Размер
шрифта

Цвет
сайта

Показывать
картинки

Шрифт
Кернинг
Толщина шрифта

Цвет сайта

Кафедра общей и педагогической психологии

О руководителе

Трофимова Наталья Борисовна
Заведующая кафедрой общей и педагогической психологии
239-08-22
n_trofimova@mail.ru

Местонахождение

394043, Центральный федеральный округ, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86, главный учебный корпус, ком.411

kafedra_opp@mail.ru

Историческая справка


Кафедра общей и педагогической психологии ВГПУ является преемницей научных традиций кафедры педологии, существовавшей в Воронежском педагогическом институте со дня его основания до 1936 г., когда она была переименована в кафедру психологии. Ее заведующим был Павел Леонидович Загоровский, известный ученый, профессор. Вместе с ним на кафедре активно вели исследовательскую и педагогическую деятельность профессор В.А. Яковлев, доцент И.М. Быковская, М.М. Масленников и др. Многие преподаватели были участниками Великой Отечественной войны и после ее окончания вернулись в свой родной институт.


Затем кафедрой психологии заведовал с 1952 по 1955 гг. доцент Павел Алексеевич Просецкий. Он был выпускником географического факультета ВГПИ, участвовал в Великой Отечественной войне. После войны окончил высшие педагогические курсы и аспирантуру при кафедре психологии МГПИ им. В.И. Ленина. В Воронежском педагогическом институте П.А. Просецкийработал с 1949 по 1972 гг.


Заведуя кафедрой психологии (1952-1955 гг.), он успешно вел исследовательскую работу, руководил аспирантами, привлек к работе на кафедре молодые кадры (С.К. Морозов, В.П.Колпачев).
В 1955 г. кафедры педагогики и психологии ВГПИ приказом ректора объединяются. В таком виде кафедра функционировала до 1966 года. После выделения из ее состава двух самостоятельных кафедр – педагогики и психологии, кафедрой психологии вновь заведует П.А. Просецкий, которыйв 1972 году успешно защищает докторскую диссертацию в МГПИ и уезжает работать в Москву.


В 1958 г. в Воронеже оформилось отделение Общества психологов, в состав которого вошли сотрудники кафедр психологии педвузов Воронежа, Курска, Орла, Тамбова, Белгорода, Пензы, Мичуринска, Борисоглебска, Ли­пецка и Ельца. В его деятельности самое активное участие принимали препо­даватели кафедры педагогики и психологии.


В 1973 г. заведующим кафедрой психологии стал доктор медицинских наук профессор Иван Федорович Мягков. С именем И.Ф. Мягкова связан продолжительный период работы ка­федры, формирование научной школы. Его перу принадлежат сотни научных работ по проблемам психологии, он является автором учебника «Медицин­ская психология», по которому учатся студенты медицинских вузов страны. И.Ф. Мягков стал одним из инициаторов создания психолого-педагогического факультета в нашем вузе в 1995 г. и возглавил факультет­скую кафедру практической психологии.


Общеуниверситетская кафедра общей и педагогической психологии, созданная в сентябре 1995 г., стала преемницей кафедры психологии. Ее за­ведующим стал доктор психологических наук, профессор Евгений Андрее­вич Корсунский. В составе кафедры работали 2 доктора наук, профессора; 8 кандидатов наук, доцентов; 3 старших преподавателя. Более половины из них закончили Воронежский государственный педагогический институт.


С 2000 по 2011 г. кафедрой заведовала доктор педагогических наук, профессор Нелли Михайловна Трофимова. По ее инициативе сформировалось новое направление научной деятельности кафедры: «Интеграция психологических и педагогических знаний в процессе подготовки учителя». Внимание к школь­ным проблемам усилилось, новые направления научных исследований стали отражать актуальные вопросы развития, воспитания обучения школьников, подготовки педагогических кадров. Реализация научных идей осуществлялась в теоретических и практических исследованиях. Были организованны экспери­ментальные площадки на базе школы № 26 г. Воронежа, сельских школ Семилукского района Воронежской области, детского оздоровительного лагеря «Дубки» в Подмосковье и др.


Научно-исследовательская работа проходила в русле педагогической концепции: «Культура - Нравственность - Личность». На кафедре были открыты аспирантура и докторантура.


С 2011 г. заведующая кафедрой - доктор психологических наук, профессор Трофимова Наталья Борисовна. В 2009г. она защитила докторскую диссертацию по теме «Концепция развития духовного потенциала старшего школьника в образовательном процессе». Трофимовой Н. Б. опубликовано 120 научных работ, из них 5 монографий, 12 научных пособий. Областью научных интересов является исследование духовности личности и нравственное совершенствование молодежи. У Трофимовой Н.Б. открыта аспирантура по направлению «Педагогическая психология».

Огромное значение придается научной подготовке студентов, будущих магистров, аспирантов. Заседания кафедры про­ходят ежемесячно по самым актуальным психолого-педагогическим пробле­мам. Организуются исследования студентов в масштабах области. Преподаватели кафедры активно вовлекают в исследовательскую дея­тельность студентов всех факультетов. Итоги обсуждаются на ежегодных научно-практических конференциях.



