Размер
шрифта

Цвет
сайта

Показывать
картинки

Шрифт
Кернинг
Толщина шрифта

Цвет сайта

Кафедра теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы

О руководителе

Доброва Светлана Ивановна
заведующий кафедрой
8-951-560-39-25
svetdobr@mail.ru

Местонахождение

394043, Центральный федеральный округ, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86, третий учебный корпус, ком.308

kafedra.tim@yandex.ru

Историческая справка

Кафедра создана 1 сентября 2011 года в результате объединения кафедры общего языкознания и методики преподавания русского языка и кафедры истории русской литературы, теории и методики преподавания литературы.
У истоков филологического факультета ВГПУ стояли видные ученые: профессора В.Я. Каплинский, И.П. Плотников, доцент М.В. Самбикина.
Первым деканом факультета стал В.Я. Каплинский, крупный ученый в области зарубежной литературы.
С 1938-го по 1941 год деканом был Н.В. Успенский. На факультете обучались всего 100 студентов. Это были люди из среды рабочих и крестьян. Большинство преподавателей факультета 30-х годов являлись представителями дореволюционной интеллигенции: профессора С.В. Иванов, П.Л. Загоровский, В.Я. Каплинский, И.П. Плотников и другие.
В дальнейшем факультет пополнился молодыми преподавателями-ассистентами: В.А. Тонков, Л.Н. Плотников (впоследствии оба - профессора), И.Д. Краснослободцев,  А.Д. Китина и начинающий писатель Н. Романовский, В.В. Воробьев (впоследствии профессор Киевского университета), В.Д. Трощенко - одна из ведущих критиков Союза писателей СССР.
Высокой активностью характеризовалась общественная жизнь факультета. Студенты жили дружно, весело. Часто собирались в общежитии или у кого-либо дома, обсуждали прочитанные произведения, критические статьи, пели песни, участвовали в работе кружков и спортсекций, в различных соревнованиях, сдавали нормы ГТО, прыгали с парашютом, ходили на субботники, сажали деревья и т. д.
Работал хор, драмкружок и другие кружки самодеятельности, поэтому на факультете всегда проходили интересные творческие вечера.
В 1937 году аспиранты кафедры литературы А.М. Новикова и И.А. Оссовецкий издали "Сказки бабушки Куприянихи". Этот сборник явился одним из значительных достижений советской фольклористики.
Когда началась Великая Отечественная война, многие преподаватели и студенты ушли на фронт защищать свободу и независимость Родины - 19 человек из выпуска 1941 года. Трое выпускников: Н. Васильев, поэт В. Кувшинов, и преподаватель Н.В. Романовский - погибли.
Преподаватели и студенты активно помогали фронту: работали на лесозаготовках, в колхозе, сдавали кровь на донорских пунктах.
Война закончилась. Несмотря на все трудности, в 1946 году был сделан первый выпуск. На факультете налаживался учебный процесс, развертывалась научная работа преподавателей и студентов, общественная жизнь.
В 50-е годы факультет русского языка и литературы стал одним из крупнейших в институте: с 1950-го года прием на 1 курс достиг 100 человек. На факультете работало 3 кафедры: русского языка, русской литературы и всеобщей (позднее - зарубежной) литературы.
  1956 / 1957 учебный год был в известной мере сложным для факультета и кафедр в связи с переходом на пятилетний срок обучения и подготовкой учителей широкого профиля.
Кафедру русского языка до 1945 года возглавлял профессор В.Ф. Чистяков, а с 1945 по 1960 годы - доцент М.В. Самбикина. Огромен вклад в дело подготовки учителей М.В. Самбикиной. Ей принадлежат лингвистические учебники и учебные пособия, статьи для учителей.
С 1957-го по 1962-й и с 1965-го по 1967 годы факультетом руководил доцент Ф.И. Луценко.
На протяжении примерно 20 лет (1960-1980 годы) филологический факультет стоял в ряду лучших по организации художественной самодеятельности студентов.
В 1960-1970-е годы факультет набирает силу и упрочивает положение в институте в различных сферах трудовой и общественной жизни. Особо следует отметить рост кадров на кафедрах.
На должности декана факультета с 1962-го по 1964 год работает Е.Б. Артеменко. Вводятся новые учебные планы, по которым увеличивается время на изучение специальных дисциплин, больше внимания уделяется профессиональной подготовке будущих учителей-словесников.
Преподаватели факультета активно участвовали в межвузовских научных конференциях, печатали свои работы в Известиях ВГПИ, в центральной печати, издавали свои монографии.
В 1967 году происходит разделение историко-филологического факультета на исторический факультет и факультет русского языка и литературы.
С 1974 года деканом факультета стал кандидат филологических наук, преподаватель кафедры русского языка А.В. Колесников. В 1977 году его сменил Н.М. Мухортов, кандидат философских наук, доцент, который  работал деканом до 1979 года. В этот период институту было поручено организовать обучение студентов-иностранцев. В 1975 году была открыта кафедра русского языка как иностранного.
На факультете обучались студенты из 30 стран мира.
Деканом факультета в 1978 году становится доцент Е.А. Назикова. В силу страстности и неукротимости своей натуры Елена Александровна всю себя отдавала студентам и научной работе.              
Продолжалась активная научная, учебная, общественная жизнь студентов.
Добросовестный труд преподавателей не раз был отмечен различными наградами.
В 1982 году деканом факультета становится выпускница факультета, доцент Л.К. Лыжова. В условиях приспособления бывших общежитий под учебный процесс Л.К. Лыжова считала своей главной задачей сберечь лучшие традиции факультета.
