Размер
шрифта

Цвет
сайта

Показывать
картинки

Шрифт
Кернинг
Толщина шрифта

Цвет сайта

Кафедра общей и социальной педагогики

О руководителе

Шакурова Марина Викторовна
заведующий кафедрой
(4732) 53-25-82
shakurova@mail.ru

Местонахождение

394043, Центральный федеральный округ, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86, главный учебный корпус, ком.320-319

Официальный веб-сайт , sp320@mail.ru

Историческая справка

История кафедры общей и социальной педагогики берет свое начало 1 сентября 2011 года, когда в результате объединения кафедр педагогики (заведующая кафедрой к.п.н., доцент С. С. Горбачева) и кафедры социальной педагогики (заведующая кафедрой д.п.н., профессор М. В. Шакурова) она была создана. Два научно-педагогических коллектива наделили новую структурную единицу своими традициями, опытом организации образовательного процесса, широким спектром научных интересов.

Кафедра педагогики Воронежского государственного педагогического университета – ровесница Воронежского педагогического института.  Первый заведующий, крупный ученый и общественный деятель, профессор С.В. Иванов, называл ее «главной кафедрой ВУЗа». Именно он в 1930-е годы, когда потребность в профессиональных педагогах была очень острой, разработал и внедрил программу ускоренной подготовки квалифицированных учительских кадров. 

Историю кафедры педагогики определяли такие известные ученые-педагоги, как участник двух войн (гражданской и Отечественной), крупный организатор народного образования Воронежской области А. В. Княжев, заведующие кафедрой в разные годы ее существования Я.А. Трепалин, И.К. Жерносеков, И. В. Майоров, Н. И. Алпатов, И. Н. Бескоровайный, К.И. Васильев, Т.Н. Калечиц, В.И. Журавлев, К. О. Карагезов, С. В. Кульневич, В. И. Лещинский. В сфере научных интересов кафедры находились вопросы профессиональной ориентации (в 1950-е годы под руководством И. В. Майорова активно работали лаборатория и кабинет профессиональной ориентации), внедрения научных достижений в практику работы образовательных учреждений (под руководством профессора, академика В. И. Журавлева работала научная лаборатория  по связи науки со школой), дидактических основ образовательного процесса, истории педагогики и образования, эстетического воспитания, подготовки будущих учителей к воспитательной работе, к организации школьного самоуправления и профориентации, личностно ориентированной педагогики и т.д.

В 1971 году в Воронежском государственном педагогическом институте была создана кафедры теории и методики пионерской работы. Она стала одной из ведущих на созданном в 1967 году на базе исторического отделения историко-филологического факультета историко-педагогического факультета. Подобные факультеты, работавшие в шести педагогических вузах страны, внесли существенный вклад в развитие теории и практики воспитательной работы, деятельности внешкольных учреждений. Студентам историко-педагогического факультета читался расширенный перечень педагогических и психологических дисциплин, в учебный план были введены учебные курсы по теории и методике пионерской и комсомольской работы, истории и теории детского и молодежного движения. Особое внимание уделялось практической подготовке.

Историю кафедры теории и методики пионерской работы (с 1984 года – теории и методики воспитательной работы) внесли Т. Н. Калечиц, Э. В. Паничева, А. Г. Минакова-Головачева, Л. А. Суворова, Ю. И. Удодов, Т. Н. Воройская и др.

Кафедра стала основателем традиции проведения инструктивных лагерных сборов для студентов-первокурсников (в настоящее время – практикумы по социально-ролевой адаптации студентов), занятий по основам затейно-массовой работы (в настоящее время – практикум по игротехнологиям, практика по социально-педагогической анимации), традиции вожатской деятельности и работы педагогических отрядов. В 1984 году руководимое Э. В. Паничевой студенческое конструкторское бюро «Ровесник» было награждено медалью и дипломом ВДНХ за научно-творческие достижения. Весь период своего существования кафедра занималась организацией подготовки к летней педагогической практике, городских лагерных сборов, в советский период – учебой пионерского и комсомольского актива Воронежа и Воронежской области. В 1974 году факультет был признан лучшим среди историко-педагогических факультетов страны по организации практики в пионерских лагерях (премия ЦК ВЛКСМ и Министерства просвещения РСФСР), в чем была немалая заслуга научно-педагогического коллектива кафедры.

Под влиянием изменений, происходящих в стране, с учетом новых проблем и актуальных направлений педагогической деятельности в 1995 году кафедра теории и методики воспитательной работы была перепрофилирована в кафедру социальной педагогики. К традиционным направлениям деятельности кафедры прибавились издательские проекты «Человек и общество: история и современность», «Социально-педагогические проблемы: поиски и модели решения (ежегодные сборники научных и научно-методических статей, 14 выпусков), организация совместно со студентами старших курсов методической работы с практикующими социальными педагогами города, участие преподавателей кафедры в разработке областных Концепций воспитательной деятельности.

В настоящее время в центре внимания преподавателей и сотрудников кафедры находятся вопросы организации образовательного процесса (кафедры является выпускающей для профиля подготовки «Психология и социальная педагогика» направления «Психолого-педагогическое образование (бакалавриат), разработки и реализации программ магистерской подготовки («Высшее профессиональное образование» под   руководством д.п.н., профессора Е. П. Белозерцева, «Психология и социальная педагогика», под руководством д.п.н. М. В. Шакуровой, «Психологии и педагогики инклюзивного образования» под руководством к.п.н., доцента Т. Е. Поветкиной), научной деятельности (выполнение исследований, поддержанных грантами РГНФ, по проблемам адаптации молодежи, формирования идентичности личности, реализации школой социозащитной функции; разработка проблем научно-педагогического наследия Отчего края, проведения ежегодных Веневитиновский чтений и т.д.), организация работы студенческих сообществ (научно-методическое сообщество студентов «Актуальные направления социально-педагогической деятельности», руководитель к.ист.н. О. В. Неценко; научно-методическое сообщество студентов «Социально-педагогическая лаборатория»,руководитель к.ист.н. Ю. В. Кудинова; волонтерский педагогический отряд, руководитель к.ист.н. Ю. В. Кудинова; научно-методическое сообщество студентов «Инклюзивное образование детей с РАС», руководителик.п.н. Е. В. Алехина, к.п.н., доцент Т. Е. Поветкина),  активная публикационная и общественно-педагогическая деятельность.

