Размер
шрифта

Цвет
сайта

Показывать
картинки

Шрифт
Кернинг
Толщина шрифта

Цвет сайта

Кафедра теории, истории музыки и музыкальных инструментов

О руководителе

Вахтель Лариса Викторовна
профессор кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов
255-28-74
fiiho@mail.ru

Местонахождение

394043, Центральный федеральный округ, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86, четвертый учебный корпус, ком.351

fiiho@mail.ru

Историческая справка

Кафедра теории, истории музыки и музыкальных инструментов была образована в 1999 году на факультете художественного образования ВГПУ. Кафедра осуществляет подготовку бакалавров, магистрантов и специалистов по следующим дисциплинам: класс основного музыкального инструмента, концертмейстерский класс, теория и методика преподавания музыки, технологии музыкального образования, история музыки, история искусств, сольфеджио, гармония, полифония, музыкальная психология и психология музыкального образования, современные проблемы науки, инновационные процессы в образовании, профессионально-личностное становление учителя музыки и др.



Сотрудники

Петелин Анатолий Степанович
доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель России
255-28-74
fiiho@mail.ru

Петелин Анатолий Степанович родился в 1944 г. в г. Воронеже, гражданин России. В 1964 г. окончил отделение народных инструментов Воронежского музыкального училища. В 1964 по 1967 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1973 г. окончил Московский государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных по классу баяна.
Трудовая деятельность началась в Воронежском хореографическом училище в 1962 г. концертмейстером, далее музыкальная школа Коминтерновского района г. Воронежа, Воронежский музыкально-педагогический колледж со школой интернатом музыкальное воспитание (1978 г. – заместитель директора, 1987 г. – директор), Воронежский государственный педагогический университет (декан факультета художественного образования). В настоящее время – заведующий кафедрой теории, истории музыки и музыкальных инструментов факультета искусств и художественного образования.
Ученая степень кандидата педагогических наук присуждена диссертационным советом Липецкого государственного педагогического университета 6 октября 1998 г.
Ученое звание доцента по кафедре теории, истории музыки и музыкальных инструментов присвоено 17 ноября 1999 г. №865-д (ДИ №001134).
Ученая степень доктора педагогических наук присуждена решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки 21 июля 2006 г. № 29 д/80 (ДДН № 000609).
Ученое звание профессора присвоено в 2007 г. (ПР-003633).
Основным направлением научно-педагогической деятельности Петелина А.С. является проектирование и реализация многоуровневой системы непрерывного образования в комплексе «школа-колледж-университет».
Петелиным А.С. разработана концепция профессионально-личностного становления учителя музыки в условиях многоуровневой системы подготовки педагогических кадров. В 1996 г. была внедрена индивидуальная система управления многоуровневым комплексом: спроектированы и апробированы педагогические технологии непрерывной и преемственной подготовки учителей музыки на уровнях общего, среднего специального, высшего и последипломного образования.
В 2009 г. совместно с Петелиной Е.А, была разработана психолого-педагогическая модель личности учителя музыки, на основе которой была разработана профессиограмма учителя музыки.
Петелин А.С. ведет активную научно-исследовательскую деятельность, входит в состав диссертационных Советов по защите диссертаций в Воронежском государственном университете, Воронежском государственном педагогическом университете, Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина.
Петелин А.С. является автором более 150 научных работ, лауреат областного конкурса научных работ в номинации «Монография». Под его научным руководством были подготовлены и успешно защищены диссертантами более 20 кандидатских диссертаций, в том числе: Лобова Л.Г., Лихолет Н.Н.,Овчарова С.В., Минченко С.В., Плахотников А.Г., Ломова Л.А., Северинова Л.И., Геворкян М.М, Геворкян А.М., Косенко А.В., Дронов А.А., Мещерякова И.В., Бортникова И.И., Великородная Л.А., Цзань Юеци, Ян Суйжун, Аль-Рикаби А.М. и др.
Петелин А.С. Является научным редактором сборника научных трудов «Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки», который издается с 1997 года (издано 32 сборника).
За плодотворную деятельность по подготовке высококвалифицированных специалистов, значительные успехи в научно-педагогической и научно-исследовательской деятельности Петелину А.С. присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
Седова Елена Евгеньевна
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин кафедры Теории, истории музыки и музыкальных инструментов ВГПУ
255-28-74
fiiho@mail.ru

Преподаваемые дисциплины «Истории русской музыки», «Историяи зарубежной музыки», «История искусств», «Музыки ХХ века», «История музыкальных стилей», «Анализ и интерпретация произведений искусства».
Ученая степень кандидат педагогических наук, доцент
Ученое звание кандидат педагогических наук, доцент.
Наименование направления подготовки и специальности в 1987 году с отличием окончила Воронежское музыкальное училище (квалификация «Преподаватель ДМШ по музыкально-теоретическим дисциплинам и общему фортепиано»). В 1992 году окончила Горьковскую государственнуюконсерваторию им. М.Глинки по специальности «Музыковедение» (квалификация «Музыковед, преподаватель»). В 2001 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 13.00.01 – «общая педагогика, история педагогики и образования (научный руководитель – проф.В.И. Лещинский).
Данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовки в 2013 году прошла курсы повышения квалификации в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров РУДН (Москва) по программе «Основы информационных он-лайн технологий в образовательной коммуникации (кабинет-сайт преподавателя, вебинары)» (Уд. УПК 13 № 001747).
Общий стаж работы 25лет
Стаж работы по специальности 17 лет
Вахтель Лариса Викторовна
профессор кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов
255-28-74
fiiho@mail.ru