С 1986-го по 2007 год деканом факультета был доцент Ф.Ф. Авдеев.
С 1998 года для желающих студентов была введена дополнительная специализация по английскому языку, в  результате чего треть выпускников факультета получают дополнительную запись в дипломе - "учитель английского языка".
Заботясь о полноценном наборе контингента, факультет в целях профориентации регулярно сотрудничает с ВОИПКРО, различными школами города и области.
Первого марта 2007 года деканом факультета русского языка и литературы была избрана доцент С.И. Доброва.
Факультет всегда стремился идти в ногу со временем и в числе первых в вузе использовал все, что способствовало улучшению подготовки специалистов.
С 2008 года на факультете введен эксперимент "Формирование новой образовательной среды факультета", в рамках которого студенты обучались по программам и технологиям, приближенным к евростандарту, осваивались механизмы выдачи дипломов европейского образца.
  Выпускники-филологи стали видными учеными, известными писателями, журналистами, общественными деятелями, целая армия учителей русского языка и литературы успешно работают в школах города и области, принимают на практику нынешних студентов - будущих учителей.
В настоящее время коллектив кафедры теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы состоит из шестнадцати преподавателей и старшего лаборанта.
Заведующий кафедрой - кандидат филологических наук, доцент Светлана Ивановна Доброва.
На кафедре работают профессора Ольга Владимировна Алексеева, Евгения Борисовна Артеменко, Берта Сергеевна Дыханова, Елена Александровна Иваньшина, Александр Самуилович Крюков, Сергей Владимирович Савинков, Галина Александровна Шпилевая, доценты Анастасия Геннадьевна Кулик, Лариса Константиновна Лыжова, Елена Александровна Правда, Татьяна Витальевна Тимошина, Наталья Алексеевна Тихонова, Виктория Алексеевна Черванева, Анна Дмитриевна Черенкова, старший преподаватель Екатерина Васильевна Соколова.
1 сентября 2013 года Е.Б. Артеменко и Б.С. Дыхановой было присвоено почетное звание "Заслуженный профессор ВГПУ".
Старший лаборант кафедры - Светлана Ивановна Селищева.
Кафедра многопрофильной специализации реализует три актуальных направления современной филологической науки - теория, история и методика преподавания по двум профилям новой образовательной программы (русский язык и литература) и преподавания русского языка как иностранного, что обусловлено прежде всего введением на государственном уровне многопрофильных образовательных стандартов и программ, созданием многопрофильных факультетов и кафедр, реализующих интердисциплинарные подходы к обучению.
Универсальность специализации и высокий научный потенциал сотрудников кафедры позволяет им успешно работать как в области фундаментальных наук, так и в прикладной научной сфере (методика преподавания русского языка, литературы, русского языка как иностранного).
Применение интердисциплинарных подходов определено государственным стандартом прежде всего на уровне модулей образовательной программы.
Модуль "Методика обучения предметам (по двум профилям "Русский язык" и "Литература")" включен в базовую часть учебного плана подготовки бакалавров.
Специфика многопрофильной кафедры полностью отвечает требованиям вариативной модульной части учебного плана в контексте стандартов третьего поколения.
Модули "Теория языка и литературы" и "Образовательные технологии по профилям "Русский язык" и "Литература" полностью реализуются сотрудниками кафедры (как лингвистами, так и литературоведами).
Аналогичные подходы заложены и в модули "История языка и литературы, фольклор" и "Литература и культура", которые, кроме того, позволяют осуществить и межкафедральное взаимодействие.
Интердисциплинарный подход реализуется и в преподавании отдельных дисциплин.
Перспективной видится интеграция таких курсов, как "Устное народное творчество", "Лингвофольклористика" и "Диалектология" (в решении проблемы взаимосвязи языка фольклора и диалекта, вопросов фольклорной диалектологии), разработка новых форм проведения фольклорной и диалектологической практик с перспективой дальнейшего развития этих связей в интегральных магистерских программах.
Заявленный подход реализуется и на уровне магистратуры.
Сотрудниками кафедры разработаны две новые междисциплинарные магистерские программы. Программа "Литературное образование" включает языковой модуль (история лингвистических учений от античности до современной эпохи). Программа "Педагогическая коммуникация в теории и практике филологической деятельности" создана совместными усилиями лингвистов, литературоведов и специалистов в области преподавания русского языка как иностранного.
Перспективным видится создание на базе сочетания различных научных подходов новых профилей подготовки бакалавров и магистров (к примеру, "Русский язык. Английский язык", "Лингвокультурологическое и литературное образование" и др.). Разработка нового междисциплинарного профиля магистерской программы направлена на решение ряда очень важных задач: расширение спектра предоставляемых сотрудниками кафедры образовательных услуг, удовлетворение потребностей наших выпускников, которые ориентированы прежде всего на программы междисциплинарной профилизации, объединение сотрудников кафедры, успешная реализация их высокого и разностороннего научного потенциала, решение проблемы дефицита часов в нагрузках преподавателей в случае успешного набора магистрантов.