 



Сотрудники

Шакурова Марина Викторовна
заведующий кафедрой
(4732) 53-25-82
shakurova@mail.ru

Ученое звание: доктор педагогических наук, профессор,
В 1997 г. получила ученое звание доцента по кафедре социальной педагогики.
В 2008 г. защитила докторскую диссертацию по специальности 13.00.01 - общая педагогика "Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников" в Институте теории и истории педагогики РАО (Москва).
Белозерцев Евгений Петрович
профессор
(4732) 53-25-82
belozercev_e@mail.ru

Заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор педагогических наук.1963-1968 гг. Работа в СШ № 1 г. Магадана, участие во всесоюзном эксперименте по определению функций, содержания деятельности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
1967-1970 гг. Аспирантура при АПН СССР. Защита кандидатской диссертации (Москва).
1970-1978 гг. Работа в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ в качестве старшего преподавателя, доцента, заместителя и исполняющего обязанности декана.
1978-1983гг. Заместитель начальника управления педагогического образования Министерства Просвещения СССР.
1983 г. Присуждена медаль А.С. Макаренко.
1983-1986 гг. Советник – консультант министра обучения и воспитания Республики Афганистан. Награжден орденом «За независимость», медалью «От благодарного Афганского народа».
1986-1990 гг. Начальник управления подготовки, повышения квалификации педагогических кадров Государственного комитета образования СССР.
1990 г. Защита докторской диссертации (Ленинград). Присуждена ученая степень доктора наук.
1991-1997 гг. Заведующий кафедрой педагогического образования МГОПУ (Москва).
1995 г. Присуждена медаль К.Д. Ушинского.
1997-2007 гг. Заведующий кафедрой педагогики ЕГПИ.
1998 г. – настоящее время Член диссертационного совета при БелГУ
1998-настоящее время Заведующий лабораторией ЛИУУ «Культурно – образовательная среда Липецкой области». Сегодня: «Средовой подход в образовании» ИРО (Липецк).
1999-2002 гг. Проректор по научно-исследовательской работе.
1999 г. Присуждена государственная награда и вручено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».
2002 г. Избран членом совета писателей.
2003 г. Избран действительным членом МАНПО.
2004 г. Избран действительным членом Академии информатизации образования (АИО); награжден МАНПО дипломом первой степени за книгу «Образ и смысл русской школы».
2007-настоящее время Профессор кафедры педагогики ВГПУ, общей и социальной педагогики ВГПУ.
2008 г. Присуждена медаль И.А. Ильина «За развитие русской мысли».
2008 г. Избран действительным членом Академии военных наук.
2008 г. Член редколлегии журнала «Культура физическая и здоровье».
2009 г. Учредитель, зам. главного редактора научного журнала «Берегиня.777.Сова»; Зам. главного редактора научного журнала «Евразийский форум».
Заварзина Любовь Элиевна
доцент
lyubovzavarzina@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент. Автор более 150 публикаций, среди них: "Педагогика: исторические портреты". - Воронеж, 1997; "Образование: история и современность". 2-е изд., доп. - Воронеж, 2001 (в соавторстве с В. И. Лещинским и Т. В. Лавриковой); "Теория, история и философия образования". - Воронеж, 2002 (в соавторстве с В. И. Лещинским и Т. В. Лавриковой); "Русские педагогические портреты". 3-е изд., пересмотр. и доп. - Воронеж, 2009; "Педагогическое наследие П. Ф. Каптерева. Биобиблиография". - Воронеж, 2007; "Общественно-педагогическая и научная деятельность П. Ф. Каптерева в Воронежском крае". - Воронеж, 2009 и др. В целях пропаганды психолого-педагогического наследия П. Ф. Каптерева был выпущен сборник: Каптерев. Научные интересы Л. Э. Заварзиной - история отечественной педагогической мысли; педагогическое краеведение; проблемы преподавания родного (русского) языка; гендерные проблемы образования. Ее выступления в печати, в частности, посвящены творчеству и деятельности Н. Ф. Бунакова, А. В. Горского, П. Ф. Каптерева, Н. И. Пирогова, П. Г. Редкина, В. В. Розанова, А. Н. Страннолюбского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского.
Сырых Татьяна Васильевна
доцент
tv_syryh@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент.
2001г. - Ученая степень кандидата педагогических наук, диплом кандидата наук (приказ от 27 декабря 2000 года № 1, диплом КТ № 054390);
Научная специализация по диплому: 13.00.01
Учёное звание доцента по кафедре социальной педагогики, аттестат доцента (приказ от 15 июля 2019 года №1732/845 д, аттестат ДЦ № 032047).
Награды:
- Почётная грамота Министерства образования РФ (2001г,)
- Почётные грамоты ВГПУ – 2,
- Благодарности Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронеж. обл. – 2,
- Благодарность Управления образованием администрации городского округа г. Воронеж – 1,
- Благодарств. письма, благодарности и грамоСфера научных интересов: народное образование, педагогика.
Разрабатываемая научная тема на 2014 – 2018 г.г. - "Обновление бренда системы дополнительного образования детей на современном этапе" в рамках проблемы "Теоретические и технологические основы дополнительного образования детей и взрослых".
Дополнительные сведения:
Общий трудовой стаж - 33 года, научно-педагогический стаж - 14,8 лет, в том числе стаж работы в должности доцента - 14,8 лет.
Работала в должности зам. декана по учебной работе исторического факультета ВГПИ.
Член Совета гуманитарного факультета ВГПУ.
Член Учебно – методического Совета вуза.
Член Экспертного совета по вопросам развития системы дополнительного образования детей Воронежской области (с 2012 г.).
Алехина Екатерина Валентиновна
доцент
ev_alekhina@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент.
в 2004 г., защитила кандидатскую диссертацию на соискание степени кандидата педагогических наук по теме "Проектирование и реализация воспитательной системы детского оздоровительного лагеря" по руководством доктора педагогических наук, профессора, академика РАО В.А. Сластенина.
Седых Ольга Ивановна
доцент
sedolga@bk.ru

Кандидат педагогических наук. Закончила аспирантуру под научным руководством проф., доктора пед. наук Трофимовой Н.М.
Неценко Ольга Викторовна
доцент
onecenko@yandex.ru

Кандидат исторических наук, доцент. 2000 г. защитила кандидатскую диссертацию "Развитие художественной культуры областей Центрального Черноземья в послевоенный период (1945-1953 гг.)".
Читает курсы по социальной педагогике, теории и методике воспитания, педагогическим технологиям.
Научные интересы: педагогика дополнительного образования, теория и методика воспитания, социальное воспитание в образовательных учреждениях, история искусства.
Ефремов Дмитрий Александрович
доцент

Кандидат педагогических наук, доцент.В 2009 году перешел на постоянную работу в ВГПУ старшим преподавателем. С сентября 2010 г. - зам. декана по работе со студентами исторического, а ныне - гуманитарного факультета ВГПУ.
В 2011 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Педагогическое управление процессом коллективообразования в студенческой академической группе"
(научный руководитель профессор М.В. Шакурова).