Л.В. Вахтель родилась 30 мая 1969 года в г. Воронеж. Окончила с отличием Воронежское музыкальное училище (1988) по классу специального фортепиано, затем Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Г.Б. Гордона, 1993). Присвоена квалификация: солист, концертмейстер, преподаватель. Многосторонне одаренный музыкант и педагог, сочетающий концертную, научно-педагогическую, административ¬но-организаторскую, общественно-просветительскую, лекторскую и публици¬стичес¬кую деятельность.
В 2010 году присвоена ученая степень доктора психологических наук по специальности 10.00.07 «Педагогическая психология», в 2012 году - ученое звание профессор.
На кафедре ТИММИ преподает с 2001 года, с 2017 в должности заведующей кафедрой.
Является Председателем Правления Воронежской региональной организации «Союз композиторов России» (с 2012), членом Союза композиторов России (2006), членом Воронежского отделения Союза театральных деятелей (2015), членом Всероссийской гильдии пианистов-концертмейстеров, лауреатом всероссийских и международных конкурсов пианистов (Вологда, 2001; Кострома, 2002; Санкт-Петербург, 2002, Москва, 2014), участница международных музыкальных фестивалей (Бад-Эмс, Бонн, 2004, Санкт-Петербург, 2008; Ивановка, 2010; Освенцим, 2010; Москва, 2011; Воронеж 1993–2013). Входит в состав Общественного Совета по культуре, с 2011 года - член Секции критиков при воронежском Доме актера.
Является организатором ежегодных фестивалей современной музыки в Воронеже «Созвучие», «Панорама музыки России», культурно-просветительских проектов «Честь и достоинство нации в русской культуре», «Великие имена земли Воронежской в истории России», в которых регулярно принимают участие студенты и творческие коллективы кафедры ТИММИ.
Ведет научное руководство аспирантами, готовит студентов-музыкантов к Международным конкурсам и фестивалям.
Преподаваемые дисциплины основной музыкальный инструмент, концертмейстерский класс, музыкальная психология и психология музыкального образования, психология одаренности, история художественной культуры, индивидуальный стиль деятельности музыканта-педагога.
Прошла курс повышения квалификации и профессиональной переподготовки в Московской государственной консерватории им. Чайковского «школа концертмейстерского мастерства» (2011), в ВГПУ (2016).
Как солистка-пианистка регулярно выступает на различных концерт-ных площадках Воронежа (в том числе – с Академическим симфоническим оркестром филармонии исполнила концерты Й. Гайдна, В. Моцарта, Э. Грига, Ф. Листа, К. Сен-Санса, С. Рахманинова, М. Носырева), гастролирует в городах России и за рубежом. В высшей школе музыки г. Любека записан ее сольный компакт-диск. В рамках международного фестиваля Ж. Оффенбаха выступала совместно с берлинским виолончельным квартетом и солисткой Ш. Хаатцель в доме-музее Бетховена в Бонне за инструментом композитора.
С 1995 года в воронежском Доме актера ежемесячно проводит музы-кально-просветительские концерты и тематические вечера в рамках создан-ного ею клуба «Вариации с фортепиано». Активно пропагандирует академическое искусство в качестве солистки, концертмейстера и ведущей совместно с солистами Оперного театра, артистами Филармонии, актерами Академического театра драмы им. А.В. Кольцова. Ею осуществлены постановки около двухсот различных программ.
В воронежском Доме композиторов организовала развернутый творческий проект – цикл концертов «Композитор и исполнитель», направленный на пропаганду современной музыки, постижение закономерностей и глубинных основ интерпретации музыкального сочинения. Помимо произведений мировой классики ее обширный репертуар включает свыше ста сочинений воронежских композиторов, исполнение которых, в большинстве случаев, являлись премьерными.
Постоянная участница телевизионных и радиопередач различных во-ронежских каналов, выступает в прямом эфире.
Автор около 100 научных публикаций в области музыкального искусства, педагогики и музыкальной психологии, в числе которых 10 монографий, 15 статей в сборниках, а также несколько учебных и учебно-методических пособий). Автор публикаций, посвященных событиям и персоналиям культуры, международным контактам в периодических изданиях. Постоянный участник ведущих международных конференций в области психологии творчества и музыкального образования, крупных международных акций («Год Германии в России», «Дни Германии в Воронеже», «Объединенная Германия единая Германия?» и другие).
Деятельность Л.В. Вахтель отмечена нагрудным знаком Управления культуры и туризма Воронежской области «За заслуги»; благодарственными письмами: председателя Союза театральных деятелей России и Воронежского регионального отделения СТД РФ, дирекции Воронежского радио и телевидения, руководства вузов России (Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Вологодский госпедуниверситет, Костромской госуниверситет, Самарский госпедуниверситет, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, Воронежский госпедуниверситет); Почетной грамотой Администрации ГО г. Воронежа.
Северинова Лариса Ивановна
профессор кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов
255-28-74
fiiho@mail.ru

