Размер
шрифта

Цвет
сайта

Показывать
картинки

Шрифт
Кернинг
Толщина шрифта

Цвет сайта

Кафедра химии

О руководителе

Кочергина Наталья Ивановна
заведующая кафедрой химии
255-45-40
NKochergina@vspu.ac.ru

Местонахождение

394043, Центральный федеральный округ, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86, главный учебный корпус, ком.228

ximiy224@mail.ru

Историческая справка

Кафедра химии была основана в 1931 году на базе кабинета методики преподавания химии педфака ВГУ. Ее возглавил доцент Е. Г. Жаботинский. Первое время кафедра своими силами могла вести лишь курсы неорганической химии и методики химии. Все остальные химические дисциплины поручались преподавателям химфака университета (органическая химия - доц. В. Лихошерстов, физическая химия - проф. Н. В. Култашев и асс. А. М. Золин, биохимия - доц. С. А. Иконникова, аналитическая химия - доц. Н. И. Виноградов). В период с 1932 по 1933 гг. на кафедре создаются лаборатории органической, аналитической и физической химии. Большую роль в создании кафедры и новых лабораторий играет асс. О. А. Игнатовская. Кафедра в большей мере сама обслуживает все химические дисциплины, но еще полностью не избавляется от совместителей. В этот период органическую химию ведут асс. Ф.И. Карагодин и совместители доц. М. В. Лехашерстов и асс. В. И. Цимбалист. Занятия по аналитической химии поручаются асс. Костылеву, а по физической химии асс. М. С. Острикову и совместителю доц. А. Г. Яковлеву.

С 1932 года на кафедре химии появляется аспирантура. Первыми аспирантами были: А. Н. Желудев, К. С. Чернова, П. С. Богоявленский и П. А. Карпова. Но работа с аспирантами в первый период времени проходила не достаточно плодотворно. На кафедре не было оборудования. Сам же руководитель кафедры Е. Г. Жаботинский свои научные исследования вел лишь в направлении методики.

1937 год ознаменовался тем, что из кафедры химии выделяется кафедра органической химии, которую возглавляет проф. Рындин. Под его руководством ведется научно-исследовательская работа в области органической и коллоидной химии. Основной кафедрой химии с 1936 года руководит по совместительству проф. А. П. Палкин, а с 1938 года - проф. А. В. Панфилов. К этому времени в связи с ликвидацией химической специальности вновь возникает единая кафедра химии. С приходом на кафедру А. П. Палкина (1936 г.) вся научно-исследовательская работа в значительной мере активизируется. Общее направление этой работы было - исследование водно-солевых систем. Два аспиранта К. С. Чернова и П. С. Богоявленский переключились на эту тематику, и в 1940 году успешно защитили кандидатские диссертации. Аспиранты были прикреплены к научным учреждениям г. Москвы. Доц. А. Н. Желудев защитил диссертацию лишь только после войны, был деканом химического факультета Воронежского технологического института.

С приходом на кафедру химии в качестве ее руководителя А. В. Панфилова направление научно-исследовательской работы меняется. Основное направление ее - неорганическая химия. Сам А. В. Панфилов, будучи заведующим кафедрой, защитил докторскую диссертацию, которая посвящалась исследованию свойств кислородных соединений ванадия.

Во время великой отечественной войны кафедра вместе с институтом эвакуируется в город Уржум Кировской области. Имущество кафедры почти полностью остается в городе Воронеже. На новое место выезжает А. В. Панфилов с одним сотрудником. В Уржуме кафедра развертывается на базе кабинета местного педучилища и эвакуированных в тот же город других вузов. В работе кафедры принимает участие проф. Л. Н. Глинка.

После реэвакуации института кафедра начала новую жизнь, так как ее заведующий и ее сотрудники не возвратились.

Почти с первых же дней послевоенной истории кафедру возглавляет В. А. Хитров. Ее первыми сотрудниками являются Н. Н. Хитрова, Р. М. Бабич, Т. И. Желтухина и несколько позже М. В. Голощапов. Кафедра не могла еще полностью обеспечить все учебные дисциплины. В качестве совместителей были проф. А. И. Кудрявцева, доц. А. Я. Шаталов, доц. А. Г. Косцова, доц. А. Г. Яковлев и другие. Кафедра постепенно освобождается от совместителей. В последствии ведущими преподавателями становятся проф. В. А. Хитров, И. С. Смольянинов (неорганическая химия), доц. М. В. Голощапов (физическая химия), ст. пр. С. Г. Черницына, доц. В. П. Задорожный (органическая и биологическая химия), ст. пр. С. Н. Колеснев, доц. Г. В. Иванова (методика химии), асс. Г.П. Водянова (аналитическая химия), ст. пр. Ю. Т. Торгашин (химическая технология).

