Размер
шрифта

Цвет
сайта

Показывать
картинки

Шрифт
Кернинг
Толщина шрифта

Цвет сайта

Кафедра общей и педагогической психологии

О руководителе

Трофимова Наталья Борисовна
Заведующая кафедрой общей и педагогической психологии
239-08-22
n_trofimova@mail.ru

Местонахождение

394043, Центральный федеральный округ, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86, главный учебный корпус, ком.411

kafedra_opp@mail.ru

Историческая справка


Кафедра общей и педагогической психологии ВГПУ является преемницей научных традиций кафедры педологии, существовавшей в Воронежском педагогическом институте со дня его основания до 1936 г., когда она была переименована в кафедру психологии. Ее заведующим был Павел Леонидович Загоровский, известный ученый, профессор. Вместе с ним на кафедре активно вели исследовательскую и педагогическую деятельность профессор В.А. Яковлев, доцент И.М. Быковская, М.М. Масленников и др. Многие преподаватели были участниками Великой Отечественной войны и после ее окончания вернулись в свой родной институт.


Затем кафедрой психологии заведовал с 1952 по 1955 гг. доцент Павел Алексеевич Просецкий. Он был выпускником географического факультета ВГПИ, участвовал в Великой Отечественной войне. После войны окончил высшие педагогические курсы и аспирантуру при кафедре психологии МГПИ им. В.И. Ленина. В Воронежском педагогическом институте П.А. Просецкийработал с 1949 по 1972 гг.


Заведуя кафедрой психологии (1952-1955 гг.), он успешно вел исследовательскую работу, руководил аспирантами, привлек к работе на кафедре молодые кадры (С.К. Морозов, В.П.Колпачев).
В 1955 г. кафедры педагогики и психологии ВГПИ приказом ректора объединяются. В таком виде кафедра функционировала до 1966 года. После выделения из ее состава двух самостоятельных кафедр – педагогики и психологии, кафедрой психологии вновь заведует П.А. Просецкий, которыйв 1972 году успешно защищает докторскую диссертацию в МГПИ и уезжает работать в Москву.


В 1958 г. в Воронеже оформилось отделение Общества психологов, в состав которого вошли сотрудники кафедр психологии педвузов Воронежа, Курска, Орла, Тамбова, Белгорода, Пензы, Мичуринска, Борисоглебска, Ли­пецка и Ельца. В его деятельности самое активное участие принимали препо­даватели кафедры педагогики и психологии.


В 1973 г. заведующим кафедрой психологии стал доктор медицинских наук профессор Иван Федорович Мягков. С именем И.Ф. Мягкова связан продолжительный период работы ка­федры, формирование научной школы. Его перу принадлежат сотни научных работ по проблемам психологии, он является автором учебника «Медицин­ская психология», по которому учатся студенты медицинских вузов страны. И.Ф. Мягков стал одним из инициаторов создания психолого-педагогического факультета в нашем вузе в 1995 г. и возглавил факультет­скую кафедру практической психологии.


Общеуниверситетская кафедра общей и педагогической психологии, созданная в сентябре 1995 г., стала преемницей кафедры психологии. Ее за­ведующим стал доктор психологических наук, профессор Евгений Андрее­вич Корсунский. В составе кафедры работали 2 доктора наук, профессора; 8 кандидатов наук, доцентов; 3 старших преподавателя. Более половины из них закончили Воронежский государственный педагогический институт.


С 2000 по 2011 г. кафедрой заведовала доктор педагогических наук, профессор Нелли Михайловна Трофимова. По ее инициативе сформировалось новое направление научной деятельности кафедры: «Интеграция психологических и педагогических знаний в процессе подготовки учителя». Внимание к школь­ным проблемам усилилось, новые направления научных исследований стали отражать актуальные вопросы развития, воспитания обучения школьников, подготовки педагогических кадров. Реализация научных идей осуществлялась в теоретических и практических исследованиях. Были организованны экспери­ментальные площадки на базе школы № 26 г. Воронежа, сельских школ Семилукского района Воронежской области, детского оздоровительного лагеря «Дубки» в Подмосковье и др.


