Размер
шрифта

Цвет
сайта

Показывать
картинки

Шрифт
Кернинг
Толщина шрифта

Цвет сайта

Кафедра географии и туризма.

О руководителе

Крутских Ольга Александровна
Заведующая кафедрой географии и туризма
253-32-70
olj.kru@yandex.ru

Местонахождение

394043, Центральный федеральный округ, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86, главный учебный корпус, ком.302

Официальный веб-сайт , olimpgeo@mail.ru
Положение о структурном подразделении (805.32 KB)

Историческая справка

Кафедра географии и туризма образовалась при слиянии двух кафедр  физической географии и экономической и социальной географии 1 сентября 2014 года. Каждая кафедра имеет свою историю и «судьбу». Однако коллективы сотрудников кафедры более 80 лет совместно общими усилиями готовят высококвалифицированных специалистов – учителей географии. Переплетались пути развития кафедр. Были периоды, когда они объединялись и представляли единый коллектив, были другие времена, когда кафедры существовали индивидуально.
Основаны кафедры почти одновременно: осенью 1934 года на базе естественного отделения госпединститута была образована кафедра физической географии; кафедра экономической географии организована в 1936 году. Кафедрами пройден сложный путь становления научной и педагогической деятельности. Это достойно внимания и следует отразить достоверно.
Кафедра физической географии. Первоначальный этап кафедры физической географии проходил под руководством профессора Б.П. Дитмара. Он «питомец» научной школы МГУ и последователь академика РАН Д.Н. Анучина. Вскоре на кафедре была основана аспирантура, в которую поступили выпускники естественного отделения М.А. Зубащенко, К.С Оводов, Л.С. Осокин, В.К. Золотарева. Научная тематика работ аспирантов была связана с научными интересами профессора Б.П. Дитмара, а именно геоморфология рельефа Воронежской области и прилегающих территорий. Важно подчеркнуть, что благоприятным фактором для научных исследований  аспирантов была возможность публиковать результаты своих наблюдений в сборнике «Известия Воронежского государственного педагогического института», который стал регулярно выходить с 1936 года. Исследования научной школы геоморфологии еще более углубляются в связи с приходом на кафедру в 1934 году А.А. Вирского, опытного методиста-географа, заведующего кабинетом географии института усовершенствования учителей. Выпускник Императорского университета Св. Владимира (г. Киев) доцент А.А. Вирский обосновал новое направление исследований школы геоморфологов – изучение рельефа речных бассейнов. Именно это направление стало главным профилем работы кафедры на продолжительный период, что определило специализацию выпускников аспирантуры. После ухода профессора Б.П. Дитмара в другой ВУЗ, кафедру возглавил его ученик М.А. Зубащенко.
Кафедра экономической географии. Начальный этап развития кафедры проходил под руководством доцента В.В. Павша, он был одновременно и первым деканом географического факультета. В 1937 В.В. Павша был репрессирован и кафедру возглавил видный ученый-экономист, доктор наук профессор Г.Г. Швиттау. Он являлся крупным ученым-обществоведом одним из основателей «российской науки» о сравнительном и международном трудовом праве. С 1940 года кафедру возглавляет Н.И. Коржов, один из ярких и крупных представителей «районной школы». В 1937 году он закончил аспирантуру при НИИ географии МГУ под руководством Николая Николаевича Баранского и был направлен преподавателем в город Воронеж. Н.И. Коржов по существу является основателем кафедры экономической географии, поскольку работавшие до него профессора (1931-1940 годы) возглавляли кафедру поочередно непродолжительное время. В 1940 году Н.И. Коржов успешно защитил кандидатскую диссертацию «Экономико-географическое изучение микрорайонов». Научная проблематика исследований кафедры экономической географии основывалась на изучении  дробных районов и микрорайонов, формирующихся в процессе территориального разделения труда.
В годы Великой Отечественной войны кафедры представляли единый коллектив, возглавляемый Н.И. Коржовым. В этот период институт был эвакуирован в город Уржум Кировской области. Многие преподаватели географических кафедр участвовали в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, выполняя свой воинский долг: М.А. Зубащенко, К.С. Оводов, Г.В. Крац. После окончания войны в состав студентов вливаются фронтовики – Герой Советского Союза лейтенант Н.С. Бевз, лейтенант С.З. Максимов, сержант А.В. Кравченко, рядовые А.М. Белокопытов, П.Е. Дорошев, в последствии они стали преподавателями кафедры.
В послевоенный период кафедры проводят индивидуальную деятельность и успешно ведут преподавательскую работу. Кафедру физической географии возглавлял с 1950 по 1957 годы профессор А.А. Вирский (защитивший к этому периоду (1949 год) докторскую диссертацию «Закономерности и факторы развития эрозионного рельефа равнины»). Его плодотворная деятельность обеспечила активизацию подготовки кадров в основном из выпускников географического факультета через аспирантуру. Успешно защитили кандидатские диссертации Н.Ф. Краснянский, В.К. Лесненко, С.З. Максимов, Н.С. Бевз. И.Н. Батракова. Помимо своих местных выпускников успешно защитил диссертацию и представитель среднеазиатского региона М.Ж. Жандаев. В 1953 году за успехи в научно-методической  работе и подготовку педагогических кадров профессор А.А. Вирский награжден высшим знаком СССР «Орденом Ленина».
В этот период также большие успехи в научно-педагогической деятельности имел известный ученый-геоботаник профессор А.Р. Мешков, последователь академика В.Н. Сукачева. Его исследования в области геоботаники получили высокую оценку среди сообщества географов страны.
Опытный методист-географ доцент кафедры М.А. Зубащенко был командирован во Вьетнам (1958-1961) консультантом ректора Ханойского университета и в этот период написал учебник по географии Вьетнама.
В целом коллективы географических кафедр в 1960-1970 годы проявили много энтузиазма и творчества. Преподавательский коллектив включал, с одной стороны молодых ученых, стоявших у истоков в момент образования факультета (1931 год), с другой стороны в этот коллектив влились выпускники, кандидаты наук, окончившие аспирантуру в московских ВУЗах – Н.И. Коржов и М.П. Забродская (Московский госпединститут имени Ленина). В коллективе преподавателей царила творческая «атмосфера» поскольку выполнялись в этот период многие кандидатские и докторские диссертации. Предпринимались частые выезды и экспедиции для полевых географических наблюдений природных, социальных, экономических процессов. Выделялись географы также достижениями в спорте и художественной самодеятельности. Руководителем художественной самодеятельности на факультете и в институте был преподаватель геодезии и картографии А.М. Королевцев. В этот период в общественной жизни географов интересную работу проводил преподаватель Н.П. Кузнецов. Но особенно выделялись замечательной стороной деятельности дальние комплексные географические практики в районы Прибалтики, Кольского полуострова, Крыма, Кавказа, Карпат, Алтая, Предбайкалья и т.д. Наиболее яркие страницы студенческой жизни связаны именно со временем полевых практик. Дальняя практика на Север страны позволяла увидеть моря Ледовитого океана, проплыть из Архангельска в Мурманск на корабле в дни летнего солнцестояния, пересечь полярный круг. Отношения студентов и преподавателей были доброжелательные и доверительные. Душой коллектива был заместитель декана доцент С.З. Максимов. Успешной подготовки специалистов географов ¬– благоприятствовал высокий уровень организации учебно-воспитательного процесса.
Кафедра экономической географии в послевоенный период возглавлялась доцентом Н.И. Коржовым, под его руководством  в 60-70-е годы идет становление научной экономико-географической школы. Н.И Коржов увлеченно работал над изучением социально-экономических процессов этого периода территориального разделения труда и привлекал аспирантов для крупномасштабных исследований  территорий Воронежской области и всего Центрального Черноземья. В это время выходят его наиболее значимые работы и в том числе известная статья «Воронежское Придонье. Экономико-географическая характеристика природных условий Воронежской области» в сборнике «Вопросы географии» (1958 г., №.32), переведенная на венгерский язык. Успешное выполнение диссертаций аспирантами Н.И. Коржова, обеспечивались внедрением предложений молодых ученых в практику народного хозяйства. Так, аспирантка Т.М. Худякова участвовала в проекте прогнозирования свеклосахарного производства Центрального Черноземья, аспирант В.В. Подколзин разрабатывал предложения социально-экономического развития областей ЦЧР. Позднее он возглавил отдел размещения Научно-исследовательского института экономики ВГУ.
