Размер
шрифта

Цвет
сайта

Показывать
картинки

Шрифт
Кернинг
Толщина шрифта

Цвет сайта

Кафедра технологических и естественнонаучных дисциплин

О руководителе

Чернышёва Елена Ивановна
заведующий кафедрой, доцент
+7(473)244-98-26
slonkc@yandex.ru

Местонахождение

394043, Центральный федеральный округ, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86, первый учебный корпус, ком.109

slonkc@yandex.ru

Историческая справка


Кафедра технологических и естественнонаучных дисциплин готовит бакалавров и магистров, обладающих компетенциями, позволяющими работать учителями технологии в средних образовательных школах, преподавателями и мастерами производственного обучения в колледжах технологического профиля и педагогами дополнительного образования. Она ВГПУ была образована в 2011 году в результате слияния кафедры технической механики и технологического образования и кафедры прикладной физики, астрономии и технологий. Кафедру технической механики и технологического образования, созданную в 1989 году, возглавил доктор педагогических наук Юрий Александрович Воронин, а с 2008 года заведующим кафедрой стал доктор химических наук Николай Николаевич Афонин. Кафедру прикладной физики, астрономии и технологий, созданную в 1992 году, воз- главил доктор физико-математических наук, профессор Вячеслав Михайлович Зеленев, совмещая при этом работу  в должности Учёного секретаря Учёного совета ВГПУ.


На кафедре в качестве профессорско-преподавательского состава работали:


·        5 докторов наук (физико-математических, педагогических, химических);


·        5 профессоров;


·        20 кандидатов наук (физико-математических, технических, педагогических).


Сотрудниками кафедры защищено 3 докторских диссертации и 7 кандидатских. Все остепенённые преподаватели работают на кафедре.


Сотрудники кафедры обеспечивают учебный процесс на дневном и заочном отделениях по методике преподавания технологии, по специальным технологическим дисциплинам, по наукам о Земле и космосе, концепциям современного естествознания, естественнонаучной картине мира, ведут педагогическую практику и практикумы в учебных мастерских.


В интересах повышения эффективности преподавания профильных дисциплин на кафедре были созданы и укомплектованы необходимым оборудованием следующие лаборатории:


·        черчения;


·        приготовления пищи;


·        прикладной механики;


·        компьютерного моделирования и тестирования;


·        технологического практикума «Швейное производство»;


·        гидравлики и теплотехники;


·        электрорадиотехники и электроники;


·        новых технологий.


При активном участии преподавателей и студентов были модернизированы учебные мастерские, создано несколько новых учебных лабораторий по специальным дисциплинам. Значительная часть приборов, оборудования по механике, электричеству, новым технологиям, графике, технологии приготовления пищи также изготовлена силами преподавателей кафедры М.В. Слепцовой, А.В. Бреховой, А.И. Кустова, Н.Н. Афонина, Л.А. Шаманиной, В.Ф. Егорова, В.С. Батраченко Все годы работы кафедры под руководством заведующего учебными мастерскими А.В. Протасова успешно осуществляется процесс обучения студентов приёмам ручной и механической обработки конструкционных материалов.


В учебном процессе используются компьютерные технологии: читаются лекции с использованием оборудованного рабочего места преподавателя; проводятся лабораторные работы по предметам специализации, используются возможности ИКТ в подготовке выпускных квалификационных работ. В настоящее время кафедра располагает двумя лекционными аудиториями на 50 посадочных мест, оснащенными современным оборудованием.


В рамках кафедры выполняются НИР по следующим научным направлениям:


·        повышение эффективности образовательного процесса с применением инновационных информационных технологий;


·        методическое обеспечение учебных дисциплин технологического и естественнонаучного профиля в рамках стандартов третьего поколения;


·        разработка УММ для дисциплины «Физика» для студентов нефизических специальностей» (Компьютерный лабораторный практикум «Использование информационных технологий в процессе изучения дисциплины «Физика»);


·        разработка УММ для дисциплины «Физика» для студентов нефизических специальностей» (Раздел «Колебания и волны»);


·        исследование механизмов взаимодействия в тонкоплёночных системах металл-полупроводник;


·        изучение влияния внешних воздействий на параметры состояния материалов в конденсированном состоянии АМД-методами;


·        изучение предельных состояний твердотельных материалов методами акустомикроскопической дефектоскопии и др. Сотрудники кафедры принимают активное участие с докладами в работе научных и научно-практических конференций.


Преподавателями кафедры Н.Ф. Бабиной, А.В. Бреховой, В.Ф. Егоровым, В.М. Зеленевым, А.И. Кустовым, М.В. Слепцовой, Е.И. Чернышевой издан ряд учебных пособий для студентов физико-математического факультета и др. факультетов ВГПУ по дисциплинам:


„    «Физика», «Естественнонаучная картина мира», «Теоретические основы педагогических измерений», «Информационные технологии в технологических дисциплинах» и др.) все го более 20 учебных пособий.


