повышение качества высшего профессионального образования. В учебный процесс  активно внедряются различные инновационные методы обучения: дистанционное обучение, обучение студентов с элементами включения иностранного языка, проектные технологии, методы индивидуализации обучения, исследовательский характер обучения  и т.д.

Профессорско-преподавательский состав кафедры- Картышева С.И, Корденко А.Н., Соколова Н.В., Попова О.А., Кувшинова Н.М., Гончарова И.Г., Попков И.В., Пешкова И.А. продолжает научные исследования в области изучения влияния факторов среды на развитие детей различного возраста, тесно контактируя со школами города Воронежа и Воронежской области. В этих исследованиях принимают участие и аспиранты кафедры. Благодаря хорошему оснащению программно-аппаратными комплексами и дополнительным исследовательским оборудованием, стала возможным всесторонняя оценка состояние здоровья детей и подростков.

Под руководством профессора А.Н. Корденко, ст. преподавателя И.Г.Гончаровой и ассистента Попкова И.В. на кафедре работает студенческое научное общество, членами которого являются студенты-биологи.

Профессорско-преподавательский состав кафедры принимает активное участие в организации и проведении научно-практических конференций различных уровней. Имеют высокую публикационную активность. 

 



Сотрудники

Картышева Светлана Ивановна
Заведующий кафедрой
+7(473)255-45-40
radalana@mail.ru

В 1997 г. закончила естественно-географический факультет ВГПУ специальности «Биология» с дополнительной специальностью «Труд».
С 1997 г. работала на кафедре анатомии и физиологии старшим лаборантом. В 1999 г. переведена на должность ассистента. В период с 2000 г. по 2003 г. проходила обучение в очной аспирантуре ВГПУ по специальности «Экология».
В 2005 г. защитила кандидатскую диссертацию в НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина РАМН (г. Москва) по специальности 14.00.07 – «Гигиена», на тему «Основные характеристики процесса формирования качества жизни студентов различного профиля обучения».
С 2005 г. по 2013 г. работала доцентом кафедры. С 2013 г. и по н.в. работает в должности заведующего кафедрой.
Ученая степень – кандидат биологических наук, ученое звание – доцент.
Общий стаж работы 22 год, стаж работы по специальности 20 лет.
Преподаваемые курсы: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Физиология человека», «Физиология физических упражнений», «Технологии здоровьесбережения в образовании», «Возрастная физиология и психофизиология», «Морфология нервной системы», «Поведенческие факторы риска», «Механизмы адаптации человека к факторам среды» , «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения».
Проходила повышение квалификации по программам: «Физиологические основы физического воспитания», ФГБОУ ВГИФК, Воронеж, 2009; «Проектирование образовательного процесса в вузе в контексте изменений законодательства и специфика внедрения ФГОС нового поколения (Современные достижения и технологии в преподавании школьной гигиены»», ВГПУ, Воронеж, 2015; «Противодействие коррупции», ВГПУ, Воронеж, 2015; "Дистанционные образовательные технологии и пользовательские аспекты системы дистанционного обучения eLearning Server 4G" , ВГПУ, Воронеж, 2016; «Гражданское население в противодействии распространению идеологического терроризма», ВГПУ, Воронеж, 2016; «Оказание первой доврачебной помощи», ВГПУ, Воронеж 2016; «Специфика внедрения ФГОС ВО в контексте изменений законодательства и организация инклюзивного образовательного процесса (анатомо-физиологические и возрастные особенности человека)» , ВГПУ, Воронеж, 2016; «Основы информационной безопасности» ВГПУ, Воронеж, 2017; «Обеспечение образовательного процесса с учетом требований законодательства РФ и профессиональных стандартов, в том числе для лиц с ОВЗ (Основы медицинских знаний и педиатрии в рамках реализации концепции здоровьесбережения)», ВГПУ, Воронеж, 2017; «Актуальные вопросы современной физиологии», ВГМУ им. Н.Н.Бурденко, Воронеж, 2017; «Фонд оценочных средств как средство независимой оценки качества образования. Использование редактора ФОС для управления оценочными средствами в электронной информационно-образовательной среде вуза», ВГПУ, Воронеж, 2018; «Электронно-информационная среда вуза. Информационная безопасность. Дистанционные образовательные технологии», ВГПУ, Воронеж, 2018; «Противодействие коррупции», ВГПУ, Воронеж, 2018; «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма», ВГПУ, Воронеж 2019; «Федеральный государственный стандарт высшего образования: проектирование и организация учебного процесса, в том числе для лиц с ОВЗ (анатомо-физиологические и возрастные особенности человека)», ВГПУ, 2020
Публикационная активность: автор более 129 научных публикаций, из которых 13 в изданиях, индексируемых ВАК, 3- Scopus. Имеет 10 учебно-методических и учебных пособий.
Область научных интересов: влияние факторов среды на здоровье обучающихся.
Доп. информация: с 2017 года является членом Воронежского физиологического общества ВГМУ им. Н.Н. Бурденко.
Имеет благодарность от Управы Центрального района городского округа г. Воронежа за многолетний плодотворный труд по подготовке педагогических кадров для отечественного образования.
Корденко Анатолий Николаевич
Профессор кафедры
+7(473)255-45-40
akordenko@yandex.ru