Востроилова Елена Владимировна
доцент
elenavostroilova@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент.В 1997 г. получила ученое звание доцента по кафедре педагогики, на которой работала до 2011 г.,а после преобразований в ВГПУ преподает на кафедре общей и социальной педагогики. С 2000 г. вместе со студентами ВГПУ участвовала во Всероссийских педагогических олимпиадах, одновременно принимала участие в подготовке и проведении внутривузовских и областных педагогических олимпиад в ВГПУ. С 1997г. была членом Совета факультета иностранных языков, на котором в настоящий момент преподает педагогику. С 2006 г.- член совета по воспитательной работе ВГПУ. Читаемые курсы: "Введение в педагогическую деятельность", "История образования и педагогической мысли", "Педагогическая технология", "Управление педагогическими системами"," Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса", "Инновационные модели в образовании", "Культурно-просветительская работа" и другие. Автор более 70 научных работ, среди которых учебные пособия, методические рекомендации, статьи. Круг научных интересов широк. Основная тема исследования - основы духовно-нравственного воспитания.
Лукин Юрий Алексеевич
доцент
lyua57@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент.
В 1978 г. окончил ВГПУ по специальности "учитель физики". Научные интересы: методология, творчество.
В 1990 г защитил диссертацию на тему «Единый подход к изучению колыбельных и волновых процессов в средней школе»
Основные достижения: издание двух пособий для студентов педвузов «Введение в педагогическую эвристику»(2007 г.) и « Научное исследование по педагогике» (2011 г.)

Нестерова Ирина Николаевна
доцент
ynin1974@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент. В 2002 г. под руководством кандидата педагогических наук, профессора В.И. Лещинского защитила кандидатскую диссертацию по специальности 13.00.01. - Общая педагогика, история педагогики и образования. В 2007 г. присвоено ученое звание доцента. Областью научных интересов является изучение истории становления и развития начального образования (народной школы) в России во второй половине XIX века. Нестерова И.Н. - участник региональных, всероссийских и международных научно-практических конференций, автор более 40 научных статей. В 2007 году стала лауреатом конкурса учебников и учебных пособий. С 2006 г. Нестерова И.Н. является заместителем заведующего кафедры по организации и руководству педагогической практикой, с 2006 -по 2011 -членом комиссии ежегодного конкурса на лучшую студенческую научную работу. Студенты под руководством Нестеровой И.Н. ежегодно участвуют в студенческих научных конференциях (секция "История педагогики и образования") и показывают высокие результаты. С 2000 г. Нестерова И.Н. плодотворно сотрудничает с Областным музеем истории народного образования, на базе которого проходят занятия для студентов 1 -3 курсов факультета иностранных языков, ФФК и БЖ.
Кульневич Татьяна Васильевна
доцент
tkulnevich@yandex.ru

Кандидат педагогических наук, доцент.Защитила кандидатскую диссертацию на тему "Формирование профессионально-педагогической направленности будущего учителя на основе личностной ситуации при работе с иноязычным текстом педагогического содержания". Область научных интересов: теория и практика подготовки будущих учителей, проблемы воспитания.
Читаемые курсы: "Теория и методика воспитания", "Профессиональная этика педагога", "Социальная педагогика", "Управление образовательными системами" и др.
Член Совета факультета. Является профгруппоргом гуманитарного факультета университета.

Веретенникова Светлана Викторовна
доцент
sveretennikova@yandex.ru

Кандидат педагогических наук, доцент.
С 1994 по 2003 год работала учителем биологии и преподавателем основ православной культуры в Средней общеобразовательной школе № 72 г. Воронежа.
С 2003 по 2012 год - старший методист отдела духовно-нравственного просвещения Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
В 2010 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме "Духовно-нравственная составляющая образовательной деятельности современного учителя (на примере учителя биологии)" (по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования).
Имеет 33 научные и 3 методические работы. Автор книги для учителя "Духовно-нравственный потенциал биологического образования" и соавтор регионального учебно-методического комплекта по основам православной культуры для 2-4 классов.
В ВГПУ работает с 2012 года.
Область научных интересов: духовно-нравственный потенциал естественнонаучного образования, философия образования
Козлова Тамара Андреевна
доцент
t.dekan2010@yandex.ru

Кандидат педагогических наук, доцент.
Начинала свою педагогическую деятельность старшей пионервожатой. Окончив педагогический институт работала учителем истории и обществознания, заместителем директора по учебно-воспитательной работе в Амурской области. переехав в г. Хабаровск продолжила свою педагогическую деятельность заместителем директора по УВР в лицее, также работала заместителем директора ГМНЦ г. Хабаровска. В 1997 году защитила диссертацию, имеет степень кандидата педагогических наук, имеет печатные работы в количестве около 70, среди них имеются статьи ВАК.
Интересуется и исследует проблемы системы дополнительного профессионального образования, духовно-нравственного развития личности в контексте современного образования.
Лаврикова Татьяна Васильевна
доцент
lavrikova54@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент.
Гуманитарные стратегии и технологии в образовании (история и современность). Автор монографии, 5 ученых пособий, более 100 публикаций. Под научным руководством подготовились 3 кандидата пед.наук.

Пенькова Алла Альбертовна
старший преподаватель

С 1996 года работает ассистентом на кафедре социальной педагогики ВГПУ, с 2008 года - старшим преподавателем.
С октября 2004 году работала помощником проректора по учебно-воспитательной работе ВГПУ, с 2006 года и в настоящее время - начальником управления воспитательной работы со студентами ВГПУ.
Читаемые курсы.
1. Методика воспитательной работы в детском оздоровительном лагере.
2. Игротехнологии.
3. Основы организации летнего отдыха
Ефремова Надежда Сергеевна.
старший преподаватель

С 2013 г. специалист по заочному отделению гуманитарного факультета, в настоящее время - заместитель декана по учебной работе.
Читаемые курсы: Основы социальной работы, нормативно-правовое обеспечение образования, правоведение с элементами семейного права, право в образовании.
Кудинова Юлия Валерьевна
доцент
kudjulia@mail.ru

Кандидат исторических наук, доцент
Образование: Диплом с отличием ГОУ ВПО "ВГПУ", присвоена квалификация "Учитель истории.Социальный педагог" по специальности "История" с дополнительной специальностью "Социальная педагогика", ученая степень кандидата исторических наук по специальности 07.00.02 – Отечественная история
В 2015 году прошла профессиональную подготовку в ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» по программе «Руководитель организации социального обслуживания».
Читаемые дисциплины: Социально-педагогическая анимация, Теория и практика тренинга в образовании, Методика воспитательной работы в ДОЛ, Практикум по игротехнологиям.
Является автором 30 научных и учебно-методических публикаций.
Реушенко Анастасия Александровна
ассистент
10ter33@mail.ru

В 2013 году окончила с отличием обучение в магистратуре гуманитарного факультета ВГПУ по направлению "Психология и социальная педагогика", поступила а аспирантуру ВГПУ по специальности "Общая педагогика, история педагогики и образования". С сентября 2013 года работает ассистентом кафедры общей и социальной педагогики.




Чернышова Анна Вячеславовна
ассистент
yakun-anna10@yandex.ru

С сентября 2013 года работает ассистентом кафедры общей и социальной педагогики.
Калишкина Дарья Сергеевна
ассистент
Dasha50789@mail.ru

Область научных интересов: изучение примера как метода воспитания в советской школе.