„    Создана база современных учебно-методических материалов (пособий) по применению информационных технологий на практических и лабораторных занятиях (3 пособия). Разработан курс дистанционного обучения по дисциплине «Естественнонаучная картина мира» для студентов профиля «Логопедия» в 2015 году.


Ряд научных работ выполнен совместно со студентами кафедры (с 2011 г.):


 

 


По результатам участия студентов и магистрантов кафедры во всероссийских конкурсах на лучшую научную работу г. Тула, г. Сыктывкар, г. Елабуга) были достигнуты следующие результаты: 4 первых места, 3 вторых места, 5 третьих мест;


По результатам участия студентов и магистрантов кафедры в областном конкурсе на лучшую научную работу было завоевано 3-е место.


За время подготовки магистрантов на кафедре подготовлено более 100 молодых ученых. Магистратура была открыта в 2007 году одной из первых в ВГПУ.


Журналы, в которых изложены основные научные результаты преподавателей кафедры: «Приборы и техника эксперимента», «Физика металлов и металловедение», «Поверхность», «Дефектоскопия», «Письма в ЖТФ», «Металловедение и термическая обработка материалов», «Физика и химия стекла», «Вестник тамбовского университета», «Материаловедение», «Фундаментальные проблемы  современного  материаловедения»,  «Школа  и производство» и др.


Города, с университетами которых осуществляется сотрудничество: Москва, Санкт- Петербург, Екатеринбург, Оренбург, Барнаул, Самара, Тула, Тамбов, Воронеж, Вятка, Краснодар, Белгород, Псков, Серпухов, Киев, Севастополь, Витебск, Ялта, Судак и проч.


Преподаватели кафедры на протяжении существования обеих кафедр активно участвовали во взаимодействии с органами народного образования (школы, лицеи, объединения, колледжи). Сотрудничество выражалось в профориентационной работе, проведении курсов повышения квалификации, оказании методической и консультативной помощи городским и сельским учителям технологии. Кафедра является базой организации и под- готовки проведения районных и областных олимпиад школьников по технологии. Силами преподавателей и сотрудников кафедры (группа 8-10 чел.), начиная с 2005 года – традиционно обеспечивается работа жюри областной олимпиады школьников по технологии с выделением помещений мастерских и лабораторий ВГПУ с необходимым оборудованием для проведения практического и теоретического туров и защиты проектов.




Сотрудники

Чернышёва Елена Ивановна
заведующий кафедрой, доцент
+7(473)244-98-26
slonkc@yandex.ru

Научная специальность по диплому:
13.00.08 - теория и методика профессионального образования
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Область научных интересов: качество высшего и общего образования, профессиональное педагогическое образование, подготовка учителя технологии
Преподаваемые дисциплины: методика и технология обучения, проектная деятельность
Афонин Николай Николаевич
доктор химических наук, профессор
+7(473)244-98-26
nafonin@vspu.ac.ru

Научная специальность по диплому: 02.00.21 - химия твердого тела

Область научных интересов: микроэлектронника, диффузионные и сегрегационные процессы в твердотельных гетероструктурах с движущимися межфазными границами раздела.
Преподаваемые дисциплины: физика, материаловедение
Бабина Наталия Федотовна
кандидат педагогических наук, доцент
+7(473)244-98-26
natalia-46-2010@mail.ru

Научная специальность по диплому: 13.00.02 -теория и методика обучения и воспитания (трудовое обучение учащихся школ полного среднего образования)

Область научных интересов: профессиональное педагогическое образование, подготовка и переподготовка учителей технологии, качество высшего и общего образования
Преподаваемые дисциплины: Теория и методика обучения технологии и предпринимательству , Современные средства оценивания результатов обучения, Основы исследований в технологическом образовании
Брехова Алла Витальевна
кандидат педагогических наук, доцент
+7(473)244-98-26
avbrehova@yandex.ru

Научная специальность по диплому: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (общетехнически едисциплины)

Область научных интересов: профессиональное педагогическое образование, безопасность жизнедеятельности человека, преподавание графических дисциплин
Дахин Денис Викторович
кандидат педагогических наук, доцент
+7(473)244-98-26
ddakhin@yandex.ru

Научная специальность по диплому: 13.00.02 - теория и методика профессионального образования

Область научных интересов: профессиональное педагогическое образование, подготовка учителей технологии, преподавание предмета Технология
Егоров Валентин Федрович
кандидат технических наук, доцент
+7(473)244-98-26
val.egor.vf@mail.ru