В 1970 г. окончил лечебный факультет ВГМИ по специальности «Лечебное дело».
В 1986 г. защитил кандидатскую диссертацию по специальности Радиобиология» в институте биофизики МЗСССР (г. Москва).
С 1988 г. работает в ВГПУ на кафедре анатомии и физиологии, с 1994 г. по н.в. в должности профессора. В период с 2000 г. по 2009 г. возглавлял кафедру.
Ученая степень –доктор медицинских наук, ученое звание – профессор.
Общий стаж работы и стаж по специальности- 50 лет.
Преподаваемые дисциплины: «Анатомия человека», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».
Профессиональная переподготовка: «Преподаватель высшей школы», ВГПУ, Воронеж, 2018.
Проходил повышение квалификации по программам: «Нанотехнологии и наноматериалы», ВГУ, Воронеж, 2012; «Проектирование образовательного процесса в вузе в контексте изменений законодательства и специфика внедрения ФГОС нового поколения (современные достижения и технологии в преподавании школьной гигиены)», ВГПУ, Воронеж, 2015; «Дистанционные образовательные технологии и пользовательские аспекты системы дистанционного обучения eLearning Server 4G», ВГПУ, Воронеж, 2016; «Обеспечение образовательного процесса с учетом требований законодательства РФ и профессиональных стандартов, в том числе для лиц с ОВЗ (Основы медицинских знаний и педиатрии в рамках реализации концепции здоровьесбережения)», ВГПУ, Воронеж, 2017; «Фонд оценочных средств как средство независимой оценки качества образования. Использование редактора ФОС для управления оценочными средствами в электронной информационно-образовательной среде вуза», ВГПУ, Воронеж, 2018; «Электронно-информационная среда вуза. Информационная безопасность. Дистанционные образовательные технологии», ВГПУ, Воронеж, 2018;«Федеральный государственный стандарт высшего образования: проектирование и организация учебного процесса, в том числе для лиц с ОВЗ (анатомо-физиологические и возрастные особенности человека)», ВГПУ, 2020.
Публикационная активность: имеет более 120 научных и учебно-методических публикаций. Под его руководством успешно защитились 8 кандидатов наук.
Область научных интересов: исследования действия экстремальных факторов на организм человека.
Более 8 лет является руководителем студенческого научного общества кафедры.
Доп. информация: награжден почетной грамотой Министерства образования РФ.
Соколова Наталья Валерьевна
Профессор кафедры
+7(473)255-45-40
anatomy55@mail.ru