Денисова Ольга Викторовна
ассистент
olyalya72008@yandex.ru

Сфера научных интересов: история образования и педагогической мысли, педагогика дополнительного образования, методика воспитательной работы в лагере.
Барабанова Мария Сергеевна
лаборант
sp320@mail.ru

Махинин Александр Николаевич
старший преподаватель

Кандидат педагогических наук. В 2014 г. под руководством доктора педагогических наук, профессора М.В. Шакуровой защитил кандидатскую диссертацию по специальности 13.00.01.
Областью научных интересов является изучение феномена российской идентичности в контексте образовательной политики, философия образования.
Организатор ежегодной научно-методологической «летней школы» «Культура и образование в системе факторов формирования гражданской и этнокультурной идентичности личности». Участник проекта Центра устной истории (Россия, Польша, Германия) по сохранению исторического наследия и культуры памяти о Второй мировой войне и восприятия немцев и русских в контексте «Свой – Чужой» в событиях XX-XXI веков.
Махинин А.Н. – участник региональных, всероссийских и международных научно-практических конференций, автор более 50 научных статей.
Поветкина Татьяна Евгеньевна
кандидат педагогических наук, доцент

Окончила Воронежский государственный институт искусств в 1996 году, специальность "Фортепиано", Институт менеджмента, маркетинга и финансов в 2014 г, профессиональная переподготовка по программе "Менеджмент организации".
Преподаваемые дисциплины: Образовательное право, Педагогика и психология инклюзивного образования, Социальное право, Основы юридической педагогики.

Новости

 

КАФЕДРА

ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ВОРОНЕЖСКОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

Приглашает постоянных авторов и всех желающих к участию в подготовке новых межвузовских сборников научных статей.

 

В 2015-2016 учебном году планируются к выпуску

 

1. Социальные и социально-педагогические проблемы: поиски и модели решения: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 14.

В сборник принимаются статьи, в которых раскрываются вопросы: I. Социальной философии, философии образования, культурологии, социологии, социальной медицины, правоведения, политологии; II. Истории (социально-экономические и социокультурные аспекты); III. Социальной педагогики и социальной психологии; IV. Социальной работы. Рукописи принимаются в период с 10 октября по 15 декабря 2015 года. Планируемый срок выхода сборника из печати – I-II квартал 2016 года.

 

2.Человек и общество: история и современность: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 15.

В сборник принимаются статьи, в которых раскрываются вопросы: I. Философии, социологии, культурологии, политологии, экономики, правоведенич; II. Истории; III. Педагогики и психологии, социальной работы. Принимаются статьи научных работников, педагогов образовательных учреждений, аспирантов и соискателей, научные проекты школьников. Рукописи принимаются в период с 1 февраля по 15 мая 2016 года. Планируемый срок выхода сборника из печати – III квартал 2016 года.

 

ВНИМАНИЕ АВТОРОВ! Все статьи проверяются в системе антиплагиат (EtxtАнтиплагиат и др.). Статьи, показатель уникальности которых (без учета верно оформленных ссылок) ниже 30%, к печати не принимаются.

 

Рукопись можно представить на кафедру общей и социальной педагогики ВГПУ (г. Воронеж, ул. Ленина, 86, главный корпус ВГПУ, ауд. 320), выслать по почте (394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, кафедра общей и социальной педагогики), переслать по электронной почте (sp320@mail.ru).

Автор сообщает о себе: Фамилия, имя, отчество (полностью); место работы, должность (полностью); ученая степень, ученое звание; контактные телефоны, электронный адрес.

Оплата страницы текста после форматирования – 200 рублей. Для школьников, студентов, магистрантов, аспирантов первые три страницы текста бесплатно.

Для иногородних оплата может производиться при получении сборника по почте наложенным платежом.

Контактный телефон для справок: 253-25-82 (код г. Воронежа 473).

Координаторы проекта: Пословская Екатерина Владимировна, Барабанова Мария Сергеевна.

Научный редактор проекта: доктор педагогических наук, профессор Шакурова Марина Викторовна (shakurova@mail.ru)

 

Учебно-методическая деятельность

1. Неделина С.В. Методы и технологии выявления и развития одаренного ребенка в школе / С.В. Неделина, А.В. Енин, А.М. Фактор, Б.Р. Лившиц. - Воронеж : ВИРО,

2015. - 250 C.

2. Фактор А.М. Опыт и практика управления образовательными организациями в условиях введения ФГОС ООО / А.М. Фактор. - Воронеж : В, 25.08.2015. - 128 C.

3. Просветительская деятельность помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению / ред. С.В. Веретенникова; науч. конс. И.А. Соловцова. -Воронеж : Издательство ВГПУ, 2015. - 108 C.

4. Фактор А.М. Рабочая тетрадь «Теория и методика управления в образовательных системах» / А.М. Фактор, М.Ю. Савченко, В.Н. Сушков.-Воронеж : ВИРО, 15.07.2015. - 66 C.

5. Фактор А.М. Рабочее пособие «Теория и практика управления в образовательных системах» / А.М. Фактор, М.Ю. Савченко, В.Н. Сушков, Е.М. Беспаленко. - Воронеж : ВИРО, 20.09.2015. -65 C.

НИР

Преподавателями кафедры общей и социальной педагогики научно-исследовательская работа осуществляется по следующим направлениям:

1.    Проблема: Научно-педагогические основы образовательных практик

Индивидуальные темы:

1) Шакурова М. В. (д.п.н., профессор)  «Косвенные методы воспитания: теория и практика»;

2) Перепелкина Ж. В. (д.п.н., профессор) «Условия и факторы эффективности профессиональной подготовки студентов педагогического вуза»;

3) Фактор А. М. (д.п.н., профессор) «Научно-педагогические основы менеджмента в образовании»;

4) Горбачева С. С. (к.п.н., доцент)  «Теория и практика реализации компетентностного подхода при подготовке магистров»;

5) Лукин Ю. А. (к.п.н., доцент) «Психолого-педагогическое сопровождение инноваций»;

6) Лаврикова Т. В. (к.п.н., доцент)  «Духовный опыт как гуманитарный ресурс образования»;

7) Востроилова Е. В. (к.п.н., доцент) «Теоретико-методологические основы и практико-ориентированная технология духовно-нравственного воспитания»;

8) Емельянова О. Я. (к.п.н., доцент) «Психолого-педагогические аспекты адаптации личности в процессе обучения»;

9) Махинин А. Н. «Гражданская идентичность школьников как социальный и личностный результат образования»

10) Поветкина Т. Е. (к.п.н, доцент) «Социально-педагогическое пространство инклюзивного образования региона»

2. Проблема: Философско-педагогическое наследие Отчего края»

Индивидуальные темы:

1)        Белозерцев Е. П. (д.п.н., профессор) «Исторический, аксиологический, средовой подходы к изучению наследия Отчего края»;

2) Козлова Т. А. (к.п.н.) «Педагогическое краеведение историко-культурного наследия Отчего края»;

3) Кульневич Т. В. (к.п.н., доцент) «Медико-педагогическое наследие Воронежского края»;

4) Нестерова И. Н. (к.п.н., доцент) «Историко-педагогическое наследие Воронежского края»;

