Размер
шрифта

Цвет
сайта

Показывать
картинки

Шрифт
Кернинг
Толщина шрифта

Цвет сайта

Кафедра анатомии и физиологии

О руководителе

Картышева Светлана Ивановна
Заведующая кафедрой
+7(473)255-45-40
anatomy55@mail.ru

Местонахождение

394043, Центральный федеральный округ, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86, главный учебный корпус, ком.133-135

anatomy55@mail.ru

Историческая справка

Кафедра анатомии и физиологии человека и животных была  создана в качестве самостоятельного подразделения в сентябре 1949 года. Её первым заведующим был доцент Филипп Дмитриевич Василенко, работавший ранее на кафедре зоологии. На должности доцентов были приглашены кандидаты наук М.Ф. Багрянская и Н.А. Аринчин, который в последующем стал член-корреспондентом АН БССР.  До создания кафедры курсы анатомии и физиологии на факультете естествознания, а с  1948 года и на созданном факультете физического воспитания, читали профессор П.М. Никифоровский (1931 – 1938 гг.) и доцент Г.М. Марголин.

С 1950 по 1955 год кафедру возглавлял кандидат медицинских наук, доцент Григорий Маркович Марголин,выпускник ВГУ. Под его руководством работали: Анна Федоровна Гончарова, Маргарита Фёдоровна  Багрянская, Шева Исааковна  Глушко,  Вера Ивановна Федосеева‒ все они внесли  большой вклад в развитие научно-исследовательской деятельности кафедры. Марголин Г.М. на высоком уровне организовал научную работу студентов. Был награжден знаком «Отличник просвещения».

В октябре 1955 года приказом по Министерству  высшего образования СССР кафедра зоологии и кафедра анатомии и физиологии были объединены в одну кафедру зоологии, которой заведовала Правдина Ольга Леонидовна. Через несколько лет, в феврале 1962 года, в структуре института вновь была создана кафедра анатомии и физиологии человека и животных, которую до 1978 года  возглавляла  Анна Федоровна Гончарова. В этот период на кафедре интенсивно изучались различные кортико-висцеральные и висцеро-висцеральные взаимоотношения в условиях адаптации организма к различным факторам окружающей среды, в том числе и к физическим нагрузкам. Этой проблемой под руководством доктора медицинских наук, профессора А.Ф. Гончаровой занимались:  М.Ф. Багрянская, Ш.И.Глушко, В.И. Федосеева,  В.И. Ковылова, В.М. Деев, А.Д. Боголепова,  Н.Т. Орехов, Ю.С. Водолазов,  Л.В. Пахунова, В.А. Киселёв, Н.М. Преснякова, С.М. Колесниченко, А.Е. Шаповалов, С.Н.Пономарева, И.А. Кармаева и другие. При кафедре была открыта аспирантура, позволяющая готовить специалистов высшей квалификации.

Кафедра для того времени была хорошо оснащена экспериментальной аппаратурой,  приборами и материалами. Лекционные и лабораторные занятия иллюстрировались острыми опытами на животных. Студенты, малыми группами, имели возможность проводить физиологические исследования на регистрационных установках. На кафедре активно велась работа научного кружка для студентов и школьников.

С 1969 года кафедрой была организована лаборатория физиологии движений, оснащенная такими уникальными для того времени приборами, как: электроэнцелфалограф, многофункциональный дистанционный балистоэлетрокардиограф, велоэргометр и др.Ее организатором и руководителем был выпускник факультета физической культуры, доцент,  кандидат биологических наук, мастер спорта СССР Василий Афанасьевич Киселев, который в дальнейшем (с 1979 по 1987 гг.) возглавил кафедру.

При заведовании В.А.Киселева кафедра продолжала изучение закономерностей адаптации детей и подростков к учебным и физическим нагрузкам, разрабатывала проблемы функциональной асимметрии. Проводились хоздоговорные исследования на предприятиях г. Воронежа, основной аспект которых был направлен на укрепление здоровья и повышение работоспособности человека. Активно изучались механизмы утомления и восстановления работоспособности спортсменов   разной квалификации. Результаты исследований использовались в практической деятельности по подготовке специалистов для органов народного  образования.

С 1988-го по 2000 год кафедрой заведовала кандидат биологических наук, доцент Ковылова Валентина Ивановна – выпускница ВГПИ. Во время заведования кафедрой она продолжала сохранять традиции предшественников. Преподавание профессорско-преподавательским составом кафедры осуществлялось на высоком профессиональном уровне. Ковылова В.И. с 1980 по 1993 гг. являлась деканом естественно-географического факультета. Валентина Ивановна была награждена медалью «Ветеран труда» (1985г), отмечена знаком «Отличник народного просвещения РСФСР» в 1986 году, в 2009- «За заслуги перед ВГПУ». В 20011 году ей присвоено звание «Почетный профессор ВГПУ», а в 2012-   «Почетный работник высшего профессионального образования РФ».

С 2000 по 2009 год возглавлял кафедру доктор медицинских наук, профессор Анатолий Николаевич Корденко. Профессорско-преподавательский состав кафедры данного периода был таковым: А.Н.Корденко, В.И.Ковылова, Н.М.Преснякова, С.М.Колесниченко, Л.В.Пахунова, А.Е.Шаповалов, И.А.Кармаева, Н.В.Соколова и  С.И.Картышева. На кафедре началась активная научная работа в области исследования действия экстремальных факторов на организм человека.

С 1997 года под руководством профессора Корденко А.Н. возобновилась научная работа аспирантов. Они начали осваивать новое научное направление- изучение проблем качества жизни школьников и студентов. Проводимые исследования были поддержаны грантом Минобразования и науки РФ. За время работы аспирантуры успешно защитились 7 аспирантов, получивших звание кандидата наук: Соколова Н.В.(проректор по учебной работе ВГПУ), Анохина Ж.А. (старший преподаватель кафедры нормальной анатомии ВГМУ им. Бурденко), Либина И.И. (ассистент кафедры общей гигиены ВГМУ им. Бурденко); Картышева С.И. (зав.кафедрой анатомии и физиологии ВГПУ), Новикова С.Н. (мед.работник Воронежской детской клинической больницы ВГМА им. Н.Н. Бурденко Минздрава России),  Баранович Н.А.(врач-педиатр высшей категории Московской частной клиники «Семейный доктор») и Мухина Н.В. (доцент кафедры биологии и физической культуры и спорта  Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»).