Сложились научные направления. Их на кафедре три: коррозия и защита металлов, исследования состава и свойств двухвалентных ортофосфатов, вопросы методики преподавания химии.

В дальнейшей истории кафедры огромную роль сыграл ее руководитель В. А. Хитров (1910-1967), ставший впоследствии профессором. Лаборатории оснащаются современным  оборудованием, особенно после ее переезда из общежития № 1 в главный корпус, отстроенный в 1954 г.

Большим событием для кафедры явилось появление в 1955 году аспирантуры. Научная работа активизируется в трех направлениях: электрохимическом (коррозия и защита металлов от коррозии) под руководством А. В. Хитрова, по методике обучения химии и по исследованию свойств и условий образования фосфатов двухвалентных металлов под руководством доц. М. В. Голощапова (с 1967 по 1974 гг. он заведовал кафедрой). Начались защиты кандидатских диссертаций. Успешно защитились Н. А. Дугин, В. А. Шаталова, В. П. Задорожный, В. М. Кирнос, Г. П. Водянова, Б. Я. Коняев. Г. В. Иванова, З. П. Кляхина, Ю. М. Водянов, М. И. Михалева, Е. В. Коротких, Б. В. Мартыненко, Т. А. Быканова.

Многие из перечисленных канд. хим. наук и окончивших аспирантуру становятся ведущими преподавателями кафедры химии ВГПИ: Кирнос В. М. (общая и неорганическая химия), Водянова Г. П. (аналитическая химия), Быканова Т. А. (биохимия), Тогашин Ю. Т. (химическая технология), Хмельков В. Ф., Иванова Г. В. (методика преподавания химии). Остальные успешно работают в других вузах не только нашего города.

С 1976 года кафедру возглавляет сначала доц. В. М. Кирнос (позже - проректор института по учебной работе), а затем доц. В. П. Задорожный. Члены кафедры не только интенсивно занимаются научной и учебной работой, принимают участие в конференциях всех уровней, но и принимают активное участие в общественной жизни института: Б. Я. Коняев много лет является членом МК института, а затем его председателем; Г. П. Водянова с 1971 г. возглавляла совет по НИРС (научно-исследовательская работа студентов) и за успешную работу была награждена значком "За успехи в развитии НИРС" ЦК ВЛКСМ. Г. В. Иванова являлась непременным членом методических объединений, Т. А. Быканова работала заместителем декана естественно-географического факультета.
Кафедра пополняется новыми членами. С 1972 года работает ассистентом Л. К. Григоренко (общая и неорганическая химия), с 1977 года - доцент Сунцов Ю. К. (химическая технология). С его приходом начинается развитие нового научного направления (Физико-химические исследования бинарных органических систем). В этот же период на кафедру приходят Алферова С. И. - в настоящее время декан естественно-географического факультета, Ливенцева Т. Ф. и Вобликова Т. Я., ставшие в последствии старшими лаборантами.

В 1984 году доц. Б. Я. Коняев становится заведующим кафедрой, а с 1989 по 1999 год доц. Сунцов Ю. К.

В течение последних 10 лет на кафедре появляются молодые преподаватели - выпускники пединститута. После окончания аспирантуры ВТИ ассистентом на кафедре работает Кочергина Н. И., успешно защитив диссертацию, на кафедру возвращается Жукова М. И., ныне обе доценты. Удачно вливаются в коллектив кафедры выпускники Харченко Г. Ю. (защитила диссертацию в СПбТИ), Панина Н. В (защитила диссертацию в ВГАУ).

С 1999 года заведует кафедрой Кочергина Н. И. За пятилетний период на кафедре появились молодые преподаватели: канд. хим. наук Звонарева Е. А., канд. хим. наук Санина М. Ю., канд. хим. наук Наумова Ю. Ю., Тюленева О. Н.

Научная работа кафедры проводится по 3 направлениям: «Исследование физико-химических и термодинамических свойств растворов неэлектролитов», «Исследование свойств биологически активных веществ», «Активация познавательной деятельности учащихся». В 2004 году успешно защищает докторскую диссертацию доцент Сунцов Ю. К. и становится профессором кафедры.