Сотрудники

Трофимова Наталья Борисовна
Заведующая кафедрой общей и педагогической психологии
239-08-22
n_trofimova@mail.ru

Трофимова Наталья Борисовна - доктор психологических наук, профессор кафедры общей и педагогической психологии . Работает в Воронежском государственном педагогическом университете с 1994 года на кафедре общей и педагогической психологии. Общий стаж педагогической и научно-исследовательской деятельности составляет 39 лет. Закончила в 1982 году Воронежский государственный педагогический институт физико-математический факультет.
В 1997 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 13.00.01. В 2009 году - докторскую диссертацию по специальности 19.00.13 «Психология развития. Акмеология». В настоящее время доктор психологических наук, профессор Н.Б. Трофимова заведует кафедрой общей и педагогической психологии Воронежского государственного педагогического университета.
Н.Б. Трофимова имеет более 120 печатных работ, 5 монографии, в т.ч. монографии «Развитие духовного потенциала старшего школьника в эмпирических данных», вышедшей в Германии в 2011 году в издательстве Lambert Academik Publisching. Имеет ряд зарубежных работ, опубликованных в Китае, Македонии, Армении. Под её редакцией опубликованы учебные пособия: «Психология развития» (практикум) в 2014 году, «Психология развития» (теоретический аспект) в 2017 году, коллективная монография «Становление личности будущего педагога в образовательном пространстве вуза» в 2018 году идр.
Наталья Борисовна регулярно принимает участие в международных, всероссийских конференциях , которые проходили в Челябинске, Казани, Тамбове, Томске, Москве, а также Китае, Македонии, Армении и др. Трофимовой Н.Б. организована экспериментальная площадка на базе детского сада №161 г. Воронежа.
Наталья Борисовна является членом редакционной коллегии журнала «Известия ВГПУ», членом учебно-методического совета вуза, членом совета психолого-педагогического факультета, а также работает в аттестационной комиссии ВГПУ.
Трофимова Н.Б. является ведущим научным руководителем в подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре по специальности 19.00.07 «Педагогическая психология». Также она проводит занятия с аспирантами по дисциплине «Психология высшей школы».
Успешная научная и педагогическая деятельность Трофимовой Н.Б. неоднократно отмечена наградами. Наталья Борисовна имеет грамоты Министерства РФ, администрации и департамента Воронежской области. В настоящее время Трофимова Н.Б. успешно руководит кафедрой общей и педагогической психологии ВГПУ, является ведущим специалистом в области психологии развития и акмеологии.
Пушкина Тамара Федоровна
Кандидат педагогических наук, доцент
239-08-22
pushkina.dom@yandex.ru

Пушкина Тамара Федоровна в 1982 году закончила историко-педагогический факультет Воронежского государственного педагогического института. В 1990 году по окончании занятий на курсах при Краснодарском институте усовершенствования учителей получила специальность организатора школьной психологической службы. Сфера ее научных интересов – проблемы становления гражданского самосознания современных школьников средствами краеведения.
С 2001 года кандидат педагогических наук, звание доцента получила в 2006 году. Стаж научно-педагогической работы составляет 21 год, в том числе стаж педагогической работы в высшем учебном заведении -19 лет. Читает лекционные курсы: «Психология человека», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Психология педагогического общения», «Основы специальной педагогики и психологии», «Современные средства оценивания результатов обучения».
За это время Пушкина Т.Ф. опубликовала более 20 учебно-методических работ (в т.ч. в соавторстве с коллегами). Из них два – учебное пособие для студентов педагогических вузов по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии» и по дисциплине «Возрастная психология» рекомендованы УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. Учебно-методический комплекс по гражданскому воспитанию младших школьников «С чего начинается Родина…» в 2009 году занял второе место на Всероссийском конкурсе учебно-методических материалов в помощь педагогам дополнительного образования. Также опубликовано более тридцати научных работ. Из них одна – монография «Гражданское воспитание личности современного школьника средствами краеведения» (2011 г.).
Пушкина Т. Ф. систематически участвует в работе Международных и Всероссийских научно-практических конференций. Выступала на пленарном заседании региональной научно-практической конференции «Инновационные технологии в гражданско-патриотическом воспитании» (Воронеж, 2010). Организовала работу секции на областной научно-практической конференции «Воронежская семья вчера, сегодня, завтра». Она неоднократно участвовала в работе жюри областных конкурсов исследовательских работ школьников в качестве председателя жюри, за что имеет благодарности Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области.
Пушкина Т. Ф. была руководителем областного трехгодичного авторского семинара для педагогов дополнительного образования детей по теме «Становление гражданственности личности школьника средствами краеведения», который организуется Департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области, Областным центром дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания.
Пушкина Т.Ф. ведет большую работу по включению студентов в научно-исследовательскую деятельность. На ежегодных научно-практических конференциях ее студенты занимают первые места. С результатами исследований они выступали на Методсовете Областного центра дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания, а также перед педагогами школ области на семинаре «Психологические особенности гражданского воспитания личности на современном этапе».
Пушкина Т.Ф. участвует в чтении лекций на курсах повышения квалификации педагогов области в системе дополнительного образования ВГПУ, ею разработаны: модуль «Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории школьника» в Программе курсов ПК учителей 5 классов, работающих по ФГОСам основного общего образования второго поколения; модуль «Психолого-педагогические особенности духовно-нравственного воспитания школьников 4-5 классов» в Программе «Основы религиозных культур и светской этики» для учителей начальных классов, истории, русского языка и литературы общеобразовательных школ; программа «Становление гражданственности личности современного школьника средствами краеведения» (108 ч.).
Результаты научных изысканий Пушкиной Т.Ф. внедряются в практику образовательных учреждений Воронежской области.
Степанова Галина Семеновна
Кандидат психологических наук, доцент
239-08-22
gsstepanova@mail.ru

