Размер
шрифта

Цвет
сайта

Показывать
картинки

Шрифт
Кернинг
Толщина шрифта

Цвет сайта

Кафедра коррекционной психологии и педагогики

О руководителе

Дуванова Светлана Петровна
Заведующая кафедрой коррекционной психологии
237-19-96
SDuvanova@vspu.ac.ru

Местонахождение

394043, Центральный федеральный округ, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86, четвертый учебный корпус, ком.210

SDuvanova@vspu.ac.ru

Историческая справка

Кафедра коррекционной психологии и педагогики является одной из самых молодых кафедр, входящих в состав психолого-педагогического факультета – она была создана 1 сентября 2004 года. Ее заведующей стала Дуванова Светлана Петровна, кандидат психологических наук по специальности 19.00.10 – коррекционная психология, доцент.

Образование кафедры связано с необходимостью повышения уровня подготовки педагогов-психологов к психолого-педагогическому сопровождению детьми с ограниченными возможностями здоровья в различных институциональных условиях. По решению Совета психолого-педагогического факультета в программу обучения педагогов-психологов были включены дисциплины «Технологии психолого-педагогической коррекционной деятельности», «Основы логопедии», «Психологические основы реабилитации и адаптации» специализации «Коррекционно-педагогическая деятельность», а в программу подготовки будущих учителей начальных классов - дисциплины «Психолого-педагогические основы развития и коррекции речи», «Методы диагностики и консультирования при нарушениях речи» и др. специализации «Методика развития и коррекции речи».




Сотрудники

Дуванова Светлана Петровна
Заведующая кафедрой коррекционной психологии
237-19-96
SDuvanova@vspu.ac.ru

Кандидат психологических наук, заведующая кафедрой коррекционной психологии и педагогики.
В 1985 году успешно закончила математический факультет Воронежского государственного университета. В 1991 году окончила дефектологический факультет Московского государственного заочного педагогического университета по специальности «Олигофренопедагог. Логопед».
Работу в Воронежском государственном педагогическом университете начала в 1996 году ассистентом кафедры общей и педагогической психологии.
В 1998 году стала заместителем декана психолого-педагогического факультета.
В 2000 году закончила аспирантуру по специальности «Педагогическая психология». Руководителем диссертационного исследования стал д. психол. н. профессор Е.А. Корсунский. В 2002 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.10 – «Коррекционная психология» на тему «Психолого-педагогическое управление процессом усвоения понятий школьниками с нарушением интеллекта (на геометрическом материале)». Результаты исследования имеют практическую значимость для организации дифференцированного обучения геометрии умственно отсталых учащихся в соответствии с достигнутым ими уровнем мышления.
Общий стаж работы – 34 года, из них 13 лет – работа в специальной (коррекционной) школе, 20 лет – стаж научно-педагогической работы в ВГПУ. Является руководителем программы профессиональной переподготовки «Логопедия» была одним из ее организаторов в 1998 году.
Награждена грамотами Воронежского государственного педагогического университета, Департамента культуры Воронежской области, Министерства образования и науки Российской Федерации. Член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук. Является лауреатом премии Администрации Воронежской области (2006 г.).
С 2004 года по настоящее время заведует кафедрой коррекционной психологии и педагогики. Имеет 77 публикации, из них 6 учебно-методических и 47 научных работ, используемых в педагогической практике.
Татаринцева Альбина Юрьевна
Декан психолого-педагогического факультета
237-19-96
ATatarinceva@vspu.ac.ru

Кандидат психологических наук, доцент.
В 1995 году окончила Воронежский государственный педагогический университет с присвоением квалификации учителя истории, психолога.
В 1995 году поступает в аспирантуру при кафедре практической психологии ВГПУ. С 1998 года принята на должность старшего преподавателя кафедры практической психологии ВГПУ.
В 2001 году назначена заместителем декана по работе со студентами психолого-педагогического факультета ВГПУ. В 2002 году защитила кандидатскую диссертацию по педагогической психологии (19.00.07). Присвоено звание кандидата психологических наук.
Стаж научно-педагогической работы – 20 лет.
Татаринцева А.Ю. является членом Воронежского отделения Российского психологического общества, члено российской арт-терапевтической ассоциации, а также членом экспертного совета Национального психологического конкурса «золотая Психея»
На протяжении многих лет постоянно повышает свою квалификацию, участвуя в обучающих программах для терапевтов («Гештальт-терапия», «Детская гештальт-терапия», «Телесная терапия», «Танатотерапия», «Аналитическая терапия», «Драматическая психоэлевация», «песочная терапия» и многие другие).
Татаринцева А.Ю. принимала участие в съездах Российского психологического общества, а также во многих научных и научно-практических конференциях. Сфера профессиональных интересов: возрастная психология, арттерапия в системе образования, куклотерапия, песочная терапия, психологическое консультирование.
Арзыбова Лариса Владимировна
доцент
237-19-96
arzybova@yandex.ru