Преподаваемые дисциплины «Класс музыкального инструмента»,«Концертмейстерский класс», «Музыкальная этнопедагогика».
Ученая степень- кандидат педагогических наук по специальности 13.00.08 присуждена решением диссертационного совета Елецкого государственного университета им. И.А.Бунина от 8 июля 2006г. Тема диссертации «Формирование этнопедагогической культуры будущих учителей музыки в процессе профессиональной подготовки» . Научный руководитель работы доктор педагогических наук Петелин А.С.
Ученое звание- доцент кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов от 21 апреля 2010 г.
Наименование направления подготовки и специальности:

Воронежский государственный институт искусств по направлению инструментальное исполнительство (фортепиано). Присуждена квалификация: Концертный исполнитель. Артист камерного ансамбля. Концертмейстер. Преподаватель (1993-1998г.).
Данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовки прошла курсы повышения квалификации: «Управление качеством в образовании» 2010; «Технология внедрения ФГОС ВПО по ООП, реализуемым в вузе» 2013г., «Обеспечение образовательного процесса с учетом требований законодательства РФ и профессиональных стандартов, в том числе для лиц с ОВЗ (Современные проблемы музыкального образования и исполнительства» 2017г.

Северинова Л.И. успешно готовит студентов к профессиональной деятельности. Среди них шесть лауреатов и дипломантов девяти Международных и Всероссийских конкурсов.
Северинова Л.И. ведет активную исполнительскую деятельность. Является лауреатом и дипломатом девяти Международных и Всероссийских конкурсов (г.Москва, г.Санкт-Петербург, г.Вологда, г.Воронеж, г. Курск, г.Волгоград).


Общий стаж работы 20 лет
Стаж работы по специальности 17 лет
Рыженков Александр Юрьевич
профессор кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов, Заслуженный артист Российской Федерации
255-28-74
fiiho@mail.ru

В 1984 г. окончил Красноярский государственный институт искусств по специаль-ности «Народные инструменты», с присвоением квалификации преподавателя, концертного исполнителя, дирижёра оркестра русских народных инструментов. В 1996 г. завершил курс обучения в исполнительской аспирантуре при НГК им. М. И. Глинки по профилю дирижирование оркестром русских народных инструментов.
1984-1986 гг. – служба в рядах Советской армии, – второй дирижёр военного ор-кестра в/ч 42780 – Омская обл. 1986-1993 гг. – руководитель трёх детских оркестров (младший, средний, старший) при ансамбле «Орлёнок» Краевого Дворца пионеров и школьников, одновременно руководитель музыкальной школы-студии.
1993-1995 гг. – художественный руководитель Красноярского оркестра русских на-родных инструментов. 1995-1996 гг. – преподаватель кафедры духовых инструментов Красноярского государственного института искусств.
С 1997 г. преподаёт на кафедре теории, истории музыки и музыкальных инстру-ментов Воронежского государственного педагогического университета (с 2001 г. в долж-ности доцента, с 2013 г. - профессора).
Руководит тремя оркестрами г. Воронежа: с 2010 г. Русским оркестром учащихся ДШИ № 5 (лауреат региональных конкурсов) и Русским педагогическим оркестром ДШИ № 5 (лауреат международного конкурса в двух номинациях г. Саратов 2013 г.); Русским оркестром «Гармония» Воронежского государственного педагогического университета (лауреат Всероссийских конкурсов г. Кострома 2004 г. и 2010 г. в двух номинациях; лау-реат международных конкурсов 2013 г. в двух номинациях; 2011 г. г. Ланчано [Италия] в двух номинациях – I-o assoluta [Гран-При]. Среди воспитанников – лауреаты Всероссий-ского конкурса г. Вологда 2001 г. Ю. Лапицкая, Е. Чекмарёв; дипломант Всероссийского конкурса г. Кострома 2012 г. В. Сидоренко; лауреаты Международного конкурса г. Воро-неж 2016 г. Н. Василевская, Д. Жигулин, А. Коваль.
Гастролирует в качестве дирижёра: г. Липецк 2006 г., г. Тула 2007 г., г. Иваново 2009 г. и др.
Автор Учебно-методических пособий, Рабочих программ и Учебно-методических комплексов; более 27-ми печатных научных статей по педагогическому и искусствоведческому направлениям; музыкальных сочинений; около тысячи переложений инструментовок для симфонического, духового и оркестра русских народных инструментов. Сотрудничает с известными творческими коллективами в качестве аранжировщика: Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н. П. Осипова (г. Москва); Государственный академический Воронежский русский народный хор им. К.И. Массалитинова; Воронежский Академический Симфонический оркестр; Государственный академический оркестр солистов «Русские узоры» (г. Москва) и др.
В 2014 г. избран членом-корреспондентом Петровской академии наук и искусств.