Кафедра активно сотрудничала с Институтом возрастной физиологии РАО, ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н.Сысина РАМН, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, НИИ военной медицины МО РФ, Институтом медико-биологических проблем РАН, Воронежским государственным университетом и Воронежской государственной медицинской академией им. Н.Н. Бурденко, с родственными кафедрами Ярославского, Липецкого, Московского и Санкт-Петербургского педагогических университетов.

В 2002 году доцент Соколова Н.В. с соавторами (Ушаков И.Б.,  Корденко А.Н., Ушаков Б.Н., Есауленко И.Э., Попов В.И.) опубликовала монографию «Провинция: качество жизни и здоровье студентов»,  основные положения которой использовались в научно-исследовательской работе кафедры.

В 2007 году, под руководством доцента Картышевой С.И., было создано студенческое благотворительное движение естественно-географического факультета «Добрый ангел», которое  активно участвовало в продвижении донорского движения среди учащейся молодежи ВГПУ. В 2011 году  оно переросло в студенческую благотворительную организацию «Добрый ангел», направлением работы которой стало не только донорское движение, но и волонтерское- студенты естественно-географического факультета, под руководством ст.преподавателя Гончаровой И.Г., курировали пациентов детского хосписа. Данная организация активно работает и сейчас.

С 2009 по 2013 год заведовала кафедрой доктор биологических наук, доцент Наталья Валерьевна Соколова- выпускница факультета (1996г), которая прошла путь от ассистента до профессора кафедры. В настоящее время является проректором по учебной работе ВГПУ. Используя опыт своих учителей, а также новые направления в педагогике, Соколова Н.В. выстраивала работу кафедры с учётом современных тенденций образования. С 2012 года под руководством Натальи Валерьевны профессорско-преподавательский состав в лице профессора Корденко А.Н., доцента Ковыловой В.И., доцента Пахуновой Л.В.,  доцента Картышевой С.И., ст. преподавателя Гончаровой И.Г. начал освоение нового научного направления, посвященного оценке влияния факторов среды на развитие детей различного возраста. 

Преподаватели активно участвовали в организации и проведении различных научно-практических конференций регионального и всероссийского значения. Высокую оценку специалистов получила инициатива кафедры по проведению Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Новой школе – здоровые дети», которая освещала важнейшие направления современности проблемы формирования здоровья современных школьников; здоровьесберегающие образовательные технологии в работе школы и учителя; проблемы обучения педагогов технологиям оздоровления детей; современные аспекты управления формированием здоровья учащихся в процессе школьного обучения и т.д.  В те же годы Соколова Н.В. получила грант на проведение  региональной научно-практической конференции школьников г. Воронежа и Воронежской области «От любви к природе- к культуре природопользования».

В этот период на факультете открывается новая ступень высшего профессионального образования- магистратура по направлению «Биологическое образование». Под руководством авторитетных преподавателей кафедры, магистранты занимались серьезной научно-исследовательской работой, результаты которой периодически докладывались на различных научно-практических конференциях. Данная работа активно проводится и в настоящее время.

С апреля 2013 года по настоящее время кафедрой заведует кандидат биологических наук, доцент Светлана Ивановна Картышева, которая также является выпускницей факультета (1997 г.) и прошла путь от старшего лаборанта до заведующего кафедрой. Ориентиром в ее работе, и работе преподавателей, является повышение качества высшего профессионального образования. В учебный процесс  активно внедряются различные инновационные методы обучения: дистанционное обучение, обучение студентов с элементами включения иностранного языка, проектные технологии, методы индивидуализации обучения, исследовательский характер обучения  и т.д.

Профессорско-преподавательский состав кафедры- Картышева С.И, Корденко А.Н., Соколова Н.В., Ковылова В.И., Попова О.А., Грошева Е.С., Гончарова И.Г. продолжает научные исследования в области изучения влияния факторов среды на развитие детей различного возраста, тесно контактируя со школами города Воронежа и Воронежской области. В этих исследованиях принимают участие и аспиранты кафедры. Благодаря хорошему оснащению программно-аппаратными комплексами и дополнительным исследовательским оборудованием, стала возможным всесторонняя оценка состояние здоровья детей и подростков.

В научно-исследовательской лаборатории кафедры, под руководством профессора А.Н. Корденко и ст. преподавателя И.Г.Гончаровой  проводятся различные гистологические исследования, активное участие в которых принимают студенты, являющиеся членами научного сообщества кафедры.

Сотрудники кафедры ежегодно принимают активное участие в организации и проведении научно-практических конференций. Имеют высокую публикационную активность. 

 



Сотрудники

Картышева Светлана Ивановна
Заведующая кафедрой
+7(473)255-45-40
anatomy55@mail.ru

В 1997 г. закончила естественно-географический факультет ВГПУ по специальности «Биология и обслуживающий труд».
С 1997 г. работала на кафедре анатомии и физиологии старшим лаборантом. В 1999 г. переведена на должность ассистента.
В период с 2000 г. по 2003 г. проходила обучение в очной аспирантуре ВГПУ по специальности «Экология».
В 2005 г. защитила кандидатскую диссертацию в НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина РАМН (г. Москва) по специальности 14.00.07 – «Гигиена», на тему «Основные характеристики процесса формирования качества жизни студентов различного профиля обучения».
С 2005 г. по 2013 г. работала доцентом кафедры. Весной 2013 г. избрана на должность заведующего кафедрой.
Ученая степень – кандидат биологических наук, ученое звание – доцент.
Преподаваемые дисциплины: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Физиология человека», «Физиология физических упражнений», «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе», «Морфология нервной системы», «Формирование здорового образа жизни».
Область научных интересов: оценка физиологических и психофизиологических особенностей учащейся молодежи.
Доп. информация: имеет более 78 научных публикаций, опубликованы 6 учебно-методических пособий.
В 2009 г. руководством вуза отмечена почетной грамотой, как лучший куратор года. За успешную преподавательскую деятельность в 2011 г. награждена грамотой ВГПУ.
Соколова Наталья Валерьевна
Профессор кафедры
+7(473)255-45-40
anatomy55@mail.ru