Научно-исследовательская работа проходила в русле педагогической концепции: «Культура - Нравственность - Личность». На кафедре были открыты аспирантура и докторантура.


С 2011 г. заведующая кафедрой - доктор психологических наук, профессор Трофимова Наталья Борисовна. В 2009г. она защитила докторскую диссертацию по теме «Концепция развития духовного потенциала старшего школьника в образовательном процессе». Трофимовой Н. Б. опубликовано 120 научных работ, из них 5 монографий, 12 научных пособий. Областью научных интересов является исследование духовности личности и нравственное совершенствование молодежи. У Трофимовой Н.Б. открыта аспирантура по направлению «Педагогическая психология».

Огромное значение придается научной подготовке студентов, будущих магистров, аспирантов. Заседания кафедры про­ходят ежемесячно по самым актуальным психолого-педагогическим пробле­мам. Организуются исследования студентов в масштабах области. Преподаватели кафедры активно вовлекают в исследовательскую дея­тельность студентов всех факультетов. Итоги обсуждаются на ежегодных научно-практических конференциях.



Сотрудники

Трофимова Наталья Борисовна
Заведующая кафедрой общей и педагогической психологии
239-08-22
n_trofimova@mail.ru

Доктор психологических наук, профессор. С сентября 2011 г. заведующая кафедрой общей и педагогической психологии.
Трофимовой Н. Б. опубликовано более 120 научных работ, из них 5 монографии, 9 учебных пособий, 12 статей издательства ВАК. В 2005 г. в издательстве «Питер» опубликованы два учебных пособия, за которые Наталья Борисовна вместе с коллективом авторов получили награду администрации Воронежской области. В 2011 г. издана монография «Развитие духовного потенциала старшего школьника в эмпирических данных» в Германии. Трофимова Н. Б. принимает активное участие в международных конференциях: 2010 г. – конференция в Черногории, 2011 г. – международные конференции в Китае и Армении. Область научных интересов – духовность личности и нравственное совершенствование молодежи
Пушкина Тамара Федоровна
Кандидат педагогических наук, доцент
239-08-22
pushkina.dom@yandex.ru

В 1982 г. закончила историко-педагогический факультет ВГПИ, в 1990 г. – курсы организаторов психологической службы в Краснодаре (КубГУ,КубИУУ). В 2000г. защитила кандидатскую диссертацию под руководством профессора Н.М. Трофимовой. Сфера научных интересов – становление гражданственности личности школьника средствами краеведения. Имеет более 30 публикаций. За комплект учебных пособий по возрастной и специальной психологии в 2006 г. получила Диплом администрации Воронежской области. УМК по гражданскому воспитанию школьников в 2010 г. – занял 2 место во Всероссийском конкурсе. В 2011 г. приняла участие в Международной археологической экспедиции, изучая специфику становления гражданственности личности в условиях межкультурного обмена.
Степанова Галина Семеновна
Кандидат психологических наук, доцент
239-08-22
gsstepanova@mail.ru

Закончила факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета. В 1999 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Этническое самосознание студентов педагогического вуза и его регулирование в условиях учебной деятельности».

Автор более 80 научных работ. Из них - 4 монографии, 13 статей, опубликованных в журналах ВАК. В 2011г. в Германии ею издана монография «Этническое самосознание современной молодежи. Содержание, функции, динамика». Под руководством Степановой Г. С. защищено две кандидатские диссертации по педагогической и социальной психологии. С 2012 года в рамках гранта РГНФ Степановой Г. С. разрабатывается научная тема, посвященная интегративному подходу к исследованию этнического самосознания молодежи в период социальных преобразований в обществе. Под ее руководством ежегодно проходят научно-практические конференции студентов по психолого-педагогическим проблемам современной школы.
Ланина Надежда Владимировна
Кандидат психологических наук, доцент
239-08-22
nadlan@list.ru