На кафедре химии ведется активная общественная и воспитательная работа. В течение года проводится работа с учащимися 10–11 классов в Рамонском, Верхнемамонском, Кантемировском, Калачеевском и Бобровском районах следующими преподавателями: Алферовой С. И., Коняевым Б. Я., Кочергиной Н. И., Звонаревой Е. А., Жуковой М. И., Тюленевой О. Н., Григоренко Л. К. осуществляет работу в педагогическом колледже при ВГПУ. Жукова М. И. и Звонарева Е. А. в течение года проводят работу с целевиками в районах области. Григоренко Л. К. работает на подготовительных курсах.

Практически все сотрудники кафедры являются кураторами студенческих групп. Преподаватели дважды в течении учебного года дежурят в общежитии, где не только контролируют поведение студентов, санитарное состояние , но и консультируют по дисциплинам кафедры. Преподаватели принимают активное участие в работе Верхнемамонского, Кантемировского и Калачеевского землячеств.

Сотрудники

Кочергина Наталья Ивановна
заведующая кафедрой химии
255-45-40
NKochergina@vspu.ac.ru

Закончила естественно-географический факультет ВГПИ в 1981 году. Квалификация – учитель химии и биологии.
В 1991 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Биотехнология». Тема диссертации: «Исследование некоторых физико-химических свойств протеиназы Penicillium wortmanni»
В ВГПУ с 1989 года. Заведующая кафедрой химии с 1999 года.
Ученая степень – кандидат технических наук; ученое звание – доцент.
Преподаваемые дисциплины: биологическая химия, химия живых организмов, неорганическая химия
Жукова Марина Ивановна
доцент
255-45-40
ximiy224@mail.ru

Закончила естественно-географический факультет ВГПИ в 1983 году. Квалификация – учитель химии и биологии.
Работает в ВГПУ с 1983 года.
1991 – 1994 г. аспирантура в МПГУ имени В. И. Ленина по специальности «Методика обучения химии».
В 1994 г защитила кандидатскую диссертацию по специальности 13.00.02 – Методика обучения химии на тему: «Пропедевтика методической подготовки учащихся педагогических и химико-педагогических классов».
После защиты кандидатской диссертации продолжила работу в ВГПУ.
Ученая степень – кандидат педагогических наук; ученое звание – доцент
Преподаваемые дисциплины: технология обучения химии, школьный химический эксперимент, организация самостоятельной работы студентов, организация научно-исследовательской работы студентов, контрольно-измерительные материалы в школе, теория и методика обучения химии, внеклассная работа по химии.
Звонарева Елена Анатольевна
доцент
255-45-40
ximiy224@mail.ru

Закончила химический факультет ВГУ в 1996 году. Квалификация – магистр химии.
1996 – 1999 г аспирантура ВГУ, кафедра физической химии.
2000 г защита кандидатской диссертации по специальности 02.00.05 –Электрохимия на тему: «Эффективность сопряжения парциальных реакций при анодном растворении a- и b-латуней».
В ВГПУ работает с 2001 года.
Ученая степень – кандидат химических наук; ученое звание – доцент.
Преподаваемые дисциплины: неорганическая химия, химия d-элементов, неорганический синтез, коллоидная химия, кристаллохимия; методы получения неорганических веществ в школе
Санина Мария Юрьевна
доцент
255-45-40
ximiy224@mail.ru

Закончила химический факультет ВГУ в 1991 году. Квалификация – Химик. Преподаватель химии.
1991 – 1994 г работала лаборантом на кафедре аналитической химии ВГТИ и на кафедре химии ВГПИ.
1994 – 1997 аспирантура на кафедре физической химии ВГУ.
В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 02.00.05 – Электрохимия на тему: «Термогальванические эффекты при растворении неизотермической железной пластины в средах с различным рН и анионным составом».
В ВГПУ с 2003 года
Ученая степень – кандидат химических наук; должность – доцент.
Преподаваемые дисциплины: аналитическая химия, инструментальные методы анализа, квантовая химия, физическая химия
Харченко Галина Юрьевна
доцент
255-45-40
ximiy224@mail.ru

Закончила естественно-географический факультет ВГПУ в 1994 году. Квалификация – учитель химии и биологии.
1994 – 1997 г. аспирантура ВГПУ по специальности «Физика твердого тела».
2004 г защита кандидатской диссертации по специальности 02.00.04 – «Физическая химия» на тему: «Фазовые равновесия и термодинамические свойства растворов, образованных н-алифатическими спиртами и сложными эфирами уксусной кислоты».
Ученая степень – кандидат химических наук; должность – доцент. С 2006 года заместитель декана по учебной работе.
Преподаваемые дисциплины: органическая химия, теоретическая органическая химия, биоорганическая химия, органический синтез, прикладная химия, решение задач, физическая химия
Шамарина Юлия Юрьевна
доцент
255-45-40
ximiy224@mail.ru