В 1996 г. окончила естественно-географический факультет ВГПУ по специальности «География-Биология».
В 1997 г. поступила в очную аспирантуру по специальности «Экология».
В 2001 г. на заседании диссертационного Совета НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина РАМН (г. Москва) защитила кандидатскую диссертацию по специальности 14.00.07 – «Гигиена» по теме «Роль гигиенических факторов в формировании основных показателей качества жизни студенток педагогического профиля».
С 2001 г. начала работу на кафедре анатомии и физиологии.
В 2005 г. получила ученое звание доцента.
В 2008 г.успешно защитила докторскую диссертацию по теме «Научное обоснование комплексного подхода к гигиенической оценке качества жизни учащейся молодежи» на заседании диссертационного Совета НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина РАМН (г. Москва).
В период с 2009 г. по 2013 г. являлась заведующим кафедрой, а с 2013-2014 учебного года работает в должности профессора кафедры.
С 2012-2013 учебного года является проректором по учебной работе ВГПУ.
Ученая степень –доктор биологических наук, ученое звание – доцент.
Преподаваемые дисциплины: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Анатомия человека».
Область научных интересов: качество жизни учащейся молодёжи, состояние здоровья населения отдельных возрастных групп и факторы его формирующие, экология человека, гигиена.
Доп. информация: имеет более 134 научных и учебно-методических публикаций. Опубликована монография «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков).
За успешную преподавательскую деятельность в 2008 г. награждена грамотой ВГПУ.
Корденко Анатолий Николаевич
Профессор кафедры
+7(473)255-45-40
anatomy55@mail.ru

В 1970 г. окончил лечебный факультет ВГМИ по специальности «Врачебное дело».
В 1986 г. защитил кандидатскую диссертацию по специальности Радиобиология» в институте биофизики МЗСССР (г. Москва).
С 1988 г. работает в ВГПУ на кафедре анатомии и физиологии, с 1994 г. в должности профессора. В период с 2000 г. по 2009 г. возглавлял кафедру.
Ученая степень –доктор медицинских наук, ученое звание – профессор.
Преподаваемые дисциплины: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Основы педиатрии и гигиены».
Область научных интересов: исследования действия экстремальных факторов на организм человека. В течение 6 лет является руководителем студенческого научного общества кафедры.
Доп. информация: имеет более 109 научных и учебно-методических публикаций. Под его руководством успешно защитились 8 кандидатов наук. В 2008 г. награжден почетной грамотой Министерства образования РФ.
Ковылова Валентина Ивановна
Доцент кафедры
+7(473)255-45-40
anatomy55@mail.ru

В 1960 г. окончила естественно-географический факультет ВГПИ по специальности «География-Биология».
Работает на кафедре с 1965 г., с 1975 г. в должности доцента.
В период с 1962 г. по 1965 г. являлась аспирантом кафедры анатомии и физиологии ВГПИ. В 1972 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Желудочная секреция при систематическом воздействии дополнительного раздражения».
С 1982 по 1995 гг. являлась деканом естественно-географического факультета, а с 1988 г. по 2000 г. занимала должность заведующего кафедрой анатомии и физиологии.
Ученая степень – кандидат биологических наук, ученое звание – доцент.
Преподаваемые дисциплины: «Физиология человека», «Физиологические основы поведения человека», «Физиологические основы адаптации», «Поведенческие факторы риска», «Механизмы адаптации человека к факторам среды», «Теоретические и практические проблемы формирования высшей нервной деятельности».
Область научных интересов: изучение особенностей развития детей в школах, а также гигиенических условий организации учебно-воспитательного процесса.
Доп. информация: имеет большое количество научных и учебно-методических публикаций. Удостоена звания «Отличника народного просвещения РСФСР». Неоднократно отмечалась грамотами и благодарностями ректора ВУЗа за успешный и плодотворный труд при подготовке будущих учителей. В 2009 г. отмечена медалью «За заслуги перед ВГПУ».
Попова Олеся Александровна
Доцент кафедры
+7(473)255-45-40
anatomy55@mail.ru

В 2005г. закончила естественно-географический факультет ВГПУ по специальности «Биология-химия».
С 2006 г. работала на кафедре гистологии ВГМА им. Н.Н. Бурденко в должности ассистента.
С 2006 по 2009 гг. проходила обучение в заочной аспирантуре ВГМА им. Н.Н. Бурденко. В 2009 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию в диссертационном совете при ГОУ ВПО «Тульский государственный университет» по специальности 05.13.01 – «Системный анализ, управление и обработка информации (биологические науки)». Тема диссертации: «Моделирование и алгоритмизация морфофункционального состояния слизистой оболочки тощей кишки в условиях длительного воздействия импульсов электромагнитных полей».
С 2014 г. работает на кафедре анатомии и физиологии ВГПУ в должности доцента, а также внешним совместителем кафедры микробиологии ВГМА в должности ассистента.
Ученая степень – кандидат биологических наук.
Преподаваемые дисциплины: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Возрастная физиология и психофизиология», «Физиология физических упражнений», «Анатомия, возрастная физиология (с основами ВНД и сенсорных систем)», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения».
Область научных интересов: состояние здоровья населения отдельных возрастных групп и факторы его формирующие, мониторинг физического развития и состояния здоровья школьников и студентов, особенности адаптации функциональных систем организма человека к действию факторов окружающей среды. С 2014 г. является соруководителем студенческого научного общества кафедры.
Доп. информация: имеет более 60 научных публикаций, в том числе учебно-методические пособия. Является магистром Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности.
Грошева Екатерина Сергеевна
Доцент кафедры
+7(473)255-45-40
anatomy55@mail.ru

В 2006 г. окончила лечебный факультет ВГМА им. Н.Н. Бурденко по специальности «Лечебное дело».
С 2007 г. проходила обучение в очной аспирантуре ВГМА им. Н.Н. Бурденко. В 2009 г. защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата медицинских наук на тему «Эффективность сочетанного применения КВЧ-пунктуры и низкоинтенсивной лазерной терапии в комплексном лечении больных бронхиальной астмой» по специальности 14.00.43 – пульмонология.
С 2009 г. работала ассистентом кафедры организации сестринского дела ВГМА им. Н.Н.Бурденко.
С 2014 г. занимает должность доцента кафедры анатомии и физиологии ВГПУ.
Ученая степень – кандидат медицинских наук.
Преподаваемые дисциплины: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Основы педиатрии и гигиены».
Область научных интересов: здоровый образ жизни детей, учащейся молодежи и взрослого населения и факторы его формирующие.
Доп. информация: имеет более 88 научных работ, в том числе учебно-методические работы. Является одним из организаторов и участников ежегодных акций, пропагандирующих здоровый образ жизни в детских дошкольных учреждениях «Здоровый ребенок – счастливый ребенок».
Гончарова Инна Георгиевна
Старший преподаватель
+7(473)255-45-40
anatomy55@mail.ru

В 2001 г. закончила естественно-географический факультет ВГПУ по специальности «Биология - ДПИ».
С 2001 г. работала на кафедре анатомии и физиологии в должности старшего лаборанта, с 2005 г. в должности ассистента, а с 2011 г. и по настоящее время старшим преподавателем.
В период с 2002 по 2006 гг. проходила обучение в заочной аспирантуре ВГПУ по специальности «Экология», принимала участие в научном исследовании по проблеме радиационного воздействия на организм, на базе НИИ авиационной и космической медицины (г. Москва).
Преподаваемые дисциплины: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Анатомия человека», «Физиология человека», «Анатомия, возрастная физиология (с физиологией ВНД и сенсорных систем)», «Пластическая анатомия».
Область научных интересов: здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. В течение 6 лет является соруководителем студенческого научного общества кафедры и студенческой благотворительной организации «Добрый ангел».
Доп. информация: имеет более 35 научных публикаций и является соавтором учебно-методических пособий. В 2009 г. руководством ВГПУ награждена почетной грамотой за профессиональные достижения в педагогической деятельности.