Сотрудники

Доброва Светлана Ивановна
заведующий кафедрой
8-951-560-39-25
svetdobr@mail.ru

Кандидат филологических наук, доцент.
Научная специальность по диплому: 10.02.01 - русский язык
Область научных интересов - проблемы взаимосвязи языка и мышления, языка и культуры на разных этапах развития этноса.
Опубликовано свыше 160 научных работ.
Алексеева Ольга Владимировна
профессор
alekseevaov@list.ru

Доктор педагогических наук, доцент
Научная специальность по диплому: 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык)
Область научных интересов - формирование коммуникативной компетенции школьников, диагностика речи учащихся
Опубликовано свыше 100 научных работ
Иваньшина Елена Александровна
профессор
sergiencou@yandex.ru

Доктор филологических наук, доцент
Научная специальность по диплому: 10.01.01 - русская литература
Область научных интересов - русская литература, семиотика культуры, семиотика текста, мифопоэтика, детская литература, психология творчества
Опубликовано свыше 60 научных работ
Косаренко Сергей Викторович
Доцент
irgies@rambler.ru

Кандидат филологических наук
Научная специальность по диплому: 10.02.01 - русский язык
Ученое звание - доцент
Область научных интересов - история русского языка, культура речи, компаративистика, психолингвистика
Опубликовано свыше 80 научных работ
Любова Светлана Геннадьевна
Старший преподаватель
svetlana_lyubova_2305@mail.ru

Кандидат филологических наук
Научная специальность по диплому: 10.02.01 – русский язык
Область научных интересов –лексикология, семантика, семасиология, текстология
Опубликовано свыше 20 научных работ
Мудрая Мария Вадимовна
Ассистент
mariya.mudraya@gmail.com

Специальность: русский язык и литература; направление: 45.06.01 - Языкознание и литературоведение
Квалификация: Исследователь. Преподаватель-исследователь.
Область научных интересов - лингвофольклористика, гендерная лингвистика.
Опубликовано свыше 15 научных работ
Правда Елена Александровна
доцент
epravda@yandex.ru

Кандидат филологических наук, доцент
Научная специальность по диплому: 10.02.01 - русский язык
Область научных интересов - сопоставительное исследование синтаксиса и лексики славянских языков, вопросы афористики, изучение выразительных средств художественной речи
Опубликовано свыше 135 научных работ
Савинков Сергей Владимирович
профессор
svspoint@yandex.ru

Доктор филологических наук, профессор
Научная специальность по диплому: 10.01.01 - русская литература
Область научных интересов - история русской литературы, теория литературы, семиотика, характерология русской литературы
Опубликовано свыше 135 научных работ
Соколова Екатерина Васильевна
Старший преподаватель
k.falkk@mail.ru

Область научных интересов - история русской литературы, детская литература, теория и методика выразительного чтения
Опубликовано свыше 20 научных работ
Тимошина Татьяна Витальевна
доцент
tavit-ra@mail.ru

Кандидат филологических наук, доцент
Научная специальность по диплому: 10.02.01 - русский язык
Область научных интересов - психолингвистика, языковое сознание, несистемные аспекты семантики слова, культура речи, риторика
Опубликовано свыше 50 научных работ
Токарева Светлана Сергеевна
Ассистент
svetlana-xs@yandex.ru

Научная специальность по диплому: русский язык и литература
Квалификация: учитель русского языка и литературы
Область научных интересов - русская диалектология, историческая грамматика русского языка, исторический комментарий к современному русскому языку, история русского литературного языка.
Опубликовано около 10 научных работ
Черенкова Анна Дмитриевна
доцент
czerenkova@mail.ru

Кандидат филологических наук, доцент
Научная специальность по диплому: 10.02.01 - русский язык
Область научных интересов - изъяснительные синтаксические конструкции в современном русском языке, историко-сопоставительные исследования славянских языков, исторический комментарий к современному русскому языку, изучение говоров Воронежской области, участие в академическом проекте "Лексический атлас русских народных говоров"
Опубликовано свыше 120 научных работ
Шпилевая Галина Александровна
профессор
19alex04@mail.ru

Доктор филологических наук, доцент
Научная специальность по диплому: 10.01.01 - русская литература
Область научных интересов - творчество А.С. Пушкина, В.С. Высоцкого, Н.А. Некрасова, стиховедение, жанрология
Опубликовано свыше 80 научных работ
Щербакова Эльвира Васильевна
Старший преподаватель
8(473)255-49-68
escherbakova@vspu.ac.ru

Кандидат филологических наук
Научная специальность по диплому: 10.01.03 - литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей)
Область научных интересов - творчество У. Теккерея, история зарубежной литературы
Опубликовано свыше 20 научных работ

Новости

ВНИМАНИЕ! СТАНЬ ФИЛОЛОГОМ УЖЕ СЕЙЧАС!