Степанова Галина Семеновна. Закончила факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета. В 1999 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Этническое самосознание студентов педагогического вуза и его регулирование в условиях учебной деятельности».
Автор более 100 научных работ. Из них - 4 монографии, 18 статей, опубликованных в журналах ВАК. В 2011 г. в Германии ею издана монография ««Этническое самосознание современной молодежи. Содержание, функции, динамика». Под руководством Степановой Г. С. защищено две кандидатские диссертации по педагогической и социальной психологии.
В 2012 - 2013 года в рамках гранта РГНФ Степановой Г. С. разрабатывалась научная тема, посвященная интегративному подходу к исследованию этнического самосознания молодежи в период социальных преобразований в обществе. В 2015-2016 годах (также в рамках гранта РГНФ) проводилось исследование по теме «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО И РЕТРОСПЕКТИВНОГО КОНТЕКСТОВ В ИССЛЕДОВАНИИ ФЕНОМЕНА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (на материале Воронежского региона).
В 2017 году Степанова Г.С. принимала участие в международном симпозиуме «Structure and dynamics of human personality in the era of globalization: psycho-socio-pedagogic perspectives» (Кишинев, Молдова) с докладом «Современные (системные) стратегии исследования этнической идентичности». Регулярно принимает участие во всероссийских и международных конференциях в Московском Институте психологии РАН («Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития», 2017г.), Санкт-Петербургском государственном университете профсоюзов («Современные проблемы социальной психологии и социальной работы», 2018г).
С 2018 г. Степанова Г.С. является членом редколлегии международного журнала «EcoSoEn (Economics, Social and Engineering Sciences)» (Кишинев, Молдова).
Под ее руководством ежегодно проходят научно-практические конференции студентов по психолого-педагогическим проблемам современной школы.
Ланина Надежда Владимировна
Кандидат психологических наук, доцент
239-08-22
nadlan@list.ru

Ланина Надежда Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии ВГПУ. В 1978г. получила базовое психологическое образование в Ростовском государственном университете. До 1989 г. работала как практический социальный психолог, затем как медицинский психолог со специализацией в области психотерапии семейных отношений. В 1988 г. прошла стажировку по психологии семейных отношений в семьях детей с неврозами у Главного детского психотерапевта г. Санкт-Петербурга А.И. Захарова. С 1989г. работает на кафедре психологии ВГПУ. В 2000 г. защитила кандидатскую диссертацию по психологии на тему «Психологические особенности полоролевого развития подростков в семье». Имеет сертификат Московского Гештальт-института по учебной программе «Гештальт-терапия. Гештальт-консультирование». Научные приоритеты - семейное консультирование, гендерное развитие личности, психология осознанности человека. Является автором более 60 научных и учебно-методических работ.
За период с 2016 по 2019 год Н.В. Ланина имеет 9 публикаций из них 2 в издательстве ВАК, является одним из авторов коллективной монографии. За данный период Надежда Владимировна принимала активное участие в следующих конференциях: Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития: Вторая Международная научно-практическая конференция (Борисоглебск, 2016); современная психология образования: проблемы и перспективы: Всероссийская научно-практическая конференция (Воронеж, 2016); гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: Международная научно-практическая конференция (Москва, 2016); 6-я Всероссийская научно-практическая конференция.с международным участием «Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни» (Воронеж, 2017); III Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Теоретические и практические аспекты социальной педагогики и психологии девиантного поведения» (Краснодар, 2017); медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни (Воронеж, 2018).
Щиголева Нина Васильевна
Кандидат педагогических наук, доцент
239-08-22
shchigoleva.n.v@mail.ru