Рекомендуемая тематика курсовых, выпускных квалификационных и контрольных работ.

Рекомендуемая тематика курсовых работ по дисциплине «Физиология человека и животных» для бакалавров, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Биология» на 2015/2016 учебный год:

1. Биоэлектрические мембраны, их роль в процессах возбуждения.
2. Проблемы возникновения потенциалов возбуждения и покоя.
3. Возникновение, развитие и способы передачи возбуждения.
4. Развитие мозга ребенка.
5. Развитие высшей нервной деятельности ребенка.
6. Типы ВНД, учение Павлова о частных типах в свете данных современной электрофизиологии.
7. Торможение условных рефлексов. Его значение в условной рефлекторной деятельности ребенка.
8. Индивидуальные психофизиологические особенности человека.
9. Функциональная асимметрия мозга.
10. Физиологические механизмы обучения.
11. Современные представления о механизмах памяти.
12. Роль мотиваций в регуляции поведения.
13. Роль эмоции в поведении и обучении.
14. Формирование речи и становление мышления в онтогенезе. Расстройство речевой функции ребенка.
15. Рефлекторная деятельность мозга.
16. Гемоглобин и его роль в эволюции животных.
17. Система крови в процессе онтогенеза. Влияние различных условий жизнедеятельности на систему крови у детей и подростков.
18. Регуляция процесса свертывания крови.
19. Иммунитет.
20. Проблема пересадки органов и тканей.
21. Сердце и его возрастные особенности.
22. Кровеносные сосуды, их возрастные особенности.
23. Нервные механизмы регуляции работы сердца.
24. Причины и профилактика патологии сердечно-сосудистой системы
25. Проблемы старения и долголетия.
26. Возрастное развитие систем кислородного обеспечения организма.
27. Внешнее дыхание.
28. Транспорт и обмен кислорода и углекислого газа.
29. Регуляция дыхания.
30. Морфофункциональные особенности системы пищеварения.
31. Особенности пищеварения в ротовой полости. Механизмы регуляции слюноотделения, жевания и глотания.
32. Особенности пищеварения в желудке и механизмы регуляции.
33. Особенности пищеварения в тонком кишечнике, механизмы регуляции.
34. Обмен веществ и энергии как основная функция организма.
35. Белковый обмен, механизмы его регуляции.
36. Обмен липидов, механизмы его регуляции.
37. Роль витаминов в жизнедеятельности организма.
38. Физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие в процессе онтогенеза.
39. Морфофункциональные особенности системы выделения. Почка- как гомеостатический орган.
40. Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса.

 

Рекомендуемая тематика Выпускных квалификационных работ по дисциплине «Физиология человека и животных» для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Биология»: на  2015/2016 учебный год  

1.      «Факторы риска» в проблеме неоплазии и их распространенность в Воронежской области.

2.              Экологическая обусловленность нарушения функций у детей школьного возраста.

3.              Аллергические болезни детей школьного возраста как результат влияния неадекватных экологических факторов.

4.              Экологически зависимые нарушения деятельности нервной системы и психики ребенка.

5.              Влияние антропогенных факторов среды на здоровье детей и подростков.

6.              Профилактика и оздоровление детей в районах экологического риска Воронежской области.

7.              Оценка состояния окружающей среды г. Воронежа и ее влияния на состояние здоровья детей и подростков.

8.              Состояние здоровья современных школьников.

9.              Качество жизни и здоровье современных подростков.

10.       Генетико-средовые факторы как отражение поведения детей различного возраста.

11.       Закономерности развития головного мозга у детей и подростков. Профилактика нарушений.

12.       Особенности развития высшей нервной деятельности у детей дошкольного возраста.

13.        Роль второй сигнальной системы в обучении и воспитании.

14.       Развитие электрической активности мозга в онтогенезе.

15.       Эмоциональные структуры мозга, особенности их формирования в процессе онтогенеза.

16.       Развитие речи у детей.

17.       Физиологические основы развития памяти у школьников.

18.       Формирование эмоциональной сферы ребенка, роль эмоций в обучении и воспитании.

19.        Физиологические проблемы школьных неврозов и их профилактика.

20.       Адаптация организма школьника к стрессорным ситуациям.

21.       Синдром расстройства обучения: физиологические механизмы и профилактика.

22.       Сущность неадаптивных форм развития организма ребенка.

23.       Генетические и средовые причины дислексии, ее профилактика.

24.       Физиологические проблемы неуспеваемости детей.

25.       Физиологические механизмы адаптации школьника к учебным нагрузкам.

26.       Физиологические аспекты неврозов у детей.

27.       Психофизиология депрессивных состояний у детей.

28.       Психофизиологические механизмы депрессии у школьников и их профилактика.

29.       Психофизиологические основы раздельного обучения в школе.

30.       Биоритмологические особенности детей школьного возраста.

31.       Дезонтогенез детей младшего школьного возраста.

32.       Физиологические механизмы нарушения иммунитета у детей и подростков– проблемы СПИДа.

33.        Проблемы полового воспитания детей и подростков.

34.        Современные проблемы полового воспитания школьников.

35.        Особенности полового созревания подростков и проблемы полового воспитания.

36.       Физиологические механизмы формирования вредных привычек и их профилактика в школе.

37.       Алкоголизм и потомство. Профилактическая работа в школе.

38.       Профилактика пивного алкоголизма у учащихся.

39.       Основные виды наркотических средств и особенности их применения молодежью.

40.       Влияние ионизирующего излучения на организм ребенка.

41.       Влияние электромагнитных факторов на здоровье детей.

42.       Грипп. Пути распространения и методы профилактики в школе.