В 1996 г. окончила естественно-географический факультет ВГПУ по специальности «География и биология».
В 1997 г. поступила в очную аспирантуру по специальности «Экология».
В 2001 г. на заседании диссертационного Совета НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина РАМН (г. Москва) защитила кандидатскую диссертацию по специальности 14.00.07 – «Гигиена» по теме «Роль гигиенических факторов в формировании основных показателей качества жизни студенток педагогического профиля».
С 2001 г. начала работу на кафедре анатомии и физиологии.
В 2005 г. получила ученое звание доцента.
В 2008 г. успешно защитила докторскую диссертацию по теме «Научное обоснование комплексного подхода к гигиенической оценке качества жизни учащейся молодежи» на заседании диссертационного Совета НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина РАМН (г. Москва).
В период с 2009 г. по 2013 г. являлась заведующим кафедрой; с 2013 года является проректором по учебной работе ВГПУ и профессором кафедры по совместительству.
В 2016 г. прошла профессиональную переподготовку по программе «Менеджмент в образовании», ВИВТ, Воронеж.
Ученая степень – доктор биологических наук, ученое звание – доцент.
Общий стаж работы и по специальности 20 лет.
Преподаваемые дисциплины: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Анатомия человека».
Проходила повышение квалификации по программам: «Повышение квалификации педиатров по вопросам организации здравоохранения», ГОУ ВПО ММА им. И.И.Сеченова, Москва 2009; «Современное управление вузом», ФГОУ ВПО НИТУ «МИС и С», 2010; «Технология внедрения ФГОС ВПО по ООП реализуемый в вузе», ВГПУ, Воронеж 2013; «Противодействие коррупции», ВГПУ, Воронеж 2015; «Гражданское население в противодействии распространению идеологического терроризма», ВГПУ, Воронеж 2016; «Специфика внедрения ФГОС ВО в контексте изменений законодательства и организация инклюзивного образовательного процесса (анатомо-физиологические и возрастные особенности человека)» ВГПУ, Воронеж 2016; «Оказание первой доврачебной помощи» ВГПУ, Воронеж 2016; «Основы информационной безопасности» ВГПУ, Воронеж 2017; «Дистанционные образовательные технологии и пользовательские аспекты системы дистанционного обучения eLearning Server 4G», ВГПУ, Воронеж 2017; «Управление персоналом», ВГУИТ, Воронеж 2017; «Управление проектами», ВГУИТ, Воронеж 2017; «Государственное и муниципальное управление», ВГУИТ, Воронеж 2017; «Менеджмент и экономика в секторе государственного (муниципального) управления (органах власти) и государственных (муниципальных) учреждениях», АНО ДПО «Межрегиональная академия повышения квалификации», 2017; «Электронно-информационная среда вуза. Информационная безопасность. Дистанционные образовательные технологии», ВГПУ, Воронеж 2018; «Федеральный государственный стандарт высшего образования: проектирование и организация учебного процесса, в том числе для лиц с ОВЗ (анатомо-физиологические и возрастные особенности человека)», ВГПУ, 2020.
Публикационная активность: автор более 129 научных публикаций, из которых 13 в изданиях, индексируемых ВАК, 3- Scopus. Имеет 10 учебно-методических и учебных пособий.
Публикационная активность: имеет более 150 научных и учебно-методических публикаций. Опубликована монография «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков).
Область научных интересов: качество жизни учащейся молодёжи, состояние здоровья населения отдельных возрастных групп и факторы его формирующие, экология человека, гигиена.
Доп. информация: за успешную преподавательскую деятельность награждена грамотой ВГПУ.
Лапшина (Попова) Олеся Александровна
Доцент кафедры
+7(473)255-45-40
anatomy55@mail.ru

В 2005г. закончила естественно-географический факультет ВГПУ по специальности «Биология» и дополнительной специальности «Химия».
С 2006 г. работала на кафедре гистологии ВГМА им. Н.Н. Бурденко в должности ассистента.
С 2006 по 2009 гг. проходила обучение в заочной аспирантуре ВГМА им. Н.Н. Бурденко. В 2009 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию в диссертационном совете при ГОУ ВПО «Тульский государственный университет» по специальности 05.13.01 – «Системный анализ, управление и обработка информации (биологические науки)». Тема диссертации: «Моделирование и алгоритмизация морфофункционального состояния слизистой оболочки тощей кишки в условиях длительного воздействия импульсов электромагнитных полей».
С 2014 г. работает на кафедре анатомии и физиологии ВГПУ в должности доцента, а также внешним совместителем кафедры микробиологии ВГМА в должности ассистента.
Ученая степень– кандидат биологических наук, ученое звание – доцент.
Общий стаж работы и стаж по специальности- 14 лет.
Преподаваемые дисциплины: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Возрастная физиология и психофизиология», «Анатомия, возрастная физиология (с основами ВНД и сенсорных систем)».
Проходила повышение квалификации по программам: «Педагогика и психология», ИПМО ГОУ ВПО ВГМА им. Н.Н.Бурденко, Воронеж 2009; «Проектирование образовательного процесса в вузе в контексте изменений законодательства и специфика внедрения ФГОС нового поколения (Современные достижения и технологии в преподавании школьной гигиены), ВГПУ, Воронеж 2015; «Дистанционные образовательные технологии и пользовательские аспекты системы дистанционного обучения eLearning Server 4G», ВГПУ, Воронеж 2016; «Методологические основы разработки электронного УМК на платформе "Moodle", ИДПО ГБОУ ВПО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, Воронеж 2016; «Специфика внедрения ФГОС ВО в контексте изменений законодательства и организация инклюзивного образовательного процесса (Анатомо-физиологические и возрастные особенности развития человека)», ВГПУ, Воронеж 2016; «Обеспечение образовательного процесса с учетом требований законодательства РФ и профессиональных стандартов, в том числе для лиц с ОВЗ (Основы медицинских знаний и педиатрии в рамках реализации концепции здоровьесбережения)», ВГПУ, Воронеж 2017; «Актуальные вопросы организации педагогического процесса в высшей медицинской школе», ИДПО ГБОУ ВПО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, Воронеж 2017; «Фонд оценочных средств как средство независимой оценки качества образования. Использование редактора ФОС для управления оценочными средствами в электронной информационно-образовательной среде вуза», ВГПУ, Воронеж 2018; «Электронно-информационная среда вуза. Информационная безопасность. Дистанционные образовательные технологии», ВГПУ, Воронеж 2018.
Публикационная активность: имеет более 110 научных публикаций, в том числе учебные и учебно-методические пособия.
Область научных интересов: состояние здоровья населения отдельных возрастных групп и факторы его формирующие, мониторинг физического развития и состояния здоровья школьников и студентов, особенности адаптации функциональных систем организма человека к действию факторов окружающей среды.
Доп. информация: с 2017 года является членом Воронежского физиологического общества ВГМУ им. Н.Н. Бурденко.
Кувшинова Наталья Михайловна
Старший преподаватель
+7(473)55-45-40
natali_7.09@mail.ru