Щиголева Нина Васильевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии, имеет общий трудовой стаж – 38 лет. Активно занимается научно-исследовательской работой, ежегодно публикует статьи в журналах списка ВАК, РИНЦ по актуальным проблемам психолого-педагогической науки. За последние три года имеет 15 таких публикаций. Некоторые из них:
Щиголева Н.В. Социализация и адаптация студентов в культурно-образовательном пространстве высшей школы //Проблемы современного педагогического образования. Серия Педагогика и психология. Сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА. Выпуск 59. -Часть 4. - С. 487-490.
Щиголева Н.В. Проблемы социализации в студенческом возрасте //Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2017.- Вып.55. – Ч.7.- С. 347-353.
Ланина Н.В., Пушкина Т.Ф., Щиголева Н.В. Психолого-педагогические проблемы воспитания и личность учителя /Н.В. Ланина, Т.Ф. Пушкина, Н.В. Щиголева //Проблемы современного педагогического образования. Сер.:Педагогика и психология. Научный журнал: Ялта: РИОГПА, 2016.- Вып.53. – Ч.VIII.- С. 169 -176
Щиголева Н.В. О курсе ”Основы специальной педагогики и психологии в педагогическом университете //Известия ВГПУ.- Т. 279. - № 2. С. 204-207.
Нина Васильевна постоянно принимает участие в научных конференциях. Ниже приводится список некоторых из них: научно-практическая конференция «Правовое и духовное образование в системе воспитания молодежи». XXVII Международные Рождественские образовательные чтения. (Москва, 2019); Всероссийская конференция «VIII Всероссийский форум «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития» (Воронеж, 2017); международные Рождественские образовательные чтения. IV Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственная культура в высшей школе: 1917-2017 гг. – осмысление истории (Москва, 2017); III Международная научная конференция «Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен» (Самара, 2017); Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Современная психология образования: проблемы и перспективы» (Воронеж, 2016); международная научно-практическая конференция «Гносеологические основы образования» (Елец, 2016).
Щиголева Н.В. проводила курсы повышения квалификации учителей физической культуры и безопасности жизнедеятельности Бутурлиновки и Бутурлиновского района «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся при переходе на ФГОС» (2016 г.). Также проводила курсы по профессиональной переподготовке дополнительного профессионального образования «Педагогика и методика обучения по технологии» с учителями школ г. Воронежа и Воронежской области в апреле-мае 2017 г. ВГПУ (Руководитель программы Бабина Н.Ф.). Принимала участие в работе образовательного семинара «Учителя. Дети. Родители» президента Международного центра Гуманной Педагогики П.А. Амонашвили и Ш.А. Амонашвили (2017 г.).
Колосова Елена Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент
239-08-22
polenykina@mail.ru

Колосова Елена Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии
В 1993 году с отличием окончила Балашовский педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального обучения». 1993-2001гг. работала на кафедре психологии Балашовского государственного педагогического института. С 2001г. по настоящее время работает на кафедре общей и педагогической психологии ВГПУ.
В 2000г. защитила диссертацию по теме «Формирование ценностных ориентации учащихся начальных классов в условиях школьной жизни» специальность 13.00.01.
Сфера научных интересов – креативность личности, психология художественного творчества, арт-терапия и менторинг одаренных школьников.
Елена Владимировна ежегодно проходит курсы повышения.
Имеет более 45 научных публикаций.
За отчетный период опубликованы следующие работы:
Коллективная монография: Колосова Е.В. Развитие креативности студентов педагогических вузов /Е.В. Колосова, Становление личности будущего педагога в образовательном пространстве Вуза: коллект. монография, под ред. Н.Б. Трофимовой. Воронеж: ВГПУ, 2018. – С.123-143.
Научные статьи: Колосова Е.В., Поленякин, И.В. Мотивация художественного творчества как средство развития креативности студентов педагогических вузов / Е.В. Колосова, И.В. Поленякин // Известия Воронежского государственного педагогического университета. — 2016. — № 3 (272). — С. 185-188.;
Колосова Е.В. Перфекционизм как элемент родительского сценария // Инновационные технологии работы с семьями,находящимися в трудной жизненной ситуации: региональный опытсоциальных преобразований 2016. - С. 139-141.
Колосова Е.В., Поленякин И.В. Формирование креативного класса в России // Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика Сборник научных статей. Москва, 2016. С. 130-135.
Колосова Е.В., Поленякин, И.В. Развития социальной креативности студентов вузов / Е.В. Колосова, И. В. Поленякин // Экономическая психология: проблемы и возможности: Материалы панельной дискуссии — М., 2017. — С. 130-137.
Колосова Е.В. Влияние художественно-творческой деятельности на развитие креативности личности / Е.В. Колосова // Сборник научных статей. Выпуск пятый / Отв. ред. д.э.н. М.В. Полевая, к. психол. н. Е.В. Камнева – М.: СВИВТ, 2017. – С. 228 – 236.
Колосова Е.В. Психологическая готовность студентов педагогических вузов к менторингу одаренных школьников // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2018.- Вып.59. – Ч.4.- С. 412-415.ВАК (https://elibrary.ru/authors.asp)
Колосова Е.В. Менторинг как форма работы с одаренными детьми / Е.В. Колосова // Известия Воронежского государственного педагогического университета. — 2018. — № 2 (279). – С.208-210.
Колосова Е.В. постоянно принимает участие в научных конференциях. Некоторые из них: всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные технологии работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации: региональный опыт социальных преобразований» (Балашов, 2016); международная конференция «Психология развития человека как субъекта труда. Развитие творческого наследия Е.А. Климова» (МГУ, Москва, 2016); всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Экономическая психология: проблемы и возможности» (Москва, 2017); IX Международный научный студенческий конгресс «Цифровая экономика: новая парадигма развития», посвященного 100-летию Финансового университета». - Молодежная конференция «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалиста в новой социо-экономической среде» / Финансовый университет при Правительстве РФ (2018); 2-ая Всероссийская научно-практическая конференция «Государственное управление и проектный менеджмент: современные подходы и технологии» (МГУУ, Москва, 2018).
Колосова Е.В. имеет научно-педагогический стаж – 25 лет, в том числе стаж работы в должности доцента кафедры общей и педагогической психологии ВГПУ – 16 лет.
Рогов Михаил Владимирович
Кандидат биологических наук, доцент
239-08-22
rogov.mihail@gmail.com