Кандидат педагогических наук, доцент.
Окончила Воронежский государственный педагогический институт – отделение «Педагогика и методика воспитательной работы» исторического факультета по специальности «Воспитатель, методист», музыкальное училище по специальности «Дирижер-хоровик».
Общий стаж работы 45 лет, в том числе стаж научно-педагогической работы – 13 лет. Член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук.
В сферу научных интересов Ларисы Владимировны Арзыбовой входят проблемы применения педагогических технологий коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Болотова Татьяна Владимировна
Старший преподаватель
237-19-96
bolotova-logovgpu@mail.ru

В 1975 году поступила в Воронежский государственный университет на факультет прикладной математики и механики. После окончания университета работала в Воронежском научно-исследовательском институте связи. В 1981 году перешла на работу в Воронежскую вспомогательную школу-интернат. Работала воспитателем, занимала должность заместителя директора по воспитательной работе.
Без отрыва от работы закончила заочное отделение дефектологического факультета Московского государственного педагогического института по специальности «Олигофренопедагог. Логопед». По совместительству сотрудничала с ВГПУ: с кафедрой практической психологии с 1999 года, а затем, после ее создания, с кафедрой коррекционной психологии и педагогики.
Общий стаж работы – 42 года, стаж научно-педагогической работы – 36 лет.
С 2013 года является штатным старшим преподавателем коррекционной психологии и педагогики, ведущим основные профессиональные дисциплины у бакалавров направления «Специальное (дефектологическое) образование» профиля «Логопедия» .
Ермакова Ирина Евгеньевна
доцент
237-19-96
iermakova@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент. Окончила ВГМА в 1990г. по специальности «Лечебное дело». С 1990 г. по 2004 г. работала в БУЗ ВО ВОКБ №1 в должности врача - невролога и одновременно вела курс неврологии и психиатрии в ВБМК. Имеет высшую квалификационную категорию по специальности неврология, первую квалификационную категорию по специальности организация здравоохранения.
В 2004 г. защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Педагогика».
С 2004 г. по настоящие время занимает должность заведующей «Областными курсами повышения квалификации работников здравоохранения Воронежской области» в БУЗ ВО ВОКБ №1 и по совместительству работает в должности доцента кафедры коррекционной психологии и педагогики ВГПУ.
Сфера научных интересов – профилактика и лечение острых нарушений мозгового кровообращения, валеология и санология, а также клиника интеллектуальных нарушений, неврология.
Клейменова Мария Вячеславовна
старший преподаватель
237-19-96
kmvmary@mail.ru

В 2010 году с отличием окончила психолого-педагогический факультет ВГПУ по специальности «Педагогика и психология» и программу профессиональной переподготовки по специальности «Логопедия». Общий стаж работы – 8 лет, из них психологом управления воспитательной работы со студентами ВГПУ – 1 год, преподавателем кафедры коррекционной психологии и педагогики – 7 лет.
Имеет 36 публикаций в различных научных сборниках России.
Научные интересы – логопсихология, специальная психология. Работает над диссертационным исследованием на соискание степени кандидата наук.
Комарова Анастасия Александровна
ассистент
237-19-96
anisija8@mail.ru

Комарова Анастасия Александровна, 1992 г.р., родилась в г. Семилуки, Воронежской области. После школы поступила в Воронежский Государственный Педагогический Университет и закончила его с красным дипломом в 2015 году по специальности «Педагог-психолог», также прошла программу дополнительной переподготовки «Логопедия» (ВГПУ), курс повышения квалификации «Арт-терапия» (ИПП «Иматон»).