В 1978г. получила базовое психологическое образование в Ростовском государственном университете. До 1989 г. работала как практический социальный психолог, затем как медицинский психолог со специализацией в области психотерапии семейных отношений. В 1988 г. прошла стажировку по психологии семейных отношений в семьях детей с неврозами у Главного детского психотерапевта г. Санкт-Петербурга А.И. Захарова. С 1989г. работает на кафедре психологии ВГПУ. В 2000 г. защитила кандидатскую диссертацию по психологии на тему «Психологические особенности полоролевого развития подростков в семье».
Имеет сертификат Московского Гештальт-института по учебной программе «Гештальт-терапия. Гештальт-консультирование». Научные приоритеты - семейное консультирование, гендерное развитие личности, психология осознанности человека. Является автором более 55 научных и учебно-методических работ.
Щиголева Нина Васильевна
Кандидат педагогических наук, доцент
239-08-22
shchigoleva.n.v@mail.ru

В 1976 г. окончила педагогическое училище по специальности «Учитель начальных классов». В 1981 г. с отличием окончила психолого-педагогический факультет МГПИ им. В. И. Ленина. Работала в Борисоглебском пед. институте; в последние годы была деканомПиМНО. В 1992 г. защитила кандидатскую диссертацию в МПГУ. Училась в докторантуре ВГПУ. С 2002 г. работает на кафедре общей и педагогической психологии. Имеет более 80 научных публикаций. Значимые работы: «Теория и методика воспитания», «Педагогическая психология». Научные интересы: культурно-образовательное пространство в современной школе, вузе; здоровьесберегающие технологии образования.
Поленякина Елена Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент
239-08-22
polenykina@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент. 1993-2001 гг. работала на кафедре психологии Балашовского государственного педагогического института. В 2000 году защитила диссертацию по теме «Формирование ценностных ориентация учащихся начальных классов в условиях школьной жизни». С 2001 г. по настоящее время работает на кафедре общей и педагогической психологии ВГПУ.
Имеет более 45 научных публикаций. В 2006 г. получила Диплом администрации Воронежской области за учебное пособие «Практикум по общей психологии». Сфера научных интересов – нравственное развитие личности.
Рогов Михаил Владимирович
Кандидат биологических наук, доцент
239-08-22
rogov.mihail@gmail.com

На кафедре работает с 2005 года по настоящее время. Область научных интересов - психология здоровья. Автор более 40 научных и учебно-методических работ. Активно участвует в проведении городских, областных семинаров-практикумов для педагогов, работников системы здравоохранения. В 2015 году отмечен благодарностью департамента здравоохранения Воронежской области при поддержке Правительства Воронежской области за многолетний труд в области охраны здоровья граждан, высокий профессионализм и значительный личный вклад по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни среди населения. Пройдено повышение квалификации по программам обеспечения качества высшего профессионального образования: «Системы обеспечения качества и управление качеством образования по направлениям профессиональной подготовки» (Исследовательский центр ПКПС Московского института стали и сплавов, Москва, 2008); «Управление качеством в образовании» (ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет», Воронеж, 2008); «Современные технологии в гуманитарном образовании» (ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», Москва, 2011); «Проектирование образовательного процесса в вузе в контексте изменений законодательства и специфика внедрения ФГОС нового поколения (Современные достижения и технологии в преподавании психологии)» ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет», Воронеж, 2015).
Гончаренко Елена Семеновна
Старший преподаватель
239-08-22
elena_sg@inbox.ru

Опубликовано более 15 научных и учебно-методических работ, в том числе 4 в периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикаций научных исследований, монография и 1 учебно-методическое пособие. Принимала активное участие в разработке внутриуниверситетского научного гранта по теме : «Проектирование оценочных средств для реализации образовательных программ ВПО по модулю «Психология» при компетентностном подходе»
Область научных интересов – формирование инновационного поведения будущих учителей. Пройдено повышение квалификации по программам обеспечения качества высшего профессионального образования:«Проектирование образовательного процесса в вузе в контексте изменений законодательства и специфика внедрения ФГОС нового поколения (Современные достижения и технологии в преподавании психологии)» ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет», Воронеж, 2015). Заканчивает обучение в рамках совместного российско-австрийского проекта института повышения квалификации в области детской и юношеской психотерапии OeKids (Австрия) и института Интегративной детской психотерапии «Генезис» (Россия) по специальности «Психотерапия детей и подростков
Юртаева Светлана Сергеевна
Лаборант
239-08-22
kafedra_opp@mail.ru