Важным условием развития научных разработок кафедры был общий высокий уровень географических исследований и географической культуры в г. Воронеже в связи с активным функционированием Воронежского отдела Географического общества СССР. В этот период с 1966 по 1971 годы защитили диссертации следующие аспиранты и соискатели Н.И. Коржова: А.В. Кравченко (1966 г.), Е.А. Добролюбова (1967 г.), Т.М. Худякова (1968 г.), В.К. Ковылов (1970 г.), В.В. Подколзин (1971 г.). Основной направленностью указанных исследований стало выявление районообразующей роли ведущих отраслей народного хозяйства и роли малых и средних городов в процессах районообразования. Н.И. Коржов активно сотрудничал с учеными ВГУ, а также поддерживал и оказывал научно-методическую помощь экономико-географам пединститутов Центрального Черноземья.
С 1971 году кафедру возглавляли доцент, кандидат географических наук А.В. Кравченко (1971 - 1976 гг.), профессор, доктор географических наук М.П. Забродская (1976 - 1983 гг.). С 1983 по 2012 годы – доктор географических наук, профессор Т.М. Худякова.
Для укрепления кадрового состава и повышения профессионального уровня преподавателей, большую роль имела защита докторских диссертаций доцентами Н.С. Бевзом и М.П. Забродской. В 1971 г. успешно защищает докторскую диссертацию Герой Советского Союза Н.С. Бевз на тему «Комплексный структурно-геоморфологический анализ центральной части Русской равнины», развивая идеи своего учителя А.А. Вирского. Почти одновременно состоялась защита докторской диссертации М.П. Забродской «Основные проблемы и физико-географическое районирование Африки». За большие заслуги в деле обучения и воспитания кадров народного образования она была награждена медалью «За трудовую доблесть» и знаком «Отличник просвещения РСФСР». Темы исследований проводимых сотрудниками кафедры становятся более разнообразными от морфометрии рельефа, до физико-географического районирования и геохимии ландшафта. В 70-е годы успешно защищают кандидатские диссертации Н.П. Кузнецов и Н.Н. Ермоленко.
Кафедра экономической географии также проделала интересный и сложный путь развития. Преподаватели кафедры продолжали научно-исследовательские работы определенные Н.И. Коржовым. Характерно было также влияние на научные исследования, как и на кафедре физической географии, научных школ геофака МГУ. Научно-методическая помощь в подготовке диссертаций оказывалась профессорами кафедры экономической географии СССР: Ю.Г. Саушкиным, И.В. Никольским, А.Т. Хрущевым, И.И. Белоусовым. В 1976 году преподаватели кафедры В.В. Подколзин и Т.М. Худякова принимали участие в работе XXVI Международного Географического конгресса в городе Москве. В 1986 году заведующая кафедрой экономической географии Т.М. Худякова защитила докторскую диссертацию на тему «Территориальная организация агропромышленного комплекса крупного экономического района».
В этот период значительно обновился состав кафедры. На смену «фронтовикам-преподавателям» приходят выпускники 60-70-х годов: Э.Г. Байкова, И.С. Наседкин, В.И. Валяев, И.С. Волкова. В 1986 году  в Диссертационном совете МГПУ была защищена кандидатская диссертация Байковой Э.Г. по методике преподавания географии в школе. В Минске защитился Наседкин И.С., в МГУ – Валяев В.И. Были также приняты на работу выпускники географического факультета ВГУ – З.В. Пономарева и В.Н. Сушков. Преподавателем картографии в это время работал Г.П. Болдырев.
Для формирования научной экономико-географической школы ВГПИ важное значение имело открытие аспирантуры в 1991 году при кафедре экономической географии. Благодаря усилиям В.В. Подколзина, занимавшего пост ректора, был открыт Диссертационный Совет при кафедре экономической географии, работавший в период 1995-2000 гг.  В то время это был один из четырех Диссертационных Советов в стране по профилю «социальная, экономическая и политическая география». Успешно защитили кандидатские диссертации 6 аспирантов кафедры: Н.Е. Воинова, В.Н. Сушков, Л.В. Баранович, Е.А. Грицаенко, О.А. Крутских, И.С. Волкова. В этом Совете защитили кандидатские диссертации также 14 аспирантов и соискателей из других ВУЗов страны.
В память об учителе Н.И. Коржове коллектив преподавателей кафедры экономической географии с 1990 года проводит Всероссийские научно-практические конференции «Территориальная организация общества и управление в регионах». Формирование экономико-географической научной школы позволило не только организовать Совет по защите диссертаций, но и воспитать новое поколение ученых географов, выпускников кафедры. Так, например, под руководством проф. Т.М. Худяковой было подготовлено и защищено 15 кандидатских диссертаций, а  проф. В.В. Подколзиным подготовлено 4 кандидата наук, в том числе Проскурина Н.В.– сотрудник кафедры географии и туризма.
Кафедра физической географии также испытала обновление преподавательского состава. Шла смена поколений географов. В 1984 г. в ЛГПИ им. Герцена защищает диссертацию Л.А. Межова по геохимии и геофизике ландшафтов бассейна р. Воронеж. В 1986 г. в МГУ защитил диссертацию В.И. Шмыков по структуре малых речных бассейнов, Зубащенко Е.М. по методике преподавания географии в вузе. Позже на кафедру были приглашены выпускники географического факультета ВГУ – Ю.А. Нестеров и С.В. Федотов. С 1990 по 2014 гг. обязанности заведующего кафедрой физической географии выполнял  доц. В.И. Шмыков. Выпускник географических кафедр ВГПУ А.И. Добров провел исследование искусственных водоемов Воронежской области, находясь в аспирантуре под руководством профессора ВГУ В.Б. Михно, защитил кандидатскую диссертацию. Для укрепления кадрового состава и повышения уровня научно-исследовательской деятельности кафедры в 1996 г. на должность профессора был приглашен В.М. Смольянинов – доктор географических наук, крупный исследователь в области геологии, гидрологии речных долин и мелиорации земель Центрального Черноземья. Важной страницей его деятельности является совместная работа с академиком А.А. Дубянским в гидрологической лаборатории ВСХИ. В этот же период на кафедру был приглашен профессор А.Б. Ахтырцев – крупный специалист по географии почв Черноземья.
В марте 2002 г. по инициативе кафедры физической географии был открыт объединенный диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности «землеустройство, кадастр и мониторинг земель», а с 2005 по специальности «гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия». Учредителями совета кроме ВГПУ, были Белгородский, Воронежский, Курский университеты и ВГАУ. За время работы совета по январь 2012 г. состоялись около 90 защит диссертаций, из них 8 докторских. На кафедру пришли работать выпускники аспирантуры, успешно защитившие кандидатские диссертации – Летин А.Л., Немыкин А.Я., Спесивый О.В. Профессором В.М. Смольяниновым были подготовлены специалисты для КГУ, ВГПУ, ВГАУ и других вузов и проектных организаций.
Современный этап, особенно с 2000 года характеризуется интенсивной работой по созданию новых учебных планов и образовательных программ для полготовки специалистов востребованных на рынке образовательных услуг. Были разработаны учебные планы по специальностям: «география-экономика», «география-экология», «география-химия», «география-информатика». Особо следует отметить вклад кафедры экономической и социальной географии по подготовке профиля «социально-культурный сервис и туризм» в связи с потребностью в специалистах для туристско-рекреационной деятельности.
Результатом высокого уровня учебно-методической деятельности географов является присвоение многим выпускникам звания «Заслуженный учитель» – Н.В. Гончаров, Л.А. Головина,  В.А. Блаженов, М.Н. Силуянова и другие. На кафедрах была хорошо поставлена воспитательная работа. Выпускникам прививались навыки работы в коллективе. В период полевых практик неотъемлемыми качествами становились дружба, товарищество, взаимопомощь, глубокое уважение к коллегам. Поэтому неслучайно многие из выпускников географов работали во главе коллективов, являясь директорами школ: А.М. Горячев, Н.В. Гончаров, Ю.Н. Гостилов, И.А. Джавадов и другие.
Методика обучения географии на кафедрах всегда преподавалась на высоком научно-методическом уровне А.А. Вирским, А.М. Лихачевым, А.Н. Перфильевым, Р.А. Коржовой, Э.Г. Байковой. Важным этапом становления научно-методической работы по дисциплинам кафедры было участие профессора Т.М. Худяковой в Учебно-методическом объединении (УМО) по географии при Министерстве просвещения России (1989-2012 гг.). В этот период большой вклад сделали преподаватели по подготовке учебно-методических пособий по преподаваемым дисциплинам, в том числе с грифом УМО по географии. В настоящее время на кафедре географии и туризма методику обучения географии преподает доц. О.А. Крутских, вкладывая огромный труд в развитие новых тенденций современного образования, внедряя новые технологии в учебный процесс.
За большие заслуги в деле обучения и воспитания кадров народного образования Н.И. Коржов, М.И. Картавых, В.В. Подколзин были награждены знаком «Отличник просвещения РСФСР», Э.Г. Байкова награждена знаком «Почетный работник общего образования», Т.М. Худякова – «Заслуженный работник высшей школы», В.М. Смольянинов и В.И. Шмыков – «Почетный работник высшего профессионального образования».
В современных условиях кафедра достаточно обеспечена материально-техническим оборудованием, необходимым для реализации образовательных программ и подготовки специалистов, владеющих современными технологиями, что позволит выпускникам организовать учебный процесс на высоком уровне.