В 2010 г. с отличием окончила естественно-географический факультет ВГПУ по специальности «Биология» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология». В этом же году на базе ВГПУ прошла профессиональную переподготовку по программе «Логопедия».
В период с 2012 по 2016 гг. проходила обучение в очной аспирантуре ВГПУ. В 2018 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических наук по специальности 03.02.08 - Экология (биологические науки).
В 2018 г. работала штатным преподавателем в Воронежском базовом медицинском колледже и почасовиком на кафедре анатомии и физиологии ВГПУ.
С 2019 г. и по н.в. работает на кафедре анатомии и физиологии ВГПУ в должности старшего преподавателя.
Ученая степень – кандидат биологических наук.
Общий стаж работы 8 лет, стаж работы по специальности – 2 года.
Преподаваемые дисциплины: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Анатомия человека».
Проходила повышение квалификации по программам: «Биомониторинг как средство повышения экологической компетенции работников образования естественно-научного цикла», ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров 2019; «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования: проектирование и организация учебного процесса, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (анатомо-морфологические и возрастные особенности человека)», ВГПУ, Воронеж 2020; «Организация образовательного процесса: учебная работа, воспитание и дополнительное образование», ВГПУ, Воронеж 2020; «Педагогика, психология и научная деятельность в высшей школе», ВГПУ, Воронеж 2020.
Публикационная активность: автор имеет более 27 научных публикаций, из которых 5 в изданиях, индексируемых ВАК, 1 – Scopus.
Область научных интересов: влияние факторов среды и образа жизни на состояние здоровья, физическое развитие детей и учащейся молодежи.

Гончарова Инна Георгиевна
Старший преподаватель
+7(473)255-45-40
k.artinka@mail.ru