Рогов Михаил Владимирович. Кандидат биологических наук, доцент. На кафедре работает с 2005 года по настоящее время. Преподаваемые дисциплины: «Общая психология», «Психология человека», «Психология развития», «Социальная психология», «Педагогическая психология», «Основы специальной педагогики и психологии», «Психология и педагогика». Область научных интересов – психология здоровья, педагогическая психология.
Имеет свыше 55 научных и учебно-методических работ. Недавними учебными изданиями являются «Педагогическая психология (практикум) для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" всех профилей» (2017), а также «Педагогическая психология (для иностранных учащихся)» (2017).
Совершенствование психолого-педагогической подготовки студентов педагогического вуза отражено в некоторых научных трудах в рецензируемых научных изданиях из перечня ВАК:
- Психолого-ориентированный подход в формировании профессиональных компетенций у студентов педвуза / соавт. - Н.Б. Трофимова, Е.С. Гончаренко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. № 6. 2015.
- Психологические условия управления самостоятельной работой студентов в педагогическом вузе // Казанский педагогический журнал. №2(121). 2017.
- Психологические особенности самоуправления как фактора самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов // Проблемы современного образования. Сер.: Педагогика и психология. - Ялта: РИО ГПА. Вып.55.-Ч.6. 2017.
Активно принимает участие в научно-педагогической работе кафедры общей и педагогической психологии посредством выступления на заседаниях кафедры, посвященных обсуждению современных научных психологических проблем с активным обсуждением и предложениями по оптимизации научно-исследовательской работы аспирантского состава кафедры. Студенты, участвующие в психологических студенческих конференциях под руководством Рогова М.В., занимают призовые места.
Повышение квалификации:
• «Проектирование образовательного процесса в вузе в контексте изменений законодательства и специфика внедрения ФГОС нового поколения (современные достижения и технологии в преподавании психологии)», ВГПУ, Воронеж, 2015;
• «Дистанционные образовательные технологии и пользовательские аспекты системы дистанционного образования eLearning Server 4G». ВГПУ, Воронеж, 2016;
• «Менеджмент образовательной организации». ВГПУ, Воронеж, 2017;
• «Проектирование образовательного процесса в вузе в контексте изменений законодательства, организация инклюзивного образовательного процесса и специфика внедрения ФГОС ВО3++ (профиль - современные достижения и технологии в преподавании психологии)», ВГПУ, Воронеж, 2018;
• «Фонд оценочных средств как средство независимой оценки качества образования. Использование редактора ФОС для управления оценочными средствами в электронной информационно-образовательной среде вуза», ВГПУ, Воронеж, 2018;
• «Электронно-информационная среда вуза. Информационная безопасность. Дистанционные образовательные технологии», ВГПУ, Воронеж, 2018.
Награды:
• Благодарность департамента здравоохранения Воронежской области при поддержке Правительства Воронежской области за многолетний труд в области охраны здоровья граждан, высокий профессионализм и значительный личный вклад по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни среди населения (Департамент здравоохранения Воронежской области, Воронежский государственный медицинский университет, 2015 год).
• Почетная грамота Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области – за многолетний добросовестный труд по подготовке педагогических кадров для отечественного образования, высокий профессионализм, и в связи с 85-летием со дня основания федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 23 сентября 2016 года № 181-л/с).
Гончаренко Елена Семеновна
Старший преподаватель
239-08-22
elena_sg@inbox.ru

Гончаренко Елена Семеновна старший преподаватель кафедры общей и педагогичес кой психологии . Работает на кафедре с 2000 г. За это время опубликовано более 17 научных и учебно-методических работ, в том числе в периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикаций научных исследований.
Елена Семеновна закончила обучение в рамках совместного российско-австрийского проекта института повышения квалификации в области детской и юношеской психотерапии OeKids (Австрия) и института Интегративной детской психотерапии «Генезис» (Россия) по специальности "Психотерапия детей и подростков". Имеет сертификат.
Область научных интересов Гончаренко Е.С. использование интегративного подхода в психологическом консультировании.
Кретова Марина Александровна
Лаборант
239-08-22
kafedra_opp@mail.ru

Кретова Марина Александровна – лаборант кафедры общей и педагогической психологии. В 2017 году окончила Воронежский Государственный Педагогический Университет физико-математический факультет по профилю «Физика, информатика».
В 2017 году поступила в магистратуру в ВГПУ профиль «Физическое образование». В настоящее время Марина является студенткой 2 курса очной формы обучения. С сентября 2017 года работает лаборантом на кафедре общей и педагогической психологии. Имеет 10 научных публикаций.