Важная информация для всех, кто хочет осуществить свою мечту и стать филологом, преподавать русский язык и литературу в школе или заниматься репетиторством по этим предметам! 

В Центре дополнительного образования ВГПУ уже третий год успешно стартует программа "Педагогическое образование: теория и методика обучения русскому языку и литературе". Руководитель программы - к.ф.н., доцент Доброва С.И., куратор программы - к.ф.н. Щербакова Э.В.
Наши слушатели становятся грамотными, начитанными, профессиональными филологами и педагогами, на занятиях работают с преподавателями кафедры теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы - к.ф.н. С.И. Добровой, д.ф.н. Е.А. Иваньшиной, к.ф.н. Е.А. Правдой, М.В. Мудрой и к.ф.н. Э.В. Щербаковой.
После 8 МЕСЯЦЕВ обучения каждый слушатель получает ДИПЛОМ о профессиональной переподготовке (на основе высшего образования). 
Занятия начинаются уже 14 октября!

Для заполнения договоров приходите в 31 ауд. гл. корпуса ВГПУ (библиотечный корпус ВГПУ)

 Мы ждём вас! Грамотных людей в этом мире должно быть больше! 

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ, ПРОВОДИМЫХ В ТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ В ВГПУ В 2020 ГОДУ по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Русский язык как учебный предмет имеет свою специфику. Абитуриент, поступающий в педагогический вуз, должен показать уровень сформированности практической грамотности и коммуникативной компетенции, поэтому был избран комплексный характер вступительного экзамена по русскому языку, проводимого в традиционной форме. Экзаменационные материалы подготовлены для абитуриентов, поступающих на различные факультеты ВГПУ.

Прикрепленные материалы

Программа профессиональной переподготовки "Педагогическое образование: теория и методика обучения русскому языку и литературе"

Руководитель программы - к.ф.н., доцент, зав. кафедрой ТИМПРЯиЛ Доброва С.И., куратор программы - к.ф.н., старший преподаватель кафедры ТИМПРЯиЛ Щербакова Э.В. 


Целями освоения программы являются формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в педагогической сфере, формирование у слушателей представления об основных эстетических явлениях в русской и зарубежной литературе, а также профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности и являющихся основой изучения проблем частного языкознания (теоретической фонетики, грамматики, лексикологии, стилистики и истории изучаемого языка), а также дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной).


Продолжительность обучения

530 часов, 8 месяцев 

Документ:

Диплом о профессиональной переподготовке

Целевая аудитория:

Лица, имеющие или получающие высшее образование

Содержание программы:

Теория и технология обучения

Теория и методика воспитания

Педагогическая психология

Русский язык и культура речи. Риторика

Теория языка

Современный русский язык

Методика преподавания русского языка

Прогрессивные технологии обучения школьников русскому языку и литературе

Теория литературы

Русская литература

Зарубежная литература

Методика преподавания литературы

Мировая художественная культура

Педагогическая практика

Итоговая государственная аттестация

 