Лаборант кафедры общей и педагогической психологии. Светлана Сергеевна в 2013 году с отличием закончила Старооскольский педагогический колледж по специальности преподаватель начальных классов с дополнительной подготовкой в области психологии.
В 2013 году поступила на гуманитарный факультет ВГПУ. В настоящее время Светлана является студенткой третьего курса заочной формы обучения. С сентября 2013 года работает лаборантом на кафедре общей и педагогической психологии

Новости


Конференции


11 апреля состоялась ежегодная научно-практическая конференция преподавателей и аспирантов кафедры общей и педагогической психологии.

22 апреля состоялась ежегодная научно-практическая конференция студентов и магистрантов кафедры общей и педагогической психологии.

Публикации


Трофимова Н.Б. Духовный потенциал русского народа как основа понимания славянских культур Интеграциjа на славjанските култури: проблеми и перспективи; Зборник на научни трудови од мегународна конференциjа /  (уредувачки одбор:Jован Дамjановски, Стоjан Пржовски, Душан Николовски), - Свети Николе; Мегународен центар за славjанска просвета, 2010.


Трофимова Н.Б. Акмеологическая культура как качественная сторона вектора развития духовного потенциала личности Материалы всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание современной молодежи: проблемы и перспективы» Воронеж, ВГПУ,2010.


Трофимова Н. Б. Психология развития личности Психология развивающейся личности Тамбов, изд. дом ТГУ им. Державина 2011  С. 295-308.


Трофимова Н. Б. Развитие духовного потенциала старшего школьника в эмпирических данных LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH. & Co KG, Dudweiler Landstr. 99 Saarbrucken, Germany


Трофимова Н. Б. Развитие ДП старшего школьника как основа психологической безопасности его жизнедеятельности Материалы VIII Международной научно-практической конференции,  2011. г. Челябинск – СПб –Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2007 Челябинск – Спб.: Изд-во ЧГПУ, с. 371-377


Трофимова Н. Б. Духовный потенциал личности в современных условиях Тамбов, изд. Дом ТГУ им. Державина, с. 247-256.


Трофимова Н. Б. Картина мира дошкольника как предмет психологических исследований Акмеология, № 3, спец. выпуск, посвященный VI международной науч. конференции «Акмеология – личностное и профессиональное развитие человека», Москва, с. 216-220


Трофимова Н. Б. Психологические аспекты субъективного качества жизни студентов Акмеология, № 3 спец. выпуск, посвященный VI международной науч. конференции «Акмеология – личностное и профессиональное развитие человека», Москва. С. 220-223


Трофимова Н. Б. Психолого-педагогические аспекты модернизации педагогического образования в России Китай Изд-во Юго-восточного университета г.Чунцин. С. 82-96


Трофимова Н. Б. Духовные потребности личности – показатель устойчивости ее развития Армения. Материалы Международной научно-практической конференции.  Ереван. ЕГУ 2011. С. 175-179.


Трофимова Н.Б. Акмеологическая культура как качественная сторона вектора развития духовного потенциала личности Материалы всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание современной молодежи: проблемы и перспективы» Воронеж, ВГПУ,2010.


Трофимова  Н. Б., Пушкина Т.Ф., Трофимова Н.М., Щиголева Н.В.. Психология Учебное пособие/ под ред. Н.Б. Трофимовой. -Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2012. – 240 с.


Трофимова  Н. Б., Степанова Г.С., Поленякина Е.В. Профессиональное становление личности студента в процессе педагогической практики: учебно-методическое пособие для магистров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование»/– Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2012. 40с.


