Размер
шрифта

Цвет
сайта

Показывать
картинки

Шрифт
Кернинг
Толщина шрифта

Цвет сайта

Кафедра практической психологии

О руководителе

Худякова Татьяна Леонидовна
зав. кафедрой
8-915-583-38-77
kafedra-pp@mail.ru

Местонахождение

394043, Центральный федеральный округ, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86, четвертый учебный корпус, ком.207

kafedra-pp@mail.ru

Историческая справка

Кафедра психологии Воронежского государственного педагогического института (позднее университета) был открыта в 1931 году. Ее возглавляли такие известные психологи, как П.Л. Загоровский и П.А. Просецкий.

Павел Леонидович Загоровский (1892–1952)  окончил Московский  университет.  Участвовал в боях на фронтах Первой мировой и Гражданской войн. В Красной армии полковой адъютант и штатный преподаватель 4-й Курской пехотной школы. С 1920 по 1923 гг. жил в Курске, преподавал в Курском институте народного образования, был одним из ведущих членов Курского Союза поэтов. Стихи печатались в альманахах, прессе. В 1923 году переехал в Воронеж.

В конце 20-х гг. П.Л. Загоровский был  аспирантом Института психологии и специализировался в области возрастной психологии, основное внимание уделяя, развитию личности в подростковом и юношеском возрасте. Наиболее известны такие  его работы, как «К вопросу об изучении детских коллективов и поведения детей в коллективе» (1926), «О так называемой негативной фазе в подростничестве» (1928),    «Второе школьное детство и особенности его социального поведения» (1929), «О так называемой негативной фазе в подростничестве» (1928),  «Основные направления в современной психологии юности» (1929), «Особенности поведения первого школьного детства» (1930), «Тесты характера»(1930) и др.

В 20-е годы Павел Леонидович руководил городским литературным кружком в Воронеже, который посещали В.Кораблинов, А.Платонов, А.Шубин ставшие известными писателями.

С 1931 года он возглавляет кафедру педологии Воронежского государственного педагогического института.  Когда в середине 1930 гг. педология была подвергнута идеологическому разгрому и кафедры педологии повсеместно закрыли, П.Л. Загоровский возглавил кафедру психологии. Более 10 лет работал заместителем директора по учебной и научной работе ВГПИ.

С  1952 по 1955 гг. кафедрой заведовал  доцент Павел Алексеевич Просецкий (1913 – 1997).

Жизнь П.А. Просецкого неразрывно связана с народным образованием. В 1931 г. по окончании Первомайского педагогического техникума в с. Новиково, стал учителем начальной школы, поступил в Воронежский пединститут. Он был выпускником географического факультета ВГПИ. Участвовал в Великой Отечественной войне. Военный сапер, командир взвода, преподаватель огневой подготовки лейтенант П.А. Просецкий награжден Орденом Отечественной войны II степени и шестью медалями. После демобилизации в декабре 1945 г. он поступил на Высшие педагогические курсы при МГПИ им. В.И.Ленина, а в 1946 г. был уже аспирантом кафедры психологии.

 В 1949 г., когда состоялась защита кандидатской диссертации, выполненной под руководством проф. К.Н. Корнилова, начинается новый этап в творческой жизни П.А. Просецкого. Его вторым домом стала кафедра психологии Воронежского пединститута, где он работал старшим преподавателем, доцентом, а с декабря 1952 г. - заведующим кафедрой. В 50-х гг. определился круг его научных интересов. Это вопросы воспитания молодежи и психология коллектива, отразившиеся в названиях публикаций: "О диспутах по вопросам воспитания молодежи", "Каким должен быть настоящий друг", "Единые требования к поведению учащихся", "Психология коллектива в трудах В.М. Бехтерева".

60-е гг. для Павла Алексеевича начались с командировки во Вьетнам. В течение полутора лет для преподавателей и аспирантов Ханойского пединститута он читал курс лекций по психологии, одновременно являясь консультантом Министерства просвещения Демократической Республики Вьетнам.  За просветительскую научно-преподавательскую деятельность правительство этого государства  в 1961 г. наградило П.А. Просецкого медалью "Дружба".

П.А. Просецкий вел активную научную и научно-методическую работу. Его перу принадлежит монография «Социально-психологические проблемы учебно-воспитательного коллектива» и еще более 50 научных и научно-методических работ. Научные интересы П.А. Просецкого лежат в области психологии школьного коллектива, социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к условиям высшей школы, психологических основ профессионального самосовершенствования студентов педвуза

Активная преподавательская практика и научное творчество были положительно оценены и на Родине: в 1962 г. П.А. Просецкий был награжден нагрудным знаком "Отличник народного просвещения". Плодотворным результатом длительного и кропотливого труда явилась докторская диссертация "Психологические основы формирования коллектива (на материале средней школы и вуза)", успешно защищенная в 1971 г. В 1972 г. П.А. Просецкий вернулся на кафедру психологии МГПИ им. В.И. Ленина, которую возглавлял до 1986 г.