В настоящее время на кафедре географии и туризма работают 12 преподавателей, из них  – доктора географических наук  – Т.М. Худякова, В.М. Смольянинов, доктор сельскохозяйственных наук – Н.Д. Верзилина, 9 доцентов, кандидатов географических наук – И.С. Волкова, О.А. Крутских, А.Л. Летин, Л.А. Луговская, Л.А. Межова, А.Я. Немыкин, З.В. Пономарева, Н.В. Проскурина, В.И. Шмыков.
Сейчас кафедра объединяет более 50 дисциплин географического цикла и 27  дисциплин по туризму.
С 2016 г. открыта магистратура по направлению "Педагогическое образование", профиль "Географическое образование".
В 2016-17 гг. кафедрой выполнен ряд грантов по обследованию родников Воронежской области.





Сотрудники

Верзилина Наталья Дмитриевна
профессор
2-53-32-70
ekgeovspu@yandex.ru

Доктор сельскохозяйственных наук, профессор, стаж работы – 38 лет, по специальности 21 год. Исследует биологические и биохимические особенности растений группы сахароносов при выращивании в условиях Центрально-Черноземного региона, а также гумусное состояние и биологическую активность черноземных почв при различных способах использования.
Преподаваемые курсы: «Почвоведение», «География почв с основами почвоведения».
Проходила повышение квалификации по программе «Проектирование образовательного процесса в вузе в контексте изменений законодательства и специфика внедрения ФГОС нового поколения (Современные достижения и технологии в преподавании географии и туризма») ВГПУ (2015).
Результаты научно-исследовательской и методической работы были представлены в 60 статьях, 6 монографиях, 1 учебнике, 2 учебно-методических пособиях и 2 патентах.
Крутских Ольга Александровна
Заведующая кафедрой географии и туризма
253-32-70
olj.kru@yandex.ru

Кандидат географических наук, доцент, магистр по направлению подготовки 43.04.03. "Гостиничное дело". Преподаваемые курсы: «Методика обучения по профилю «География», «Внеурочная деятельность по географии и экономике», «Краеведение», «Организация туристской деятельности», «География туризма».
Стаж работы 21 год (в т. ч. по специальности 21 год).
Проходила повышение квалификации по программам Стажировка на кафедре социально-экономической географии и регионоведения 2011, ВГУ Реализация требований ФГОС основного общего образования в учебно-методических комплексах «сферы-география» «Просвещения» 2012, ФГАОУ академии повышения квалификации работников образования, Москва, 72 ч. Технология дистанционного образования и пользовательские аспекты системы Мооdle 2012, ВГПУ, 36 ч.; Повышение квалификации по программе "Проектирование образовательного процесса в вузе в контексте изменений законодательства и специфика внедрения ФГОС нового поколения (Современные достижения и технологии в преподавании географии и туризма)", ВГПУ, Воронеж, 2015; Повышение квалификации по программе "Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по предмету "География", ФИПИ, Москва 2017; Обучение по программе "Оценка развернутых ответов экзаменационных работ участников единого государственного экзамена экспертами предметных комиссий по предмету "География"", ВГПУ, Воронеж, 2015, «Фонд оценочных средств как средство независимой оценки качества образования. Использование редактора ФОС для управления оценочными средствами в электронной информационно-образовательной среде вуза», ВГПУ, Воронеж, 2018.
Автор свыше 60 работ, в т.ч., учебного пособия «Практикум по экономической и социальной географии России», монографии.
На протяжении 6 лет руководит туристской полевой практикой, проходящей в Краснодарском крае.
Научные интересы - методика преподавания географии в школе и вузе, территориальная организация масличного производства.
Волкова Ирина Сергеевна
доцент
253-32-70
ekgeovspu@yandex.ru

Кандидат географических наук, доцент. Преподаваемые курсы: «Картография с основами топографии», «Основы экономики и технологии», «История географических открытий», «Географическое картографирование», «Транспортное обслуживание», «Экскурсоведение», «Музееведение».
Стаж работы: 36 лет в т.ч. по специальности 28 лет.
Проходила повышение квалификации по программам: стажировка на кафедре геоэкологии и мониторинга окружающей среды 2012, ВГУ, Воронеж; Повышение квалификации по программе "Проектирование образовательного процесса в вузе в контексте изменений законодательства и специфика внедрения ФГОС нового поколения (Современные достижения и технологии в преподавании географии и туризма)", ВГПУ, Воронеж, 2015; «Фонд оценочных средств как средство независимой оценки качества образования. Использование редактора ФОС для управления оценочными средствами в электронной информационно-образовательной среде вуза», ВГПУ, Воронеж, 2018.
Является руководителем полевой практики по топографии на протяжении ряда лет. Один из авторов сайта кафедры в Интернете.
Наиболее интересным для себя увлечением считает участие в работе Воронежского краеведческого общества. Автор более 100 научных работ. награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.
Летин Андрей Леонидович
доцент
2-53-32-70
anletin@rambler.ru

Кандидат географических наук.
Автор 2 монографии, 6 учебно-методических пособий.
Преподаваемые курсы: «Геология», «Геология с основами геохимии», «Туристская работа в школе». «Безопасность в туризме».
Стаж работы 15 лет в том числе по специальности 15 лет.
Проходил повышение квалификации по следующим программам: Повышение квалификация по программе "Геоинформационное и дистанционное зондирование в экологии и природопользовании", 2010, БелГУ, Белгород; "Реализация требований ФГОС основного общего образования в учебно-методических комплексах «сферы-география» «Просвещения»", 2012, ФГАОУ академии; "Современные эколого-аналитические методы исследования окружающей среды", 2013, ВГУ, Воронж; "Технология внедрения ФГОС ВПО по ООП, реализуемые в вузе", ВГПУ, Воронеж, 2013; "Садово-парковое и ландшафтное строительство", ВГЛТУ, Воронеж, 2015; "Специфика внедрения ФГОС ВО в контексте изменений законодательства и организация инклюзивного образовательного процесса (Современные достижения и технологии в преподавании географии и туризма)", ВГПУ, Воронеж, 2016; «Фонд оценочных средств как средство независимой оценки качества образования. Использование редактора ФОС для управления оценочными средствами в электронной информационно-образовательной среде вуза», ВГПУ, Воронеж, 2018.
Научные интересы: гидрогеология, гидрология, лимнология, геоморфология, экология урбанизированных территорий, краеведение.
Луговская Людмила Александровна
доцент
2-53-32-70
ekgeovspu@yandex.ru