Преподаваемые дисциплины Методика преподавания основного музыкального инструмента, Учебно-ознакомительная практика, Класс музыкального инструмента, Дополнительный музыкальный инструмент, Инструментальный ансамбль, Концертмейстерский класс,


Данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовки курсы по программе «Управление качеством в образовании» (Воронежский государственный педагогический университет Свидетельство рег. № 532, 28 мая 2008 г. 72 часа).
Общий стаж работы 33года
Стаж работы по специальности 15лет
Лобова Людмила Геннадьевна
Профессор кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов
255-28-74
fiiho@mail.ru

Преподаваемые дисциплины класс музыкального инструмента, концертмейстерский класс, ансамбль.
Ученая степень кандидат педагогических наук
Ученое звание профессор
Наименование направления подготовки и специальности в 1993 году с отличием окончила исполнительский факультет Воронежского государственного института искусств по специальности фортепиано с присвоением квалификаций: концертный исполнитель, артист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель.
Является лауреатом и дипломантом 10 международных и всероссийских конкурсов (Москва, Санкт-Петербург, Кострома, Вологда, Волгоград, Курск). Является научным редактором сборников «Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки», «Педагогика и искусство», ответственным редактором 259 тома «Известий ВГПУ» (2012 год) и др.
Студенты индивидуального класса регулярно играют на различных концертных площадках (в том числе с Академическим симфоническим оркестром Воронежской филармонии), завоевали более тридцати дипломов лауреатов и дипломантов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей (Париж, Киев, Мелитополь, Кострома, Самара, Саратов, Курск и др.)
Данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовки проходила курсы повышения квалификации:
по новому основному курсу программы Intel «Обучение для будущего» (V10.0) 01.06.2008 – 02.08.2008;
по программе «Актуальные вопросы реализации многоуровнего образования в вузе на основе ФГОС нового поколения» в РГПУ им. Герцена 21.02.2011 – 05.03.2011, рег. номер удостоверения 878;по программе «Технология дистанционного образования и пользовательские аспекты системы Moodl» 20.01.2012 – 02.02.2012, №121.
по программе «Проектирование образовательного процесса в вузе в контексте изменений законодательства и специфика внедрения ФГОС нового поколения (Проектная деятельность в музыкально-педагогическом образовании)» 18.03.2015 – 17.05.2015, №700-дпо.
Общий стаж работы 30 лет (с 1987 г.).
Стаж работы по специальности 22 года (с 1995 г.).

Учебно-методическая деятельность

Творческие коллективы кафедры:
Лауреат Международных и Всероссийских конкурсов оркестр русских народных инструментов «Гармония», руководитель коллектива – Рыженков А.Ю.

НИР


На кафедре организована ЛАБОРАТОРИЯ ПРОБЛЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Лаборатория разрабатывает оригинальную концепцию и технологии художественного образования, ориентированные на творческую самореализацию  личности, педагогическую поддержку и сопровождение развития личности на всех этапах непрерывного образования.



Направления деятельности лаборатории:


  • история художественного образования;
  • методология и теория художественного образования;
  • компоненты содержания образования, "ответственные" за развитие личностной сферы учащихся; личностный опыт в структуре профессионального художественного образования;
  • технологии создания ситуации развития личности в различных сферах и периодах ее социализации;
  • компетенции профессионального художественного образования;
  • оценка и управление качеством художественного образования.


Кафедра ТИММИ ежегоднопроводит межвузовскую научно-практическую конференцию для преподавателей, аспирантов и студентов. Тематика конференций связана с проблемами художественного образования. Время проведения – последняя неделя апреля.


С 1995 года на факультете художественного образования регулярно выпускается сборник научных трудов «Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки», в котором публикуют свои научные и методические материалы педагоги и аспиранты Воронежского государственного педагогического университета, а также сотрудники других учебных заведений города Воронежа и России.
Научные редакторы сборника:
А.С. Петелин, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории, истории музыки и музыкальных инструментов;
Н.Н. Лихолет, кандидат  педагогических наук, доцент кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов;
О.И. Федоровская, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов;
Л.Г. Лобова, кандидат  педагогических наук, доцент кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов.
Периодичность издания сборника – 3 выпуска в учебном году. Тематика публикаций разнообразна.


С 2002 года, совместно с кафедрой педагогики ВГПУ, выпускается ежегодный сборник научных трудов «Профессиональное педагогическое образование: личностный подход». Статьи сборника охватывают проблемы истории и теории образования, научные и технологические аспекты личностного подхода в подготовке современного учителя.
Научные редакторы сборника:
Т.Е. Поветкина, кандидат  педагогических наук, доцент кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов;
Е.Е. Седова, кандидат  педагогических наук, доцент кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов.
Первым научным редактором сборника был заведующий кафедрой педагогики ВГПУ, кандидат  педагогических наук, профессор Владимир Исаевич Лещинский.


Публикации

Публикации за 2017 г.