Закончила химический факультет ВГУ в 2001 году. Квалификация – магистр по направлению Химия.
2001 – 2004 г аспирантура ВГУ, кафедра общей химии.
2004 г защита кандидатской диссертации по специальности 02.00.21 – Химия твердого тела на тему: «Механизм формирования и свойства тонких пленок станната свинца и твердых растворов станната – титаната свинца».
В ВГПУ с 2004 года.
Ученая степень – кандидат химических наук; должность – доцент. С 2014 года заместитель декана по воспитательной работе со студентами.
Преподаваемые дисциплины: общая химия, органическая химия, история химии, биологическая химия, химия здорового питания, биохимические основы пищи, химия окружающей среды
Алферова Светлана Ивановна
доцент
255-45-40
ximiy224@mail.ru

Закончила химический факультет ВГУ в 1975 году. Квалификация – химик. Аспирантура и защита по специальности 02.00.03 – «Органическая химия» Институт элементоорганических соединений имени А. Н. Несмеянова АН СССР. Тема кандидатской диссертации «Реакционная способность -дикарбонильных соединений » (1982).
В ВГПУ с 1983 года.
Ученая степень – кандидат химических наук; ученое звание – доцент. С 1993 года является деканом естественно-географического факультета.
Преподаваемые дисциплины: органическая химия, теоретическая органическая химия, биоорганическая химия

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

Неорганическая химия

1.    Ионные гидриды. Получение гидрида кальция.

2.    Пероксиды s-элементов. Получение пероксидов лития, натрия.

3.    Гидроксиды s-элементов I группы. Получение гидроксида лития.

4.    Пероксиды переходных элементов. Получение пероксида кобальта.

5.    Перекисные соли. Получение пербората натрия.

6.    Йодистый водород и иодиды. Получение иодида калия.

7.    Сернистая кислота и ее производные. Получение бисульфита натрия Na2S2O5

8.    Политионовые кислоты и их соли. Получение тритионата натрия.

9.    Сульфиды элементов подгруппы мышьяка.  Получение  сульфидов сурьмы (III) и висмута (III).

10.     Сульфиды d-элементов II группы. Получение сульфида кадмия.

11.     Гидросульфиды щелочных металлов и аммония. Получение гидросульфидов натрия и аммония.

12.     Сульфиды и их производные. Получение полисульфидов натрия.

13.     Нитриды щелочных и щелочноземельных металлов. Получение нитрида Mg.

14.     Оксиды азота. Получение оксида азота (III).

15.     Низшие кислоты фосфора. Получение фосфористой кислоты.

16.     Фосфорноватистая кислота и ее соли. Получение гипофосфита натрия.

17.     Галогениды фосфора (III и V). Получение хлорида фосфора (III, V).

18.     Сульфиды фосфора. Получение пентасульфида фосфора.

19.     Соединения сурьмы (III и V). Получение хлорида сурьмы (III и V).

20.     Химия элементарного кремния. Получение кремния.

21.     Соли свинца (II). Получение нитрата свинца (II).

22.     Оксиды свинца. Получение оксидов свинца.

23.     Химия элементарного бора. Получение аморфного бора.

24.     Галогениды бора. Получение хлорида бора.

25.     Галогениды алюминия. Получение бромида алюминия.

26.     Соединения хрома (VI). Получение трихромата калия K2Cr3O10.

27.     Оксиды марганца. Получение оксидов марганца.

28.     Соединения марганца (VI). Получение манганата калия.

29.     Галогениды железа. Получение хлорида железа (II).

30.     Соединения железа (VI). Получение феррата калия.

31.     Гидроксиды кобальта. Получение гидроксидов кобальта (II).

32.     Никель и способы получения. Получение никелевых покрытий.

33.     Галогениды меди (I). Получение галогенидов меди (I).

34.     Галогениды меди (II). Получение бромида меди (II).

35.     Золото и его соединения. Аффинаж золота.

36.     Галогениды серы. Получение монохлорида серы (S2Cl2).

37.     Серебро и способы его получения. Аффинаж серебра.

38.     Бромоводород и бромиды.

Органическая химия

1.     Кето-енольная таутомерия.

2.     Небензоидные ароматические соединения.

3.     Программированное обучение химии (на материале темы «Ароматические углеводороды».

4.     Технология модульного обучения химии (на материале темы «Углеводороды»).

5.     Технология игрового обучения химии (на материале темы «Кислородсодержащие органические соединения»).