Кандидат географических наук. Преподаваемые дисциплины: «География», «Ландшафтоведение», «Экономика природопользования», «Биогеография».
Стаж работы 12 лет в т.ч. по специальности 8 лет.
В 2012 году защитила диссертационную работу по специальности 25.00.36 на тему «Геоэкологическая оценка состояния особо охраняемых природных территорий биоиндикационными методами с использованием морфолого-анатомических показателей дуба черешчатого на примере Хоперского государственного природного заповедника».
Проходила повышение квалификации по программам: Повышение квалификации по программе "Проектирование образовательного процесса в вузе в контексте изменений законодательства и специфика внедрения ФГОС нового поколения (Современные достижения и технологии в преподавании географии и туризма)", ВГПУ, Воронеж, 2015; Повышение квалификации по программе "Садово-парковое и ландшафтное строительство", Воронеж, ВГЛТУ, 2015.
Основные научные направления: методология биоиндикационных методов исследования экологических систем разного типа природопользования, (анатомические и морфологические признаки растений как показатель качества среды и отдельных экологических факторов).
Межова Лидия Александровна
доцент
2-53-32-70
ekgeovspu@yandex.ru

Кандидат географических наук, доцент.
Стаж работы 38 лет, в т.ч. по специальности 38 лет.
Соавтор 6 коллективных монографий, 26 публикаций в журналах списка ВАК РФ, 7 защищенных соискателей и аспирантов.
Преподаваемые дисциплины: «Физическая география России», «Экономика природопользования». Руководитель ландшафтных практик по географии.
Проходила повышение квалификации по программам: Реализация ФГОС основного общего образования в учебно-методических комплексах издательства Дрофа» по географии, ФГАОУ академии повышения квалификации работников образования, Москва, 2012; Реализация ФГОС основного общего образования: достижение планируемых результатов средствами УМК географии Образовательной системы «Школа 2100» Содержание и технология работы 2012, ФГАОУ академии повышения квалификации работников образования, Москва; География в школе: содержание, проблемы и перспективы 2014, ФГАОУ академии повышения квалификации работников образования, Москва; Технология внедрения ФГОС ВПО по ООП, реализуемые в вузе 2013, ВГПУ; Современные эколого-аналитические методы исследования окружающей среды 2013, ВГУ; Повышение квалификации по программе "Совершенствование подготовки кадров для образования инвалидов и или с ограниченными возможностями здоровья", МПГУ, Москва, 2013; Обучение по программе "Основные вопросы исторического и обществоведческого образования в условиях нового базисного плана и нового образовательного стандарта", ФГАОУ АПК и ППРО, Москва, 2015; "Садово-парковое и ландшафтное строительство", ВГЛТУ, Воронеж, 2015; «Фонд оценочных средств как средство независимой оценки качества образования. Использование редактора ФОС для управления оценочными средствами в электронной информационно-образовательной среде вуза», ВГПУ, Воронеж, 2018.
Активно ведет научно-исследовательскую работу студентов и учащихся, методическую работу с учителями общеобразовательных школ, учреждениями дополнительного образования г. Воронежа и области.
Научные интересы: геоэкология, геохимия ландшафтов, методика преподавания географии, развитие регионального инклюзивного туризма.
Руководитель магистерской программы "Географическое образование".
Немыкин Александр Яковлевич
доцент
2-53-32-70
olimpgeo@mail.ru

Кандидат географических наук, доцент. Преподаваемые курсы: «География», «Физическая география материков и океанов», «Краеведение», «Внеурочная деятельность по географии и экономике», «Биогеография».
Стаж работы 13 лет, в т.ч. по специальности 13 лет.
Участвовал в организации и проведении 10 межрегиональных олимпиад по географии и 1 по краеведению, региональных школьных конференций ВГПУ, автор ряда публикаций в т.ч. 15 учебно-методических пособий, в том числе «Географическое краеведение Воронежской области» для 6 и 7 классов, «Историческое краеведение Воронежской области» для 8 и 9 классов.
Проходил повышение квалификации по программам: технология внедрения ФГОС ВПО по ООП, реализуемые в вузе 2013, ВГПУ, 72 ч.; Обучение по программе "Оценка развернутых ответов экзаменационных работ участников единого государственного экзамена экспертами предметных комиссий по предмету "География"", ВГПУ, Воронеж, 2015; "Оценка развернутых ответов экзаменационных работ участников единого государственного экзамена экспертами предметных комиссий по предмету "География"", ВИВТ, Воронеж, 2015; "Проектирование образовательного процесса в вузе в контексте изменений законодательства и специфика внедрения ФГОС нового поколения (Современные достижения и технологии в преподавании географии и туризма)", ВГПУ, Воронеж, 2015; "Садово-парковое и ландшафтное строительство", ВГЛТУ, Воронеж, 2015; «Фонд оценочных средств как средство независимой оценки качества образования. Использование редактора ФОС для управления оценочными средствами в электронной информационно-образовательной среде вуза», ВГПУ, Воронеж, 2018.
Научные интересы: география, методика преподавания географии в школе и вузе, краеведение.
Пономарёва Зинаида Васильевна
доцент
2-53-32-70
ekgeovspu@yandex.ru

Кандидат географических наук, доцент.
Стаж работы 38 лет, в т.ч. по специальности 25 лет. Автор свыше 105 работ, в т.ч., учебных пособий "География Воронежской области", "География Россошанского района", "Основы геоинформационнного моделирования", практикум по «Общей экономической и социальной географии», "Экономической и социальной географии России (общая часть)" .
Преподаваемые дисциплины: «Экономическая и социальная география России», «Общая экономическая и социальная география», «Геополитика и политическая география», «Социально-экономический мониторинг»; «Организация средств размещения и питания», «Методы научных исследований», «Статистика», «Экономическая география и регионалистика», «Экономика природопользования». Руководит комплексной практикой по географии на заочном отделении.
Проходила повышение квалификации по программам: "Международные статистические стандарты и их использование в российской статистической практике", ГОУ ДПО "МИПК учета и статистики", 2009; "Технология внедрения ФГОС ВПО по ООП, реализуемые в вузе", ВГПУ, Воронеж, 2013; "Технология дистанционного образования и пользовательские аспекты системы Мооdle", ВГПУ, Воронеж, 2012; "Реализация проектной деятельности в рамках стандартов нового поколения", РУДН, Москва, 2014; "Дистанционные образовательные технологии и пользовательские аспекты системы дистанционного обучения eLearning Server 4G", ВГПУ, Воронеж, 2016, "Обеспечение образовательного процесса с учетом требований законодательства РФ и профессиональных стандартов в том числе для лиц с ОВЗ (Современные достижения и технологии в преподавании географии и геоэкологии)" ВГПУ, Воронеж 2017; «Фонд оценочных средств как средство независимой оценки качества образования. Использование редактора ФОС для управления оценочными средствами в электронной информационно-образовательной среде вуза», ВГПУ, Воронеж, 2018.
Область научных интересов: социально-экономическое районирование и микрорайонирование, геодемография, социальная география, региональная организация жизнедеятельности населения, территориальная организация местного самоуправления.
Проскурина Наталья Валентиновна
доцент
2-53-32-70
ekgeovspu@yandex.ru

Кандидат географических наук, доцент.
Стаж работы 22 года, в т.ч. по специальности 20.
Автор около 70 научных работ. Среди них: монография «Потенциал историко-культурного наследия Липецкой области», 2015 г, учебно-методические пособия. Принимает участие в работе научно-практических конференций разного уровня, посвящённых актуальным проблемам географии.
Преподаваемые курсы: «География Воронежской области», «География культуры», «Туристское краеведение», «Документационное обеспечение в туризме», «Инновации в туризме», «География Центрального Черноземья», «Культурно-просветительский практикум». Является руководителем комплексных полевых практик на отделениях «География» и «Туризм».
Проходила повышение квалификации по программам: "Компетентность преподавателя высшей школы, психолого-педагогические аспекты", Москва, МПГУ, 2012; "Управление качеством в образовании", Воронеж, ВГПУ, 2010; "Технология внедрения ФГОС ВПО по ООП, реализуемым в вузе", Воронеж, ВГПУ, 2013; "Новая экономическая география: теория и практика (по УМК В.Н. Холиной "География. Углубленный уровень")", Москва, ФГАОУВО "РУДН", 2016; "Специфика внедрения ФГОС ВО в контексте изменений законодательства и организация инклюзивного образовательного процесса (Современные достижения и технологии в преподавании географии и туризма)", Воронеж, ВГПУ, 2016; «Фонд оценочных средств как средство независимой оценки качества образования. Использование редактора ФОС для управления оценочными средствами в электронной информационно-образовательной среде вуза», ВГПУ, Воронеж, 2018.
Смольянинов Владимир Митрофанович
профессор
2-53-32-70
ekgeovspu@yandex.ru