В 1973 году заведующим кафедрой стал Иван Федорович Мягков (1923 – 2007).

И.Ф.Мягков родился 18 сентября 1923 года в с. Криуша Воронежской области. После тяжелого ранения на фронте во время Великой Отечественной войны и госпиталя он поступил в Воронежский государственный медицинский институт и по окончании его стал клиническим ординатором, а затем аспирантом кафедры психиатрии. Его научные интересы были направлены на изучение пограничных нервно-психических расстройств и психиатрии. Защитив в 1955 году кандидатскую диссертацию, И.Ф.Мягков работал вначале ассистентом, а затем доцентом кафедры. После защиты докторской диссертации в 1973 году был избран заведующим кафедрой психологии Воронежского государственного педагогического института.

  И.Ф.Мягков известен как глубокий и разносторонний ученый, чьи исследования положили начало интеграции в изучении высшей нервной деятельности, психопатологии, психологии и психокоррекции девиантного поведения детей и подростков. Он был соисполнителем общесоюзных программ «Структурно-функциональные основы системной деятельности и пластичность мозга», «Комплексной программы по изучению недифференцированной умственной отсталости». Федеральной программы «Дети Чернобыля». Им возглавляется лаборатория по проблеме «Психопрофилактика и психокоррекция девиантного поведения и психосоматических нарушений в современной общеобразовательной школе», которая включена в комплексную программу «Личностно-развивающие образовательные системы» Южно-Российского региона РАО. Результаты этих исследований представлены на международных психологических конференциях и конгрессах в Париже, Мюнхене, Лейпциге, Москве, Санкт-Петербурге и др. городах, а в 1993 году — на организованной им международной конференции в Воронеже.

И.Ф.Мягков являлся действительным членом Московской психотерапевтической академии. Академии педагогических и социальных наук и почетным членом Нью-Йоркской международной ассоциации социально-психологического тренинга.

И.Ф. Мягков - Заслуженный деятель науки РФ,  являлся председателем правления Воронежского регионального отделения Российского психологического общества (РПО).

Иван Федорович награжден правительственными наградами: орден «Отечественной войны» II степени; орден «Отечественной войны» I степени (1985 год), ордеy «Дружбы народов» (1981 год), медаль «За боевые заслуги в годы Отечественной войны».

И.Ф. Мягков является выдающимся организатором профессионального образования психологов в нашей стране. Его работа в качестве председателя научно-методического Совета по практической психологии учебно-методического объединения Министерства образования Российской Федерации позволила организовать подготовку психологов в десятках вузов нашей страны.

В ВГПУ подготовка педагогов-психологов стала осуществляться в 1989 году на открывшемся отделении «История и психология».

В 1990 году был организован спецфакультет по подготовке практических психологов на базе высшего образования.

В 1994 году открывается психологическое отделение, а в 1995 году – психолого-педагогический факультет ВГПУ.  С 1995 г. по 2007 г. Иван Федорович возглавлял кафедру практической психологии.

В 2008 году кафедрой практической психологии была организована международная научно-практическая конференция «Практическая психология: проблемы и перспективы», посвященной памяти профессора И.Ф. Мягкова (18-20 сентября 2008 года).

С 2008 года кафедру практической психологии возглавляет кандидат психологических наук, доцент Худякова Татьяна Леонидовна.



Сотрудники

Худякова Татьяна Леонидовна
зав. кафедрой
8-915-583-38-77
kafedra-pp@mail.ru

Образование Московский Государственный Университет им. Ломоносова, ф-т Психологии, 1983, специальность «Психолог. Преподаватель психологии»
Стаж научно-педагогической деятельности. 24 года. Является сотрудником кафедры психологии ВГПИ, с 1989 г. С 2008 г. – заведующая кафедрой практической психологии Психолого-педагогического ф-та.
Научные публикации: Общее кол-во публикаций более 70, из них монография «Формирование коммуникативной компетентности студентов-психологов».
Научная степень. Кандидат психологических наук. Специальность 19.00.07 – Педагогическая психология.
Тема: Межличностная обратная связь в педагогическом общении (1996 г.).
Учебные дисциплины: социальная психология, качественные и количественные методы психолого-педагогического исследования, методы активного социально-психологического обучения.
Профессиональное сообщество: Руководитель Воронежского регионального отделения Российского Психологического Общества.
Сфера научных интересов: социальная психология и психология образования.
Вахтель Лариса Викторовна
профессор