1.    Швец А.А. Из истории национального воспитания: русский приют в Бельгии (1920-1940е годы) / А.А. Швец, Е.Е. Седова // Известия ВГПУ, No 1(274), 2017. - Воронеж, 2017. - С. 73-76
2.    Северинова Л.И. Становление этнопедагогической культуры в системе профессиональной подготовки будущих учителей музыки/ Л.И. Северинова // Известия Воронежского государственного педагогического университета №3(272) профессиональной подготовки будущих учителей музыки / Л.И. Северинова // Известия Воронежского государственного педагоги-ческого университета №3 (272) Серии: «Педагогические науки» «Гумани-тарные науки». - , 2016. - Т. 272, № 3. - С. 36-42
3.    Северинова Л.И. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ВАЖНЕЙ-ШИЙ КОМПОНЕНТ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИ-ТЕЛЯ МУЗЫКИ / Л.И. Северинова // Материалы XXXII Международной научно-практической конференции «Теоретические и методологические проблемы современного образования». - Москва, 2017. – С. 34-36
4.    Седова Е.Е. Педагогическая деятельность М.Н. Стоюниной в России и в эмиграции [Электронный ресурс] / Е.Е. Седова, С.В. Корчагин // Институты образования, педагогические идеи и учения в истории человеческого общества. - М., 2017. - С. 268-280.  Режим доступа: https://elibrary.ru/ item.asp?id=29102892

Прочие публикации, кроме тезисов докладов

1. Земляницина А.В. Н.Н.Черепнин в России и в эмиграции / А.В. Земляницина, Е.Е. Седова // Люди и судьбы Русского зарубежья. Вып. 4. - Москва, 2017. - С. 241-249

2. Северинова Л.И. Основные принципы,методы и содержательные линии этно-педагогической деятельности учителя музыки в общеобразовательной школе / Л.И. Северинова // Сборник научных трудов научно-практической конференции ”Проблемы современного художественного образования” г.Воронеж,26-28 апреля 2017 г. - Воронеж, 2017. - С. 24-27

3. Лобова Л.Г. Проблема художественной целостности исполнительской интерпретации музыкального произведения / Л.Г. Лобова // Педагогика и искусство. Вып. 5. - Воронеж, 2017. - С. 37-43

4. Седова Е.Е. Русский остров в Брюсселе: детский приют Анастасии Андреевны Кузьминой-Караваевой / Е.Е. Седова // Patrimoine Russe. - , 2017. - № 6-12. - С. 56-63

5. Северинова Л.И. Этнопедагогическая деятельность учителя музыки как важ-нейшее    составляющее этнопедагогической    культуры    педагога-музыканта / Л.И. Северинова // Научно-теоретический журнал «Наука, образование и культура» Вып. № 4 (19). - Москва, 2017. - С. 70-73

Тезисы докладов

1. Петелин А.С. Индивидуальный подход к обучению вокалу студентов вуза / А.С. Петелин, Хуачжао Лу // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности. - Воронеж, 2017. - С. 165-168

2. Петелин А.С. Методологические подходы к организации развивающего обучению во-калу / А.С. Петелин, Х. Лу // Мир науки, культуры, образования. - , 2017. - Т. 2, № 63. - С. 102-106

3. Петелин А.С. Предпосылки определения и обоснования педагогических условий осво-ения русской музыкальной культуры иностранными студентами / А.С. Петелин, Юй-ян Сунь // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и раз-витие личности. - Воронеж, 2017. - С. 71-74

4. Петелин А.С.    Русская    музыкальная    культура    как  предмет     исследования / А.С. Петелин, Сунь Ю // Мир науки, культуры, образования. - , 2017. - Т. 63, № 2. - С. 124-127

5. Петелин А.С.    Характеристика    волевых    качеств музыканта-исполнителя / А.С. Петелин, М.В. Тубол // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности. - Воронеж, 2017. - С. 59-62

Научно-популярные публикации

1. Лихолет Н. Н. Восприятие музыки как музыкотерапия в музыкальном образовании / Н. Н. Лихолет // Инновационные подхода в современном художественном образова-нии [текст] :материалы X международной научно-практической конференции (4-6 де-кабря 2017 г., Воронеж) / ред. кол. Н. П. Харьковский [и др.]. - Воронеж :.  , 2017. - Вып. 10. - С. 262-269

2. Седова Е.Е. Нансеновские чтения - 2016 / Е.Е. Седова // ”Берега”: информационно-аналитический сборник о русском зарубежье. - , 2017. - Вып. 21. - С. 63-65

3. Шестопалова А.А. Особенности музыкального мышления учащихся младшего школь-ного возраста / А.А. Шестопалова, Н.Н.. Лихолет // Инновационные подходы в со-временном художественном образовании. - Воронеж, 2017. - С. 158-162


Публикации за 2016 г.