Трофимова  Н. Б. Духовный потенциал личности в современных условиях XVII Державинские чтения. Академия социальных и образовательных технологий: мате-риалы общерос. науч. конференции. М-во образ. и науки  РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб.гос ун-т им. Г.Р.Державина». Тамбов: Издат дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. С.120-125.


Трофимова  Н. Б. Транскоммуникация как духовная основа диалога. // «Восток-Запад», - Македония, 2012


Трофимова  Н. Б., Филатова О.Н. Психологические условия  и факторы формирования картины мира дошкольника. ( ВАК) Акмеология №1, 2012. - С. 173-174.


Трофимова Н. Б., Чайка Е.С. Психолого-акмеологическое пространство как условие повышения качества жизни личности студента ( ВАК) Акмеология №1, 2012.С. 108-109.


Трофимова  Н. Б. Психологические проблемы семьи и брака в современном российском обществе // Департамент образования города Воронежа. 2012.


Трофимова  Н. Б., Филатова О.Н. Детское экспериментирование» как средство формирования основ картины мира«дошкольника. ( ВАК) Перспективы науки №5 (32). 2012г. С. 415-418. (ВАК)


Трофимова Н. Б., Ярмонова А.А Особенности психического здоровья студентов-спортсменов. ( ВАК) Акмеология №2, 2012. - С.159-161.


Трофимова  Н. Б., Трофимова Н.М., Вэй Син (Китай). Особенности адаптации китайских студентов к межкультурному общению в  образовательной среде российского вуза Психология: актуальные  проблемы и тенденции развития: мат-лы Междунр. научно-практической конференции.  ФГБОУ  ВПО  «БГПИ». Борисоглебск. 2012. С. 103-107.


Трофимова  Н. Б., Трофимова Н.М., Ши Лонвей (Китай) Нравственная позиция и её становление у студентов педагогического вуза Психология: актуальные  проблемы и тенденции развития: мат-лы Междунр. научно-практической конференции.  ФГБОУ  ВПО  «БГПИ». Борисоглебск. 2012. С. 148-153.


Трофимова  Н. Б., Духовный потенциал старшего школьника и условия его развития  в акмеологическом аспекте Известия Воронежского госпедуниверситета. Том 258. Психология и педагогика: сборник научных трудов. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет. 2012. 372 с. С. 140-145.


Трофимова Н.Б., Степанова Г.С., Поленякина Е.В. Профессиональное становление личности студента в процессе педагогической практики. Учебно-методическое пособие для магистров, обучающихся по направл. «Педагогическое образование» Воронеж, ВГПУ.- 2012.


Трофимова Н.Б., Степанова Г.С., Поленякина Е.В. Профессиональное становление личности студента в процессе педагогической практики. Воронеж, ВГПУ. 2012.


Трофимова Н.Б., Гочаренко Е.С. Концептуальные основы развития инновационного поведения у студентов педагогического вуза Акмеология №3 (47). Москва2013. входит в перечень ВАК


Трофимова Н.Б., Бирюкова О.А. Развитие честолюбивых устремлений у студентов в процессе обучения  Акмеология №3 (47). Москва2013. входит в перечень ВАК


Трофимова Н.Б. Развитие духовного потенциала старшеклассников. Акмеология №3 (47). Москва, 2013. входит в перечень ВАК


Трофимова Н.Б. Нравственная культура как механизм духовного роста студентов педвуза // Мегународен диjалог: исток-запад: (култура, славjанство и економиjа: зборник на трудови: Четврта мегународна научна конференциjа. – Свети Николе: Мегународен славjански институт «Г.Р. Державин». Свети Николе: Мегународен славjански институт «Г.Р. Державин»


Трофимова Н.Б. Роль социальных ожиданий в развитии духовного потенциала старшеклассников//«Теоретические и прикладные проблемы современной психологии»: материалы IV международной научно-практической конференции. Ереванcкий государственный университет. Ереванcкий государственный университет.


Трофимова Н.Б. Психолого-акмеологические особенности развития духовного потенциала старшего школьника // XVIII Симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме». М.:ФГНУ «Психологический институт РАО».- 2013.