Профессор кафедры практической психологии, доктор психологический наук.
Окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных (Москва, 1993) по специальности фортепиано с присвоением квалификации «солист», «концертмейстер», «преподаватель». С 2000 года преподает в ВГПУ на кафедре теории, истории музыки и музыкальных инструментов (с 2010 в должности профессора). В 2003 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование индивидуального стиля исполнительской деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения» по специальности 19.00.07 (научный руководитель Вьюнова Н.И.). В 2005 присвоено звание доцента. В 2010 году после защиты докторской диссертации на тему «Модель формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студентов» присвоена степень доктора психологических наук по специальности 19.00.07 (научный консультант Вьюнова Н.И.).
Является председателем Воронежской региональной организации
«Союз композиторов России».
Научная деятельность:
- область научных интересов – психология и педагогика высшей школы, психология творчества, музыкальная психология, этнокультурные аспекты творчества и личности, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, духовно-нравственное развитие личности;
- председатель Государственной комиссии на факультете психологии Белгородского госуниверситета;
- член Диссертационного Совета в Курском госуниверситете;
- автор свыше 70 научных публикаций, среди них 15 в журналах, рецензируемых ВАКом РФ (в т. ч. в журналах «Мир психологии», «Акмеология», «Искусство в школе», «Мир образования – Образование в мире», 10 монографий, 2 учебных и 6 учебно-методических пособий.
Аврамова Татьяна Ивановна
доцент

Доцент кафедры практической психологии, кандидат психологических наук
член-корреспондент Международной Академии психологических наук /МАПН/.
Научно-педагогической деятельностью в психологической науке в ВГПУ занимается более 20 лет (с 1991-1992 учебного года). В 1977-м году закончила школу с золотой медалью. В 1982-м году закончила психологический факультет Ярославского университета с красным дипломом. В Ученом Совете того же университета защитила в 2000-м году кандидатскую диссертацию на тему «Личностно-ориентированные тренинги как метод коррекции самоотношения».
Имеет десятки публикаций, учебно-методическое пособие «Гештальттренинг. Теория. Практика». Осуществляет научное руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами студентов психолого-педагогического факультета, работы которых неоднократно награждались грамотами победителей межвузовских научно-практических конференций. Предметом научных интересов доцента Т.И. Аврамовой является исследование факторов и механизмов психологического воздействия в тренинговой группе.
Гридяева Людмила Николаевна
доцент

Доцент кафедры практической психологии, кандидат психологических наук
В 1997 году окончила с отличием Борисоглебский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального образования». Воронежский государственный педагогический университет, 2000, по специальности «Психология».
Ученая степень кандидата психологических наук присуждена диссертационным советом Тамбовского государственного университета им.Г.Р. Державина и утверждена Высшей Аттестационной Комиссией Министерства образования 23 марта 2007 года. Диплом кандидата психологических наук по специальности 19.00.07.- «Педагогическая психология» ДКН № 020803.
Стаж научно-педагогической деятельности в высших учебных заведениях составляет 15 лет. Является автором более 30 научных работ.
Заместителем руководителя Воронежского отделения Российского Психологического Общества с 2005 года.
Клепач Юлия Владимировна
доцент

Доцент кафедры практической психологии, кандидат психологических наук
В 1995 году окончила исторический факультет, отделение «Психология» Воронежского государственного педагогического университета с «красным» дипломом. Закончила очную аспирантуру при кафедре практической психологии под руководством профессора, д.м.н. И.Ф. Мягкова. В 2002 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологическая природа и психокоррекция тревожности у старшеклассников». Ученая степень кандидата психологических наук присуждена диссертационным советом Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова и утверждена Высшей Аттестационной Комиссией Министерства образования 12 марта 2002 года. Диплом кандидата психологических наук по специальности 19.00.07.- «Педагогическая психология» КТ № 076286.
Стаж научно-педагогической деятельности и стаж работы в вузе составляют 18 лет. С 1996 - 1999г.г. участвовала в ряде обучающих программ по направлениям «Телесно-ориентированная психотерапия: культура телесности» под руководством В. Баскакова, «Арт-терапия» под руководством Д.Хломова. В 2001 году окончила «Президентскую программу подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ по специальности «Менеджмент»» ( диплом о профессиональной переподготовке ПП 216441 от 14 июня 2001г.). 13 лет работает в сфере бизнес-консультирования, сотрудничает с рядом организаций в качестве бизнес-тренера.
Имеет 21 публикаций, из них 4 учебно- методических и 17 научных.
Красненкова Светлана Александровна
доцент

Доцент кафедры практической психологии, кандидат психологических наук В 1995 году окончила исторический факультет, отделение «Психология» Воронежского государственного педагогического университета. Окончила аспирантуру ВГПУ, защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Гештальт-ориентированная арт-коррекция психических состояний сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей» по специальности 19.00.06 – юридическая психология. Является руководителем психологической службы УФСИН Воронежской области. Читает лекционные курсы «Основы наркологии» и «Психология девиантного поведения». Имеет более 20 публикаций, из них 2 учебно-методических пособия.
Маркова Ирина Ивановна
доцент