Научная специальность по диплому: 05.27.01 - твердотельная электронника, радиоэлектронные компоненты, микро-, и нанаэлектроника

Область научных интересов: электрорадиотехника, микроэлектронника, подготовка учителей технологии
Кустов Александр Игоревич
кандидат технических наук, доцент
+7(473)244-98-26
akvor@yandex.ru

Научная специальность по диплому: 05.27.01 - Твердотельная электроника, радиоэлектронные компоненты, микро- и нано-электроника,

Область научных интересов: акустодефектоскопия, подготовка учителей технологии, преподавание естественнонаучных дисциплин
Шаманина Лилия Анатольевна
ассистент
+7(473)244-98-26
shamanina.liya@mail.ru

Область научных интересов: педагогика, социальная педагогика, философия, культурно-просветительская деятельность, декоративно-прикладное искусство, народные промыслы и ремесла
Добрачева Анна Николаевна
кандидат педагогических наук, старший преподаватель
+7(473)244-98-26
anna.kazeeva@mail.ru

Область научных интересов: профессиональное педагогическое образование, инновационные технологии обучения, общетехнические дисциплины

Новости


Объявление



Кафедра технологических и естественнонаучных дисциплин объявляет прием в магистратуру бакалавров и дипломированных специалистов на образовательную программу


Профессиональное образование


Учебно-методическая деятельность

Бабина Н.Ф. Технология: методика обучения и воспитания : учеб. пособие для студ. 2-4 к. физ.-мат. фак.,профиль "Технология", магистрантов 2-го года обучения по программе "Проф. образование" : в 2-х ч. / Н.Ф. Бабина. — Воронеж : ВГПУ, 2013.
Бабина Н.Ф. Организация научно-исследовательской деятельности : учебное пособие / Н. Ф. Бабина, Е. И. Чернышева. — Воронеж : ВГПУ, 2019. — 168 с.

Батраченко В.С. Технологии обработки конструкционных материалов : учеб.-метод. пособие для студ., обуч. по напр. 44.03.05 "Пед. образование (с двумя профилями подготовки)", профили "Технология", "Доп. образование (техн. и худож.-эстет.)" / В. С. Батраченко, Д. В. Дахин. — Воронеж : ВГПУ, 2019. — 56 с.

Брехова А.В. Охрана труда и техника безопасности на производстве и в школе : учеб. пособие для студ. бакалавриата физ.-мат. фак., обуч. по напр. подготовки 44.03.05 "Пед. образование (с двумя профилями подготовки)", профили "Технология", "Доп. образование (техн. и худож.-эстет.)" / А. В. Брехова, Д. В. Дахин, Е. И. Чернышева. — Воронеж : ВГПУ, 2019. — 216 с.

Брехова А.В. Технологии обработки пищевых продуктов : учеб.-метод. пособие для студ. бакалавриата физ.-мат. фак., обуч. по напр. 44.03.05 "Пед. образование" (с двумя профилями подготовки), профили: "Технология", "Доп. образование (техн. и худож.-эстет.)" / А. В. Брехова, Е. И. Чернышева. — Воронеж : ВГПУ, 2018. — 80 с.

Дахин Д.В. Практические задания по компьютерному моделированию в инструментальной среде FreeCAD : учеб.-метод. пособие для студ. бакалавриата физ.-мат. фак., обуч. по напр. 44.03.05 "Пед. образование (с двумя профилями подготовки)", профили "Технология", "Доп. образование (техн. и худож.-эстет.)" / Д. В. Дахин, О. И. Шилова. — Воронеж : ВГПУ, 2018. — 108 с. : ил.

Кустов А.И. Естественнонаучная картина мира : учеб. пособие для студ. физ.-мат. фак., обуч. по напр. 44.03.01 "Педагогическое образование", профиль "Технология", и студ. фак. ВГПУ не физ.-мат. профиля / А. И. Кустов, И. А. Мигель, А. Н. Добрачева. — Воронеж : Изд-во РИТМ, 2017 . — 292 с.

Чернышева Е.И. Основы организации самостоятельной работы : практикум для студ. бакалавриата, обуч. по напр. 44.03.01 "Педагогическое образование", профиль "Технология" / Е. И. Чернышева, А. В. Брехова. — Воронеж : ВГПУ, 2017. — 104 с.

Чернышова Е.И., Брехова А.В.  Методика преподавания технологии в начальных классах : учебное пособие для студентов бакалавриата очной и заочной форм, обучающихся по направлению 44.-3.01 Педагогическое образование, профиль "Начальное образование" / сост. Е. И. Чернышова, А. В. Брехова. — Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2020. — 132 с.