Трофимова Н.Б. Развитие и реализация духовного потенциала в процессе психолого-педагогического сопровождения студентов педагогического вуза в образовательной деятельности//Воспитательная деятельность в вузе: проблемы, эффективность, качество: материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1. Воронеж, 16-17 апреля 2013 г. –  Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга».


Трофимова Н.Б. Нравственное состояние современного Российского общества и психологическое здоровье молодежи//Здоровьесберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения: материалы VIII Международной научно-практической конференции. Челябинск. Челябинск. СПб.: ЦНИТ «Астерион»; Челябинск: Изд-во ЧГПУ


Трофимова Н.Б. Психологическая технология развития духовного потенциала старших школьников. Известия ВГПУ.Серия "Педагогические науки","Гуманитарные науки", "Естественные науки", №1 (260),  ВГПУ, Воронеж, 2013.


Трофимова Н.Б. Духовный потенциал старшего школьника как характеристика становления многомерного мира личности старшеклассника// Тамбов (в печати). Тамбов. ТГУ


Трофимова Н.Б. Технология психолого-педагогического сопровождения  развития духовного потенциала старших школьников // Международная научно-практическая конференция «Поликультурное образование: современное состояние, тенденции. Борисоглебск. БГУ


Трофимова Н.Б., Гончаренко Е.С. Концептуальные основы развития инновационного поведения у студентов педагогического вуза. Акмеология №3 (47). Москва2013. Входит в перечень ВАК


Динамика ценностей молодежи и их деформация // Известия ВГПУ (в печати). — Воронеж, 2015. — С. 13.


Трофимова, Н. Б Культурно-нравственное модерирование как основная составляющая психологической технологии развития духовного потенциала школьников /  // Материалы Международной научно-практической конференции «Воспитательная деятельность в вузе: проблемы, эффективность, качество». – Часть 1. Воронеж, ВГУ апрель 2014. — Воронеж, 2014. — С. 207-212


Трофимова, Н. Б. Психология развития / Н. Б. Трофимова, Е. С. Гончаренко, Е. Н. Черкасова. — Воронеж : ВГПУ, 2014. — 140 C. — ISBN 978-5-00044-126-8


Трофимова, Н. Б. Социальная психология / Н. Б. Трофимова, Г. С. Степанова, Н. В. Ланина, Т. Ф. Пушкина, М. В. Рогов, Н. В. Щиголева. — Воронеж : ВГПУ, 2014


Трофимова, Н. Б. Ценности как основополагающая детерминанта и регулято Ценности как основополагающая детерминанта и регулятор личностного развития школьников / Н. Б. Трофимова // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности: материалы 1-ой Международной, научно-практической конференции. — Воронеж, 2014. — С. 18-24.




 


Степанова Г.С. Проблема этнокультурного самоопределения личности в современной России Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Красноярск, апрель 2010.


Степанова Г.С. Взаимоотношение поколений как условие преемственности культурно-исторического опыта Материалы V Межвузовской научно-практической конференции «Социальная психология сегодня: наука и практика», Санкт-Петербург, июнь 2010.


Степанова Г.С. Толерантность как необходимый компонент этнокультурной компетенции будущих педагогов Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию психологической науки и образования в Герценовском университете, Санкт-Петербург, март 2010.


Степанова Г.С. Этническое самосознание русских и построение гражданскогообщества в России Материалы второй международной научной конференции «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии» Смоленск, май  2010.


Степанова Г.С. Особенности национального самоопределения современных студентов Материалы научно-практической конференции посвященной 125- летию Московского психологического общества. 2011


Степанова Г. С. Психология межпоколенной преемственности и трансформация ценностных ориентаций Воронеж, ВГПУ. 2011


Степанова Г. С. Особенности этнокультурного  «Я» в структуре самосознания формирующейся личности Воронеж, ВГПУ. 2011


Степанова Г. С. Этническое самосознание современной молодежи LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH. & Co K G, Dudweiler Landstr. 99 Saarbrucken, Germany. 2011


Степанова Г. С. Историко-культурно-нравственная природа этнического самосознания ж. «Общественные науки», № 7, изд-во МИИ Наука, Москва, 2011. с. 19-25


Степанова Г. С. Этапы и условия актуализации этнокультурного «Я» в самосознании студентов 3-я Всероссийская науч.-пратич. конференция «Миры культур и культура мира»МГППУ, 2011. с. 103-104


Степанова Г. С. Взаимные представления поколенных групп друг о друге Международная конференция «Ананьевские чтения» 2011.