Учебно-методическая деятельность

В учебной работе непременным является диалог традиций и новаторства - сочетание классических академических принципов и инновационных технологий в реализации программ, приближенных к евростандарту и обеспечивающих поддержку индивидуальной траектории обучения студента; соответствие университетскому статусу (к примеру, на кафедре ведется преподавание древних классических языков (латинский язык, санскрит) и современных славянских языков (польский, македонский, украинский, чешский, сербский и др.), особое направление межкультурной коммуникации в преподавании русского языка как иностранного.
Кафедру отличает наличие мощной методической базы как в сфере классической методики, так и в области инновационных авторских технологий обучения русскому языку, литературе, культуре речи и риторике, наличие в соответствии с этим оптимального баланса между информационно-фактологическим и развивающим подходами в обучении студентов.
Команда студентов-филологов (Алексей Рвачев, Яна Кривенцева, Сергей Синтяев), подготовленная по авторским технологиям риторического образования С.И. Добровой,  получила диплом первой степени за участие в Сибирском туре Всероссийской студенческой олимпиады среди педагогических вузов по риторике, а также  диплом первой степени за победу в агоне №5 "Риторический анализ учебно-речевой ситуации и решение риторической задачи", диплом второй степени за победу в агоне №2 "Подготовка аргументативного публичного выступления" и множество других наград. Эта же команда неоднократно принимала активное участие в риторическом проекте "Кофе с мудрецами" в сотрудничестве с Муниципальным бюджетным учреждением культуры "Централизованная библиотечная система" (г. Воронеж, библиотека-филиал № 26).
С.И. Доброва участвовала в работе Форума молодых учителей Воронежской области "Молодой учитель "Новой школе России": провела в качестве координатора круглый стол "Профессиональное становление специалиста в условиях реализации ФГОС: новые технологии обучения русскому языку и литературе"
Выпускающий статус кафедры определяет и ее образовательную стратегию в современных условиях. При этом статус кафедры существенно меняется: она является мобильным продуцирующим, координирующим, информационно-аналитическим и научным центром, способным мобильно реагировать на обновление рамки целей и путей их реализации в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к высшей школе.
Основная задача - достижение высокого качества образовательных услуг, которое предопределяет квалифицированное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, реализацию инновационных многопрофильных программ бакалавриата и магистратуры, полное и качественное оснащение пакетом необходимой документации той части ООП, которая реализуется кафедрой: паспорта компетенций, программы и аннотации по каждой дисциплине; технологические карты дисциплин; материалы для аудиторной и самостоятельной работы студентов, материалы для текущего и промежуточного контроля знаний, программы проведения учебных и педагогических практик, программы реализации НИР студентов, программы итоговых аттестаций; создание учебно-методических пособий для бакалавриата и магистратуры, совершенствование учебно-методических комплексов и электронного ресурса  дисциплин.
Сотрудники кафедры проводят на разных уровнях методологические семинары по формированию инновационной среды вуза с учетом опыта экспериментальной работы по внедрению балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов, нелинейной и модульной организации образовательного процесса, изданы соответствующие учебно-методические пособия.
В плане развития связи педагогического вуза и школы на кафедре разработана  максимально продуманная и четкая система педагогической практики на базе разных типов школ, гимназий, лицеев, что позволяет выпускнику вуза определить и конкретизировать свой профессиональный путь.
В контексте профориентационной работы с учащимися 9-11 классов, информационной и ресурсной поддержки школ в рамках национального проекта "Наша новая школа" проводятся мастер-классы и предметные олимпиады, круглые столы. Планируется разработка и реализация элективных курсов, издание серии пособий "Вуз - школе". Актуальная форма взаимодействия и сотрудничества - консультационно-методическое сопровождение учебного процесса в школе преподавателями вузов в связи с тем фактом, что в новых школьных стандартах второго поколения увеличен объем базовых понятий именно по теории и истории языка и литературы. 


НИР

ДОБРОВА СВЕТЛАНА ИВАНОВНА

В центральной и региональной печати опубликовано свыше 175 работ по различным вопросам языкознания.

Основные работы

1. Образный параллелизм в его структурно-семантических модификациях. Автореф. дис. канд. филолог. наук. Воронеж, 1998.- 23 с.

2. Механизмы формирования фольклорной символической образности // Художественный мир традиционной культуры. М.: ГРЦРФ, 2001. - С. 210-227.

3. Символический концепт и формы его реализации в структуре образных параллелизмов народной лирики // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 9. Сб. научных статей по материалам конференции. М.: ГРЦРФ, 2006. С. 66-85.

4. Антропоморфизация объектов природы в фольклорно-языковой картине мира // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. Том III. М., ГРЦРФ, 2006. - С. 161-180.

5. Многоуровневая взаимосвязь мифологического образа Мирового древа и фольклорного образа древа семьи // Славянские языки и культура. Материалы Международной научной конференции. (Тула, 17-19 мая 2007 г.): Языковые средства и способы кодировки культурных знаний. Тула, Издательство "Петровская Гора", 2007. - С. 84-88.

6. Феномен содержательной трансформации образного параллелизма в фольклорном тексте // Лингвофольклористика на рубеже XX-XXI вв.: итоги и перспективы: Сборник докладов на Международном научном семинаре (10-12 сентября 2007 г.). Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007. - С. 30-41.

7. Эволюция народного мировосприятия в художественных образах // Традиционная культура: Научный альманах № 2 (26)/2007. М., 2007. - С. 99-107.

8. Эволюция художественных форм фольклора в свете динамики народного мировосприятия: Монография // Воронеж: ВГПУ, 2004. - 175 с.

9. Эволюционно-генетическая модель развития приема поэтического мышления: методологический аспект // Народная культура сегодня и проблемы ее изучения [Текст]: материалы научной региональной конференции 2008 г. / Воронежский государственный университет. - Воронеж: Научная книга, 2009. - 280 с. - (Афанасьевский сборник: материалы и исследования; Вып.VII). - С. 226-240.

10. Концептуальные основы феномена формализации приема поэтического мышления в фольклорном тексте // Славянская традиционная культура и современный мир. Комплексные исследования традиционной культуры в постсоветский период: сб. научных статей. Вып. 14. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2011. С. 160-179.

11. Эволюционно-генетический и лингвокультурологический аспекты исследования фольклорно-языковой картины мира // Русский язык и культура в пространстве Русского мира: Материалы II Конгресса РОПРЯЛ. Санкт-Петербург, 26-28 октября 2010. / Под ред. Е.Е. Юркова, Т.И. Поповой, И.М. Вознесенской, А.С. Шатилова. - В двух частях. - Т. 1. - СПб.: Издательский дом "МИРС", 2010. С. 174-181.