43.       Профилактика нарушений зрения у детей школьного возраста.

44.       Физиологические механизмы и нарушения сенсорных функций у детей.

45.       Проблемы гиподинамии и рациональный двигательный режим в школе и дома.

46.       Роль физических упражнений в предупреждении заболеваний и укреплении здоровья у детей.

47.       Физическая культура в здоровом образе жизни школьника.

48.       Нарушения аппарата движения и их профилактика у детей школьного возраста.

49.       Проблемы профилактики детского травматизма.

50.       Двигательная активность ребенка и развитие функций мозга.

51.       Сон. Роль сна в формировании здоровья учащихся.

52.       Гигиенические основы питания, как источник здоровья и нормального физического развития детей.

53.       Организация рационального питания у детей.

54.       Гигиена питания в дошкольных образовательных учреждениях.

55.       Гигиена кожи у детей школьного возраста.

56.       Проблемы формирования здорового образа жизни детей и молодежи.

57.       Работа школы по формированию здорового образа жизни.

58.       Особенности построения процессов здоровьесбережения в образовательных учреждениях.

59.       Особенности организации учебно-воспитательного процесса детей различного возраста.

60.       Особенности организации учебно-воспитательного процесса с гиперактивными детьми.

61.       Физиологическое обоснование особенностей учебно-воспитательного процесса у детей с дефицитом внимания и гиперактивностью.

62.       Внутришкольные физиолого-гигиенические факторы, влияющие на здоровье школьников.

63.       Гигиена учебно-воспитательного процесса.

64.       Методика изготовления микропрепаратов, используемых в школьном курсе биологических дисциплин.

65.       Методическое обеспечение уроков при изучении темы «Нервная система».

66.       Методическое обеспечение уроков при изучении темы «Дыхательная система».

67.       Методическое обеспечение уроков при изучении темы «Мочевыделительная система».


Рекомендуемая тематика контрольных работ по дисциплине «Анатомия человека» для бакалавров, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Биология»:
1. Уровни организации организма человека, как целостной биологической системы. Понятия: клетка, ткань, орган, система органов, аппараты органов.
2. Типы телосложения человека.
3. Понятие «ткань». Основные типы тканей в организме человека.
4. Строения и функции опорно-двигательного аппарата.
5. Строение и химический состав костей. Классификации костей, типы окостенения скелета.
6. Мышечные ткани: классификация и строение. Мышца как орган. Классификация мышц.
7. Структурно-функциональная характеристика скелетных мышц. Основные отделы скелетных мышц.
8. Классификация соединений скелета. Строение суставов.
9. Пищеварительная система: основные отделы и их функции. Филогенез и онтогенез пищеварительной системы.
10. Ротовая полость. Особенности строения и функции языка, зубов.
11. Анатомо-физиологические особенности строения и функции желудка.
12. Особенности строения тонкой и толстой кишки в связи с выполняемой функцией.
13. Структурно-функциональные особенности крупных желёз пищеварительной системы: печень и поджелудочная железа.
14. Дыхательная система: основные отделы, фило- и онтогенез. Строение легких.
15. Анатомо-функциональные особенности строение носовой полости, гортани.
16. Мочевыделительная система – особенности строения и функции почки, мочевыводящих путей. Филогенез и онтогенез.
17. Строение и функции женских половых органов.
18. Строение и функции мужских половых органов.
19. Сердечно-сосудистая система: отделы, филогенез.
20. Онтогенез сердечно-сосудистой системы и пороки развития.
21. Строение камер и стенок сердца, клапанный аппарат.
22. Кровоснабжение и иннервация сердца. Проводящая система сердца.
23. Аорта: ее отделы, общая сонная артерия и ее ветви, подключичная артерия.
24. Ветви грудной и брюшной аорты.
25. Строение венозной системы. Система воротной вены.
26. Строение и функции лимфатической системы.
27. Строение и функции иммунной системы.
28. Эндокринный аппарат: классификация желез внутренней секреции, иерархия эндокринной регуляции.
29. Нервная система. Общий план строения. Классификация нервных клеток.
30. Фило- и онтогенез нервной системы. Пороки развития.
31. Понятие рефлекса. Анализ схемы строения рефлекторной дуги и рефлекторного кольца.
32. Структурно- функциональная организация спинного мозга. Соматическая рефлекторная дуга.
33. Структурно-функциональные особенности строения продолговатого мозга, моста и мозжечка.
34. Структурно-функциональные особенности строения среднего и промежуточного мозга.
35. Строение белого вещества и базальных ядер серого вещества больших полушарий головного мозга.
36. Структурно-функциональная характеристика коры больших полушарий головного мозга.
37. Структурно-функциональные особенности вегетативной нервной системы. Дуга вегетативного рефлекса.
38. Периферическая нервная система. Структурные особенности строения спинномозгового нерва.
39. Классификации головных нервов. Структурные особенности строения блуждающего нерва.
40. Органы чувств. Особенности строения органа зрения.
41. Орган слуха и равновесия. Особенности строения и функции.
42. Структурно-функциональная организация зрительного анализатора.
43. Структурно-функциональная организация слухового анализатора.

Учебно-методическая деятельность

Учебно-методические пособия, изданные в 2015 году:

1. Корденко А.Н. Методическое пособие по пластической анатомии /А.Н. Корденко, И.Г. Гончарова. – Воронеж: ВГПУ, 2015. – 86 с.

2. Картышева С.И. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебно-методическое пособие/ С.И.Картышева, О.А.Попова– Воронеж: ВГПУ, 2015.–  107  с.

 

НИР

Направления научно-исследовательской работы кафедры:

1.   Влияние факторов среды на развитие детей различного возраста.

2. Мониторинг физического развития и состояния здоровья школьников и студентов.

3. Влияние факторов среды на физическое и психическое развитие детей различного возраста.
4. Оценка роли отдельных факторов в поддержании и сохранении здоровья учащейся молодежи.
5. Особенности адаптации функциональных систем организма человека к действию факторов окружающей среды.