5) Веретенникова С. В. (к.п.н.) «Религиозно-педагогическое наследие: духовно-нравственный потенциал отечественного образования»

3. Проблема: Историко-педагогический анализ

актуальных аспектов отечественного  образования

Индивидуальные темы:

1) Заварзина Л. Э. (к.п.н., доцент) «Развитие отечественной традиции демократизации образования в педагогическом наследии П. Ф. Каптерева»

2) Неценко О. В. (к.ист.н.) «Художественно-культурная среда региона: историко-педагогический анализа»;

3) Кудинова Ю. В. (к.ист.н.) «Метод примера в отечественной педагогике XVIII-XIXвв»;

4) Калишкина Д. С. «Пример как метод воспитания в советской школе»;

5) Реушенко А. А. «Региональные особенности формирования женского образования второй половины XIX – начала ХХ века (на примере Воронежской губернии)»;

6) Денисова О. В. «»;

7) Панина Л. Ю. (к.пед.н.) «Становление университетского образования в России»

4. Проблема: Социально-педагогическая защита личности

в образовательной организации

Индивидуальные темы:

1) Алехина Е. В. (к.п.н.) «Научно-методические основы социально-педагогической адвокации в инклюзивном образовании»;

2) Ефремова Н. С. «Программа защиты прав инвалидов в образовательной организации»;

3) Чернышёва А. В. «Социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательной организации»;

4) Ефремов Д. А. (к.п.н.) «Формирование профессионально-личностной позиции социальных педагогов»;

5) Седых О. И. (к.п.н.) «Научно-методические основы деятельности тьютора в инклюзивном образовании»

 

5. Проблема: Теоретические и технологические основы

дополнительного образования детей и взрослых

Индивидуальные темы:

1) Сырых Т. В. (к.п.н., доцент) «Обновление бренда системы дополнительного образования детей на современном этапе»;

2) Гренадерова Л. В. «Акмеологические условия гендерного обучения девочек в системе дополнительного образования»;

3) Неделина С. В. (к.п.н., доцент) «Теория и технология компетентностного подхода в дополнительном образовании взрослых»

 

В 2015-2016 учебном году преподавателями  кафедры опубликованы 35 статей в рецензируемых научных изданиях (из них 1 – в журнале из базы Scopus, 11 – в журналах из списка ВАК). Опубликованы 109 статей, 12 монографий, 5 учебно-методических пособий.

 

На кафедреработают два ВНИК, выполняющих научные проекты, финансируемые из внешних источников:

1.Тема: Социозащитная функция школы: теоретико-историческое исследование (проект 15-06-10165 РГНФ)