12. Риторика (учебное пособие) // Риторика: учебное пособие. Воронеж: ВГПУ, 2008. - 238 с.

13. Инновационные формы организации учебного процесса: балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов (1 семестр): учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей/ С.И. Доброва [и др.]; под общей редакцией С.И. Добровой, А.Г. Кулик (учебно-методическое пособие) // Воронеж: ВГПУ, 2008. - 56 с.

14. Инновационные формы организации учебного процесса: балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов (2 семестр): учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей/ С.И. Доброва [и др.]; под общей редакцией С.И. Добровой, А.Г. Кулик (учебно-методическое пособие) Воронеж: ВГПУ, 2009. - 52 с. 

15. Инновационные формы организации учебного процесса: нелинейная организация учебного процесса (3 семестр): учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей / С.И. Доброва [и др.]; под общей редакцией С.И. Добровой, А.Г. Кулик (учебно-методическое пособие) Воронеж: ВГПУ, 2009. - 88 с. 

16. Инновационные формы организации учебного процесса: нелинейная организация учебного процесса (4 семестр): учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей / С.И. Доброва [и др.]; под общей редакцией С.И. Добровой, А.Г. Кулик (учебно-методическое пособие) Воронеж: ВГПУ, 2010. - 114 с.

17. Инновационные формы организации учебного процесса: модульная система организации образовательного процесса (5 семестр): учебно-методическое пособие / С.И. Доброва [и др.]. Воронеж: ВГПУ, 2011. - 79 с.

18. Концептуальные основы феномена формализации приема поэтического мышления в фольклорном тексте // Славянская традиционная культура и современный мир. Сборник научных статей. Составители В.Е. Добровольская, А.Б. Ипполитова. Москва, 2011. С. 160-178.

19. Эволюционно-генетический, онтологический и лингвокультурологический аспекты исследования фольклорной концептосферы // Когнитивное моделирование: Труды Третьего Международного форума по когнитивному моделированию (14-21 сентября 2015 г.,  Болгария, Варна). В 2-х частях / Отв. науч. ред. С.И. Масалóва, В.Н. Поляков. –  Часть 1. Когнитивное моделирование в лингвистике: Труды XVI Международной конференции «Когнитивное моделирование в лингвистике. CML-2015». – Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2015. – С. 62-74.

20. Репрезентация в фольклорном тексте (на материале пословиц) /С.И. Доброва, М.В. Мудрая // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 2. С. 175.

21. Кросскультурный аспект характеристики места отсылки болезни в русских и болгарских лечебных заговорах (на материале параллелистических формул) (статья) // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2017. – № 3. –  С. 44-50.

22. Технология параллелистического анализа как инструмент кросскультурной лингвофольклористики (на материале формулы отсылки болезни в русских и болгарских заговорах) // Филология и человек. 2018. № 1. – С. 97-108.

23. Параллелизм в сфере человеческого микрокосма (на материале любовных заговоров) // Лингвофольклористика. –  2018. № 27. –  С. 37-54.

24. К вопросу о типологии позиционных, концентрирующих и цепных повторов в фольклорном тексте (на материале частушки) // Известия Воронежского государственного педагогического университета.  – № 1 (278) – 2018. – С. 169-175.

25. Внутриуровневые семиотические механизмы репрезентации культурных смыслов в фольклорных формулах // Лингвофольклористика. –  2018. № 28. –  Ч. 1. –  С. 14-22.

26. К вопросу о параллелизме топографии человеческого тела в любовных заговорах // Народная культура сегодня и проблемы ее изучения: сборник статей. Материалы X научной региональной конференции  (Афанасьевский сборник: материалы и исследования; Вып. XV) / Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2018. – C. 216-220.

27. Кросскультурный аспект характеристики места отсылки болезни в русских и болгарских лечебных заговорах // Материалы по русско-славянскому языкознанию : международный сборник научных трудов.  – Воронежский государственный университет, Филологический университет, Кафедра славянской филологии. Воронеж, 2018. – С. 230-241.

28. Семиотические основы параллелизмов-перечней в фольклорном тексте (на материале любовных заговоров) // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2018. – № 4. –  С. 34-37.

29. Система гендерного маркирования параллелизмов-перечней в фольклорном тексте (на материале любовных заговоров) // Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий : материалы X Международной научной конференции / научный ред. А.Д. Черенкова. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2019. – С.194-203.

30. К вопросу о типологии словников номинаций бытовых реалий (артефактов) в фольклорном тексте: структура, содержание, функциональное назначение (на материале сказок А.Н. Корольковой)  / Доброва С.И., Халилова Д.Х. // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – № 2 (283) – 2019. – С. 238-244.

 Алексеева Ольга Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы

Основные труды:

Алексеева О.В. Функциональный принцип изучения морфологии в школьном курсе русского языка: монография. – Москва: Изд-во МГОУ, 2010. – 186 с. 