Публикации


2020

  • Чернышева Е.И., Дахин Д.В., Брехова А.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 88-101.  doi: 10.32744/pse.2020.5.6
  • Бабина Н.Ф., Брехова А.В. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2020. № 1 (286). С. 50-54.   http://izvestia.vspu.ac.ru/content/izvestia_2020_v286_N1/50-54.pdf
  • Брехова А.В. ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН // Вестник педагогических наук. 2020. № 3. С. 82-87. http://vpn-journal.ru/wp-content/uploads/2020/11/vestnik-pedagogicheskih-nauk-3-2020.pdf
  • Кустов А.И., Деркачев И.С., Мигель И.А. ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ //Физика в школе. 2020. № S2. С. 28-32.  http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=85766&SECTION_ID=48


2019

  • Брехова А.В., Дахин Д.В., Чернышёва Е.И. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2019. № 2 (283). С. 38-42. http://izvestia.vspu.ac.ru/content/izvestia_2019_v283_N2/Izv%20VGPU%202019%20Issue%202%20(283)_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%20%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%2038-42.pdf
  • Брехова А.В., Дахин Д.В., Чернышева Е.И. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (284). С. 67-72. http://izvestia.vspu.ac.ru/content/izvestia_2019_v284_N3/Izv%20VGPU%202019%20Issue%203%20(284)_67-72.pdf
  •  Кустов А.И., Зеленев В.М., Мигель И.А. РАЗРАБОТКА И МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КУРСА ЕНКМ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ БАЗОВЫХ ПРОФИЛЕЙ ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ // Физика в школе. 2020. № S2. С. 32-37.  http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=85767&SECTION_ID=48
  • Кустов А.И., Зеленев В.М., Мигель И.А. РАЗРАБОТКА КУРСОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УСПЕШНОЕ ОСВОЕНИЕ ДИСЦИПЛИН ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ // Физика в школе. 2019. № 1. С. 44-48.  http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=83169&SECTION_ID=48

2018

  • Бабина Н.Ф. МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ // Перспективы науки и образования. 2018. № 2 (32). С. 35-39.  https://pnojournal.files.wordpress.com/2018/04/pdf_180206.pdf
  • Дахин Д.В., Брехова А.В. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Культура физическая и здоровье. 2018. № 2 (66). С. 112-113.  http://kultura-fiz.vspu.ac.ru/content/fizkultura_2018_v66_N2.pdf
  • Брехова А.В., Бражникова А.А. К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ // Перспективы науки и образования. 2018. № 3 (33). С. 237-242.  https://pnojournal.files.wordpress.com/2018/06/pdf_180340.pdf
  • Зеленев В.М., Кустов А.И., Мигель И.А. ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕЛЯЦИИ СТРУКТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИПОВЕРХНОСТНЫХ СЛОЕВ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ С ИХ ПРОЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ АМД-МЕТОДАМИ // Фундаментальные проблемы современного материаловедения. 2019. Т. 16. № 1. С. 22-29.
  • Брехова А.В., Чернышева Е.И. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ "ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ": КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ, СОДЕРЖАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ  // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. № 4. С. 32-35. https://elibrary.ru/download/elibrary_32205479_51359078.pdf
  • Чернышева Е.И., Шилова О.И. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА //Перспективы науки и образования. 2018. № 1 (31). С. 72-77.   https://pnojournal.files.wordpress.com/2018/02/pdf_180111.pdf
  • Чернышева Е.И., Кубряков Е.А. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 65-73. https://pnojournal.wordpress.com/2018/10/28/chernyisheva-kubryakov/
  • Зеленев В.М., Кустов А.И., Мигель И.А. ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕЛЯЦИИ СТРУКТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИПОВЕРХНОСТНЫХ СЛОЕВ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ С ИХ ПРОЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ АМД-МЕТОДАМИ // Фундаментальные проблемы современного материаловедения. 2019. Т. 16. № 1. С. 22-29.
  • Мигель И.А., Зеленев В.М., Кустов А.И. РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИХ ЭФФЕКТИВНОГО ОСВОЕНИЯ // Физика в школе. 2018. № 2с. С. 48. http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=80798
  • Добрачёва А.Н., Кустов А.И., Батраченко В.С. ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ" // Физика в школе. 2018. № S2. С. 63-69. http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=80800&SECTION_ID=48

Оснащение

Учебные лаборатории


  • Лаборатория физической электроники и электрорадиотехники (1 корп., ауд. 100)
  • Лаборатория компьютерного моделирования (1 корп., ауд. 101)
  • Лаборатория гидравлики и теплотехники (1 корп., ауд. 104)
  • Лаборатория технологии обработки и приготовления пищи (1 корп., ауд. 107)
  • Лаборатория декоративной обработки материалов (1 корп., ауд. 108)
  • Лаборатория физического практикума "Электричество и магнетизм. оптика и механика" (2 корп., ауд. 104)