Новости


Конференции


11 апреля состоялась ежегодная научно-практическая конференция преподавателей и аспирантов кафедры общей и педагогической психологии.

22 апреля состоялась ежегодная научно-практическая конференция студентов и магистрантов кафедры общей и педагогической психологии.

Публикации


Трофимова Н.Б. Духовный потенциал русского народа как основа понимания славянских культур Интеграциjа на славjанските култури: проблеми и перспективи; Зборник на научни трудови од мегународна конференциjа /  (уредувачки одбор:Jован Дамjановски, Стоjан Пржовски, Душан Николовски), - Свети Николе; Мегународен центар за славjанска просвета, 2010.


Трофимова Н.Б. Акмеологическая культура как качественная сторона вектора развития духовного потенциала личности Материалы всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание современной молодежи: проблемы и перспективы» Воронеж, ВГПУ,2010.


Трофимова Н. Б. Психология развития личности Психология развивающейся личности Тамбов, изд. дом ТГУ им. Державина 2011  С. 295-308.


Трофимова Н. Б. Развитие духовного потенциала старшего школьника в эмпирических данных LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH. & Co KG, Dudweiler Landstr. 99 Saarbrucken, Germany


Трофимова Н. Б. Развитие ДП старшего школьника как основа психологической безопасности его жизнедеятельности Материалы VIII Международной научно-практической конференции,  2011. г. Челябинск – СПб –Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2007 Челябинск – Спб.: Изд-во ЧГПУ, с. 371-377


Трофимова Н. Б. Духовный потенциал личности в современных условиях Тамбов, изд. Дом ТГУ им. Державина, с. 247-256.


Трофимова Н. Б. Картина мира дошкольника как предмет психологических исследований Акмеология, № 3, спец. выпуск, посвященный VI международной науч. конференции «Акмеология – личностное и профессиональное развитие человека», Москва, с. 216-220


Трофимова Н. Б. Психологические аспекты субъективного качества жизни студентов Акмеология, № 3 спец. выпуск, посвященный VI международной науч. конференции «Акмеология – личностное и профессиональное развитие человека», Москва. С. 220-223


Трофимова Н. Б. Психолого-педагогические аспекты модернизации педагогического образования в России Китай Изд-во Юго-восточного университета г.Чунцин. С. 82-96


Трофимова Н. Б. Духовные потребности личности – показатель устойчивости ее развития Армения. Материалы Международной научно-практической конференции.  Ереван. ЕГУ 2011. С. 175-179.


Трофимова Н.Б. Акмеологическая культура как качественная сторона вектора развития духовного потенциала личности Материалы всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание современной молодежи: проблемы и перспективы» Воронеж, ВГПУ,2010.


Трофимова  Н. Б., Пушкина Т.Ф., Трофимова Н.М., Щиголева Н.В.. Психология Учебное пособие/ под ред. Н.Б. Трофимовой. -Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2012. – 240 с.


Трофимова  Н. Б., Степанова Г.С., Поленякина Е.В. Профессиональное становление личности студента в процессе педагогической практики: учебно-методическое пособие для магистров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование»/– Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2012. 40с.


Трофимова  Н. Б. Духовный потенциал личности в современных условиях XVII Державинские чтения. Академия социальных и образовательных технологий: мате-риалы общерос. науч. конференции. М-во образ. и науки  РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб.гос ун-т им. Г.Р.Державина». Тамбов: Издат дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. С.120-125.


Трофимова  Н. Б. Транскоммуникация как духовная основа диалога. // «Восток-Запад», - Македония, 2012


Трофимова  Н. Б., Филатова О.Н. Психологические условия  и факторы формирования картины мира дошкольника. ( ВАК) Акмеология №1, 2012. - С. 173-174.


Трофимова Н. Б., Чайка Е.С. Психолого-акмеологическое пространство как условие повышения качества жизни личности студента ( ВАК) Акмеология №1, 2012.С. 108-109.


Трофимова  Н. Б. Психологические проблемы семьи и брака в современном российском обществе // Департамент образования города Воронежа. 2012.


Трофимова  Н. Б., Филатова О.Н. Детское экспериментирование» как средство формирования основ картины мира«дошкольника. ( ВАК) Перспективы науки №5 (32). 2012г. С. 415-418. (ВАК)


Трофимова Н. Б., Ярмонова А.А Особенности психического здоровья студентов-спортсменов. ( ВАК) Акмеология №2, 2012. - С.159-161.


Трофимова  Н. Б., Трофимова Н.М., Вэй Син (Китай). Особенности адаптации китайских студентов к межкультурному общению в  образовательной среде российского вуза Психология: актуальные  проблемы и тенденции развития: мат-лы Междунр. научно-практической конференции.  ФГБОУ  ВПО  «БГПИ». Борисоглебск. 2012. С. 103-107.


Трофимова  Н. Б., Трофимова Н.М., Ши Лонвей (Китай) Нравственная позиция и её становление у студентов педагогического вуза Психология: актуальные  проблемы и тенденции развития: мат-лы Междунр. научно-практической конференции.  ФГБОУ  ВПО  «БГПИ». Борисоглебск. 2012. С. 148-153.