В 2001 г. закончила естественно-географический факультет ВГПУ по специальности «Биология» с дополнительной специальностью «Декоративно-прикладное искусство».
С 2001 г. работала на кафедре анатомии и физиологии в должности старшего лаборанта, с 2005 г. в должности ассистента, а с 2011 г. и по н.в. старшим преподавателем.
В период с 2002 по 2006 гг. проходила обучение в заочной аспирантуре ВГПУ по специальности «Экология», принимала участие в научном исследовании по проблеме радиационного воздействия на организм, на базе НИИ авиационной и космической медицины (г. Москва).
Общий стаж работы 19 лет, стаж работы по специальности 15 лет.
Преподаваемые дисциплины: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Анатомия человека», «Физиология человека и животных», «Анатомия, возрастная физиология (с физиологией ВНД и сенсорных систем)»,«Анатомия и физиология человека».
Проходила повышение квалификации по программам: «Технология внедрения ФГОС ВПО по ООП реализуемый в вузе», ВГПУ, Воронеж, 2013; «Специфика внедрения ФГОС ВО в контексте изменений законодательства и организация инклюзивного образовательного процесса (анатомо-физиологические и возрастные особенности человека)», ВГПУ, Воронеж, 2016; «Обеспечение образовательного процесса с учетом требований законодательства РФ и профессиональных стандартов, в том числе для лиц с ОВЗ (Основы медицинских знаний и педиатрии в рамках реализации концепции здоровьесбережения)», ВГПУ, Воронеж, 2017; «Фонд оценочных средств как средство независимой оценки качества образования. Использование редактора ФОС для управления оценочными средствами в электронной информационно-образовательной среде вуза», ВГПУ, Воронеж, 2018; «Электронно-информационная среда вуза. Информационная безопасность. Дистанционные образовательные технологии», ВГПУ, Воронеж, 2018; «Педагогика, психология и научная деятельность в высшей школе», ВГПУ, Воронеж 2020; «Федеральный государственный стандарт высшего образования: проектирование и организация учебного процесса, в том числе для лиц с ОВЗ (анатомо-физиологические и возрастные особенности человека)», ВГПУ, 2020.
Публикационная активность: имеет 112 научных публикаций, одна из которых- монография; является соавтором учебно-методических пособий.
Область научных интересов: здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Доп. информация: в течение 8 лет является соруководителем студенческого научного общества кафедры. Более 9 лет является организатором донорского движения естественно-географического факультета ВГПУ.
Руководством ВГПУ награждена почетной грамотой за профессиональные достижения в педагогической деятельности.
Попков Иван Витальевич
Ассистент
+7(473)55-45-40
aspirantpopkov1991@yandex.ru

В 2014 г. окончил педиатрический факультет Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко по специальности «Педиатрия».
В 2018г. окончил аспирантуру Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь.» Направление подготовки 06.06.01 Биологические науки.
В 2017-18 гг. работал ассистентом кафедры нормальной физиологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко.
С 2019 г. работал почасовиком на кафедре анатомии и физиологии ВГПУ. С 2020 года работает на кафедре анатомии и физиологии ВГПУ в должности ассистента.
Общий стаж работы- 2,5 года, стаж по специальности- 1,8 года.
Преподаваемые дисциплины: «Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни», «Основы медицинских знаний с основами педиатрии», «Физиология человека и животных», «Анатомия и физиология человека»
Проходил повышение квалификации по программам: «Актуальные проблемы современной физиологии», Казанский ГМУ, 2016; «Духовно-нравственная культура медицинских и фармацевтических работников», ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, Воронеж, 2018; «Педагогика, психология и научная деятельность в высшей школе», ВГПУ, Воронеж 2020; «Федеральный государственный стандарт высшего образования: проектирование и организация учебного процесса, в том числе для лиц с ОВЗ (анатомо-физиологические и возрастные особенности человека)», ВГПУ, 2020.
Публикационная активность: автор имеет более 34 научных публикаций.
Дополнительные сведения: с 2019 года является соруководителем студенческого научного общества кафедры.
Область научных интересов: физиологические особенности нарушений геометрии позвоночного столба.

Пешкова Ирина Александровна
Ассистент
+7(473)55-45-40
irina.peshkova.i@mail.ru

В 2010г. с отличием окончила Воронежский базовый медицинский колледж по специальности «Лечебное дело».
В 2015г. окончила Воронежский государственный педагогический университет с присвоением квалификации «Магистр. 44.04.01 Педагогическое образование» профиль образовательной программы – «Биологическое образование».
В настоящее время обучается в заочной аспирантуре Воронежского государственного университета по специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования».
С 2015г. работает в МБОУ СОШ№ 52, г. Воронежа преподавателем-организатором ОБЖ 1 КК, учителем биологии.
В 2017 и 2019 г. работала почасовиком на кафедре анатомии и физиологии ВГПУ.
В 2018г. работала внешним совместителем на кафедре анатомии и физиологии ВГПУ в должности ассистента. В 2020 вновь избрана на должность ассистента (по совместительству)
Общий стаж работы и стаж по специальности- 4 года.
Преподаваемые дисциплины: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни».
Проходила повышение квалификации по программам: «Практика введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (образовательная область: основы безопасности жизнедеятельности)», ВИРО, Воронеж 2015; «Правила оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях и ЧС», КУЗ ВО «Воронежский областной клинический центр медицины катастроф», Воронеж 2016; «Педагогическое проектирование: от идеи до оценивания результата», ВИРО, Воронеж 2017; «Социальная медицина. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи», Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования «Институт социального образования», Воронеж .2017; «Проектирование образовательного процесса в вузе в контексте изменения законодательства, организация инклюзивного образовательного процесса и специфика внедрения ФГОС ВО 3++ (профиль – Анатомо-физиологические возрастные особенности человека)», ВГПУ, Воронеж 2018.
Публикационная активность: имеет более 11 научных публикаций.
Область научных интересов: технология проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе; здоровьесберегающая среда образовательного учреждения; формирование здоровьесберегающей компетенции у старшеклассников.