Доктор географических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования.
Стаж работы 58 лет в т.ч. по специальности 22 года.
Преподаваемые курсы: «Общее землеведение», «Агроэкология с основами мониторинга земель».
Проходил повышение квалификации по программам: "Проектирование образовательного процесса в вузе в контексте изменений законодательства и специфика внедрения ФГОС нового поколения (Современные достижения и технологии в преподавании географии и туризма)", ВГПУ, Воронеж, 2015; «Фонд оценочных средств как средство независимой оценки качества образования. Использование редактора ФОС для управления оценочными средствами в электронной информационно-образовательной среде вуза», ВГПУ, Воронеж, 2018.
Автор свыше 150 научных работ, из них 10 монографий. Монография « Подземные воды» на конкурсе научных работ завоевала премию администрации Воронежской области.
Научные интересы - рациональное использование водных и земельных ресурсов.
Худякова Тамара Михайловна
профессор
253-32-70
ekgeovspu@yandex.ru

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор географических наук, профессор, заслуженным профессором ВГПУ, почетный член РГО.
Стаж работы 56 года. в т.ч. по специальности 56 лет. Более 50 лет педагогической и научной деятельности связаны с естественно-географическим факультетом Воронежского педагогического университета.
Известный экономико-географ. Автор свыше 200 научных работ, из них десять монографий статей по теоретико-методологическим и методическим проблемам совершенствования территориальной организации агропромышленного комплекса и территориальной организации общества, вопросам дробного экономического районирования и по оценке природно-ресурсного потенциала территории.
Под руководством Т.М. Худяковой и при непосредственном участии проведено одиннадцать научно-практических конференций по проблеме "Территориальная организация общества и управление в регионах".
Много сил отдает организации и руководству студенческой наукой, работе с аспирантами. Под её руководством защищены четырнадцать кандидатских диссертаций. С 1995 г. по 2000 г. возглавляла Специализированный Совет по защите кандидатских диссертаций при Воронежском госпедуниверситете.
За большой и плодотворный труд неоднократно Т.М. Худяковой объявлялись Благодарности и вручались Почетные грамоты министерства, администрации Воронежской области.
Преподаваемые курсы: «Экономическая и социальная география России», «Территориальная организация общества».
Проходила повышение квалификации по программам: Стажировка на кафедре социально-экономической географии и регионоведения 2012, ВГУ; "Проектирование образовательного процесса в вузе в контексте изменений законодательства и специфика внедрения ФГОС нового поколения (Современные достижения и технологии в преподавании географии и туризма)", ВГПУ, Воронеж, 2015; «Фонд оценочных средств как средство независимой оценки качества образования. Использование редактора ФОС для управления оценочными средствами в электронной информационно-образовательной среде вуза», ВГПУ, Воронеж, 2018.
Шмыков Виктор Ильич
доцент
2-53-32-70
ilizh3@ya.ru

Кандидат географических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования.
Преподаваемые курсы: «Общее землеведение», «Основы геоинформатики», «Учение об атмосфере», "География Воронежской области", "Геоинформационное моделирование".
Стаж работы по специальности – 43 лет, в т.ч. по специальности - 40 лет.
Проходил повышение квалификации по программам: "Технология внедрения ФГОС ВПО по ООП, реализуемым в вузе", 2013, ВГПУ, Воронеж; Технология внедрения ФГОС ВПО по ООП, реализуемые в вузе 2013, ВГПУ, Воронеж; Современные эколого-аналитические методы исследования окружающей среды 2014, ВГУ, Воронеж; «Фонд оценочных средств как средство независимой оценки качества образования. Использование редактора ФОС для управления оценочными средствами в электронной информационно-образовательной среде вуза», ВГПУ, Воронеж, 2018.
Автор более 64 научных статей и 7 учебно-методических пособий.
Руководитель подготовки аспирантов, защищена 1 кандидатская диссертация.
В сферу научных интересов входит изучение геоморфологии речных бассейнов.

Новости

Студенты ЕГФ в Санкт-Петербурге

(13.12.2016)

С 8 по 12 декабря первокурсники естественно-географического факультета ВГПУ в рамках образовательного семинара посетили город Санкт-Петербург. Для подавляющего большинства студентов это было первое посещение культурной столицы нашей страны.
В первый день пребывания в Санкт-Петербурге студенты ЕГФ побывали на обзорной экскурсии по городу, посетив смотровую площадку у ростральных колонн, крейсер Аврору, Смольный храм, Сенатскую площадь, Невский проспект.

Второй день начался с посещения Пискаревского мемориального кладбища. Затем была поездка в Царское Село с экскурсией по Екатерининскому дворцу и парку – свидетелям бурной истории России XVIII-XX веков. Завершился день экскурсией в величественный Исаакиевский собор и пешей прогулкой по Невскому проспекту – главной улице «второй столицы» России.

В последний день состоялось знакомство с Эрмитажем, посещение Казанского собора, в котором похоронен М.И. Кутузов, и экскурсия по Петропавловской крепости.

Благодаря работе экскурсоводов, поездка была чрезвычайно интересной и насыщенной, но за такой короткий срок, конечно, невозможно увидеть все достопримечательности города. Ведь только одних музеев здесь около 600, а почти каждое здание в центре города – памятник истории. Санкт-Петербург – это город в который хочется вернуться снова.


Второй географический диктант

(21.11.2016)
20 ноября 2016 г. в нашей стране прошла вторая образовательная акция «Всероссийский географический диктант», в которой принял участие и наш вуз. Помимо ВГПУ в Воронежской области площадки работали на базе ВГУ, Военно-воздушной академии имени Жуковского и Гагарина и в Подгоренском лицее имени Николая Белозорова в Россошанском районе.
На базе ВГПУ организовали работу площадки преподаватели кафедры географии и туризма ВГПУ: Крутских О.А., Волкова И.С., Летин А.Л., Немыкин А.Я., Пономарева З.В., Проскурина Н.В., Шмыков В.И., а также студенты 2-го, 3-го и 4-го курсов профилей «География», «Экономика» ВГПУ.
Проверить свои географические знания решились 188 человек, из которых школьников – 66%, шестая часть студентов – 15,5%, работающих граждан – 17% и пенсионеров – 1,5%. По сравнению с прошлым 2015 годом существенно увеличилась доля школьников (с 50 до 66%), а доли других категорий участников, напротив, снизились.
Регистрация участников началась с 11 часов, а сам диктант стартовал в полдень. Ведущие в аудиториях приветствовали участников диктанта, провели краткую викторину, рассказали о роли РГО в развитии географии и географического образования в нашей стране. В 12.15 начался собственно диктант. В этом году он состоял из 30 вопросов, преимущественно по географии России, общему землеведению, картографии. Участники получили бланки с вопросами, дополнительно демонстрировалась презентация, подготовленная сотрудниками РГО, а текст вопросов зачитывался ведущими. Завершился диктант в 13 часов, но участники еще долго не расходились, делясь впечатлениями о нем.
Проверка диктанта будет осуществляться непосредственно сотрудниками РГО, а ее результаты будут доступны на официальном сайте РГО после 25 декабря 2016 г.
Географический диктант стал уже традиционным мероприятием, позволяющим повысить интерес к изучению географии, оценить уровень ее знания, понять пути повышения географической грамотности населения нашей страны. Организаторы выражают благодарность всем участникам Второго географического диктанта и приглашают на диктант в следующем году.

Немыкин А.Я. – доцент кафедры географии и туризма ВГПУ.

Учебно-методическая деятельность

Учебно-методическая работа характеризуется работой над следующими проблемами:

Важную роль в учебно-воспитательном процессе кафедра всегда отводила и отводит проведению полевых географических и туристских практик. Маршруты практик охватывали как регионы нашей страны (Сибирь, Дальний Восток, Заполярье, Кавказ), так и зарубежные страны (Куба, Украина, Молдавия, страны Средней Азии и др.). В последние годы комплексная географическая практика проходит в Центрально-Черноземном районе, ландшафтная в Новохоперском районе на базе заповедника. На отделении «Социально-культурный сервис и туризм» практики проходят в Воронежской области, Краснодарском крае, Санкт-Петербурге, Украине и Белоруссии.