6.     Красители трифенилметиленового ряда.

7.     Явление ароматичности в органической химии.

8.     Игровые методы обучения в органической химии на примере темы «Углеводороды».

9.     Органические красящие вещества.

10.      Алифатические терпены.

11.      Именные реакции в органической химии

12.      Полимеры и материалы на их основе

13.      Люминофоры

14.      Органические вещества в медицине

15.      История великих открытий в органической химии

16.      Генетические связи между классами органических соединений в схемах и таблицах

17.      Органические вещества в медицине

18.      Органическая химия на предприятиях Воронежской области

19.      Органические красители и пигменты

20.      Качественные реакции в органической химии

21.      Биоразлагаемые органические полимеры

22.      Ионное гидрирование в органической химии

23.      Занимательные задачи по органической химии

24.      Лауреаты Нобелевской премии по органической химии

Методика преподавания химии

1.    Система внеклассной работы по химии и ее значение в воспитании учащихся.

2.    Формирование и развитие специальных экспериментальных умений и навыков учащихся по химии, культура труда в химической лаборатории.

3.    Организация   и  методика  самостоятельной  работы  учащихся  с   целью  развития   навыков самообразования.

4.    Осуществление дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения химии.

5.    Индивидуальная, групповая и фронтальная работа в процессе занятий по химии.

6.    Содержание материала темы, выбор форм занятий (лекции, семинары, практикумы, экскурсии) и методика их проведения при изучении химии.

7.    Методика проверки и учета знаний и умений. Преодоление формализма в оценке знаний, умений и навыков учащихся.

8.    Проблемный метод обучения и его соотношение с другими методами при изучении химии.

9.    Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной работе.

10.     Разработка методики преподавания отдельных тем по неорганической или органической химии с учетом требований реформы общеобразовательной школы:

-     периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева;

-     химическая связь;

-     строение вещества;

-     методика проверки знаний по одной из вышеуказанных тем;

-     основные закономерности химических реакций.

11.     Интегрированные уроки.

12.     Экологическое воспитание на уроках химии.

13.     Методика проведения практических занятий по химии.    

14.     Развитие творческой активности учащихся на уроках химии.

15.     Применение активных методов обучения в преподавании химии.

16.     Индивидуальный подход к учащимся на уроках химии.

17.     Нетрадиционные уроки по химии.

18.     Профильное  обучение  химии как направление модернизации   школьного  химического образования.

19.     Учебник химии — новое содержание, новые методы обучения.

20.     Школа — время реформ.

21.     Работа с одаренными детьми на уроках химии и внеурочное время.

22.     Уроки химии по модульной технологии.

23.     Современные педагогические технологии — как средство повышения эффективности процесса обучения.

24.     Использование игровых технологий в процессе преподавания химии.

25.     Осуществление дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения химии.

26.     Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии.

27.     Нестандартные уроки как способ развития творческого потенциала учащихся.

28.     Сохранение здоровья ребенка в системе образования.

29.     Элементы медиаобразования на уроках химии.

30.     Коллективная деятельность учащихся на уроках химии.

31.     Реализация индивидуального подхода в условиях модульного обучения.

32.     Приемы развития мышления при обучении химии.

Физическая химия

1.    Калориметрические измерения в практикуме по физической химии: источники ошибок и их устранение

2.    Экспериментальные особенности получения диаграмм кипения систем н-бутанол–изопропанол, н-пентанол–уксусная кислота, вода–уксусная кислота в практикуме по физической химии

3.    Температура и ее измерение.

4.    Как изучают химические процессы с фемтосекундной длительностью?

5.    Современные химические источники тока.

6.    Работы Н. Н. Семенова в области химической кинетики.

7.    Физико-химические основы получения кислорода, азота и благородных газов из воздуха.

8.    Отчего и как взрываются вещества?

9.    Топливные элементы: история их создания и перспективы применения.

10.     Периодические реакции.

11.     Адсорбционные процессы и плодородие почв.

12.     Методы изучения поверхностного натяжения жидкостей.

13.     Частокол Лэнгмюра, или О строении и свойствах границы раздела фаз воздух–раствор ПАВ.

14.     Физико-химия процессов образования и разрушения смога.