Трофимова  Н. Б., Духовный потенциал старшего школьника и условия его развития  в акмеологическом аспекте Известия Воронежского госпедуниверситета. Том 258. Психология и педагогика: сборник научных трудов. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет. 2012. 372 с. С. 140-145.


Трофимова Н.Б., Степанова Г.С., Поленякина Е.В. Профессиональное становление личности студента в процессе педагогической практики. Учебно-методическое пособие для магистров, обучающихся по направл. «Педагогическое образование» Воронеж, ВГПУ.- 2012.


Трофимова Н.Б., Степанова Г.С., Поленякина Е.В. Профессиональное становление личности студента в процессе педагогической практики. Воронеж, ВГПУ. 2012.


Трофимова Н.Б., Гочаренко Е.С. Концептуальные основы развития инновационного поведения у студентов педагогического вуза Акмеология №3 (47). Москва2013. входит в перечень ВАК


Трофимова Н.Б., Бирюкова О.А. Развитие честолюбивых устремлений у студентов в процессе обучения  Акмеология №3 (47). Москва2013. входит в перечень ВАК


Трофимова Н.Б. Развитие духовного потенциала старшеклассников. Акмеология №3 (47). Москва, 2013. входит в перечень ВАК


Трофимова Н.Б. Нравственная культура как механизм духовного роста студентов педвуза // Мегународен диjалог: исток-запад: (култура, славjанство и економиjа: зборник на трудови: Четврта мегународна научна конференциjа. – Свети Николе: Мегународен славjански институт «Г.Р. Державин». Свети Николе: Мегународен славjански институт «Г.Р. Державин»


Трофимова Н.Б. Роль социальных ожиданий в развитии духовного потенциала старшеклассников//«Теоретические и прикладные проблемы современной психологии»: материалы IV международной научно-практической конференции. Ереванcкий государственный университет. Ереванcкий государственный университет.


Трофимова Н.Б. Психолого-акмеологические особенности развития духовного потенциала старшего школьника // XVIII Симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме». М.:ФГНУ «Психологический институт РАО».- 2013.


Трофимова Н.Б. Развитие и реализация духовного потенциала в процессе психолого-педагогического сопровождения студентов педагогического вуза в образовательной деятельности//Воспитательная деятельность в вузе: проблемы, эффективность, качество: материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1. Воронеж, 16-17 апреля 2013 г. –  Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга».


Трофимова Н.Б. Нравственное состояние современного Российского общества и психологическое здоровье молодежи//Здоровьесберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения: материалы VIII Международной научно-практической конференции. Челябинск. Челябинск. СПб.: ЦНИТ «Астерион»; Челябинск: Изд-во ЧГПУ


Трофимова Н.Б. Психологическая технология развития духовного потенциала старших школьников. Известия ВГПУ.Серия "Педагогические науки","Гуманитарные науки", "Естественные науки", №1 (260),  ВГПУ, Воронеж, 2013.


Трофимова Н.Б. Духовный потенциал старшего школьника как характеристика становления многомерного мира личности старшеклассника// Тамбов (в печати). Тамбов. ТГУ


Трофимова Н.Б. Технология психолого-педагогического сопровождения  развития духовного потенциала старших школьников // Международная научно-практическая конференция «Поликультурное образование: современное состояние, тенденции. Борисоглебск. БГУ


Трофимова Н.Б., Гончаренко Е.С. Концептуальные основы развития инновационного поведения у студентов педагогического вуза. Акмеология №3 (47). Москва2013. Входит в перечень ВАК


Динамика ценностей молодежи и их деформация // Известия ВГПУ (в печати). — Воронеж, 2015. — С. 13.


Трофимова, Н. Б Культурно-нравственное модерирование как основная составляющая психологической технологии развития духовного потенциала школьников /  // Материалы Международной научно-практической конференции «Воспитательная деятельность в вузе: проблемы, эффективность, качество». – Часть 1. Воронеж, ВГУ апрель 2014. — Воронеж, 2014. — С. 207-212


Трофимова, Н. Б. Психология развития / Н. Б. Трофимова, Е. С. Гончаренко, Е. Н. Черкасова. — Воронеж : ВГПУ, 2014. — 140 C. — ISBN 978-5-00044-126-8


Трофимова, Н. Б. Социальная психология / Н. Б. Трофимова, Г. С. Степанова, Н. В. Ланина, Т. Ф. Пушкина, М. В. Рогов, Н. В. Щиголева. — Воронеж : ВГПУ, 2014


Трофимова, Н. Б. Ценности как основополагающая детерминанта и регулято Ценности как основополагающая детерминанта и регулятор личностного развития школьников / Н. Б. Трофимова // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности: материалы 1-ой Международной, научно-практической конференции. — Воронеж, 2014. — С. 18-24.




 


Степанова Г.С. Проблема этнокультурного самоопределения личности в современной России Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Красноярск, апрель 2010.


Степанова Г.С. Взаимоотношение поколений как условие преемственности культурно-исторического опыта Материалы V Межвузовской научно-практической конференции «Социальная психология сегодня: наука и практика», Санкт-Петербург, июнь 2010.