1. Вахтель Л. В. Исследование жизненных стратегий личности студентов на разных этапах обучения / Л. В. Вахтель, Т.И. Анисимова // Акмеология.- 2016, № 1. – М., 2016. – С. 98-102

2. Вахтель Л. В. Истоки музыкально-педагогического образования в Воронеже / Л. В. Вахтель, Н. И. Вьюнова // Вестник ВГУ. – 2016, №3. -Воронеж, 2016. - С. 15-18

3. Вахтель Л. В. Психологические парадоксы перфекционизма. Рецензия на кн.: М.В. Ларских, Н.И. Вьюнова. Перфекционизм личности студента: интерперсональные аспекты / Л. В. Вахтель // Вестник ВГУ. – 2016, №1. - Воронеж, 2016. - С. 126-129

4. Седова Е.Е. Образовательно-культурный опыт выживания зарубежной России 1920-1930х годов в поликультурном прострастве / Е.Е. Седова, З.С. Бочарова //    Экономика    и    управление:    проблемы, решения. – 2016. – Т.1, № 8. – С.86-90

5. Петелин А. С. Педагогические условия организации развивающего обучения вокалу / А. С. Петелин, Хуачжао Лу // Известия Воронежского государственного педагогического университета № 4 Серии: «Педагогические науки» «Гуманитарные науки» – ФГБОУВО «ВГПУ». - Воронеж, Россия, 2016. - С. 30-32

6. Петелин А. С. Теоретико-методологические аспекты освоения русской музыкальной культуры иностранными студентами / А. С. Петелин, Юй-ян Сунь // Известия Воронежского государственного педагогического университета № 4 Серии: «Педагогические науки» «Гуманитарные науки» – ФГБОУВО «ВГПУ». - Воронеж, Россия, 2016. - С. 33-37

7. Северинова Л.И. Становление этнопедагогической культуры в системе    профессиональной    подготовки    будущих    учителей музыки /Л.И. Северинова // Известия Воронеж-ского государственного педагогического университета №3 (272) Серии: «Педагогические науки» «Гуманитарные науки»- ФГБОУВО «ВГПУ»,. - 2016. - Вып. 3, № 3. – С.36-42

8. Вахтель Л.В. История становления музыкально-педагогического образования в Воронеже / Л.И. Вахтель // Педагогическое образование: вызовы ХХI века. Мат-лы VII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.А. Сластенина – Воронежский государственный университет. – 22-23 сентября 2016. - Воронеж, 2016. - С. 53-56

9.Вахтель Л.В. Развитие музыкально-педагогического образования в Во- ронеже / Л. В. Вахтель, Н. И. В // Художественное образование: опыт, проблемы, перспективы. Мат-лы международной научно-практической конференции – Самарский государственный социально-педагогический университет. – 18 ноября 2016. - Самара, 2016. – С. 12-19
10. Лихолет Н. Н. Развитие творческой активности младших школьни- ков / Н. Н. Лихолет, Н. В. Шерстюкова // Инновационные подходы в со- временном художественном образовании: материалы IХ международной научно - практической конференции (8-9 декабря 2016г., Воронеж). - Во- ронеж, Россия, 2016. - С. 113-121
11. Петелин А. С.  Идеомоторные  ощущения  вокалиста  в   процес-  се   создания   музыкального   образа /    А. С. Петелин,    Хуачжао Лу,  Е. С. Лизунова // Развитие личности – как стратегия современной системы образования: материалы Международной научно-практической конференции (Воронеж, 22-23 марта 2016 г.). - Воронеж, Россия, 2016. -  С. 136-138
12. Петелин А. С. Методологические подходы к процессу освоения рус- ской музыкальной культуры иностранными студентами. / А. С. Петелин, Юйян Сунь // Развитие личности – как стратегия современной системы образования: материалы Международной научно-практической конферен- ции (Воронеж, 22-23 марта 2016 г.). - Воронеж, Россия, 2016. - С. 79-82
13. Петелин А. С. Метод эмоционального выражения вокальной музыки / А. С. Петелин, Хуачжао Лу // Инновационные подходы в современном художественном образовании: материалы IХ международной научно- практической конференции (8-9 декабря 2016г., Воронеж). - Воронеж, Россия, 2016. – С. 54-59
    Прочие публикации, кроме тезисов докладов
1.    Лобова Л.Г. Аксиологический подход к проблеме самоактуализации личности в про- цессе обучения в высшей школе / Л.Г. Лобова // Педагогика и искусство: Сборник научных трудов. Выпуск 4. - Воронеж, 2016. - С. 10-17
2.    Северинова Л.И. Гуманистическая составляющая этнопедагогической культуры педагога-музыканта / Л.И. Северинова // Педагогика и искусство: сборник научных трудов. Вып. 4/ научн. ред. А.С.Петелин, Л.Г.Лобова, Н.П.Харьковский. - Воронеж, 2016. - С. 3-10
3.    Кириченко О.В. Задачи информатизации образовательной среды в  дизайне /  О.В. Кириченко; ред. А.С. Петелин, Л.Г. Лобова, Н.П. Харьковский // Педагогика и искусство: Сборник научных трудов. Выпуск 4 / ред. А.С. Петелин, Л.Г. Лобова, Н. П. Харьковский. - Воронеж, 2016. - С. 27-30
4.    Седова Е.Е. Музыкально-образовательная среда русского зарубежья 20-30х гг. ХХ века / Е.Е. Седова, А.В. Земляницина // Музыкальное искусство и образование. Теория, методология, практика: сб. материалов Международной научно-практической конференции (Казань, 1 апреля 2016)/под ред. Н.В. Ширинской, З.М. Ягвильской. - Казань: Изд-во Казань. ун-та. - Казань, 2016. - С. 66-79
5.    Седова Е.Е. Педагогические издания Русского зарубежья в борьбе за национальное самосохранения детей эмиграции / Е.Е. Седова // Материалы Международной научной конференции ”Издательское дело российского зарубежья (XIX–XX вв). - М., 2016. - С.
6.    Прелюдии И.С. Баха в переложении для аккордеона /сост. А.Ю. Рыженков; науч. конс. М.Ф. Швецов, А.С. Петелин. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2016. -     68 C.
7.    Седова Е.Е. Учебники для русских школ в эмиграции / Е.Е. Седова // Нансеновские чтения 2014: русская школа за рубежом. Прошлое и настоящее. -  СПб.,  2016. - С. 276-295
   