В период обучения активно принимала участие в научно-исследовательской, проектной и волонтерской жизни университета. Является победителем XV Национального психологического конкурса «Золотая Психея», лауреатом премии «Талантливая молодежь Воронежской области – 2014», «Доброволец года». Далее продолжила свою научно-исследовательскую деятельность в аспирантуре ВГПУ, по завершению обучения была присвоена квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь». В настоящее время работает ассистентом кафедры коррекционной психологии и педагогики психолого-педагогического факультета ВГПУ. Область научных интересов: Применение арт-терапевтических технологий в работе педагога-психолога.
Щербакова Наталья Александровна
доцент
237-19-96
tyshonok@yandex.ru

Кандидат психологических наук, доцент.
В 1999 году успешно закончила филологический факультет Воронежского государственного педагогического университета, в 2003 году – программу профессиональной переподготовки «Педагогика и психология» психолого-педагогического факультета Воронежского государственного педагогического университета.
В 2002 году закончила очную аспирантуру ВГПУ по специальности «Педагогическая психология». Руководителем диссертационного исследования стал д. психол. н. профессор Е.А. Корсунский. В 2003 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 – «Педагогическая психология» на тему «Развитие эмпатических способностей средствами художественной литературы». Является научным руководителем двух защищенных кандидатских диссертаций. Общий стаж работы в вузе – 17 лет, из них 4 года работы в ВГПУ.
Награждена грамотами за добросовестный педагогический труд, в 2007 году за большой вклад в развитие науки и образования объявлена благодарность Администрации Воронежской области.
Является автором 37 публикации, из них 4 учебно-методических и 33 научных работ, используемых в педагогической практике.
Кузнецова Виолетта Владимировна
старший преподаватель кафедры коррекционной психологии и педагогики
253-32-67
VKuznezova@vspu.ac.ru

В 1995 г. закончила Воронежский государственный педагогический университет с присвоением квалификации учителя истории, в 2002 году программу профессиональной переподготовки "Педагогика и психология" на базе психолого-педагогического факультета ВГПУ. В 2017 г. программу профессиональной переподготовки "Практика современного менеджмента" ФГБОУ ВО "ЕГУ им.И.А.Бунина". В 2019 г. закончила магистратуру по психолого-педагогическому образованию, направленность (профиль) "Психология и педагогика дошкольного образования". Педагогический стаж работы более 25 лет, из них 9 лет в вузе. Имеет награды от руководства вуза, города и области. Является автором более 25 научных публикаций, трех учебно-методических пособий и др.

Конференции


28 марта 2018 г. состоялся XV Региональный научно-практический семинар

«Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии.

Развитие познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей и подростков в различных институциональных условиях»

 


Образовательные программы кафедры

В настоящее время на кафедре осуществляется подготовка бакалавров по направлению "Специальное (дефектологическое) образование", по профилям "Специальная психология" (очная и заочная форма обучения) и "Логопедия" (заочная форма обучения и заочная форма с применением дистанционных технологий).

Учебно-методическая деятельность



                                                                                                       Статьи преподавателей кафедры в 2019 году

Ильченко Н.В. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования / Н.В. Ильченко, Н.А. Щербакова // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья сборник научных статей XVI Регионального научно-практического семинара. — Воронеж, 2019. — С. 154-158

Щербакова Н.А. Особенности развития связной речи дошкольников с ОНР при подготовке к школе / Н.А. Щербакова // Наука-ЮНИПРЕСС. — Воронеж, 2019. — С. 124-128

Губина А. А. Особенности формирования произвольного внимания детей с речевыми нарушениями при подготовке к школьному обучению / А. А. Губина, Н. А. Щербакова // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе. — Воронеж, 2019. — С. 82-84

Щербакова Н.А. Особенности самостоятельного построения рассказа дошкольниками на занятиях по развитию и коррекции речи / Н.А. Щербакова // Издательско-полиграфический центр "Научная книга". — Воронеж, 2019. — С. 76-78

Арзыбова Л.В. Символическое использование цвета на уроках музыки в инклюзивном образовании / Л.В. Арзыбова // Наука-ЮНИПРЕСС. — Воронеж, 2019. — С. 200-204

Юров Ю.В. Особенности семейной социализации подростков с интеллектуальными нарушениями / Ю.В. Юров, Е.Ю. Якушева // Автономная некоммерческая организация по оказанию издательских и полиграфических услуг "НАУКА-ЮНИПРЕСС". — Воронеж, 2019. — С. 245-249

Юров Ю.В. Формирование преодолевающих стратегий как ресурс психологического здоровья и социализации студентов / Ю.В. Юров, М.В. Клейменова // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья сборник научных статей XVI Регионального научно-практического семинара. — Воронеж, 2019. — С. 191-196