Степанова Г.С. Толерантность как необходимый компонент этнокультурной компетенции будущих педагогов Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию психологической науки и образования в Герценовском университете, Санкт-Петербург, март 2010.


Степанова Г.С. Этническое самосознание русских и построение гражданскогообщества в России Материалы второй международной научной конференции «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии» Смоленск, май  2010.


Степанова Г.С. Особенности национального самоопределения современных студентов Материалы научно-практической конференции посвященной 125- летию Московского психологического общества. 2011


Степанова Г. С. Психология межпоколенной преемственности и трансформация ценностных ориентаций Воронеж, ВГПУ. 2011


Степанова Г. С. Особенности этнокультурного  «Я» в структуре самосознания формирующейся личности Воронеж, ВГПУ. 2011


Степанова Г. С. Этническое самосознание современной молодежи LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH. & Co K G, Dudweiler Landstr. 99 Saarbrucken, Germany. 2011


Степанова Г. С. Историко-культурно-нравственная природа этнического самосознания ж. «Общественные науки», № 7, изд-во МИИ Наука, Москва, 2011. с. 19-25


Степанова Г. С. Этапы и условия актуализации этнокультурного «Я» в самосознании студентов 3-я Всероссийская науч.-пратич. конференция «Миры культур и культура мира»МГППУ, 2011. с. 103-104


Степанова Г. С. Взаимные представления поколенных групп друг о друге Международная конференция «Ананьевские чтения» 2011.


Степанова Г. С. Отражение этнокультурных установок учителей в самосознании старшеклассников спец. выпуск, посвященный VI международной науч. конференции «Акмеология – личностное и профессиональное развитие человека», Москва 2011. -Акмеология, № 3


Степанова Г. С. Соотношение этнокультурной и гражданской идентичности в самосознании студенческой молодежи Вестник ЛГУ им. Пушкина, №4 т. 5, Психология, СПб. 2011, с. 88-99


Степанова Г.С. Содержание этнокультурных установок современных педагогов. Известия Воронежского Госпедуниверситета.Т. - 258. Психология и педагогика. – Воронеж, ВГПУ. 2011. 
Степанова Г.С. Роль позитивных автостереотипов в формировании этнокультурной толерантности студенческой молодежи. Европейский журнал социальных наук. - №2 (18). - Рига-Москва 2011. (входит в перечень ВАК).


Степанова Г.С. Сравнительный анализ мотивационных тенденций в поведении поколенных групп. Акмеология (специльный выпуск) № 2 (2012). – Москва (входит в перечень ВАК).


Степанова Г.С. Опыт историко-психологической реконструкции этнической идентичности русских. Глобальный научный потенциал. - № 9(18). – Санкт-Петербург (входит в перечень ВАК).


Степанова Г.С. Содержание социальных представлений современной молодежи о государстве и Отечестве Глобальный научный потенциал. - № 9(18). – Санкт-Петербург (входит в перечень ВАК)


Степанова Г.С. Особенности этнической идентичности русских: проблемы и перспективы исследования. Социальная психология и общество. - № 4. – Москва, МГППУ (входит в перечень ВАК).
Степанова Г.С. Историко-психологический подход к  исследованию этнического самосознания. «Бъдещите изследования – 2012» / Мат.VIII междунар. научно-практич. конф. – 17-25 февраля. – София, Болгария. – Т.21.- Психология и социология.


Степанова Г.С. INTERGENERATIONAL ADOPTION OF VALUE ORIENTATIONS AS A PREREQUISITE FOR MAINTENANCE OF CULTURAL AND HISTORICAL EXPERIENCE (Поколенная преемственность ценностных  ориентаций как  условие  сохранения культурно-исторического опыта). Европейская наука и  технологии» / Мат. 2-й международной научной конференции. - 9-10 мая 2012 года. - Висбаден, Германия.


Степанова Г.С. Отражение этнической и гражданской идентичности в социальных представлениях современной молодежи. «Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии / Мат. Третьей Междунар. научн. конфер. – 24-25 мая 2012 г. – т.1.  – Смоленск, Смоленский гуманит. ун-т.


Степанова Г.С. Динамика  смысложизненных ориентаций студенческой молодежи в период социальных преобразований в обществе. «Развитие психологии в системе комплексного человекознания» /Мат. Всероссийской  юбилейной научн.конф.  – Часть 2. – Москва, ИП РАН.


Степанова Г.С. Преемственность ценностных ориентаций как условие межпоколенного диалога. «Социальная психология сегодня: наука и практика» /Мат. VII Межвузовской научн.-практич. конф.- 20 марта 2012 г. СПб., СПбГУП.


Степанова Г.С. Особенности интегративного подхода к исследованию этнической идентичности студ. молодежи в условиях  макросоциальных изменений в обществе Европейский журнал социальных наук, 2012. № 7 (35). -  Москва, МИИ, входит в перечень ВАК


Степанова Г.С.   Особенности смысложизненных ориентаций младшей, средней и старшей поколенных групп Акмеология, №3, Международная академия акмео