Публикации

Индексируемые публикации сотрудников за 2015 год:

1. Грошева Е.С. Аспекты здоровьесберегающей мотивации детей дошкольной группы/ Е.С.Грошева, С.И.Картышева, О.А.Попова// Гигиена и санитария. – 2015. – Т.94, № 9.–С.12-14 (ВАК, РИНЦ, Scopus)

2. Картышева С.И. Самооценка здоровья и образа жизни студентов педагогического университета/ С.И.Картышева, О.А.Попова, Е.С.Грошева// Гигиена и санитария. – 2015. – Том 94, № 9.–С.18-20(ВАК, РИНЦ, Scopus)

3. Захаренко А.С. Использование скрининг-оценки уровня здоровья школьников в профилактической работе учителя/ А.С.Захаренко, Н.В.Соколова, И.Г.Гончарова// Гигиена и санитария. – 2015. – Т. 94, № 9. –С.14-16 (ВАК, РИНЦ, Scopus)

4. Корденко А.Н. Критические факторы качества жизни подростков/ А.Н.Корденко, В.И.Ковылова, В.И.Попов, П.А.Тарасенко// Гигиена и санитария. – 2015. – Т.94, № 9. –С.20-21 (ВАК, РИНЦ, Scopus)

5. Соколова Н.В. Психофизиологические механизмы депрессии и их про­филактика в подростковой среде/ Н.В.Соколова, А.С.Захаренко, Н.И.Кочергина, И.Г.Гончарова//  Гигиена и санитария. – 2015. – Т. 94, № 9. –С.27-29  (ВАК, РИНЦ, Scopus)

6. Грошева Е.С. Особенности пищевого поведения студентов Воронежского государственного педагогического университета/ Е.С.Грошева, С.И.Картышева// Культура физическая и здоровье. – 2015.– № 2 . –С. 91-94. (ВАК, РИНЦ)

7. Грошева Е.С. Роль вакцинации от острых респираторных вирусных инфекций в улучшении качества жизни детей с бронхиальной астмой /Е.С. Грошева, Ю.В. Кондусова, А.В. Крючкова, И.А. Полетаева, А.М. Князева, Н.В. Веневцева // Врач-аспирант. – 2015. – Т. №68,№ 1.1. – С. 131-136(ВАК, РИНЦ)

8. Картышева С.И. Влияние недостаточной двигательной активности на состояние основных физиологических систем организма учащихся/ С.И.Картышева// Культура физическая и здоровье.– 2015.– № 4  (55). –С. 102-104 (ВАК, РИНЦ)

9. Попова О.А. Мотивационная ориентация формирования культуры здоровья студенческой молодежи/ О.А.Попова, С.И.Картышева// Культура физическая и здоровье.– 2015.– № 3 (54). –С. 62-65. (ВАК, РИНЦ)

10. Грошева Е.С. Проблема рационального питания современных студентов-первокурсников/ Е.С.Грошева, С.И. Картышева, И.А. Полетаева, Ю.В. Кондусова // Известия Воронежского государственного педагогического университета — 2015. — №3(268). — С. 213-215 (РИНЦ)

11. Грошева Е.С. Студенты-первокурсники как группа риска по развитию зависимостей/ Е.С. Грошева, Ю.В. Кондусова, А.В. Крючкова, И.А. Полетаева, А.М. Князева // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2015. –Т. №3(268). – С. 208-212 (РИНЦ)

12. Корденко А.Н. Видовые особенности структуры тучных клеток кожи / А.Н. Корденко, Н.Т. Алексеева, Ж.А. Анохина // Журнал анатомии и гистопатологии. – 2015. – Т. 3, № 4. – С. 36-38 (РИНЦ)

13. Корденко А.Н. Влияние некоторых условий быта на формирование самооценки качества жизни подростков / А.Н. Корденко, Л.В. Изотова// Материалы IX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Здоровье населения – основа процветания России». – Анапа, 2015. –С. 110-111 (РИНЦ)

14. Корденко А.Н. Особенности антропометрических показателей подростков, проживающих в условиях городской и сельской экологии / А.Н. Корденко, Н.Т. Алексеева,Ж.А. Анохина //Журнал анатомии и гистопатологии. – 2015. –Т. 3, № 3. – С. 19 (РИНЦ)

15. Крючкова А.В. Лекция как одна из форм преподавания в системе высшего заочного образования/ А.В. Крючкова, Е.С. Грошева, Н.В. Веневцева, Ю.В. Кондусова, Н.М. Семынина, А.М. Князева, И.А. Полетаева // Научный альманах. – 2015. – Т. №2(4). – С. 129-133 (РИНЦ)

16. Семынина Н.М. Исследование отношения к курению больных бронхиальной астмой/ Н.М. Семынина, Н.В. Веневцева, Е.С. Грошева, А.В. Крючкова, Ю.В Кондусова, А.М. Князева, И.А. Полетаева // Научный альманах. –2015. – Т. №2(4). –С. 134-138 (РИНЦ)

17. Полетаева И.А. Особенности отношения студентов-медиков к своему здоровью / И.А. Полетаева, Е.С. Грошева, Н.М. Семынина, А.В. Крючкова,

Ю.В. Кондусова, А.М. Князева // Научный альманах. – 2015. – Т. №1(3). – С. 99-103(РИНЦ)

18. Юрова И.А. Оценка влияния занятий физической культурой на уровень физического развития детей дошкольного возраста / И.А. Юрова, А.Н. Корденко// Теория и практика современного профессионального образования. – 2015. – С. 112-114 (РИНЦ)

 

Прочие публикации (кроме тезисов докладов и умп)

1. Попова О.А. Вариабельность проявления радиочувствительности к  хроническому воздействию импульсов электромагнитных полей / О.А. Попова // Журнал анатомии и гистопатологии. – 2015.  –Т. 4, № 2. – С. 37-40

2. Попова О.А. Прогностическое моделирование морфофункциональных изменений слизистой оболочки тощей кишки, развивающихся в условиях хронического воздействия импульсов электромагнитных полей / О.А. Попова // Журнал анатомии и гистопатологии. – 2015. – Т. 4, № 2. –С. 65-67

3. Попова О.А. Анализ гистоэнзимологических показателей слизистой оболочки тощей кишки при хроническом воздействии параметров импульсов электромагнитных полей / О.А. Попова// Журнал анатомии и гистопатологии. –2015. – Т. 4, № 3. –С. 100

4. Грошева Е.С. Профилактическая деятельность медицинской сестры при хронических гастродуоденитах/ Е.С.Грошева, Ю.В Кондусова, А.В. Крючкова, Н.В. Веневцева // Международная научная школа ”Парадигма”. Лято. – 2015. – С. 160-166

5. Грошева Е.С. Роль здоровьесберегающей мотивации родителей в профилактике заболеваемости детей преддошкольного и дошкольного возраста / Е.С. Грошева, И.А. Полетаева, Ю.В. Кондусова, А.В. Крючкова, Н.М. Семынина // Международная научная школа ”Парадигма”. Лято. – 2015. –С. 241-246

 

Тезисы докладов

1.  Гончарова И.Г. Адаптационные возможности организма человека / И.Г. Гончарова, Д.З.  Гулиева // Материалы международной научно-практический конференции  «Наука и образование в жизни современного общества».– Тамбов, 2015. –С. 40-41

2. Попова О.А. Анализ влияния факторов образовательной среды на состояние здоровья современных школьников/ О.А.Попова, С.И.Картышева, Е.С.Грошева// Материалы международной научной конференции «EUROPEJSKA NAUKA XXI POWIEKA». – Przemysl, Poland. – 2015. – С.59-63.