Кузнецова В.В. Арт-педагогика в воспитании детей дошкольного возраста / В.В. Кузнецова // Материалы открытой региональной конференции Всеросийского научно-практического форума :Воспитание в контексте социализации:современные вызовы и практики. — Воронеж, 2019. — С. 228-230

Кузнецова В.В. Формирование культурно-национального архетипа у студентов педагогического направления в рамках дисциплин профессионального цикла / В.В. Кузнецова, А.Ю. Татаринцева // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Народная культура в системе современного образования проблемы,опыт, перспективы. — Арзамасский филиал ННГУ, 2019. — С. 103-106

Кузнецова В. В. Использование игровых технологий в процессе подготовки специалистов в области дошкольного образования / В. В. Кузнецова, А. Ю. Татаринцева // Повышение профессионального мастерства педагогических работников в России: вызовы времени, тенденции и перспективы развития материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 110-летию Иркутского Педагогического. — Иркутск, 2019. — С. 292-296

Татаринцева А.Ю Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании / А.Ю Татаринцева, В.В. Кузнецова — 1-е изд. — Воронеж : Изд-во ВГПУ, 2019. — 158 C.

Татаринцева А.Ю. Организация работы по психологическому просвещению населения в воронежском государственном педагогическом университете / А.Ю. Татаринцева, В.В. Кузнецова // Известия ВГПУ. — Воронеж, 2019. — С. 82-85

Татаринцева А. Ю. Народная кукла в формировании культурно-национального архетипа у ребенка дошкольного возраста / А. Ю. Татаринцева, В. В. Кузнецова // 21 век: фундаментальная наука и технологии. — North Charleston, 2019. — С. 34-36

Клейменова М.В. Психологическое здоровье учителя-логопеда как условие его эффективной деятельности / М.В. Клейменова // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья сборник научных статей XVI Регионального научно-практического семинара. — Воронеж, 2019. — С. 141-145

Клейменова М.В. Развитие предикативного, атрибутивного и номинативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / М.В. Клейменова, В.А. Татаринцева // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. — Воронеж, 2019. — С. 50-54

Юров Ю.В. Формирование преодолевающих стратегий как ресурс психологического здоровья и социализации студентов / Ю.В. Юров, М.В. Клейменова // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья сборник научных статей XVI Регионального научно-практического семинара. — Воронеж, 2019. — С. 191-196

Болотова Т.В. Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Болотова // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. — Воронеж, 2019. — С. 13-17

Постникова Ю. А. Особенности формирования грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи / Ю. А. Постникова, Т. В. Болотова // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе. — Воронеж, 2019. — С. 85-87

Татаринцева О. В. Особенности эмоционально-оценочной лексики у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра / О. В. Татаринцева, Т. В. Болотова // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. — Воронеж, 2019. — С. 96-100

Ильченко Н.В. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования / Н.В. Ильченко, Н.А. Щербакова // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья сборник научных статей XVI Регионального научно-практического семинара. — Воронеж, 2019. — С. 154-158

Щербакова Н.А. Особенности развития связной речи дошкольников с ОНР при подготовке к школе / Н.А. Щербакова // Наука-ЮНИПРЕСС. — Воронеж, 2019. — С. 124-128

Губина А. А. Особенности формирования произвольного внимания детей с речевыми нарушениями при подготовке к школьному обучению / А. А. Губина, Н. А. Щербакова // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе. — Воронеж, 2019. — С. 82-84

Щербакова Н.А. Особенности самостоятельного построения рассказа дошкольниками на занятиях по развитию и коррекции речи / Н.А. Щербакова // Издательско-полиграфический центр "Научная книга". — Воронеж, 2019. — С. 76-78


Публикации

Статьи преподавателей кафедры в 2018 году

Юров Ю.В. К проблеме психологического здоровья учащейся молодежи / Ю.В. Юров, М.В. Клейменова // Новой школе- здоровые дети. — Москва, 2018. — С. 197-199

Юров Ю.В. Гендерные аспекты психологического здоровья студентов / Ю.В. Юров, М.В. Клейменова // Актуальные проблемы развития коррекционной педагогики и специальной психологии. Развитие познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей и подростков в различных институциональных условиях: сборник научных статей. — Воронеж, 2018. — С. 200-206

Юров Ю.В. Биопсихосоциальные факторы развития лиц с ограниченными возможностями здоровья / Ю.В. Юров // Актуальные проблемы развития коррекционной педагогики и специальной психологии. Развитие познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей и подростков в различных институциональных условиях. — Воронеж, 2018. — С. 289-295

Щербакова Н.А. Особенности формирования самостоятельного построения рассказа у дошкольников с нарушениями речевого развития / Н.А. Щербакова // Сборник научных статей XV Регионального научно-практического семинара. Под редакцией Н.И. Колодиной, С.П. Дувановой. — Воронеж, 2018. — С. 130-135

Татаринцева А.Ю. Четыре стихии: арт-терапевтическое сопровождение летнего отдыха / А.Ю. Татаринцева, В.В. Кузнецова, В.Н. Димоев — 1-е изд. — Воронеж : Изд-во ВГПУ, 2018. — 188 C.