Регулярно проводится стажерская практика студентов в базовых школах г. Воронежа и области под руководством преподавателей кафедры и на предприятиях сервиса и туризма.


В 2017 году преподаватеями кафедры выпущено около ста публикаций. Велась работа по 2 грантам. Преподаватели участвовали во многих научных конференциях.

НИР

Основная задача кафедры сегодня - совершенствование учебно-воспитательного процесса для повышения качества подготовки учителей географии.

Научно-исследовательская работа кафедры проводится по трем направлениям:

1. Территориальная организация российского общества и управление в регионах:

  • территориальная организация агропромышленного комплекса ЦЧР;
  • пути формирования единой системы расселения ЦЧР.

2. Научно-методическая работа по теме академии педагогических наук:

  • совершенствование методов обучения географии и краеведения в вузе и школе.

3. Выявление закономерностей структуры и динамики природно – антропогенных геосистем для целей оптимизации природопользования:

  1. Оценка условий проведения мелиорации земель для регионов с неустойчивым увлажнением (на примере Воронежской области).
  2. Геоэкологические проблемы и качество среды территории».

4. Теоретические и прикладные вопросы развития регионального инклюзивного туризма.



Индивидуальные темы НИР преподавателей кафедры

1. Картографическое обеспечение школьного курса географии (Волкова И. С.)
2. Мониторинговые исследования гостиниц г. Воронежа для развития туристской привлекательности региона (Крутских О. А.)
3. Пространственное социально-экономическое развитие Воронежской области (Пономарева З. В.)
4. Совершенствование методов обучения географии и краеведению в вузе и школе (Немыкин А. Я.)
5. Структура бассейна р. Дон (Шмыков В. И.)
6. Структура туристско-рекреационного комплекса региона (Худякова Т. М.)
7. Теория и практика развития регионального инклюзивного туризма (Летин А. Л.)
8. Территориальная организация культуры (Проскурина Н. В.)

Публикации

                                      Публикации сотрудников кафедры за 2017 год.

Индексированные публикации

1. Волкова И.С. Составление и использование карт историко-культурного наследия в школьном курсе географического краеведения /И.С. Волкова // Вестник Воронежского государственного педагогического университета. - Воронеж, 2017. - С. 49-55

2. Летин А.Л. Современные проблемы развития инклюзивной туристической деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья / А.Л. Летин, Л.А. Межова, Л.А. Луговская // Успехи современной науки и образования. Т. 2, №2. - Белгород, 2017. - С. 140-142

3. Балина Т.А. Инновационно ориентированная региональная политика как базис капитализации и -социально-экономический императив развития территории / Т.А. Балина, З.В. Пономарева, В.А. Столбов,С.В. Толчин // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2017. - № 3. - С. 192-203

4. Межова Л.А. Основные тенденции процесса глобализации в Соединенных штатах Америки / Л.А. Межова, М.А. Тишкова // Международный научно-исследовательский журнал ”Успехи современной науки и образования. - , 2016. - Т. 4, № 11. - С. 151-154

5. Межова Л.А. Роль транснациональных корпораций в формировании процесса глобализации / Л.А. Межова, М.А. Тишкова // Международный научно- исследовательский журнал «Успехи современной науки». - , 2017. - Т. 3, № 4. - С. 193-197

6. Межова Л.А. Уникальные черты ООПТ Воронежского Прихоперья / Л.А. Межова, З.М. Сагова // Успехи современной науки. - , 2017. - Т. 9,вып. 3. - С. 168-172

7. Худякова Т.М Интерактивные методы обучения в новых образовательных программах вуза / Т.М Худякова, О.А. Крутских, Т.Л. Худякова //Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология. - , 2016. - № 4. - С. 111-113

8. Балина Т.А. Территориальная общность людей как пространственная форма организации жизни населения / Т.А. Балина, М.Д. Шарыгин, З.В. Пономарева // Сб. научный статей. - Смоленск, 2016. - С. 66-74

9. Волкова И.С. Картографо-геоинформационное обеспечение решения региональных проблем формирования здоровья и качества жизни школьников / И.С. Волкова // Новой школе - здоровые дети. - Воронеж, 2016. - С. 20-22

10. Волкова И.С. Практические работы на уроке географии как средство формирования универсальных учебных действий [Электронный ресурс] / И.С. Волкова // Научный альманах. - Тамбов, 2017. - С. 73-76. - Режим доступа: http: //ucom.ru /doc/na.2017.07.01.pdf

11. Жумадурдыев Б.А. Территориальная структура населения и хозяйства современного Туркменистана / Б.А. Жумадурдыев, З.В. Пономарева // Тверской государственный университет. - Тверь, 2017. - С. 136-141

12. Инякина Е.Е. Трансформация отраслевой и территориальной структуры производственного комплекса Тамбовской области м устойчивость развития регионов / Е.Е. Инякина, Т.М. Худякова // Ландшафтные и геоэкологические исследования природных и антропогенных геосистем. - Тамбов, 2017. - С. 62-69

13. Коваль П.А. Демографические аспекты социально-экономического развития Бобровского района Воронежской области / П.А. Коваль, З.В. Пономарева // Тверской государственный университет. - Тверь, 2017. - С. 497-500

14. Крутских О.А. Использование интерактивных карт на уроках географии / О.А. Крутских, Е.А. Чумичкина // Территориальная организация общества и управление в регионах. - Воронеж, 2016. - С. 234-236

15. Крутских О.А. Масличное производство в системе в системе агропромышленного комплекса субъектов Российской Федерации / О.А. Крутских, Т.М. Худякова // Региональные аспекты географических исследований и образования. - Пенза, 2016. - С. 50-53

16. Крутских О.А. Методика проведения физико-географической экскурсии / О.А. Крутских // Региональные аспекты географических исследований и образования. - Пенза, 2016. - С. 47-49

17. Крутских О.А. Творческое наследие Н.Н.Баранского в области преподавания экономической географии / О.А. Крутских // Территориальная организация общества и управление в регионах. - Воронеж, 2016. - С. 22-26

18. Межова Л.А. Геоэкологический анализ динамики грунтовых вод Воронежского Прихоперья и их влияние на лесные геосистемы / Л.А. Межова, З.М. Сагова // VI Семеновские чтения: наследие П.П. Семенова-Тян-Шанского и современная наука: материалы Международной научной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения П.П. Семенова-Тян-Шанского. - г. Липецк, 2017. - С. 71-74

19. Межова Л.А. Геоэкологический подход к разработке научных основ интегральной оценки качества среды муниципальных районов (на примере Острогожского муниципального района) / Л.А. Межова, З.М. Сагова // Современная экология: образование, наука, практика. Материалы международной научно-практической конференции. - Воронеж, 2017. - С. 162-167

20. Межова Л.А. Природные предпосылки радоноопасности на территории России / Л.А. Межова, А.В. Амбурцев // Территориальная организации общества и управление в регионах: Материалы ХI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Воронеж, 2016. - С. 149-151

21. Межова Л.А. Проблема изучения радоноопасности школьных зданий и ее влияние на здоровье учащихся / Л.А. Межова, А.В. Амбурцев // Новой школе - здоровые дети: материалы IV всероссийской научно-практической конференции. - Воронеж, 2016. - С. 109-111

22. Межова Л.А. Экономическая роль транснациональных компаний в системе глобализации / Л.А. Межова, М.А. ТИшкова // Территориальная организация общества и управление в регионах. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Воронеж, 2016. - С. 43-45

23. Назарьев Р.С. Факторы и предпосылки формирования сельского туризма в Чувашской республике / Р.С. Назарьев, Т.М. Худякова, О.А. Крутских // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. - Краснодар, 2017. - С. 200-203

24. Немыкин А.Я. К вопросу о структуре рабочей программы курса ”Историческое краеведение Воронежской области” / А.Я. Немыкин, И.В. Немыкина // Территориальная организация общества и управление в регионах : материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным учатием. - Воронеж, 2016. - С. 220-223

25. Немыкин А.Я. О структуре раздела ”Рельеф Воронежской области” в курсе ”Географическое краеведение Воронежской области” / А.Я. Немыкин // Территориальная организация общества и управление в регионах : материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Воронеж, 2016. - С. 224-225