Руководитель: доктор педагогических наук, профессор М. В. Шакурова

Социозащитную функцию относят как к группе гуманитарных, в контексте онтологического подхода (М. Хайдеггер; Л. Н. Коковина, Л. М. Лузина и др.) связывают с актуализацией регулятивных механизмов в человеческих сообществах, рассматривают в рамках социозащитной парадигмы и ассоциируют с обеспечением социозащитными ресурсами в самом широком спектре ситуаций (М. Ф. Глухова и др.); так и к группе социальных, где чаще сводят до узкого социально-правового звучания (обеспечение социальных гарантий, прав, социальной помощи и  поддержки в ситуациях подтвержденной нуждаемости или особой статусности) (А. К. Быков, М. А. Гулина и др.). Узкий подход является очевидной доминантой в связи с развитием теории и практики социального государства,  усилением правовых и социально-экономических регуляторов общественной жизни, развитием теории и практики социальной и социально-педагогической работы. Широкий подход недооценен, что порождает целый ряд деформаций в организации школьной практики. 
Отличительных особенностей у данных уровней рассмотрения несколько. В числе важнейших – различие в рассмотрении фактора нуждаемости, который выступает принципиально важным для конституированиясоциозащитной функции в узком смысле слова, при этом нуждаемость рассматривается также в узком значении как «превращение субъекта в объект, то есть неспособность субъекта к самостоятельному удовлетворению потребностей» (Р. В. Васюков). Для широкого контекста, с одной стороны, фактор нуждаемости имеет не столь выраженное значение; с другой стороны, в понимании нуждаемости используется широкий подход, в рамках которого она рассматривается как фундаментальное, неискоренимое состояния человека, связанного с переживанием ощущения безопасности. Именно безопасность для широкого контекста понимания сущности социозащитной функции является конституирующим основанием. 
Для уточнения сущности и содержания социозащитной функции были проанализированы родовые понятия. Понятие «защита» в общенаучном плане имеет весьма широкий спектр употребления, позволяющий, в том числе, вывести целый ряд глубинных сущностных смыслов. Социальная защита (в широком смысле слова) – по сути, есть создание условий для поддержания человека в его стремлении к защищенности (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), в процессе его роста, преодоления возрастных кризисов, решения возрастных задач, сопряженных с естественно-культурными, социально-культурными, социально-психологическими затруднениями и проблемами (А. В. Мудрик); средства, благодаря которым общество обеспечивает безопасность его членам (М. А. Гулина) и деятельность государства, направленная на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни (В. П. Юдин); совокупность социальных институтов, организаций и практик, обеспечивающих сохранение и развитие в рассматриваемом случае, прежде всего, Детства, поддержание безопасной социальной среды, создание равных стартовых возможностей для детей разных социальных групп (А. Г. Филипова). 
В рамках широкого подхода к пониманию социозащитной функции школу можно рассматривать как носитель комплекса социозащитных ресурсов: она использует (аккумулирует, привлекает и т.п.), с одной стороны,  индивидуальные ресурсы человека и семьи (обусловлены степенью их способности и уровнем готовности «к самостоятельному поиску источников и средств, которые  позволят не допустить изменение или утрату достигнутых социальных характеристик жизнедеятельности» (М. Ф. Глухова); с другой стороны, - социозащитные ресурсы государственного уровня (весь спектр, описываемый в рамках узкой трактовки социальной защиты). 
Собственные социозащитные ресурсы школы складываются из объективных и субъективных ее ресурсов как организации, как воспитательной системы, как детско-взрослой общности, как пространства жизнедеятельности отдельных личностей. 
Объективные ресурсы – состояние корпоративной культуры школы как организации, уровень развития воспитательной системы, сложившиеся социальные, социально-педагогические связи и их характер, статусное своеобразие положения отдельных личностей, деятельность в рамках должностных обязанностей. 
Субъективные социозащитные ресурсы – такие элементы корпоративной культуры, как дух школы, атмосфера, климат и т.п.; интегративные характеристики воспитательной системы (отношения, образы, традиции и т.п.); характеристики детско-взрослой общности как со-бытийной (И. Ю. Шустова), готовность и способность удерживать или изменять в позитивном ключе социально значимые аспекты жизнедеятельности как устойчивая личностная характеристика.
Соотношение социозащитных ресурсов рискам (внешним, внутренним)может рассматриваться в качестве критерия меры реализации социозащитной функции, в частности, избыточный потенциал первых может рассматриваться в качестве механизма обеспечения безопасности, а, следовательно, и полноценной реализации социозащитной функции. При этом безопасность может быть обеспечена как прямым, так и косвенным воздействием (например, через обеспечение безопасного пространства жизнедеятельности, безопасного окружения, безопасных отношений и т.п.) 
Вместе с тем, активное привлечение и использование в практике жизнедеятельности школы социозащитных ресурсов других социальных институтов, отдельных личностей приводит, в том числе, к замещению субъектов, предоставляющих социозащитые ресурсы. Это относится как к семье и самой личности, так и к государственным службам (А. Г. Филипова). В целом ряде случаев школа становится институтом, через который пытаются решать собственные задачи в рамках реализации функции социальной защиты различные представители социальных служб, профессиональных сообществ социальных работников,структур ювенальной юстиции (это, в первую очередь, относится к школам целого ряда государств Европы и США), общественные организации.
Мера реализации социозащитной функции лежит в полюсах недостаточности-избыточности. В первом случае продуцируются (сохраняются, усугубляются, закрепляются) характеристики небезопасной жизнедеятельности; во втором случае – иждивенчества, рафинированности жизненного (в том числе и воспитательного) пространства.
Исторически обусловленный процесс опредмечиваниясоциозащитной функции школы максимально полно можно проследить при рассмотрении данной функции в узком значении. Значительно сложнее четко выделить вехи и факты генезиса социозащитной функции школы в широком смысле слова. В рамках данного исследования к настоящему моменту выполнен первичный анализ историко-педагогического процесса в контексте заявленной проблемы. Выделены устойчивые проявления социозащитной функции школы, в числе которых:
- школьное образование как условие социальной мобильности и статусного роста, средство сокращения различия в социальном статусе учащихся (например, оценка института писцов в древних цивилизациях, римские школы риторов; установки школ США, прежде всего, XIX века и т.п.);
- школьное образование как условие самоизменения, личностного роста, целостности и разносторонности, раскрытия способностей и наклонностей  (например, идеи воспитания «нового человека» в период правления Екатерины II в России и т.п.; идеи Дж. Локка, Ф. А. В. Дистервега и др.);
- представление школьнику желаемого обществом и государством образа, который очерчивает приветствуемое и недозволенное (например, отражение в Уставах образовательных учреждений России XVIII века добродетелей и т.п.);
- возрастосообразность школьного образования, позволяющая выстроить образовательный процесс с учетом возрастных особенностей школьников (рекомендации Конфуция, данные в «Книге обрядов» о вехах школьного обучения; утверждение о необходимости организации обучения в соответствии с ходом природы в наследии В. Ратке, Я. А. Коменского и др.);
- социальное закаливание как элемент школьного обучения, включение детей в разнообразные социальные связи (например, идеи Антисфена о необходимости выработки привычки преодоления трудностей; идеи И. Ф. Гербарта и др.);
- формирование необходимых социальных навыков (например, задача формирования умения принимать разумные решение в школах Междуречья; установление дружеских связей между учениками, усвоение норм общежития, укрепление «усердия к учению», отмеченные Квинтилианом как положительные факторы школьного образования; идеи реального, практически ориентированного образования, прежде всего, в школах западной Европы и т.д.);
- практика взаимодействия (вплоть до партнерства и преемственности) с иными социальными институтами, прежде всего семьей, населением конкретного поселения.
При этом позиция школы как института, реализующего социозащитную функцию, по сути противоречива, поскольку школа сама являлась и является источником многочисленных рисков (избыточное дисциплинирование, сакрализация и соревновательность, угрозы, связанные с неуспешностью в обучении, берущие начало со школ древних цивилизаций; принудительное обучение, характерное, например, для периода правления Петра I; изоляционизм как средство противостояния проблемному обществу в идеях Ж. Ж. Руссо, И. И. Бецкого и др., практике «Воспитательных домов» и т.п.). Очевиден парадокс: будучи изначально созданной и предназначенной, в том числе, для социальной защиты ребенка, школа постепенно становится социальным институтом с выраженным насильственным характером воздействия, имитационным (тренировочным) способом постижения предписанного к передаче социокультурного опыта, неприродосообразной организацией жизнедеятельности.Следствием указанного выше противоречия выступает неизбежная подмена собственно социальной защиты комплексом мер и мероприятий социальной помощи, поддержки, обеспечения, обслуживания и т.п.,  отражающая уход от широкого понимания социозащитной функции к ее узкому толкованию, более технологичному и значительно лучше регулируемому; неизбежное сужение содержания социально-педагогической деятельности, максимально соответствующей (в отличие от преподавания) задачам широкой социальной защиты личности. 

2.Тема:Комплексное исследование профессиональной адаптации и переподготовки молодых специалистов в условиях профессионально-личностной невостребованности, обусловленной кризисом занятости (проект№14-06-00597 РГНФ)

Руководитель: кандидат педагогических наук, доцент О. Я. Емельянова

В рамках комплексного исследования профессиональной адаптации и переподготовки молодых специалистов в условиях профессионально-личностной невостребованности была разработана концептуальная модель адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности, которая должна учитывать изменения, происходящие в профессиональной среде и в социокультурном пространстве. Апробация данной модели осуществлялась межвузовской научно-исследовательской лабораторией «Психолого-педагогическая и социально-экономическая адаптация личности в профессиональной деятельности» с привлечением респондентов – студентов выпускных курсов вузов, магистров, студентов, получающих второе высшее образование, и выпускников вузов-молодых специалистов. К мониторингу процесса адаптации были привлечены заинтересованные работодатели, имеющие в штате организации специалистов по управлению персоналом.

Данные апробации свидетельствуют, что акценты в исследовательской работе следует  расставить на изучении проблемы профессиональной идентичности и анализе адаптации молодого специалиста как многоуровневой системы: макросреда → организация → индивид. Около 80% участников исследования не имеют представления о феномене профессиональной идентичности, и более, того, испытывают затруднения вследствие профессиональной некомпетентности. Только 26% молодых людей считают себя профессионально компетентными, а 29% работают в условиях, когда их компетентность абсолютно не соответствует требованиям рабочего места, но значимые факторы побуждают их преодолевать дефицит профессиональных ресурсов. В контексте данной проблемы был сделан акцент на разработке и реализации комплекса мероприятий по достижению профессиональной идентичности:

- разработаны и проведены с инициативными  группами молодых специалистов тренинги профессиональной идентичности, креативности, личностного роста, мотивации и командообразования. В процессе тренинговых занятий наряду с распространенными технологиями использовались и авторские методики;

- сформулированы рекомендации по формированию профессиональной идентичности студентов выпускных курсов и начинающих специалистов. Данные рекомендации предназначены как непосредственно для молодых людей, находящихся на этапах профессиональной ориентации и становления карьеры, так и для  преподавателей профильных дисциплин, педагогики высшей школы, работодателей.