Татаринцева А.Ю. Педагогические возможности арт-терапии в основном и дополнительном образовании/ А.Ю. Татаринцева, В.В. Кузнецова//Педагогическая наука и современное образование: Сборник статей V Международной научно-практической конференциии, посвященной Дню российской науки 8 февраля 2018 /Под ред. И.В. Гладкой, С.А. Писаревой -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. -330с. / А.Ю. Татаринцева, В.В. Кузнецова // Сборник статей V Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург. — СПб, 2018. — С. 183-186

Татаринцева А.Ю. Подготовка будущих педагогов-психологов в рамках реализации новых образовательных стандартов / А.Ю. Татаринцева, А.А. Комарова // Научное партнерство "АПЕКС". — Иркутск, 2018. — С. 79-81

Татаринцева А.Ю. Патриотическое воспитание студентов педагогического вуза с опорой на православную культуру / А.Ю. Татаринцева, В.В. Кузнецова // Нива Господня. Вестник Пензенской Духовной Семинарии. — Пенза, 2018. — С. 74-76

Татаринцева А.Ю. Любимая игрушка как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста / А.Ю. Татаринцева, В.В. Кузнецова // Материалы XIV международной научно-практической конференции «Наука в современном информационном обществе. North Charleston, USA, 2018. — North Charleston, USA, 2018. — С. 51-54

Татаринцева А.Ю. Зарубежный опыт применения арт-терапии в системе образовании / А.Ю. Татаринцева, А.А. Комарова // Педагогическая наука и современное образование. — Санкт-Петербург, 2018. — С. 142-146

Татаринцева А.Ю. Арт-педагогика в работе куратора студенческой группы / А.Ю. Татаринцева, В.В. Кузнецова // Известия ВГПУ. — Воронеж, 2018. — С. 17-21

Татаринцева А.Ю. "Четыре стихии": арт-терапевтическое сопровождение летнего отдыха детей / А.Ю. Татаринцева, В.В. Кузнецова // Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности. — Санкт-Петербург - Грязи, 2018. — С. 88-91

Кузнецова В.В. Искра спефакультета ВГПИ [Электронный ресурс] / В.В. Кузнецова // История российской психологии в лицах: Дайджест. — Нижний Новгород, 2018. — С. 17-20

Колодина Н.И. Структурированность нравственных понятий в системе развития понятийно-ассоциативного мышления [Электронный ресурс] / Н.И. Колодина, С.П. Дуванова // Актуальные проблемы развития коррекционной педагогики и специальной психологии. Развитие познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей и подростков в различных институциональных условиях [Текст]:. — Воронеж, 2018. — С. 9-14. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32743109

Клименко В.В. Развитие адаптационных ресурсов личности в условиях глобализации культуры: парадоксы инкультурации детей глазами психолога / В.В. Клименко // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. Мат-лы междунар. научно-практ.конф. 26-27 октября 2018 г. — Ереван, 2018

Клименко В.В. Предметная игра в психодиагностике когнитивного развития детей на этапе вхождения в среду учреждения дошкольного образования / В.В. Клименко // Дополнительное образование детей в России: историческое наследие и современные проблемы. — Курск, 2018. — С. 353-357

Клименко В.В. Инклюзивная помощь подростку в системе средств психологического обеспечения социального развития личности / В.В. Клименко // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве: мат-лы междунар. научно-практ. конф. 22-23 ноября 2018 г. — Белгород, 2018

Клименко В.В. Гуманистические проблемы адаптации личности ребенка в системе школьного образования: парадоксы адаптации глазами психолога / В.В. Клименко // Гуманизация образовательного пространства: Сб. науч. статей по материалам Международного Форума «Гуманизация образовательного пространства» (г. Саратов, 15-16 марта 2018). / Науч. ред. Е.А. Александрова; ред.-сост. Н.Н. Саяпина. — М., 2018. — С. 219-229