Алексеева О.В. Современный урок морфологии в школе: монография. – Москва: Изд-во МГОУ 2015. – 168 с.

Алексеева О.В. Текст как формирующий модуль развития коммуникативной компетенции школьников в курсе морфологии (к проблеме реализации функционального принципа) // Современная методическая концепция личностного развития учащихся в процессе изучения русского языка: коллективная монография.  – Москва-Пермь: Изд-во ОТ и ДО, 2014.  – С.116 -132.

Алексеева О.В. К проблеме определения теоретических основ методики реализации функционального принципа при изучении морфологии в средней школе // Известия ВГПУ. – 2015. – Т.266.  – №1.  – С.213-218.

Алексеева О.В. Функциональный подход в деятельностной парадигме современного образования // Наука и школа.  – 2016. –  №6.  – С.130-134.

 

Актуальные статьи:

Алексеева О.В. Опыт научной школы А.Д.Дейкиной: концептуальность аксиологического подхода в процессе преподавания русского языка // Русистика. 2019.  Т.17.  №4.  С.414-427.

Алексеева О.В. Прогрессивные направления магистерской подготовки в педагогическом вузе: статья // Наука и школа.   2018.  №2.  С.9-13.

.Алексеева О.В. Коммуникативно-деятельностный подход в практике подготовки бакалавров филологии // Известия ВГПУ.  2017.  Т. 277.  №4.   С.201-204.

Алексеева О.В. Формирование результатов обучения при функциональном подходе на современном уроке морфологии // Актуальные вопросы методики преподавания русского языка и русского языка как иностранного: коллективная монография. – М.: Издательство «Спутник+», 2016. – С.348–356.

Алексеева О.В. Синергетический подход в практике методики преподавания русского языка // Традиционные и инновационные подходы к преподаванию филологи­ческих дисциплин в поликультурном коммуникативном пространстве / науч. ред. Н.А. Белова.   Саранск, 2013.    С. 30-34.

Алексеева О.В. Урок-исследование в методике функционального подхода к изучению морфологии // Начальная школа плюс До и После.  –– 2010.  №2. –– С.31–35. 

Алексеева О.В. Творческие мастерские как путь формирования коммуникативной компетенции учащихся // Русский. язык в школе. 2010. №3.  С.9–13. 

 

 Список работ Е. А. Иваньшиной:

 

1. Иваньшина Е. А. Метаморфозы культурной памяти в творчестве Михаила Булгакова. Воронеж: «Научная книга», 2010. - 428 с.

2. Аппаратура мастера: О сновидческом смысле композиции «Мастера и Маргариты» // Новый филологический вестник. 2015. № 2 (33). С. 103-118.

3. Иваньшина Е. А.  Дар как память: логика обмена в творчестве М. А. Булгакова // Филологический класс. 2015. № 4 (42). С. 7-11.

4. Иваньшина Е. А. Вокруг «Снежной королевы»: о мифопоэтике Андерсена // Филологический класс. 2017. №4 (50). С. 7-13.

5.  Иваньшина Е. А.  От лучей смерти к лучам жизни: Об аппарате Ефросимова в пьесе М. А. Булгакова «Адам и Ева» // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. Т.27. № 2. С. 201-209.

 

Актуальные:

 

1. Иваньшина Е. А. Голубая чашка Марии-Антуанетты: Об образе традиции в структуре пьесы М. А. Булгакова «Багровый остров» // М. А. Булгаков : pro et contra. Личность и творчество М. А. Булгакова в оценках литературоведов, критиков, философов, социологов, искусствоведов. Серия «Русский путь» / Составитель О. В. Богданова. Санкт-петербург, 2019. С. 704-717.

 

2. Иваньшина Е. А. Как устроена «Зойкина квартира» // М. А. Булгаков : pro et contra. Личность и творчество М. А. Булгакова в оценках литературоведов, критиков, философов, социологов, искусствоведов. Серия «Русский путь» / Составитель О. В. Богданова. Санкт-петербург, 2019. С. 599-612.

 

3. Иваньшина Е. А. Окно в художественном мире М. А. Булгакова // Михаил Булгаков в потоке российской истории XX-XXI вв. Материалы Девятых Международных научных чтений, приуроченных к дню ангела писателя. Москва, 2019. С. 30-47.

 

4. Иваньшина Е. А. О смысле интертекстуальности «Мастера и Маргариты» // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2019. № 9. С. 832-838.

 

5. Иваньшина Е. А., Зятькова В. В. О смысле театральности «Мастера и Маргариты» //  Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2020. Т.30. № 2. С. 303-310.

 

 СПИСОК НАУЧНЫХ ТРУДОВ ДОЦЕНТА еЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ПРАВДЫ

 

Наиболее значительные

1. Словацкий язык: Учебное пособие. ‒ Воронеж: ВГПУ, 2008. – 137 с.       

2. Введение в славянскую филологию: Учебное пособие. ‒ Воронеж: ВГПУ, 2013. ‒ 128 с.