Рекомендуемая тематика выпускных квалификационных, курсовых и контрольных работ:

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ТЕМАТИКА ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ  

для бакалавров, обучающихся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Биология»:

1. Влияние антропогенных факторов среды на здоровье детей и подростков.

2. Влияние факторов внутришкольной среды на здоровье обучающихся. 

3. Динамика заболеваемости школьников как показатель возможностей адаптации к образовательной среде.

4. Иммунологическая реактивность организма школьников. Проблемы сохранения и формирования иммунитета.

5. Распространенность инфекционных заболеваний у обучающихся. Роль учителя в профилактике заболеваний.

6. Распространенность вредных привычек среди детей школьного возраста и их профилактика.

7. Наркотические и психоактивные  вещества. Пагубное влияние на организм школьника.

8. Проблемы гиподинамии и рациональный двигательный режим школьника.

9. Нарушения аппарата движения и их профилактика у детей школьного возраста.

10. Гигиенические основы организации питания в школе и пути совершенствования.

11. Проблемы лишнего веса и ожирения у детей школьного возраста.

12. Расстройства пищевого поведения. Последствия для развивающегося организма. 

13. Роль школы в процессе формирования здорового образа жизни у детей и подростков.

14. Физиологические проблемы школьных неврозов и их профилактика.

15. Система педагогической помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

16. Синдром расстройства обучения: физиологические механизмы и профилактика.

17. Физиология стресса. Влияние стрессовых факторов на развитие психосоматической патологии и успеваемость школьников.

18. Профилактика аддиктивного поведения как составляющая часть здоровьесберегающей программы в школьном образовании.

19. Физиологические особенности слухового анализатора. Профилактика нарушений слуха у школьников.

20. Физиологические особенности зрительного анализатора. Профилактика нарушений зрения у школьников.

21. Физиологические механизмы памяти и внимания. Роль учителя в их формировании.

22. Сердечно-сосудистая система. Роль учителя в профилактике болезней сердца у детей школьного возраста.

23. Дыхательная система. Роль учителя в профилактике болезней системы дыхания у детей школьного возраста.

24. Система пищеварения. Роль учителя в профилактике болезней желудочно-кишечного тракта у детей школьного возраста.

25. Система выделения. Роль учителя в профилактике болезней мочеполовой системы у детей и подростков.

26. Особенности обмена веществ и энергии у детей школьного возраста. 

27. Щитовидная железа. Распространённость заболеваний щитовидной железы у детей школьного возраста. 

28. Физиология вегетативной нервной системы. Оценка вегетативного статуса школьников.

29. Физиологические механизмы сна и сновидений. Организация сна детей и подростков

30. Адаптации детей к школе. Проблемы и пути их решения.

31. Особенности организации учебного процесса у детей младшего школьного возраста. Роль учителя в сохранении и укреплении их здоровья

32. Особенности организации учебного процесса  у детей среднего школьного возраста. Роль учителя в сохранении и укреплении их здоровья

33. Влияние уровня психической напряженности старшеклассников на процесс обучения. Роль учителя в сохранении и укреплении их здоровья.

34. Гигиена труда. Профилактика утомления и переутомления у детей школьного возраста.

35. Физиологические особенности биоритмов детей школьного возраста. Виды нарушений и их профилактика.

36. Внеурочная деятельность учителя биологии в разделе «Человек и его здоровье».

37. Формы профилактической работы учителя биологии в различных темах раздела «Человек и его здоровье».

38. Проблемы и перспективы инклюзивного обучения в современной школе.



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ»

для бакалавров, обучающихся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Биология»:

1. Нервная система человека. Особенности ее строения, функционирования и развитие в онтогенезе.

2. Морфофункциональные особенности отделов центральной нервной системы.

3. Высшая нервная деятельность. Типологические особенности ВНД. Возрастные особенности ВНД ребенка.

4. Условные и безусловные рефлексы. Образование и торможение условных рефлексов. Их значение в учебной деятельности ребенка.

5. Речь- как сигнальная деятельность человека. Формирование речи и становление мышления у ребенка в онтогенезе. 