15.     Термический анализ. Основополагающие работы Н. С. Курнакова и сотрудников его школы

16.     Изучение кинетики катодных процессов на металлах в присутствии ингибиторов гальваностатическим методом

17.     Изучение электродного потенциала окислительно-восстановительного электрода и стандартного потенциала

18.     Составление и апробация тестовых заданий по общим свойствам растворов

19.     Современные химические источники тока

20.     Изучение скорости реакции разложения оксалата марганца фотометрическим методом

21.     Изучение кинетики растворения малорастворимых веществ кондуктометрическим методом

22.     Изучение скорости коррозии металлов в присутствии ингибиторов и активаторов

       23.  Исследование активности различных катализаторов в реакции разложения перекиси водорода

ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

o   Учебно-исследовательская деятельность в профессиональном обучении старшеклассников

o   Место воспитательной работы в современном профессиональном образовании

o   Анализ растворов аминокислот модифицированным пьезокварцевым резонатором

o   Влияние положительной мотивации на уровень обучения химии в профильной школе

o   Исследование содержания вредных веществ в воде и воздухе на некоторых предприятиях города Воронежа

o   Анализ минеральных вод различными методами

o   Технологии развития умения профессионального самоопределения школьников в предпрофильной подготовке

o   Научно-исследовательская деятельность как средство повышения эффективности обучения в профильной школе

o   Воспитательная роль социума в функционировании интегративной модели образования в сельской малочисленной школе по естествознанию

o   Школьный химико-экологический мониторинг

o   Химический эксперимент с экологическим содержанием в курсе школьной химии

o   Место химической науки в социокультурном пространстве сельской школы

o   Влияние химического эксперимента на учебно-познавательную деятельность учащихся

o   Поверхностные явления в практикуме по физической и коллоидной химии

o   Роль сетевого взаимодействия образовательных учреждений в процессе учебно-исследовательской деятельности школьников

o   Воспитательная работа на уроках химии в сельской школе

o   Решение расчётных химических задач в девятом классе средней школы

o   Исследовательская деятельность учащихся по химии в урочное и во внеурочное время в сельской школе

o   Эколого-валеологическая направленность обучения химии в школе

o   Электрофорез и электроосмос в практикуме по коллоидной химии

o   Ученическое научно-исследовательское общество как эффективная внутришкольная структура дополнительного образования учащихся

o   Коллективные способы обучения химии в профильной школе

o   Экологическое образование средствами преподавания предмета «Химия» в профильной школе

o   Тяжелые металлы как фактор загрязнения окружающей среды Воронежской области

o   Совершенствование школьного химического эксперимента при проблемном обучении

o   Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках химии

o   Коррозия железа в водных средах в присутствии ионов – активаторов

o   Использование инновационных методов при изучении химии

o   Домашний химический эксперимент как один из способов повышения интереса к изучению химии

o   Развитие интереса к химии у детей младшего школьного возраста

o   Активизация коллективной деятельности учащихся при изучении химии

o   Возможности использования активных форм обучения во внеклассной работе по химии

o   Создание тематического учебно-методического комплекса по органической химии

o   Формирование предметных явлений на основе нового стандарта ФГОС

o   Учебно-исследовательская деятельность в профессиональном обучении старшеклассников

o   Изучение сорбции летучих жирных кислот на пьезосенсорах

o   Проектная деятельность в учебном процессе по химии в Новоусманском лицее

o   Индивидуальный подход при изучении химии в непрофильных классах

o   Интегральная образовательная технология обучения химии

o   Использование прикладного характера органической химии в активных методах обучения


Учебно-методическая деятельность

1.   Звонарева Е. А., Шамарина Ю. Ю., Кочергина Н. И. Самостоятельная работа студентов при изучении учебного курса «Неорганическая химия» (1 часть)/ Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса. – 2015. Воронеж: ВГПУ. – 40 c.

2.     Звонарева Е. А. Лабораторный практикум по дисциплине «Химия окружающей среды» / Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса профилей «Химия», «Экология». - 2015. Воронеж, ВГПУ. – 40 c.

3.       Кочергина Н. И., Лесных В. А. Домашний химический эксперимент. / Учебно-методическое пособие. – 2015. Воронеж, ВГПУ.

– 10 с.

4.       Кочергина Н. И., Щамарина Ю. Ю. Биологическая химия / Лабораторный практикум для студентов 4 курса профилей «Химия», «Экология». – 2015. Воронеж, ВГПУ. – 36 c.

5.       Харченко Г. Ю., Коняев Б. Я. Физическая химия: диаграммы состояния двухкомпонентных конденсированных систем. / Учебно-методическое пособие для студентов ЕГФ. – 2015. Воронеж, ВГПУ. – 30 с.

6.       Калугина А. Ю., Жукова М. И. Методическая разработка уроков по химии в соответствии с ФГОС второго поколения. / Учебно-методическое пособие. – 2015. Воронеж, ВГПУ. – 10 с.