3. Методика и методология филологических исследований: Учебное пособие. ‒ Воронеж: ВГПУ,  2016. ‒ 239 с.    

4. История и методология языкознания: Учеб. пособие для студентов 1 курса магистратуры. ‒ Воронеж: ВГПУ, 2016. ‒ 148 с.

5. Картина мира поэтов М.Ю. Лермонтова и И.С. Тургенева сквозь призму сравнения (опыт сопоставительного анализа) // РЯЗР. ‒ 2018. ‒ № 3. ‒ С. 11‒18.    

 

Новейшие

            1. Такое многогранное сравнение // Русский язык в славянской межкультурной коммуникации: сборник науч. тр. по итогам Межд. науч. конф. (Москва, 25.02.2019)/ отв.ред. О.В. Шаталова. ‒ М.: ИИУ МГОУ, 2019. ‒ С. 188‒195.

            2. Особенности формы сравнений в поэзии Андрея Платонова // Андрей Платонов и художественные искания ХХ века: проблемы рецепции. Сб. научных трудов. ‒ Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2019. ‒ С. 273‒279.

3. Сравнения и смежные явления: к вопросу о критериях разграничения // Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий: мат-лы Х Междунар. науч. конф./ Науч. ред. А.Д.Черенкова. ‒ Воронеж: ВГПУ, 2019. ‒ С. 79‒85.

4. Сравнения в языке поэзии А.В. Кольцова: некоторые особенности семантики // Русская словесность. ‒ 2019. ‒ С. 29‒36.

5. Человек как предмет сравнений в поэзии Андрея Платонова // Русский язык в славянской межкультурной коммуникации: сборник научных трудов по итогам Международной науч. конференции, посв. памяти д-ра филол. наук, проф. К.А. Войловой (г. Москва, 27 февраля 2020 г.) / отв. ред. О.В. Шаталова. ‒  М.: Диона, 2020. ‒ С. 253‒259.

 

 

 Шпилевая Галина Александровна

Наиболее значительные:

1. Шпилевая Г.А. Динамика прозы Н.А. Некрасова: монография. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2006. – 272 с.

2. Шпилевая Г.А. О поэзии и прозе В.С. Высоцкого. Монография. Воронеж: Эхо, 2013. – 112 с.

3. Шпилевая Г.А., Бахметьева И.А., Безрукова В.В.  Концепция исторического романа А.С. Пушкина и М.Н. Загоскина: о поэтике классического и беллетристического произведений // Вестник Томского государственного университета. Междисциплинарный научный журнал. № 419. Июнь, 2017. – С. 72–78. (Web of Science)

4. Шпилевая Г.А. О «брачном тексте» в русской литературе XIX века // Вестник ВГУ. Серия Филология, Журналистика. 2016. № 1. С. 73 – 80. (ВАК)

5. Шпилевая Г.А. «Язык бала» и «музыка жизни» в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» // Вестник Томского гос. ун-та. Серия Филология. 2014. № 2/28. С. 142 – 150. (Web of Science)

 

 

 

 

 

 

Актуальные:

1.    Шпилевая Г. А., Толчеева Е. А., Скобелев Д. А. «КОМАРИНЫЙ ТЕКСТ» В СТИХОТВОРЕНИИ БУЛАТА ОКУДЖАВЫ «АВТОПАРОДИЯ НА НЕСУЩЕСТВУЮЩИЕ СТИХи // Вестник ВГУ. Серия Филология Журналистика. 2020. № 2. – С.  79 – 82. ВАК

2.    Шпилевая Г. А. О МИФОТВОРЧЕСТВЕ Н. А. НЕКРАСОВА (АВТОМИФ, ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МИФА В ПРОЗЕ 1840-50-Х ГОДОВ И ИХ КОРРЕКЦИЯ В ЗРЕЛОЙ ЛИРИКЕ ПИСАТЕЛЯ) / Г.А. Шпилевая // Филология и культура. Казанский (Приволжский) федеральный университет. Казань, 2019. – С. 260 – 265. (ВАК)

3.    Шпилевая Г. А., Скобелев Д. A., Беляева Н. П. ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ТВОРЧЕСТВЕ А. ГАЛИЧА, Б. ОКУДЖАВЫ И В. ВЫСОЦКОГО: «О НЕСХОДСТВЕ СХОДНОГО / Г. А. Шпилевая, Д. A. Скобелев, Н. П. Беляева // Вестник ВГУ. Серия Филология Журналистика. 2019. № 2. – 77-82. (ВАК).

4.     Шпилевая Г.А., Бахметьева И.А., Безрукова В.В. Способы выражения авторской философско-этической позиции в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и в пьесе Л.Н. Толстого «Живой труп»: к вопросу о «несходстве сходного» // Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 441. – С. 68-74 (Web of Science).

5.    Шпилевая Г. А., Скобелев Д. А.  А. С. Неверов (1886-1923) – писатель «переходного времени» / Г.А. Шпилевая, Д.А. Скобелев // Вестник ВГУ. Серия Филология Журналистика. № 3. 2018. – 91-96. (ВАК).

Фотографии