6. Механизм координации рефлекторных актов. Учение А.А.Ухтомского о доминанте, практическое применение в обучении и воспитании.

7. Принципы работы коры больших полушарий мозга.

8. Функциональная асимметрия мозга. 

9. Память- как одна из форм высшей нервной деятельности.

10. Внимание. Развитие внимания у детей и подростков. 

11. Роль эмоций в обучении и воспитании детей и подростков.

12. Физиологические особенности костно-мышечной системы человека. 

13. Физиологические особенности системы кровообращения человека. 

14. Физиологические особенности системы дыхания человека. 

15. Физиологические особенности системы пищеварения  человека.

16. Физиологические особенности  выделительной системы  человека.

17. Физиологические особенности  обмена веществ и терморегуляции организма человека.

18. Морфофункциональная организация женской половой системы.

19. Морфофункциональная организация мужской половой системы.

20. Вегетативная нервная система. Ее роль в жизнедеятельности организма.

21. Эндокринная система человека. Роль гормонов в жизнедеятельности человека.

22. Нейрогуморальная регуляция организма человека.

23. Влияние гормонов на рост и развитие организма детей и подростков.

24. Витамины. Их влияние на жизнедеятельность человека.

25. Значение белков, жиров, углеводов в рациональном питании детей и подростков.

26. Зрительный анализатор. Особенности строения и функции.

27. Слуховой анализатор. Особенности строения и функции.

28. Функциональные нарушения сенсорных систем у детей и подростков и их профилактика.

29. Кожный анализатор. Особенности строения и функции.

30. Вкусовой анализатор. Особенности строения и функции.

31. Общий адаптационный синдром. Профилактика стресса у детей школьного возраста.

32. Иммунитет. Виды и механизмы иммунитета. Проблемы вакцинации.

33. Закаливание как средство укрепления здоровья школьников.  

34. Адаптация и ее виды. Механизмы адаптации человека к факторам среды. 

35. Личная гигиена школьника.

36. Гигиенические требования к детской одежде, обуви, ученическому снаряжению.

37. Гигиенические требования к организации учебных занятий в школе, к расписанию занятий. 

38. Режим дня школьника и его физиологическое обоснование.

39. Влияние микроклимата учебных помещений на состояние здоровья учащихся.

40. Поведенческие факторы риска и их влияние на организм детей и подростков.



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА» 

для бакалавров, обучающихся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование,  профиль «Биология»:

1. Уровни организации организма человека, как целостной биологической системы. Понятия: клетка, ткань, орган, система органов, аппараты органов. 

2. Типы телосложения человека. 

3. Понятие «ткань». Основные типы тканей в организме человека. 

4. Строения и функции опорно-двигательного аппарата. 

5. Строение и химический состав костей. Классификации костей, типы окостенения скелета.

6. Мышечные ткани: классификация и строение. Мышца как орган. Классификация мышц.

7. Структурно-функциональная характеристика скелетных мышц. Основные отделы скелетных мышц.

8. Классификация соединений скелета. Строение суставов.

9. Пищеварительная система: основные отделы и их функции. Филогенез и онтогенез пищеварительной системы.

10. Ротовая полость. Особенности строения и функции языка, зубов.

11. Анатомо-физиологические особенности строения и функции желудка.

12. Особенности строения тонкой и толстой кишки в связи с выполняемой функцией. 

13. Структурно-функциональные особенности крупных желёз пищеварительной системы: печень и поджелудочная железа. 

14. Дыхательная система: основные отделы, фило- и онтогенез. Строение легких.

15. Анатомо-функциональные особенности строение носовой полости, гортани.

16. Мочевыделительная система – особенности строения и функции почки, мочевыводящих путей. Филогенез и онтогенез.

17. Строение и функции женских половых органов.

18. Строение и функции мужских половых органов.

19. Сердечно-сосудистая система: отделы, филогенез.

20. Онтогенез сердечно-сосудистой системы и пороки развития.

21. Строение камер и стенок сердца, клапанный аппарат.

22. Кровоснабжение и иннервация сердца. Проводящая система сердца.

23. Аорта: ее отделы, общая сонная артерия и ее ветви, подключичная артерия. 

24. Ветви грудной и брюшной аорты.

25. Строение венозной системы. Система воротной вены.

26. Строение и функции лимфатической системы.

27. Строение и функции иммунной системы.

28. Эндокринный аппарат: классификация желез внутренней секреции, иерархия эндокринной регуляции.

29. Нервная система. Общий план строения. Классификация нервных клеток. 