7.    Шамарина Ю. Ю. Общая химия. / Учебно-методические материалы для лабораторных занятий для бакалавров профиля «Биология». – 2015. Воронеж, ВГПУ. – 40 с.

8.    Алферова С. И., Свиридова Т. Н., Свиридова О. С. Тематический учебно-методический комплекс по химии МКОУ Старокриушанская СОШ Петропавловского р-на. / Учебно-методическое пособие. – 2015. Воронеж, ВГПУ. – 10 с.

9.      Алферова С. И., Неронова Е. А. Программа химического кружка «Новаторы» для учащихся МКОУ Ольховатская СОШ Верхнемамонского района. / Учебно-методическое пособие. – 2015. Воронеж, ВГПУ. – 10 с.

10.   Алферова С.И., Кобзева М.А. Программа дополнительного образования по интегрированному углубленному курсу химии для НОУ «Глобусята» МОУ Ольховатская СОШ Верхнемамонского района. / Учебно-методическое пособие. – 2015. Воронеж, ВГПУ. – 10 с.



НИР

Индексированные научные публикации

(Scopus, перечень ВАК, РИНЦ)

1. Соколова Н. В. Психофизиологические механизмы депрессии и их профилактика в подростковой среде / Н. В. Соколова, А. С. Захаренко, Н. И. Кочергина, Д. Г. Гончарова // Гигиена и санитария. – 2015. – № 9. – С. 27-29.

2. Нгуен А. Т. Синтез нанокристаллов CoFe2O4 золь-гель методом с использованием пав / А. Т. Нгуен, И. Я. Миттова, М. В. Кнурова, В. О. Миттова, С. И. Алферова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Химия. Биология. Фармация. – 2015. – Т. 1, № 1. – С. 22-25.

3. Селеменев В. Ф. Сорбция пищевых кислот полифункциональным анионообменником / В. Ф Селеменев, Е. Ф. Ланцузская, А. В. Крисилов, Г. Ю. Орос, Г. Ю. Харченко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Химия. Биология. Фармация. – 2015. – № 3. – С. 31-36.

4. Жукова М. И. Использование межпредметных связей при создании образовательных веб-ресурсов в процессе преподавания химии в школе / М. И. Жукова // Территориальная организация общества и управление в регионах: материалы Х всероссийской научно-практической конференции. – Воронеж, – 2015. – С. 185-187.

5. Харченко Г. Ю. Особенности изучения высокомолекулярных соединений в школьном курсе химии / Г. Ю. Харченко, С. И. Алферова, О. В. Прохорова // Мат. Х всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Территориальная организация общества и управление в регионах». – Воронеж, – 2015. – С. 210-211.

Прочие публикации, кроме тезисов докладов

1. Будимирова Л. С. Качественное определение витаминов в овощах и фруктах / Л. С. Будимирова, С. Р. Мелкумов, А. Ю. Калугина, Т. А. Ключникова, Т. И. Тарханова; науч. рук. М. И. Жукова // Общая химия: методические материалы для лабораторных занятий по учебному курсу для бакалавров, обучающихся по направлению ”Педагогическое образование, профиль ”Биология” / сост. Ю. Ю. Шамарина. – Воронеж, 2015. – С. 71-72.

2. Ятькова А. И. Кофе, чай, цикорий: за и против / А. И. Ятькова, Ю. И. Хмелева, Я. В. Воротникова, Т. И. Тарханова; ред. М. И. Жукова // От любви к природе - к культуре природопользования: материалы IX региональной научно-практической конференции учащихся г. Воронежа и Воронежской области. - Воронеж, – 2015. – С. 113-114.

3. Калужина С. А. Регулирование термических условий как способ защиты железа от локального растворения / С. А. Калужина, Н. Г. Нафикова, М. Ю. Санина // Коррозия: материалы, защита. – 2015. – Т. 8. – С. 1-6.

Тезисы докладов

1. Санина М. Ю. Коррозионное поведение железа в слабощелочных водных растворах / М. Ю. Санина, С. А. Калужина, Н. Г. Нафикова, И. О. Курочкина, О. В. Блощицына, О. В. Беспалова // Материалы VII Всероссийской конференции ”Физико-химические процессы в конденсированных средах и на межфазных границах”. – Воронеж, – 2015. – С. 129-130.