26. Никифорова А.С. Трансформация системы городского расселения Мурманской области / А.С. Никифорова, З.В. Пономарева // Тверской государственный университет. - Тверь, 2017. - С. 177-185

27. Пономарева З.В. Воронеж и Пермь – города-миллионеры: рост или стагнация? / З.В. Пономарева, А.С. Никифорова, Т.А. Балина // Территориальная организации общества и управление в регионах: Материалы ХI Всероссийской науч.-практич. конф. с международным участием. - Воронеж, 2016. - С. 52-58

28. Пономарева З.В. Воронежская агломерация как подсистема в региональной социально-экономической системе / З.В. Пономарева, Д.Ю. Завада, О.В. Спесивый // Материалы международной научной конференции в рамках VIII Ежегодной научной ассамблеи Ассоциации российских географов-обществоведов. - Пермь, 2017. - С. 411-415

29. Пономарева З.В. Воспроизводство населения Воронежской области в городской и сельской местности как фактор формирования подрастающего поколения: геодемографический анализ / З.В. Пономарева, П.А. Коваль // Новой школе – здоровые дети: Материалы IV Всероссийской науч.практич. конф. - Воронеж, 2016. - С. 128-132

30. Пономарева З.В. Методика оптимизации территориальной организации местного самоуправления в сети сельских поселений / З.В. Пономарева // VI Семеновские чтения: наследие П.П.Семенова-Тян-Шанского и современная наука: мат-лы междунар. науч. конф. - Липецк, 2017. - С. 50-52

31. Пономарева З.В. Территориальная организация промышленности Воронежской области / З.В. Пономарева, О.В. Спесивый // Территориальная организации общества и управление в регионах: Материалы ХI Всероссийской науч.-практич. конф. с международным участием. - Воронеж, 2016. - С. 90-93

32. Проскурина Н.В. География бальнеологических ресурсов Республики Абхазия / Н.В. Проскурина // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. - Краснодар, 2017. - С. 238-241

33. Проскурина Н.В. Историко-географические особенности миграции украинцев на территорию Воронежской области [Электронный ресурс] / Н.В. Проскурина // Социально-экономическая география: история, теория, методы, практика. Сборник научных статей. - Смоленск, 2016. - С. 550-556. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_27811732_68269784.pdf

34. Проскурина Н.В. Историко-культурное наследие как механизм формирования духовно-нравственной культуры / Н.В. Проскурина, Д.В. Маслова, Л.К. Калдари, С.В. Спиридонова // Территориальная организации общества и управление в регионах. - Воронеж, 2016. - С. 159-161

35. Проскурина Н.В. Методические приемы географического изучения историко-культурного наследия / Н.В. Проскурина, И.А. Есина, О.А. Кузьменко, С.В. Спиридонова // Территориальная организация общества и управление в регионах. - Воронеж, 2016. - С. 161-163

36. Проскурина Н.В. Научно-теоретические подходы к оценке историкокультурного потенциала муниципального образования в интересах развития рекреации и туризма / Н.В. Проскурина // Муниципальные образования современных регионов: проблемы исследования, развития и управления в условиях геоэкологической и политической нестабильности: матер междунар. науч.-практич. конф. - Воронеж, 2016. - С. 324-326

37. Проскурина Н.В. Особенности организации комплексных учебных практик по географии на базе национального парка «Валдайский» / Н.В. Проскурина, А.А. Куликов, С.В. Щербинина // Теория и методика проведения практик по географическим дисциплинам. - Краснодар, 2017. - С. 22-26

38. Проскурина Н.В. Роль туристических маршрутов в формировании географической культуры / Н.В. Проскурина, О.А. Кузьменко, И.А. Маркина, Д.В. Маслова // Территориальная организации общества и управление в регионах. - Воронеж, 2016. - С. 137-139

39. Проскурина Н.В. Роль школьных туристических походов в формировании здоровья учащихся / Н.В. Проскурина, И.А. Маркина, М.И Курбатова, В.В. Кореева // Новой школе – здоровые дети. - Воронеж, 2016. - С. 138-140

40. Проскурина Н.В. Русские народные промыслы Воронежской области: валяльное производство / Н.В. Проскурина // География: развитие науки и образования. - СПб, 2016. - С. 398-400

41. Смольянинов В.М. Исследование природопользования в Центрально-Черноземного регионе и организации хозяйства / В.М. Смольянинов // Территориальная организация общества и управление в регионах : материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Воронеж, 2016. - С. 173-175

42. Спесивый О.В. Геоинформационный анализ для целей оптимизации сети муниципальных образований в Воронежской области / О.В. Спесивый, З.В. Пономарева, В.М. Смольянинов // Геоинформационное картографирование в регионах России: мат-лы VIII Всерос. науч.-практ. конф. - Воронеж, 2016. - С. 123-126

43. Худякова Т.М. Продвижение Воронежской туристской дестинации / Т.М. Худякова, А.С. Рязанцев // Историко-культурное наследие Великого шелкового пути и продвижение туристских дестинаций на Северном Кавказе. - Ставрополь, 2017. - С. 153-156

44. Худякова Т.М. Развитие идей районной школы Н.Н. Баранского в Воронеже / Т.М. Худякова, О.А. Крутских // Территориальная организация общества и управление в регионах. - Воронеж, 2017. - С. 11-14

45. Худякова Т.М. Факторы инвестиционной привлекательности Воронежской области на современном этапе хозяйствования / Т.М. Худякова, Д.В Кулакова // Территориальная организация общества и управление в регионах. - Воронеж, 2016. - С. 66-69


Учебно-методические пособия

1. Волкова И.С. Географическое картографирование: учебно-метод. пос. для студ. заоч. отд. естестенно-географ. факультета / И.С. Волкова / И.С. Волкова - 1-е изд. - Воронеж : Изд-во ВГПУ, 2017. - 96 C.

2. Немыкин А.Я. Задания для самостоятельной работы по физической географии материков и океанов / А.Я. Немыкин - 1-е изд. - Воронеж : ВГПУ, 2017. - 140 C.
3. Немыкин А.Я. Историческое краеведение Воронежской области (середина XIX – начало XXI века): учебно-методическое пособие / А.Я. Немыкин, И.В. Немыкина - 2-е изд. - Воронеж : ВГПУ, 2017. - 192 C.

4. Немыкин А.Я. Практикум по курсу «Физическая география материков и океанов» / А.Я. Немыкин - 1-е изд. - Воронеж : ВГПУ, 2017. - 214 C.

5. Проскурина Н.В. Организация культурно-просветительской деятельности по географии / Н.В. Проскурина - 1-е изд. - Воронеж : Изд-во ВГПУ, 2017. - 144 C.


Прочих публикаций, в т.ч. тезисов - 49.


                                      Публикации сотрудников кафедры за 2016 год.

Учебно-методические издания для студентов и школьников

  1. Летин А.Л. Геология: учебно-методическое пособие для студентов естественно-географического факультета, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профили «География», «Экономика» / А.Л. Летин. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2016. – 128 с.
  2. Немыкин А.Я. География: учебно-методическое пособие для студентов 1-2 курсов естественно-географического факультета, обучающихся по направлению 43.03.02 «Туризм», профиль «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг» / А. Я. Немыкин. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2016. – 172 с.
  3. Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времен до середины XIX века) / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – 2-е изд., испр. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2016. – 176 с.
  4. Немыкин А. Я. Рабочая тетрадь по историческому краеведению Воронежской области. 9 класс  / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. –  Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2016. – 80 с.
  5. Пономарева З.В. Экономическая и социальная география (общая часть) : учебно-методическое пособие / З.В. Пономарева. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2016 – 108 с.
  6. Проскурина Н. В. Культурно-просветительский практикум : учебно-методическое пособие / Н.В. Проскурина. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2016. – 160 с.
  7. Проскурина Н. В. Рекреационная география : учебно-методическое пособие / Н.В. Проскурина. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2016. – 148 с.
  8. Проскурина  Н. В. Виды туризма : учебно-методическое пособие / Н.В. Проскурина. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2016. – 68 с.