Необходимость введения системного анализа процесса адаптации молодого специалиста в организации  обусловлена выявленными   недостатками  организационной культуры во многих организациях, что существенно затрудняет процесс адаптации работников. Показатель «отношение к предприятию, организации»  у членов выборки  составляет 50% от максимального значения, свидетельствуя о необходимости преодоления негативного отношения к работодателю, формирования у сотрудников чувства корпоративного единства, значимости своей профессии.            До начала тренинговых занятий показатель уровня взаимоотношений в малой группе составлял 57,2% от своего максимально возможного уровня. При традиционно высоком значении коллективизма в системе ценностей россиян такой уровень группового взаимодействия можно характеризовать как низкий, т.е. в комплекс мер по сопровождению процесса адаптации  целесообразно включить технологии повышения уровня группового единства в трудовой деятельности посредством тренинговых занятий, введению руководством практики командного решения задач. Тренинги, проводимые по данному исследованию, носили добровольный характер, их посещали инициативные изначально мотивированные молодые люди, поэтому они демонстрировали высокие показатели по всем тестовым методикам, что затруднило процесс сравнения результатов констатирующего и формирующего экспериментов в пользу более оптимистичных результатов.

В плане методологии комплексного исследования профессиональной адаптации особое внимание, на наш взгляд,  следует уделить исследованию профессиональной адаптации молодых специалистов на индивидном уровне.

Основные направления работы по профессиональному становлению выпускников, осуществляемые в воронежских крупных ресурсообразующих вузах приведены в схеме Приложения (см. вложенный файл). Особый интерес представляют проекты «погружения» в профессию. Разработанные предложения по психолого-педагогическому сопровождению процесса адаптации в молодежной среде включают аппелирование к уже имеющемуся опыту реализации творческих проектов преподавателями вузов (экологический и культурный туризм, творческие формы организации практик по специальности, мастер-классы) и  студенческим социальным проектам  (в научно-образовательной сфере), а также рекомендации по организации занятий в творческой форме с целью активизации креативного потенциала, что способствует поиску оригинального решения проблем, системному взгляду на происходящее и, как следствие, облегчает адаптацию.    

В процессе сопровождения адаптации образовательных мигрантов нами предложено уделить внимание категории студентов/магистров, совмещающих учебу в вузе с работой в ущерб образовательным целям.

Вузы нуждаются в двустороннем взаимодействии с работодателями: организации способны предоставлять интеллектуальные и  производственные ресурсы, востребованные в образовательном процессе, а вузы, в свою очередь могут оказывать поддержку бизнесу в форматах разработки корпоративной культуры,  организации и проведения тренингов с персоналом, организации студенческих практик, подготовки и методического сопровождения молодых специалистов.

Результаты проведенной научной работы по проекту презентовались на международных и всероссийских научно-практических конференциях и  опубликованы в сборниках статей. Организована и проведена Международная научно-практическая конференция «Адаптационные механизмы и практики в трансформирующихся обществах» 25 августа 2015 г. с публикацией сборника статей.

По промежуточным итогам исследования опубликована коллективная монография "Исследование адаптационных механизмов в профессиональной деятельности молодежи": монография / под ред. О.Я. Емельяновой – Воронеж: ВГПУ,  2015. – 288 с.

 

Работа научно-методических студенческих групп

1)   Научно-методическое сообщество студентов «Актуальные направления социально-педагогической деятельности». Руководитель к.ист.н. О. В. Неценко. Содержание деятельности: разработка и проведение научно-методических семинаров для социальных педагогов города и области. Число участников: 30 человек. Результаты работы публикуются на страницах журнала «Работа социального педагога в школе и микрорайоне» (Москва);

2)   Научно-методическое сообщество студентов «Социально-педагогическая лаборатория». Руководитель к.ист.н. Ю. В. Кудинова. Содержание деятельности: разработка и реализация обучающих программ для студентов профиля «Социальная педагогика», диагностика результатов профессионального обучения и воспитания. Число участников: 15 человек;

3)   Научно-методическое сообщество студентов «Инклюзивное образование детей с РАС». Руководители: Е. В. Алехина, Т. Е. Поветкина. Содержание деятельности: разработка и апробация программ, мероприятий, оценочных процедур в рамках развития практики инклюзивного образования и тьюторского сопровождения детей с РАС. Число участников: 45 человек. 

Публикации

Публикации за 2015 год.

1. Shakurova M. V. The Position of a Teacher as a Factor of Forming Students’ Socio-Cultural Identities (On the Example of the Russian

Civil Identity) [Электронный ресурс] / M. V. Shakurova // International Education Studies.-2015. -Vol. Vol. 8, No. 1.. -P. 125-132.-Режим доступа: http://www.ccsenet.org/journal/index.php/ies/article/view/43881/ 23927

2. Белозерцев Е. П. Историко-культурная и методологическая неизбежность обращения к понятию ”образовательная деятельность” / Е. П. Белозерцев // Психолого-педагогический поиск. -2015. - Вып. 35, № 3. - С. 40-56

3. Белозерцев Е. П. Научно-методическая школа как отражение состояния отечественной науки и образования (перечитывая журналы ”Психолого-

педагогический поиск”) / Е. П. Белозерцев // Психолого-педагогический поиск. - 2015. -Вып. 33, № 1. -С. 34-40

4. Востроилова Е.В. Поиск путей преодоления кризисных явлений в образовании / Е.В. Востроилова // Известия Воронежского государственного

педагогического университета. 2015. № 2 (267). С. 28-30

5. Ефремов Д.А. Особенности самоуправления и саморегуляции в студенческой академической группе / Д.А. Ефремов // Известия Воронежского государственного педагогического университета - 2015. - №1 (266). - С. 114-118 / Д.А. Ефремов // Известия Воронежского государственного педагогического университета.-2015. -№ 1. -С. 114-118

6. Лукин Ю.А. Менеджмент качества против управления качеством: участвуем в дискуссии / Ю.А. Лукин // Качество. Инновации. Образование. - 2015. - № 7. -С. 3-7

7. Лукин Ю.А. О структуре педагогического знания / Ю.А. Лукин // Педагогика. - 2015. -№ 2. - С. 36-42

8. Лукин Ю.А. Творческая игра ”Что? Как? На сколько?” как форма взаимодействия научного и предпринимательского сообществ /Ю.А. Лукин // Инновации в образовании. -2015. -№ 10.- С. 123-130

9. Махинин А.Н. Этническая и гражданская идентичность российской молодежи: проблема социального и этнокультурного самоопределения личности в условиях «кризиса культуры» / А.Н. Махинин // Психолого-педагогический поиск. - 2015. - № 4. -С. 124-131

10. Неценко О.В. Художественно-культурная среда как разновидность социокультурной среды: понятие и функции / О.В. Неценко // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 5.- С. 39-45

11. Шакурова М. В. Теоретические основы подготовки будущих педагогов к работе по формированию социокультурной идентичности школьников /

М. В. Шакурова // Сибирский педагогический журнал.-2015. -Т. №5. - С. 34-38

12. Алехина Е.В. Социально-психологические аспекты взаимодействия родителей детей с ограничением возможности здоровья и других субъектов образовательного процесса в общеобразовательной школе с инклюзивным подходом / Е.В. Алехина // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе. Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Сборник (25 февраля 2015г.)