2. Харченко Г. Ю. Определение катионов свинца тест-методом в природных объектах и его влияние на здоровье человека / Г. Ю. Харченко, С. И. Алферова, М. Ю. Санина, Н. В. Соколова, Н. И. Кочергина // Материалы Пленума научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РФ «Методологические проблемы изучения, оценки и регламентирования химического загрязнения окружающей среды и его влияние на здоровье населения». – Москва, 2015. – С. 445-448.

           3. Кочергина Н. И. Организация исследования качества питьевой воды в рамках внеучебной деятельности, как одно из направлений работы учителя по формированию экологического самосознания и здоровьесберегающего поведения школьников / Н. И. Кочергина, Н. В. Соколова, С. И. Алферова, Г. Ю. Харченко // Материалы Пленума научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РФ «Методологические проблемы изучения, оценки и регламентирования химического загрязнения окружающей среды и его влияние на здоровье населения». – Москва, 2015. – С. 188-190.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ КАФЕДРЫ ХИМИИ

Кафедра химии имеет шесть учебных лабораторий для проведения занятий со студентами и научно-исследовательскую лабораторию для НИР. Все аудитории снабжены учебными столами, стульями, вытяжными шкафами и оснащены необходимым оборудованием.

Ауд. 222 органической и биологической химии: электроплитки – 4 шт., технохимические весы с разновесами – 4 шт., водяные бани – 4 шт., вытяжной шкаф – 2 шт., спиртовки – 4 шт.

Ауд.224 физической и коллоидной химии: вольтметр – 2 шт., рефрактометр – 2 шт., микровольтметр – 2 шт., потенциостат – 2 шт., самописец – 1 шт., потенциометр – 5 шт., pH-метр – 6 шт., ФЭК – 3 шт., поляриметр – 2 шт., сахариметр – 2 шт., ионномер – 2 шт., милливольтметр – 2 шт., миллиамперметр – 2 шт., реостат – 6 шт., магнитная мешалка – 4 шт., латр – 2 шт., аналитические весы – 1 шт., электроплитки – 6 шт., технохимические весы с разновесами – 2 шт.

Ауд.225  методики преподавания химии: ноутбук –  шт,  интерактивная доска – 1, графопроектор -2 шт.,мультимедиапроектор – 1, видеокамера – 1, сушильный шкаф – 2 шт., вытяжной шкаф – 2 шт, электроплитки – 4 шт., технохимические весы с разновесами – 2 шт., водяные бани – 4 шт., спиртовки – 4 шт., модели строения атомов – 10 шт., наборы посуды, коллекции, аппарат Киппа  - 2 шт., приборы для получения газов, приборы для демонстрации электролиза и диссоциации, выпрямители – 2 шт., термостат – 1 шт, центрифуга

Ауд.226 прикладной химии и химического синтеза магнитная мешалка – 4 шт., водяные бани – 6 шт., электроплитки – 4 шт., водяные и воздушные холодильники – 6 шт., сушильный шкаф – 2 шт., вытяжной шкаф – 2 шт., колбонагреватель – 6 шт., насос Камовского – 2 шт., муфельная печь

Ауд. 227 аналитической химии: центрифуга – 1 шт., вытяжной шкаф – 1 шт., сушильный шкаф – 1 шт., ФЭК – 3 шт., pH-метр – 6 шт., стол для титрования – 1 шт., дистиллятор – 1 шт., аналитические весы – 10 шт., технохимические весы с разновесами – 8 шт.

Ауд.229 неорганической химии выпрямители – 6 шт., сушильный шкаф – 2 шт., электроплитки – 8 шт., технохимические весы с разновесами – 8 шт., вытяжной шкаф – 1 шт., аппарат Киппа – 4 шт., приборы для получения газов

Ауд.223 научно-исследовательская: газоанализатор САГО одноканальный., компьютер, вольтамперометр


КУРАТОРСКИЙ ЧАС "ВЗАИМОСВЯЗЬ ХИМИИ И ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ"

Кураторский час – это возможность расширить рамки учебного процесса и открыть студенту увлекательный мир науки, показать то, что не позволяют границы занятий.

Новая концепция образования предусматривает необходимость формирования у студентов широкого культурного кругозора, часть которого формируется за счет познания студентами истории развития, выбранной ими для изучения науки.

Исторический подход позволяет показать моральные и гражданские качества ученых прошлых лет и на их примере сформировать в студентах активную жизненную позицию и повысить мотивацию изучения предмета.

В данном аспекте необходимым является проведение открытых кураторских часов, посвященных крупным историческим событиям родного края, которые напрямую или косвенно связаны с избранной студентами профессией.

Актуальность этого открытого кураторского часа определяется 70-летием Победы в Великой Отечественной войне.


Прикрепленные материалы