30. Фило- и онтогенез нервной системы. Пороки развития.

31. Понятие рефлекса. Анализ схемы строения рефлекторной дуги и рефлекторного кольца. 

32. Структурно- функциональная организация спинного мозга. Соматическая рефлекторная дуга.

33. Структурно-функциональные особенности строения продолговатого мозга, моста и мозжечка.

34. Структурно-функциональные особенности строения среднего и промежуточного мозга.

35. Строение белого вещества и базальных ядер серого вещества больших полушарий головного мозга.

36. Структурно-функциональная характеристика коры больших полушарий головного мозга.

37. Структурно-функциональные особенности вегетативной нервной системы. Дуга вегетативного рефлекса. 

38. Периферическая нервная система. Структурные особенности строения спинномозгового нерва. 

39. Классификации головных нервов. Структурные особенности строения блуждающего нерва.

40. Органы чувств. Особенности строения органа зрения.

41. Орган слуха и равновесия. Особенности строения и функции. 

42. Структурно-функциональная организация зрительного анализатора.

43. Структурно-функциональная организация слухового анализатора.


Учебно-методическая деятельность


НИР

По кафедре анатомии и физиологи реализуются 2 научных направления:

1. Для бакалавров по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование»  профиль «Биология» - «Влияние факторов среды на состояние здоровья детей различного возраста».  Руководитель: к.б.н., доцент С.И.Картышева

2. Для магистров по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» профиль «Биологическое образование»- «Социально-гигиенический мониторинг состояния здоровья учащейся молодежи и факторов среды как методологическая основа определения приоритетов профилактики в различных видах образовательных организаций». Руководитель:  д.б.н., доцент Н.В.Соколова

Публикации




                                                                                                                                                 

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса.

Кафедра анатомии и физиологии располагает учебными аудиториями и специализированными лабораториями, необходимыми для учебного процесса и научно-исследовательской работы по направлениям 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Биология» и 44.04.01 "Педагогическое образование", "Биологическое образование".

Лекционная аудитория (128 аудитория, главный корпус) оснащена мультимедийным оборудованием, позволяющим использовать в учебном процессе интерактивные технологии.

Научно-исследовательская лаборатория кафедры (130 аудитория, главный корпус) оборудована криостатом, термостатом суховоздушным, вытяжным шкафом, препаровальным столиком; микроскопом, лабораторной посудой, химическими реактивами. Лаборатория предназначена для проведения научно-исследовательской работы бакалавров, магистров, аспирантов, сотрудников кафедры, а также бакалавров, являющихся членами научного студенческого общества кафедры.

Специализированная физиологическая лаборатория (131 аудитория, главный корпус) оснащена физиологической установкой для проведения острых опытов над лабораторными животными; электрокардиографом, велоэргометром, тонометрами, спирометрами, гигрометрами шумометрами люксметрами, динамометрами, весами, ростометром; программно-аппаратный комплексом «Здоровье-экспресс»; лабораторно-диагностическим учебным комплексом «Центральная нервная система»Лаборатория оснащена  мультимедийным оборудованием, позволяющим использовать в учебном процессе интерактивные технологии.

Специализированная анатомическая лаборатория (132 аудитория, главный корпус) оснащена наглядным материалом в виде натурных препаратов (скелет человека, муляжи внутренних органов человека, макеты, барельефы и т.д.), микропрепаратов, влажных макропрепаратов внутренних органов человека и животных. Также имеются: микроскоп, электрокардиограф, тонометры, спирометры, гигрометр, шумометр, люксметр, динамометры, весы, ростометр;  программно-аппаратный комплекс «Омега-Медицина» и интерактивный светодинамический стенд «Кровеносная система» с дополнительным интерактивным стендом «Оказание первой медицинской помощи».  Лаборатория оснащена  мультимедийным оборудованием, позволяющим использовать в учебном процессе интерактивные технологии.

Лекционная аудитория (208 аудитория, корпус № 1) оснащена манекеном-тренажером «Максим II-01»  для проведения сердечно-легочной и мозговой реанимации, тренажером для постановки клизм и внутримышечных инъекций, а также раздаточным медицинским материалом. В аудитории имеется  мультимедийное оборудование, позволяющее использовать в учебном процессе интерактивные технологии.

Аудитория основ медицинских знаний и здорового образа жизни (210 аудитория, корпус № 1) располагает наглядным материалом в виде макетов и таблиц, а также  раздаточным медицинским материалом.