3. Захаренко А.С. Здоровьесберегающие технологии в образовании: медико-профилактический и психолого-педагогические аспекты/ А.С.Захаренко, Н.В.Солокова// Материалы Пленума научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РФ «Методологические проблемы изучения, оценки и регламентирования химического загрязнения окружающей среды и его влияние на здоровье населения». – Москва, 2015. – С.148-150.

4. Гончарова И.Г. Инновационные технологии в образовательном процессе / И.Г. Гончарова, В.И. Ковылова, И.А. Пешкова // Материалы региональной заочной научно-практической конференции «Теория и практика биологического образования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения». – Воронеж: ВГПУ, 2015. – С. 30-32

5. Гончарова И.Г. Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии // И.Г.Гончарова С.И.Картышева, В.И.Ковылова, Т.А.Рыбина// Материалы региональной заочной научно-практической конференции «Теория и практика биологического образования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения».– Воронеж: ВГПУ, 2015. – С. 27-29.

6. Гончарова И.Г. Проектная деятельность студентов как технология образовательного процесса/ И.Г.Гончарова (Артюхова), Е.С.Грошева, И.А.Пешкова// Материалы региональной заочной научно-практической конференции «Теория и практика биологического образования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения». – Воронеж: ВГПУ, 2015. – С. 24-26.

7. Бодрова Н.Ф. Система оценки компетенций студентов, обучающихся по специальности ”Педагогическое образование” (профиль ”Биология”) / Н.Ф. Бодрова, Н.В. Соколова// Материалы региональной заочной научно-практической конференции «Теория и практика биологического образования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения». – Воронеж: ВГПУ, 2015. – С. 17-21

8. Грошева Е.С. Исследование распространенности табакокурения среди студентов / Е.С. Грошева, Н.М. Семынина, Ю.В. Кондусова, И.А. Полетаева,

А.В. Крючкова, А.М. Князева, Н.В. Веневцева // Международная научная школа ”Парадигма”. Лято–2015. - Варна, Болгария.  – С. 175-179

9. Харченко Г.Ю. Определение катионов свинца тест-методом в природных объектах и его влияние на здоровье человека/ Г.Ю.Харченко, И.И.Алферова, М.Ю.Санина, Н.В.Соколова, Н.И.Кочергина/ /Материалы Пленума научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РФ «Методологические проблемы изучения, оценки и регламентирования химического загрязнения окружающей среды и его влияние на здоровье населения». – Москва, 2015. – С.445-448.

10. Кочергина Н.И. Организация исследования качества питьевой воды в рамках внеучебной деятельности, как одно из направлений работы учителя по формированию экологического самосознания и здоровьесберегающего поведения школьников/ Н.И.Кочергина, Н.В.Соколова, С.И.Алферова, Г.Ю.Харченко// Материалы Пленума научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РФ «Методологические проблемы изучения, оценки и регламентирования химического загрязнения окружающей среды и его влияние на здоровье населения». – Москва, 2015. – С.188-190.

11. Грошева Е.С. Особенности взаимосвязи показателей качества жизни и бронхиальной обструкции у больных бронхиальной астмой/ Е.С. Грошева, И.А. Полетаева, Н.М. Семынина, А.В. Крючкова, Ю.В. Кондусова, А.М. Князева // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные вопросы науки и образования». – Тамбов, 2015. – С. 112-113

12. Кондусова Ю.В. Роль дисплазии соединительной ткани у детей с бронхиальной астмой в ухудшении  течения основного заболевания/ Ю.В. Кондусова, Е.С. Грошева, А.В. Крючкова, Н.В. Веневцева, А.М. Князева, Н.М. Семынина, И.А. Полетаева // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные вопросы науки и образования». – Тамбов, 2015. – С. 70-71

13. Гончарова И.Г. Роль процесса физического воспитания в формировании состояния здоровья и качества жизни учащихся спортивного и неспортивного профиля обучения /И.Г.Гончарова, С.И.Картышева, О.А.Попова// Материалы заочной IV Всероссийской научно – практической конференции с международным участием «Медико–биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни». Воронеж: ВГИФК, 2015. С.533539.

14. Грошева Е.С. Оценка общего физического развития студентов-первокурсников/ Е.С. Грошева, И.А. Полетаева, А.В. Крючкова, Ю.А. Кондусова, Т.Н. Дрошнева // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука и образование в жизни современного общества». – Тамбов, 2015. – Т.3. –С. 66-68

15. Грошева Е.С. Проблема межкультурного общения в процессе преподавания/ Е.С. Грошева, А.В Крючкова, Ю.В. Кондусова, И.А. Полетаева, А.М. Князева // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука и образование в жизни современного общества». – Тамбов, 2015. – Т.3. –С. 81-82

16. Грошева Е.С. Интеграция профессиональной этики в учебный процесс в медицинском вузе/ Е.С. Грошева, А.В. Крючкова, Ю.В. Кондусова, И.А. Полетаева, Т.Н. Дрошнева, Е.Е. Хлопкова // Сборник V региональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития сестринского дела: наука, образование, практика». – Воронеж, 2015. – С. 113-115

17. Грошева Е.С. Роль  медицинской сестры хосписа в терапии боли/ Е.С. Грошева, Ю.В. Кондусова, И.А. Полетаева, А.М. Князева, Н.Б. Фургона // Сборник V региональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития сестринского дела: наука, образование, практика». – Воронеж, 2015. –С. 71-76

18. Попова О.А. Радиочувствительность структурных элементов слизистой оболочки тощей кишки, развивающихся в условиях хронического воздействия импульсов электромагнитных полей / О.А. Попова, С.И. Картышева // Материалы Пленума Научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды «Комплексное воздействие факторов окружающей среды и образа жизни на здоровье населения: диагностика, коррекция, профилактика». – Москва, 2015. – С. 339-340

19. Искра В.Н. Проблемы здорового питания современной молодежи/ В.Н.Искра, Е.В.Кульбакина, С.И.Картышева//Материалы студенческой научной конференции ВГПУ по итогом  работы за 2014 год. –Воронеж: ВГПУ. – 2015. – С.139-141

20. Соколова Н.В. Оценка уровня тревожности подростков для совершенствования профилактической работы педагога/ Н.В.Соколова, Д.Г.Гончарова// Материалы всероссийской научно-практической междисциплинарной конференции с международным участием «Реабилитация и профилактика- 2015». –Москва, 2015. –С. 183.