Научные статьи

  1. Волкова И.С. Картографический метод в изучении садово-парковых насаждений урбанизиро-ванных территорий / И.С. Волкова //Муниципальные образования современных регионов: проблемы исследования, развития и управления в условиях геоэкологической и политической нестабильности: матер междунар науч-практич конф. - Воронеж: «Науч книга», 2016 - С.209-214 (0,4 п.л.)
  2. Волкова И.С. Роль текстовых карт школьных учебников в обучении социально-экономической географии  / И.С. Волкова // Проблемы развития современной науки: сб науч стат. Междунар науч-прак конф. -  Пермь: ИП Сигитов Т.М., 2016. - С.172-178(0,4 п.л.)
  3. Волкова И.С. Методические возможности использования атласов в школьной географии / И.С. Волкова //Проблемы развития современной науки: сб науч стат. Междунар науч-прак конф. -  Пермь: ИП Сигитов Т.М., 2016. -С.178-182 (0,3 п.л.)
  4. Волкова И.С. Формирование УУД при изучении космических снимков родного края на уроке географии /И.С. Волкова // Перспективы развития науки и образования: сб науч трудов по матер междунар науч-практич конф. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компаня Юком», 2016. -  Вып. 3. - С.30-33 (0,3 п.л.)
  5. Волкова И.С. Системно-деятельностный подход в школьной географии: актуальные проблемы /И.С. Волкова, Д.В. Пронин, Р.Л Мазалиев // Перспективы развития науки и образования: сб науч трудов по матер междунар науч-практич конф. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компаня Юком», 2016. -  Вып. 3. - С.33-34 (0,1 п.л.)
  6. Волкова И.С. Картографическая топонимика в изучении географии родного края /И.С. Волкова // Социально-экономическая география: теория, методология и практика преподавания: матер междунар науч-практич конф «Первые Максаковскае чтения». - М.: МГПУ, 2016. - Т.1.- С.273-378 (0,4 п.л.)
  7. Волкова И.С. Методические подходы к формированию картографической культуры школьников  /И.С. Волкова // Традиции и инновации в пространстве современной культуры: материалы Всерос. науч практ конф. - Липецк, 2016. - С.14-17 (0,3 п.л.)
  8. Волкова И.С. Формирование животноводческих кластеров как стратегическое направление устойчивого развития Воронежской области /И.С. Волкова // Территориальная организация и управление в регионах: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Воронеж: Научная книга, 2016. - С. 58-61 (0,3 п.л.)
  9. Волкова И.С. О некоторых проблемах преподавания географии в школе / Н.С. Трегубова, Е.В. Маликовская, О.Н. Короткова, И.С. Волкова // Территориальная организация и управление в регионах: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Воронеж: Научная книга, 2016. - С. 227-229 (0,2 п.л.)
  10. Волкова И.С. Применение ИКТ для формирования картографической культуры школьников / И.С. Волкова // Известия ВГПУ. – 2016. – Т.272. - №3. – С.15-20 (0,4 п.л.)
  11. Волкова И.С. Картографо-геоинформационное обеспечение решения региональных проблем формирования здоровья и качества жизни школьников /И.С. Волкова // Новой школе здоровые дети: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Воронеж: Научная книга, 2016. - С. 20-22 (0,2 п.л.)
  12. Волкова И.С. Перспективы развития животноводства Воронежской области: внутрирегиональная дифференциация / И.С. Волкова // Территориальная организация и управление в регионах: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Воронеж: Научная книга, 2016. - С. 58-61 (0,3 п.л.)
  13. Волкова И.С. Роль картографической подготовки студентов в повышении качества географического образования в условиях педагогического вуза /И.С. Волкова Смоленск, (в печати) (0,4 п.л.) Материалы  II круглого стола, посвященного памяти проф. Ю.В. Поросенкова, Воронеж, ВГУ, (в печати) (0,2 п.л.)
  14. Крутских О.А. Структурные и территориальные сдвиги в размещении масличных культур в Воронежской области // Муниципальные образования современных регионов: проблемы исследования, развития и управления в условиях геоэкономической и политической нестабильности // Материалы Первой международной науч.-практич.конф. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016. – 264-267
  15. Крутских О.А. Творческое наследие Н.Н. Баранского в области преподавания экономической географии // Территориальная организация общества и управление в регионах: материалы  XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016. – С. 22-26
  16. Крутских О.А. Использование интерактивных карт на уроках географии // Территориальная организация общества и управление в регионах: материалы  XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016. – С. 235-237
  17. Крутских О.А. Семейный туризм как элемент формирования здорового образа жизни детей // Новой школе – здоровые дети : материалы IV всероссийской научно-практической конференции. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016. – С.93-95
  18. Крутских О.А. Масличное производство в системе агропромышленного комплекса субъектов Российской Федерации // Региональные аспекты географических исследований и образования. Материалы XII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции 17-19 ноября 2016 г. - Пенза (в печати)
  19. Крутских О.А. Методика проведения физико-географической экскурсии // Региональные аспекты географических исследований и образования. Материалы XII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции 17-19 ноября 2016 г. - Пенза (в печати)
  20. Луговская Л.А. Геодемографический анализ дубравных геосистем Хоперского государственного природного заповедника //Территориальная организация и управление в регионах: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Воронеж: Научная книга, 2016. - С. 143-145.
  21. Межова Л.А. Геоэкологический подход в изучении пойменных лесов бассейна реки Дон/ Л.А. Межова, З.М. Сагова// Территориальная организация общества и управление в регионах: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным  участием. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016. – 169-172
  22. Межова Л.А. Природные предпосылки радоноопасности на территории России/ / Л.А. Межова, А.В. Амбурцев/Территориальная организация общества и управление в регионах: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным  участием. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016. – С.149-151
  23. Межова Л.А. Экономическая роль транснациональных компаний в системе глобализации/ Л.А., Тишкова М.В. // Территориальная организация общества и управление в регионах: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным  участием. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016. – 43-45
  24. Межова Л.А. Проблемы изучения радоноопасности школьных зданий и ее влияние на здоровье учащихся/ Л.А. Межова, А.В. Амбурцев//  Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Новой школе-Здоровые дети». Вороне: Издательско-полиграфический центр «Научная книга» 2016. – С.109-111
  25. Межова Л.А. Оценка комфортности среды по флуктуирующей асимметрии дуба черешчатого (QuercusroburL.)/ Л.А. Межова, Л.А. Луговская, А.В. Землякова./Научные Ведомости БелГу. Естественные науки. №18 (239), вып. 36. 2016. – С. 87-94
  26. Межова Л.А. Геоэкологический анализ уникальных нагорных дубрав бассейна Среднего Дона/ Л.А. Межова, Л.А. Луговская, А.В. Землякова, А.М. Луговской / М.: Успехи современного естествознания. №11. 2016.
  27. Немыкин А.Я.  К вопросу о структуре рабочей программы курса «Историческое краеведение Воронежской области» / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина  // Территориальная организация и управление в регионах: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Воронеж: Научная книга, 2016. - С. 220-223.
  28. Немыкин А.Я.  О структуре раздела «Рельеф Воронежской области» в курсе «Географическое краеведение Воронежской области» / А. Я. Немыкин // Территориальная организация и управление в регионах: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Воронеж: Научная книга, 2016. - С. 224-225.
  29. Пономарева З.В. Конкурентные преимущества как фактор инвестиционной привлекательности региона в условиях глобализации / Социально-экономическая география: теория, методология и практика преподавания // Материалы международной науч.-практич. конференции «Первые Максаковские чтения». Том 1 – Москва, МГПУ. – 2016. – 149-152.
  30. Пономарева З.В. Проблемы территориальной организации местного самоуправления в границах Воронежской городской агломерации / Муниципальные образования современных регионов: проблемы исследования, развития и управления в условиях геоэкономической и политической нестабильности // Материалы Первой международной науч.-практич.конф. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016. – 162-164
  31. Пономарева З.В. Территориальная общность людей как пространственная форма организации жизни населения / Социально-экономическая география: история, теория, методы, практика (к 105-летию со дня рождения профессора Ю.Г. Саушкина). Материалы всероссийской конференция с международным участием 14 – 16 октября 2016 г. -Смоленск (в печати)
  32. Пономарева З.В. Воронеж и Пермь – города-миллионеры: рост или стагнация? / Территориальная организация общества и управление в регионах: материалы  XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016. – С. 52-58.
  33. Пономарева З.В. Территориальная организация промышленности Воронежской области / Территориальная организация общества и управление в регионах: материалы  XI Всероссийской научн