Доцент кафедры практической психологии, кандидат психологических наук
Образование: высшее, Воронежский государственный педагогический университет, исторический факультет, отделение история-психология (1997).
Стаж научно-педагогической деятельности: 6 лет
Общее количество публикаций: 25
Научная степень: кандидат психологических наук
Специальность: 19.00.07. – Педагогическая психология
Тема диссертации: Психолого-педагогические условия профилактики наркотической зависимости у подростков (на примере сельской общеобразовательной школы)
Сфера научных интересов: психология девиантного поведения, психопрофилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними в общеобразовательной среде, психология совладающего поведения
Профессиональные сообщества: член Воронежского регионального отделения Российского психологического общества
Является сотрудником кафедры практической психологии ВГПУ с 2009 года.
Тарасов Вячеслав Иванович
доцент

Доцент кафедры практической психологии, кандидат психологических наук
Закончил ВФ МОГИФК и ВГПИ (курспы переподготовки, по специальности «Педагогика, психология). В1991 г Педагог дополнительного образования Центра творчества детей и юношества Ленинского района. С 1993 г психолог в ПТУ №8
В1995г. Закончил учебную программу по гештальттерапии Московского гештальтинститута.
Кандидат психологических наук по специальности педагогическая психология, диссертация на тему: «Развитие позитивной системы субъективных отношений у подростков с девиантным поведением» научный руководитель Мягков И.Ф.
С 2001 г. Ведущий тренер Московского гештальтинститута
Участник нескольких международных конференций по гештальттерапии.
В Праге 2004 г, В Афинах 2008 г.
Участник международных учебных программ по гештальттерапии под руководством лауреата премии королевы Нидерландов за развитие психотерапии Х. Сименса с 2002 по 2004 гг. Ведущего тренера Европейской Ассоциации гештальттерапии М. Спаньоло-Лобб с 2008 по 2013, и др.
Ведущий и организатор нескольких всероссийских научно-практических конференций и семинаров по гештальттерапии.
Директор и один из основателей Воронежского гештальт центра.
Организатор ежегодных региональных конференций и семинаров Воронежского гештальтсообщества.
Зинченко Татьяна Олеговна
старший преподаватель

Старший преподаватель кафедры практической психологии.
Образование: Московский Государственный Университет им. Ломоносова, ф-т Психологии, 1982, специальность «Психолог. Преподаватель психологии».
Стаж научно-педагогической деятельности. 28 лет. Является сотрудником кафедры психологии ВГПИ, с 1985 г. Является старшим преподавателем кафедры практической психологии психолого-педагогического ф-та ВГПУ.
Учебные дисциплины: Основы саморегуляции, Психодиагностика, Психотерапия, Психология здоровья.
Профессиональное сообщество: Член Воронежского регионального отделения Российского Психологического Общества.
Сфера научных интересов: психология здоровья, психосоматика.
Филатова Лилия Эльдаровна
старший преподаватель

Старший преподаватель кафедры практической психологии, кандидат психологических наук.
Образование. Окончила в 2007г. с отличием Воронежский филиал Московского Гуманитарно-Экономического института. Специальность «Психолог. Преподаватель психологии».
Научная степень. Защитила кандидатскую диссертацию в 2011г. на тему : «Формирование коммуникативной компетентности студентов-психологов» по специальности 19.00.07 – педагогическая психология. Научный руководитель – Худякова Т.Л.
Имеет более 20 научных публикаций, в том числе 3 в периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикаций научных исследований, монография и 2 учебно-методических пособия.
Сфера научных интересов – формирование коммуникативной компетентности студентов.
Профессиональное сообщество: член Российского Психологического Общества.
Ведет активную воспитательную деятельность. На протяжении нескольких лет является куратором студентов первого курса, победителем конкурса кураторов.
Севрюкова Алла Николаевна
ассистент

Ассистент кафедры практической психологии
Награждена Золотой медалью ВФ МГЭИ, является призером международной конференции молодых ученых им. М.В. Ломоносова (МГУ), имеет более 30 научных публикаций, стаж работы педагогом-психологом в МБОУ СОШ №18 города Воронеж 5 лет. Сфера научных интересов – формирование коммуникативной и рефлексивной компетентности старшеклассников и студентов.

Конференции

19 апреля состоялась ежегодная научно-практическая конференция преподавателей и аспирантов кафедры практической психологии


20 апреля на кафедре практической психологии состоялась ежегодная научно-практическая конференция  школьников по психологии 


22 апреля состоялась ежегодная научно-практическая конференция студентов и магистрантов кафедры практической психологии