[Текст]. - Арзамас, 2015. - С. 357-360

13. Белозерцев Е. П. ”Русский мир” и философия отечественного образования / Е. П. Белозерцев // Известия Воронежского государственного педагогического университета. -2015. - № 1 (266). - С. 23-31

14. Востроилова Е.В. К истокам духовно-нравственной культуры: некоторые значимые идеи конференции / Е.В. Востроилова // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность РИНЦ.-Пенза, 2015.-С. 20-24

15. Востроилова Е.В. Культпросветмероприятие как условие поддержки состояния спортивной формы: технологический аспект / Е.В. Востроилова // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни РИНЦ.-Воронеж, 2015. -С. 12-15

16. Востроилова Е.В. Культурно-просветительская деятельность как условие восстановления работоспособности спортсменов / Е.В. Востроилова // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе.- Воронеж, 2015. -С. 26-30

17. Востроилова Е.В. Формирование самостоятельности младших школьников в воспитательной деятельности / Е.В. Востроилова,

А.Д. Оранская // Человеки общество: история и современность. -Воронеж, 2015. - С. 225-228

18. Емельянова О.Я. Актуальные проблемы развития российских моногородов / О.Я. Емельянова, И.В. Шершень // Международная научная школа «Парадигма», - сб. науч. ст. Т.3. - Болгария, Варна, 2015. -С. 327-331

19. Емельянова О.Я. Моделирование процесса адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности / О.Я. Емельянова, И.В. Шершень // Международная научная школа «Парадигма», - сб. на- уч. ст. Т.5. -Болгария, Варна, 2015. - С. 300-303

20. Козлова Т.А. Народное творчество как средство социализации дошкольников в контексте педагогического краеведения / Т.А. Козлова, Л.А. Жданова // «СОЦИАЛИЗАЦИЯ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ПРОГРЕССИВНЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ XXI ВЕКА: СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Сбор-

ник научных трудов I-ой всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Якутск Чебоксары, 2015. С. 358-361

21. Козлова Т.А. Педагогическое краеведение - интеграция научного знания и практического опыта человека / Т.А. Козлова // Известия Воронежского государственного педагогического университета. -2015. -№ 1. -С. 15-20

22. Кульневич Т.В. Жизнь и деятельность врачей-хирургов /Т.В. Кульневич // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. № 1. С. 23-29

23. Нестерова И.Н. К.Н. Вентцель о задачах нравственного воспитания /И.Н. Нестерова, Н.Н. Кононова // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность : сб.материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза,

2015. - С. 63-67

24. Нестерова И.Н. К.Н. Вентцель о соотношении и взаимообусловленности категорий «образование» и «культура». / И.Н. Нестерова // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом : сб. материалов II Международно-практической конференции. -Новосибирск, 2015. - С. 15-17

25. Неценко О.В. Опыт осмысления педагогического потенциала среды и пространства в гуманитарных науках / О.В. Неценко // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность. -Пенза, 2015. - С. 67-72

26. Неценко О.В. Художественно-культурная среда как ресурс воспитательной деятельности (на материалах современных отечественных гуманитарных исследований) [Электронный ресурс] / О.В. Неценко // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. -2015. -Т. 8, вып. 1: Пространство и время образования. - С. 1-9. - Режим доступа: 2227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.43

27. Неценко О.В. Художественно-культурная среда»: необходимость введения в педагогику / О.В. Неценко // Известия Воронежского государственного педагогического университета. -2015. - № 1. - С. 79-82

28. Реушенко А.А. Воронежская Николаевская женская прогимназия /А.А. Реушенко // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность : материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Пенза, 2015. -С. 81-85

29. Реушенко А.А. Открытие и преобразование женского училища 2-го разряда (Воронежская губерния) / А.А. Реушенко // Психология и педагогика в системе гуманитарного знания : материалы XIV международной научно-практической конференции. - Москва, 2015. - С. 113-119

30. Сырых Т.В. Основные аспекты государственной региональной политики в сфере дополнительного образования детей и организации детского движения / Т.В. Сырых, С.Г. Фёдорова // Вестник Воронежского института высоких технологий. -2015. -№ 14. - С. 248-252

31. Сырых Т.В. Социально – педагогические аспекты работы с молодёжью учреждениях дополнительного образования детей: региональный опыт / Т.В. Сырых // Теория и практика психолого – социальной работы в современном обществе : материалы международной заочной научно- практической конференции. - Арзамас, 2015. -С. 267-272

32. Шакурова М. В. Антропо-характеристики как средство формирования социокультурной идентичности личности / М. В. Шакурова // Вопросы воспитания. - 2015. - Т. № 2. -С. 64-73

33. Шакурова М. В. Воспитательное пространство: опыт структурирования / М. В. Шакурова // Вопросы воспитания. - 2015.- Т. № 1.-С. 62-69

34. Шакурова М. В. Профессиональная адаптация молодых специалистов в контексте профессионально-личностной невостребованности: отдельные концептуальные положения / М. В. Шакурова // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2015. - Т. 266, № 1. -С. 111-114

35. Шакурова М. В. Среда и пространство как ресурс социально-педагогической деятельности / М. В. Шакурова, О. В. Неценко // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе :материалы Международной заочной научно-практической конференции.

Сборник (25 февраля 2015г.). - Арзамас, 2015. - С. 64-71

Социально-педагогическая лаборатория - новая традиция кафедры общей и социальной педагогики

Социально-педагогическая лаборатория –

новая традиция кафедры общей и социальной педагогики

 

28-29 сентября  на базе учебно-оздоровительного комплекса «Спутник»  преподавателями кафедры общей и социальной педагогики ВГПУ для студентов гуманитарного факультета была организована социально-педагогическая лаборатория, в которой приняли участие студенты, обучающиеся по профилю «Психология-социальная педагогика», в том числе и магистранты.

Социально-педагогическая лаборатория – это комплексная форма организации учебно-воспитательного процесса, которая предполагает интенсивное изучение ряда тем практико-ориентированных дисциплин с применением различных инновационных интерактивных технологий.  Данная форма работы используется кафедрой общей и социальной педагогики второй год подряд  и в этом году была организавана в рамках общей темы «Технологии социального воспитания».

Студенты приняли участие в таких мероприятиях как мягкий тренинг «Совместная покупка», историко-педагогической игра на местности «Принцип домино», деловая игра «Педагогический совет», игра по станциям «Арт-терапия в работе социального педагога» и др. Особый интерес вызвали  мастер-классы «Метафорические карты как инструмент в работе социального педагога» и «Мастерство публичного выступения».

Несмотря на прохладную погоду, на лаборатории сложилась очень теплая атмосфера, наполненная оптимизмом и любовью к профессии. Студенты разных курсов и преподаватели кафедры общей и социальной педагогики смогли пообщаться в неформальной обстановке и лучше узнать друг друга! Приятно осознавать, что организация социально-педагогической лаборатории в начале нового учебного года становится хорошей традицией кафедры.