21. Гончарова И.Г. Психолого – педагогический аспект полового созревания и его влияние на здоровье/ И.Г.Гончарова, Т.А.Рыбина// Материалы международной научно-практический конференции  «Наука и образование в жизни современного общества». – Тамбов, 2015. – С.59-61

22.  Грошева Е.С. Влияние стрессового фактора на культуру питания студентов первого курса/ Е.С. Грошева, И.А. Полетаева, Н.А. Панина, Л.М. Новрузова // Молодежный инновационный вестник: Материалы XI всероссийской бурденковской студенческой научной конференции. – Воронеж, 2015. – Т. IV, №1. –С. 432-435

23. Грошева Е.С. Отношение к ВИЧ-положительным людям в современном обществе/ Е.С. Грошева, И.А. Полетаева, В.А. Ряснянская // Молодежный инновационный вестник: Материалы XI всероссийской бурденковской сту-

денческой научной конференции. – Воронеж, 2015. – Т. IV, №1. – С. 440-441

24. Грошева Е.С. Проблемы современной здоровьесберегающей мотивации детей дошкольной группы/ Е.С. Грошева, И.А. Полетаева, А.А. Тищенко // Молодежный инновационный вестник: Материалы XI всероссийской бурденковской студенческой научной конференции. – Воронеж, 2015. – Т. IV, №1. – С. 447-448

25. Грошева Е.С. ВИЧ-инфекция как социальная проблема / Е.С. Грошева,

И.А. Полетаева, Ю.В. Кондусова // XII Международная научно-практическая конференция «Современные концепции научных исследований». – Москва,  2015. – Т. №3(12),вып. Часть 5. – С. 114-118

26. Грошева Е.С. Здоровый образ жизни- миф или реальность?/ Е.С. Грошева, И.А.  Полетаева, Ю.В. Кондусова, Т.Н. Дрошнева, Н.Н. Анучина // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции ”Актуальные проблемы развития современной науки и образования”. – Москва, 2015. – Т.IV. – С. 83-84

27. Грошева Е.С. Применение кейс-метода в обучении студентов на кафедре организации сестринского дела / Е.С. Грошева, И.А. Полетаева, Н.М. Семынина, А.В. Крючкова, А.М. Князева, Ю.В. Кондусова // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в науке и образовании». – Москва, 2015. – С. 129-130

28. Семынина Н.М. Особенности показателей цитокинового профиля у курящих больных бронхиальной астмой / Н.М. Семынина, Е.С. Грошева, А.В. Крючкова, Ю.В Кондусова, А.М Князева, И.А. Полетаева // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и образования». –  Москва, 2015. – С. 35-36

29. Грошева Е.С. Оценка адаптационного потенциала при обучении студентов-медиков/ Е.С. Грошева, Ю.В. Кондусова, И.А. Полетаева,А.В. Крючкова, А.М. Князева, Н.М. Семынина, Н.В. Веневцева // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и образования». – Москва, 2015. – С. 10-20

30. Грошева Е.С. Современные проблемы и тенденции межкультурного общения в мире/ Е.С. Грошева, Ю.В. Кондусова, А.М. Князева, Е.А. Батищева // Молодежь и культура: сборник статей заочной межвузовской студенческой научной конференции. – Воронеж, 2015. – Выпуск 7.– С. 14-16

31. Грошева Е.С. Формирование мотивации здорового образа жизни: проблема государства или каждого человека в отдельности? / Е.С. Грошева, И.А. Полетаева, А.В. Крючкова, Ю.В. Кондусова, Н.М. Семынина, Н.В. Веневцева //Сборник статей Международной исследовательской организации «Cognitio» по материалам III Международной научно-практической конференции: «Актуальные проблемы науки ХХI века». – Москва, 2015. – С. 64-68

32. Захаренко А.С. Профилактика здорового образа жизни в рамках организации летнего оздоровительного отдыха детей /А.С.Захаренко, Н.В.Соколова// Материалы международной заочной научно-практической конференции «Развитие науки и образования в современном мире». – АР-Консалт, 2015. – С.80-82.

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса.

Кафедра анатомии и физиологии располагает специализированными кабинетами и лабораторией, необходимыми для учебного процесса и научно-исследовательской работы  по направлению «Педагогическое образование» профиль «Биология».

Научно-исследовательская лаборатория кафедры (130 аудитория) оборудована криостатом, термостатом суховоздушным, вытяжным шкафом, препаровальным столиком; микроскопом, лабораторной посудой, химическими реактивами. Лаборатория предназначена для проведения научно-исследовательской работы бакалавров, магистрантов, сотрудников кафедры, а также бакалавров, являющихся членами научного студенческого сообщества кафедры.

Кабинет физиологии человека и возрастной анатомии, физиологии и гигиены (131 аудитория) оснащен физиологической установкой для проведения острых опытов над лабораторными животными; электрокардиографом, велоэргометром, тонометрами, спирометрами, гигрометрами шумометрами люксметрами, динамометрами, весами, ростометром; программно-аппаратный комплекс  «Здоровье-экспресс». Кабинет оснащен  мультимедийным оборудованием, позволяющим использовать в учебном процессе интерактивные технологии.

Кабинет анатомии человека и возрастной анатомии, физиологии и гигиены (132 аудитория) оснащен наглядным материалом в виде натурных препаратов (скелет человека, муляжи внутренних органов человека, макеты, барельефы и т.д.), микропрепаратов, влажных макропрепаратов внутренних органов человека и животных. Также имеются: микроскоп, электрокардиограф, тонометры, спирометр, гигрометр шумометр, люксметр, динамометр, весы, ростометр;  программно-аппаратный комплекс «Омега-Медицина».

Кабинет основ медицинских знаний и здорового образа жизни (208 аудитория, корпус № 1) располагает наглядным материалом в виде макетов и таблиц, а также  раздаточным медицинским материалом.

Кабинет основ медицинских знаний и здорового образа жизни (210 аудитория, корпус № 1) располагает наглядным материалом в виде макетов и таблиц, а также  раздаточным медицинским материалом.