    Тезисы докладов
1.    Петелин А. С. Идеомоторные ощущения вокалиста в процессе создания музыкального образа / А. С. Петелин, Хуачжао Лу, Е. С. Лизунова // Развитие личности – как стратегия современной системы образования: материалы Международной научно- практической конференции (Воронеж, 22-23 марта 2016 г.). - Воронеж, Россия, 2016. - С. 136-138
2.    Вахтель Л.И. История становления музыкально-педагогического образования в Воронеже / Л.И. Вахтель // Педагогическое образование: вызовы ХХI века. Мат-лы VII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.А. Сластенина – Воронежский государственный университет. – 22-23 сентября 2016. - Воронеж, 2016. - С. 53-56
3.    Петелин А. С. Методологические подходы к процессу освоения русской музыкальной культуры иностранными студентами. / А. С. Петелин, Юйян Сунь // Развитие личности – как стратегия современной системы образования: материалы Международной научно-практической конференции (Воронеж, 22-23 марта 2016 г.). - Воронеж, Россия, 2016. - С. 79-82
4.    Петелин А. С. Метод эмоционального выражения вокальной музыки / А. С. Петелин, Хуачжао Лу // Инновационные подходы в современном художественном образовании: материалы IХ международной научно - практической конференции (8-9 декабря 2016г., Воронеж). - Воронеж, Россия, 2016. - С. 54-59
5.    Петелин А. С. Некоторые вопросы разработки модели освоения русской музыкаль- ной культуры иностранными студентами / А. С. Петелин, Юйян Сунь // Педагогика XXI века: стандарты и практики: Материалы Международной научно-практической конференции (8 декабря 2016 г. - Липецк, 2016. - С. 292-298
6.    Лихолет Н. Н. Прошлое и настоящее музыкального образования и воспитания / Н. Н. Лихолет // Музыкальное образование и воспитание в российской провинции: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической кон- ференции. 1 июня 2016 г. - Елец, 2016. - С. 130-133
7.    Вахтель Л. В. Развитие музыкально-педагогического образования в  Воронеже / Л. В. Вахтель, Н. И. В // Художественное образование: опыт, проблемы, перспективы. Мат-лы международной научно-практической конференции – Самарский государственный социально-педагогический университет. – 18 ноября 2016. - Самара, 2016. - С. 12-19
8.    Лихолет Н. Н.    Развитие    творческой    активности    младших    школьников /  Н. Н. Лихолет, Н. В. Шерстюкова // Инновационные подходы в современном художественном образовании: материалы IХ международной научно - практической конференции (8-9 декабря 2016г., Воронеж). - Воронеж, Россия, 2016. - С. 113-121
9.    Лихолет Н. Н. Содержание понятия «Самовыражение» в научно-теоретических ис- следованиях / Н. Н. Лихолет // Педагогика и искусство: Сборник научных трудов. Выпуск 4. - Воронеж, Россия, 2016. - С. 52-58
10.    Bukhantsev L.V. Художественная образность в формировании творческой личности. /L.V. Bukhantsev, Л. В. Буханцев; ред. Н. П. Харьковский, Н. Н. Лихолет // Инновационные подходы в современном художественном образовании [Текст] : материалы IX Международной научно-практической конференции (8 - 9 декабря 2016 г., Воронеж)/ ред. Н. Н. Лихолет, Н. Н. Харьковский, Н. П. Харьковский. - Воронеж, 2016. - С. 91-93
11.    Рыженков А.Ю. Эстетические аспекты музыкального искусства и его роль в формировании личности учащегося / А.Ю. Рыженков // Инновационные подходы в современном художественном образовании: материалы IX международной научно- практической конференции. - Воронеж, 2016. - С. 141-148

Публикации за 2015 г.



    Учебно-методические издания
1. Вахтель Л.В. Проектирование этнокультурной деятельности преподавателей творческих специальностей / Л.В. Вахтель, Н.И. Вьюнова, Ш.М. Мустафа // Проектировочная компетентность преподавателя вуза: инвариантное и вариативное развитие. Монография. - Воронеж, 2015. - С. 94-108