Степанова Г. С. Отражение этнокультурных установок учителей в самосознании старшеклассников спец. выпуск, посвященный VI международной науч. конференции «Акмеология – личностное и профессиональное развитие человека», Москва 2011. -Акмеология, № 3


Степанова Г. С. Соотношение этнокультурной и гражданской идентичности в самосознании студенческой молодежи Вестник ЛГУ им. Пушкина, №4 т. 5, Психология, СПб. 2011, с. 88-99


Степанова Г.С. Содержание этнокультурных установок современных педагогов. Известия Воронежского Госпедуниверситета.Т. - 258. Психология и педагогика. – Воронеж, ВГПУ. 2011. 
Степанова Г.С. Роль позитивных автостереотипов в формировании этнокультурной толерантности студенческой молодежи. Европейский журнал социальных наук. - №2 (18). - Рига-Москва 2011. (входит в перечень ВАК).


Степанова Г.С. Сравнительный анализ мотивационных тенденций в поведении поколенных групп. Акмеология (специльный выпуск) № 2 (2012). – Москва (входит в перечень ВАК).


Степанова Г.С. Опыт историко-психологической реконструкции этнической идентичности русских. Глобальный научный потенциал. - № 9(18). – Санкт-Петербург (входит в перечень ВАК).


Степанова Г.С. Содержание социальных представлений современной молодежи о государстве и Отечестве Глобальный научный потенциал. - № 9(18). – Санкт-Петербург (входит в перечень ВАК)


Степанова Г.С. Особенности этнической идентичности русских: проблемы и перспективы исследования. Социальная психология и общество. - № 4. – Москва, МГППУ (входит в перечень ВАК).
Степанова Г.С. Историко-психологический подход к  исследованию этнического самосознания. «Бъдещите изследования – 2012» / Мат.VIII междунар. научно-практич. конф. – 17-25 февраля. – София, Болгария. – Т.21.- Психология и социология.


Степанова Г.С. INTERGENERATIONAL ADOPTION OF VALUE ORIENTATIONS AS A PREREQUISITE FOR MAINTENANCE OF CULTURAL AND HISTORICAL EXPERIENCE (Поколенная преемственность ценностных  ориентаций как  условие  сохранения культурно-исторического опыта). Европейская наука и  технологии» / Мат. 2-й международной научной конференции. - 9-10 мая 2012 года. - Висбаден, Германия.


Степанова Г.С. Отражение этнической и гражданской идентичности в социальных представлениях современной молодежи. «Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии / Мат. Третьей Междунар. научн. конфер. – 24-25 мая 2012 г. – т.1.  – Смоленск, Смоленский гуманит. ун-т.


Степанова Г.С. Динамика  смысложизненных ориентаций студенческой молодежи в период социальных преобразований в обществе. «Развитие психологии в системе комплексного человекознания» /Мат. Всероссийской  юбилейной научн.конф.  – Часть 2. – Москва, ИП РАН.


Степанова Г.С. Преемственность ценностных ориентаций как условие межпоколенного диалога. «Социальная психология сегодня: наука и практика» /Мат. VII Межвузовской научн.-практич. конф.- 20 марта 2012 г. СПб., СПбГУП.


Степанова Г.С. Особенности интегративного подхода к исследованию этнической идентичности студ. молодежи в условиях  макросоциальных изменений в обществе Европейский журнал социальных наук, 2012. № 7 (35). -  Москва, МИИ, входит в перечень ВАК


Степанова Г.С.   Особенности смысложизненных ориентаций младшей, средней и старшей поколенных групп Акмеология, №3, Международная академия акмео