    Прочие публикации, кроме тезисов докладов
1.    Инновационные подходы в современном художественном  образовании:  мат-лы 8-ой научно-практической конференции / ред. А.С. Петелин, Н.Н. Лихолет, Н.П. Харьковский. Воронеж: , 2015
2.    Петелин А.С. Концертно-исполнительская деятельность как вид художественного творчества. / А.С. Петелин, Т.А. Завьялова, Ю. Сунь // Педагогика и искусство: сборник научных трудов. - ВГПУ, 2015. - С. 25-33
3.    Лобова Л.Г. Особенности восприятия эстетической информации в социокультурном контексте / Л.Г. Лобова // Педагогика и искусство. Вып. 3. - Воронеж, 2015. -   С. 17-21
4.    Петелин А.С. Особенности развития творческой активности у студентов- музыкантов. / А.С. Петелин, Е.С. Лизунова // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2015. - С. 93-97
5.    Седова Е.Е. Педагогические издания Русского зарубежья в борьбе за национальное самосохранения детей эмиграции / Е.Е. Седова // Материалы Международной научной конференции ”Издательское дело российского зарубежья (XIX–XX вв”. - М., 2015. - С. в печати
6.    Вахтель Л.В. Проектирование этнокультурной деятельности преподавателей творческих специальностей / Л.В. Вахтель, Н.И. Вьюнова, Ш.М. Мустафа // Проектировочная компетентность преподавателя вуза: инвариантное и вариативное развитие. Монография. - Воронеж, 2015. - С. 94-108
7.    Седова Е.Е.  Русская  школа  во  Франции  в  годы   Второй   мировой   войны /   Е.Е. Седова // Материалы Международной научной конференции ”Российская эмиграция в борьбе с фашизмом”. - М., 2015. - С. 188-200
8.    Рыженков А.Ю. Рыженков А.Ю. Оркестровый стиль ”Камаринской” М.И, Глинки. / А.Ю. Рыженков // ВГПУ. - Воронеж, 2015. - С. 64-69
9.    Рыженков А.Ю. Рыженков А.Ю. Переложения музыкальных произведений для аккордеона (баяна) (учебно-методическое пособие) Воронеж: ВГПУ, 2005. – 44 с. / А.Ю. Рыженков // Диалектологический альманах: сборник материалов и исследований. Вып. II. - Воронеж, 2015. - С. 1-54
10.    Северинова Л.И. Этнопедагогическая деятельность учителя музыки в начальной школе / Л.И. Северинова // Инновационные подходы в современном художественном образовании: материалы 8-ой международной научно-практической конференции 9 декабря 2015. - Воронеж, 2015. - С. 239-245

    Тезисы докладов
1.    Петелина Е.А.    Модели    образования:    педагогическое     проектирование /   Е.А. Петелина,  А.С. Петелин //  Педагогика  и  искусство. -  Воронеж,  2015. -   С. 3-7
2.    Вахтель Л.В. Музыкально-педагогическое образование в Воронеже : истоки и современность / Л.В. Вахтель // Веневитиновские чтения. - Воронеж, 2015
3.    Вахтель Л.В. Музыкальные традиции в Китае / Л.В. Вахтель, И Юнань // Инновационные подходы в современном художественном образовании : мат-лы 8-ой научно- практической конференции. - Воронеж, 2015. - С. 30-32
4.    Вахтель Л. В.       Психологическое       исследование       личности       художника / Л. В. Вахтель // ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах : Том 5. - М., 2015. - С. 269-272
5.    Вахтель Л.В. Психолого-педагогические условия развития духовно-нравственной культуры  личности  в   учебно-профессиональной   деятельности   студентов /  Л.В. Вахтель, А.Н. Юрьев // Духовно-нравственное воспитание молодежи: традиции и инновации: мат-лы науч.-практ. конф. - Воронеж, 2015. - С. 308-313
6.    Вахтель Л.В. Этнокультурная компетентность субъектов образовательного процесса / Л.В. Вахтель // Вестник Воронежского государственного университета. - Воронеж, 2015. - С. 95-98
7.    Северинова Л.И. Этнопедагогическая деятельность учителя музыки в начальной школе / Л.И. Северинова // Инновационные подходы в современном художественном образовании: материалы 8-ой международной научно-практической конференции 9 декабря 2015. - Воронеж, 2015. - С. 239-245

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ кафедры за период с 2010 по 2013 гг.


смотреть здесь (формат Word)>>>


материально-техническая база кафедры ТИММИ



Мастерские и лаборатории

№ аудитории

Материально-техническое оборудование

Кабинет истории, методики и технологии музыкального образования 

ауд. № 357

стационарный мультимедийный комплект, аудио-видеотехника в комплекте (телевизор, видеомагнитофон), проигрыватель, фортепиано

Класс музыкального инструмента

ауд. № 358, 360, 367, 369, 372.

народные муз.инструменты, фортепиано, рояли, проигрыватели, микрофоны, усилители, колонки, синтезаторы, стационарный, мобильный мультимедийные комплекты, аудио-видеотехника в комплекте (телевизор, видеомагнитофон)

Вокальный класс

ауд. № 371, 373

фортепиано, рояль

Хоровой класс

ауд. № 354

2 рояля

Класс хорового дирижирования

ауд. № 359, 361, 368, 370

фортепиано

Класс хороведения

ауд. № 356, 366

фортепиано, стационарный, мобильный мультимедийные комплекты, аудио-видеотехника в комплекте (телевизор, видеомагнитофон), проигрыватели

Компьютерный класс

ауд. № 362

компьютеры с выходом в интернет

Музыкально-техническая лаборатория

ауд. № 364

аранжировочная станция, электронная ударная установка